Сразу предупреждаю, ничего не выдумывал, всё как есть. Единственное, что опускаю некоторые компрометирующие меня моменты, вдруг это прочитает мой работодатель (да, я работаю там же). Писать я тоже не мастак, так что скудный слог и постоянные повторения придётся потерпеть, если история заинтересует. В общем погнали.
Жил я малыш двадцатипятилетний, как голь перекатная
Привет! Не знаю как начать писать, если честно, не быть мне Ильфом и Петровом, даже по отдельности. Поэтому не буду вытуживать из себя начальные строки и перейду сразу к событиям. Первая часть будет состоять из пути "в Европу", вторая, собственно, в сам Туркменистан.
Это был мой второй самостоятельный рейс в этой фирме, я устроился водителем-международником и на тот момент возможность пересечь множество границ не виделась мне такой уж обыденной как сейчас. Ехать надо на Мерседесе Актрос МП3 (абсолютно худший грузовой автомобиль в мире), тогда я ничего особо не понимал в специфике работы и прочих тонкостей, зато энтузиазма хоть отбавляй. Задача была доставить негабаритный груз в Польшу, небольшую деревушку Скопов, это где-то рядом с Украиной, около Львова. А таможня назначения была в Швецко (в цирке, для тех, кто знает). Приложу карту, чтобы все понимали какой лихой крюк надо было прокатиться с шириной 2.8
Вся европейская часть дороги была относительно спокойной, но лишь до момента как я приехал на место. Мне не сообщили точные координаты отворотки на выгрузку, а эта местность была горной и с узенькими дорогами, развернуться в случае ошибки попросту негде... И ошибка случилась. Навстречу мне шла ещё одна наша машина, водителю которой эти данные предоставили и он поехал на место, тогда как мне нужно было где-то раскрутиться и поехать в обратном направлении. Я глянул в навигатор, но поблизости не было перекрестков (надо было глянуть ещё чуть выше, но знал бы прикуп...), ехал и выглядывал что-то подходящее. И вот оно! Автобусная остановка, за ней поворот к чьему-то дому, вроде широко, подумал я. План был таков: заезжаю туда передом, вытягиваюсь назад с заломом и еду обратно. Отличный план. Надёжный как швейцарские часы.
Нет.
Повернул направо, начал сдавать назад убирая прицеп влево и случилось непоправимое. Правые ведущие колеса попросту обвалили часть грунта и повисли в воздухе сделав первые шаги в канаву, попутно беспомощно продолжая вращение. Блокировка дифференциала не работает. Ситуация патовая, вперёд не могу, а назад - можно просто лечь в кювет. В этот момент я понял, что сейчас приедет эвакуатор и счёт за его услуги будет такой, что моя карьера закончена толком не начавшись. Пока я думал как выходить из этой ситуации - она вышла сама. Вернее не так. Рядом остановился легковой автомобиль, вышло двое парней, сходу поняли суть проблемы (это трудно было не заметить :) ), попросили подождать и были таковы. Тут же приехал какой-то начальник с фирмы получателя моего груза, на ломаном английском он меня заверил, что всё будет ок, чтобы я не переживал и всё такое. Бац! Из поворота выезжает трактор, те самые двое парней, что остановились в самом начале, объехали мой грузовик, зацепили за буксировочную петлю и вытянули вперёд. После этого я уже нормально развернулся. Отдавал им последние 20 евро, но они не взяли, зато взяли от дядьки-руководителя 100 злотых, пожали всем руки и уехали. Меня сопроводили до места выгрузки, разгрузили и уехали как ни в чем не бывало, забыв отметить документы о получении груза. Правда не отметили не только мне, но и остальным нашим авто, которые приехали ранее. И это была пятница, а значит ожидать печати в накладных предстояло до понедельника :)
Чистый воздух, природа, куча слив на деревьях вдоль дороги и ближайший магазин в 3км пешего хода. Ну чем не отдых?
Обратный груз был из города Блонь (это под Варшавой, очень крупный логистический центр) в... Ашхабад, Туркменистан. Нам тогда платили по 0.12 евроцентов с километра, поэтому сам факт большого пробега меня очень порадовал, но сами эти "в доску" восточные страны - это ну такое себе. Ладно, загрузки не выбирают. Уже загрузившись обнаружил с утра на отбойнике прицепа огрызок яблока, которое оставил ещё в Скопове. 500км проехало со мной :) Собрался выезжать, трогаюсь с места и слышу дикий скрип. Вылез посмотреть, а там прицеп лежит на колесах, почему-то воздух не накачивается в подушки. Еле-еле поднимаю на лапах прицепа машину, залажу под бак и вижу как подушка налезла на стакан. Было очень мало места, поэтому я принимаю ГЕНИАЛЬНОЕ, блин, решение, а почему бы не заправить подушку рукой? Подумано - сделано. Только когда в неё резко пошёл воздух мне зажало три пальца. Один я выдернул относительно быстро, а вот средний и указательный... Признаться, я уже с ними мысленно попрощался. Боль безумная, решил тянуть до конца даже если оторву (именно так я тогда и думал, не шучу) и всё-таки получилось вытащить. Потом ещё болели недели две, ногти все черные были. Фу.
Но мои приключения только начинались.
Добрался до границы, оформился у поляков, захожу в Беларусь: "у вас нет разбивки по кодам, либо пусть делают, либо разворот". А кто ж это сделает в ночью? Никто. Утром на пересменке меня разворачивают. Нейтральной территории у этого перехода нет, поэтому заезжаем назад в Польшу, пресмыкаюсь перед всеми подряд, пускают в круговую (не путать с "по кругу") и снова заезжаю в Беларусь. Нетрудно догадаться, что никто коды не сделал, поэтому вечером снова кружок в польский терминал. Смекнув, что дело может затянуться я пошёл к начальнице смены у польских пограничников, попросил у неё остаться в их терминале "до готовности документов", она разрешила, я там встал в сторонке, чтобы никому не мешать и принялся ждать.
Был вечер четверга. Коды прислали в понедельник в обед. Хорошо хоть ещё в магазин выпускали польские пограничники без всяких лишних вопросов. Хотя однажды ходил в туалет, он на второй половине терминала, на «выездной», и меня там задержали :) Я с собой паспорт не взял, меня там долго журили, но никаких штрафов не выписали. С тех пор без документов даже спину размять не выходил.
В Минске на ремзоне мне слесаря подготовили машину к дальнему бою (до сих пор надо мной шутят) и я двинулся в путь. В Казахстане и уж тем более в Туркменистане я до этого никогда не был, а посмотреть особо и не на что. Степи, верблюды на дорогах, кони бегают поперёк этой же дороги, гаишники с мигалками появляются просто из пустоты (поэтому медленно 70км/ч и самому спокойнее)... Где-то по пути возле Атырау меня поймала польская машина с таджиком за рулём, зовут Муззафар, у него было не самое хорошее левое рулевое колесо и он попросил меня ехать рядом с ним, чтобы если что помочь ему поменять, жаловался на больную спину. В итоге всё у него обошлось, мы доехали до Бейнеу и наши пути разошлись, я поехал на Туркменистан, он через Узбекистан к себе домой. Кстати недавно у него было день рождения, буквально неделю-две назад, я ему звонил и поздравлял.
Ребята заранее меня предупреждали, что последние 100 км дороги после Жанаозена будут совсем плохие и рекомендовали заехать в Фетисово. Это у самого Каспийского моря. Так как был август и ещё тепло, то упустить возможность помочить ноги в море впервые с 2005-ого года - просто кощунство!! Получил чистейший восторг, да ещё и покушал осётра, которого местные браконьеры ловят. Какой же кайф засыпать под шум волн, когда вся машина раскачивается от ветра, ммм...
Встать решил пораньше, где-то в 3-4 часа утра, чтобы добраться до границы как можно раньше. Первые 10-20км от Фетисово были очень даже ничего, правда асфальт кусками выдавлен, будто под дорогой маленькие взрывы. И тут я увидел ЭТО. Фото у меня нет, поэтому просто представьте, как вы поднимаетесь в горку и впереди всё жёлтое от песка с чёткой линией закончившегося асфальта, на котором ехидно написано баллончиком белой краски: "НУ ЧТО, ПРИЕХАЛ?". Приехал. Эти 80 километров я ехал 5 часов. Может даже 6. Дороги просто нет, есть направление. После дождя лучше сразу останавливаться и ждать пока всё высохнет, чем дальше заедешь - тем дороже вытягивать назад. Приложу чужое видео, чтобы вы примерно представляли с чем там надо иметь дело. И такая беда с обоих сторон этого погранперехода, по 60-80км ЭТОГО.
Ладно. Добрался. Граница ещё и не круглосуточная, работает до 18:00, запускают до 17:00, и, так получилось, что я заскочил последним. Оформился у казахов, где меня на рентгене развели по неопытности на 1000 рублей (если это когда-нибудь прочитает тот разводила - желаю, чтобы эта тысяча была потрачена исключительно на таблетки и пусть её тебе не хватит) и во всех окошках ещё рублей на 500. Поехал к туркменам...
Кстати там на нейтральной территории стоят где-то 30-40 ВАЗ2107 серебряного цвета и преспокойно себе гниют. По каким-то причинам автовозы не пустили с этими машинами не пустили в Туркменистан, да и Казахстан назад запретил, так как надо заново делать декларацию, там видать всё было паленое. В итоге машины выгрузили в поле в нейтралке и там они и стоят уже несколько лет.
...Итак, заехал к туркменам. Те сходу озвучили свои ценники, да, там же без взяток вообще ничего не сделать, раздав каждому определенную сумму (на всех вышло +/- 100 долларов), ещё разовая виза стоила почти 160 $ и где-то 400 $ за «дорогу» куда включена ещё и страховка, ну хоть эти платежи официальные. Досмотрели, оформили и выпустили. За мной уже закрыли ворота, было где-то 18:20, смена окончена. Ночью в Туркменистане ездить нельзя, поэтому я дотянулся до моста через пролив Кара-Богаз-Гол и лёг там спать припарковавшись на площадку рядом с КПП. Да, КПП, ведь чтобы проехать через этот мост нужно пройти регистрацию у военных, которые там стоят. По паспорту. Вообще у Туркменов всё везде КПП. Пост ДПС на трассе? Значит шлагбаум и знак "стоп", попробуй только не остановиться. Пост в городе? Всё равно остановись, иначе найдут сотню причин, чтобы ты отдал им деньги. Меня останавливали просто чтобы стрельнуть сигарету. Пару раз я останавливался сам, спрашивал дорогу (в частности около НПЗ, там неочевидно всё, а навигации не было). А так штраф дать, вернее выцыганить взятку, хотят за всё подряд, даже за грязную машину (есть закон, согласно которому в Ашхабад нужно въезжать на чистом авто, но в регионах разводят, мол надо везде на чистой машине ездить). Ладно, выехал на "президентский автобан" от Туркменбаши (Красноводск) до Ашхабада. Там построили широкую дорогу, по 3 полосы в каждую сторону, правда на крайней правой ехать тяжело из-за огромной колейности. Ведь местные грузовики возят воду по 40 тонн, что при такой жаре не оставляет асфальту вообще никаких шансов. Весов тут нет, за габаритами тоже никто не следит. Всем пофиг.
А ещё всем пофиг на ПДД. Представьте, вы едете себе по правой полосе трёхполосной дороги. На встречке тоже три полосы. Между вами отбойник. Вдруг машина перед вами резко перестраивается во вторую полосу и вы видите как в лобовое навстречу едет мопед (они ещё и без шлемов ездят, натягивают мешок на голову с прорезями для глаз) или легковая машина. Просто водителям этих самоходов очень не хочется ехать лишние пару километров до места для разворота и последующего правого поворота. Ему проще выскочить "на встречку" в ближайшей зоне разворота и ехать по крайней полосе, чтобы потом повернуть налево. Жесть. И таких случаев у меня было 3 за день, о последнем я расскажу подробно.
Вся правая часть дороги была закрыта на ремонт, там было много спец.техники и вдруг на дорогу выбежали человек 6, не меньше. Я остановился, думал может нужна помощь, а они начали лезть мне в кабину, ну мол "подвези". Бог с вами, давайте одного довезу, остальные за борт. Сел молодой парень, на русском вообще ни слова. С горем пополам он объяснил мне куда ему надо, поехали. Прошло минут 30, дорога с переменным успехом то левая часть вся закрыта на ремонт, то правая, при этом никого нет, никаких работ не выполняется. Зачем закрывали? Непонятно. Прям как немецкие автобаны. Очередной ремонт, перестраиваюсь на "встречку", то есть в левую проезжую часть и еду по крайней правой своей полосе. И тут прям на меня едет ОН. Легковой автомобиль, не сворачивает, вот прям как будто так и надо. Я мигаю дальним - ноль реакции. Жму на сигнал - авто не бибикает, хотя ещё пару дней назад всё было исправно! Кидаю на нейтраль, жму газ в пол (мерс оооочень громкий, думал хоть так привлеку внимание), начинаю тормозить, но вот водитель легковой свой курс не меняет вообще никак. Я думал было "так может он тоже куда-то свернуть хочет?", начал выходить на вторую полосу чтобы его объехать, и... Он тоже решил, наконец, уйти со встречки в свою полосу. Очень вовремя. Вижу дым из под его колес, жму тормоз в пол и думаю "Ну вот и приехали". Да, единственная мысль в голове была довольно беспонтовой. Результат, так сказать, налицо.
Я максимально возможно взял левее, чтобы он ударил мне в колесо, а не в лоб или вообще улетел под прицеп, иначе водитель легковой скорее всего из неё уже не выбрался. На одной из фото он есть, кстати. От удара у моего авто погнуло раму (!), рулевую балку, поперечную тягу и поломало тяги уровня пола. Плюс протерло радиатор в дальнейшем. У легковой дела немногим, но на мой взгляд она победила.
Пока руководство фирмы решало как содрать деньги с горе-водителя Тойоты, я ещё кучу времени жил в кабине покосившегося Мерседеса, когда на улице +35. В ближайшей гостинице (меня оттянули до поста ДПС возле города Берекет, старое название Казанджик) не было кондиционера и горячей воды, поэтому смысла там оставаться я не видел, дело было не в деньгах.
Пока я отдыхал в машине на себе познал доброту окружающих людей. Ко мне несколько раз подходили водители других грузовых, предлагали сходить с ними в кафе покушать (здание прямо около перекрестка), даже денег давали (отказывался, конечно же), приносили кофе с того же кафе, а ещё уже в первое утро на этой площадке мне принесли арбуз ребята, которые их рядышком продают. И носили каждый день пока я не уехал, просто так дарили. Удивительно.
И раз уж я упоминал о деньгах, то надо об этом написать. Туркменский манат - это такая сферическая единица в вакууме. Официальный курс к доллару - 3.5 маната за 1 USD. На "чёрном рынке" от 15 до 22. Ведь купить доллары в банке придя туда с манатами нельзя. Вообще запрещено иметь валюту как таковую. Да и за бугор туркменов практически не выпускают, поэтому повода выдавать им что-то, кроме манатов, нет. Есть куча банкоматов, но в них нет денег. Есть ограничение на снятие денег, 600 манат в сутки, так что превратить их в баксы даже по заоблачным ценам стараются как можно быстрее. Но за это можно и присесть. Вообще раньше здесь многое было бесплатно. Свет и газ населению, бензин по талонам на 1 тонну в год (именно бензин), сейчас всё это уже отменили и от того бедное население стало ещё беднее. При этом у каждого второго есть авто из ОАЭ. Такой вот парадокс. Объяснить это я не могу.
Ну и напишу немного про связь: сим-карта уже единственного (МТС власти прикрыли без объявления войны) туркменского оператора TM Cell - самая бесполезная вещь в мире, если вам некому звонить. Интернет мало того, что дорогой (как и сама сим-карта, там для иностранцев ценник не то 20, не то 30 $, тогда как для туркмена 5 манат), так не работает огромное количество сайтов и мессенджеров. Ютуб? Нет. Ватсапп? Нет. Вайбер? Не-а. Вконтакте, Одноклассники, даже ЖЖ - догадайтесь сами. Работает только мессенджер IMO и я уверен, что он читается, так что надо быть аккуратным в выражениях.
Ладно, вернёмся к событиям. Сижу в разбитой машине, периодически мне звонят разные дяди из своих кабинетов с кондиционерами и озвучивают вводные, как же мне действовать в сложившейся ситуации. Ничего из этого не подходило под местную специфику, поэтому решение созрело такое:
- мой прицеп везет на выгрузку туркменский тягач
- по пути перетамаживаемся
- выгружаемся
- едем назад
- разбираем мой прицеп до платформы (такая возможность есть)
- краном ставим разбитый тягач на мой же прицеп
- туркменский тягач вывозит меня в Казахстан, Атырау, где меня будут ремонтировать
Звучит неплохо. Выполняем первые 6 пунктов. Заострю внимание на событиях между 2-ым и 3-им. Приехали в Ашхабад на растаможку в терминал, а на рентген не успели (обязательно нужно проходить), он там работает до 20:00, а на следующий день в Туркменистане был день независимости. Парад, выходной, все дела. Так вот, меня как иностранца даже не выпускали с этого терминала в тот день. Шпион, ёк-макарёк. Смотрел в местном отеле по ТВ (там заставляли коня склониться перед президентом, я не шучу). Вечером меня всё же вывезли показать город, но, к сожалению, не осталось фотографий. Придется гуглить вам Ашхабадский аэропорт и бесконечные здания из белого мрамора с абсолютно пустыми улицами.
И ещё был забавный эпизод, когда мне краном ставили тягача на площадку и туркмен сказал мне: «Ты был бы хорошим архитектором», я удивился, спросил: «Почему?», на что получил ответ: «Очень аккуратно всё складываешь». Я там и правда 3 раза все борта перекладывал, можете приглядеться как такелаж лежит аккуратно увязанный на прицепе, на фото чуть выше :)
Продолжу рассказ, но обойду стороной проход границы с, мягко говоря, негабаритным грузом (4.5 высота), много не самых хороших моментов, промотаю и буду подводить ближе к концу. Едем в районе Доссора, я звоню по телефону, который мне дали наши механики, в сервис Мерседеса. Диалог был почти по Тарантино:
- Здравствуйте *машина такая-то, фирма, суть проблемы*
- Да, ваши механики звонили, скинули фото, но мы вас тут не починим, ищите другой сервис.
Класс... Как же здорово, что меня об этом предупредили заранее (нет). Доехали до Атырау, нашли другой сервис, не успел я обсудить всё с местным мастерами туркмен уже отцепил мой прицеп и сказал: "Договор был до Атырау, удачи!" и был таков. В этом сервисе меня тоже никто починить не сможет, максимум снять кабину с рамы, поставить рядом, просто чтобы сцепка была в габарите и едьте куда-нибудь ещё. Созвонились с моим руководством. Дали добро, выслали за мной наш тягач.
Почти свобода, да? Нет. Ведь чтобы снять кабину с рамы нужно открыть окна, продеть чалку и потом после откручивания всего и вся снять её с рамы тягача и поставить рядышком на пол прицепа. Вот только окна уже не закрыть, а гостиницу мне никто не собирался оплачивать (передаю привет своему экспедитору Максиму Ширко, как ты мне был дорог, даже не представляешь, не пожалею рук и времени на привод в милицию, чтобы поздороваться с тобой от души при первой встрече, а то мы так и не пересеклись). Спал в кабине с открытыми окнами, а тогда в Атырау пришли лютые ветра (в принципе тут почти всегда так) и погода +5. На второй день ожидания меня растормошили узбеки, которые делали ремонт в соседнем здании, они выделили мне в своей общаге койко-место, накормили и напоили чаем, ничего не взяли взамен. Я потом к ним приезжал и кучу всяких сладостей привозил.
Позже приехала наша машина. Дядька вытащил меня до Минска, по пути у нас от прицепа отвалились две детали, которые мы нашли, но в остальном без приключений. Так и работаю до сих пор.
Вот как-то так. Через пол-года ездил ещё раз. Меня на границе даже узнали. Там тоже были свои приколы, но эту поездку лучше не рассказывать и вообще забыть как страшный сон :)
Спасибо за внимание!
p.s. С туркменами был забавный момент, когда в Берекете виновник ДТП (Хемран его имя) накрывал мне поляну с друзьями. Я в дороге не пью, хоть и никуда физически эта машина поехать не могла, а они там себе взяли пару бутылок. Сидят четверо, выпивают, благодарят меня, что Хемран вообще живой остался, у него там 5 детей и все дела. Тут наш туркменский представитель, Али, задаёт ровно 1 вопрос: "Вы же все пьёте, кто за рулем поедет?". Один из них держа в левой руке стопку поднимает и правую руку и говорит: "Я", и сразу выпивает. Анекдотичненько. Я сразу понял почему это ДТП вообще совершилось :)
Помню, что во времена челноков европейцам было похерам, если лимиты норм. А на русской границе руклводители групп перевес делали специально, чтоб штраф заплатить. Иначе будут группу во все щели чухать.
Взятки, бич отсталых стран...
А за что заплатить пришлось?
Лучше б они так наркоту искали хорошо, царьки местные)
Компрометирующие моменты
Показать номера на машине
Или ещё что похуже(веселее) было?
Прочитал на одном дыхании, границы - это то ещё веселье
Был в Туркмении пять лет назад, тоже по работе. Эта страна просто феерична. Летал я туда по приглашению, которое мне делали в торгово-промышленной палате Туркменистана, а до этого в визовой поддержке мне отказал не кто-либо, а сам министр здравоохранения Туркменистана! При этом туркмены очень открытые, приветливые и добрые люди. Жаль что власть в Туркменистане уже более 30 лет узурпирована диктаторами, которые делают что хотят и не особо думают о простых людях
Очень крутой рассказ! Живой и какой-то душевный. От вылизанных хипстерских историй уже тошнит. Спасибо!
Интересный рассказ! Я был в Туркмении в 94 году. Это было нечто! Тогда президент был еще Ниязов. В каждом городе его портреты, статуи... а в городе Небит даг (правильно или нет, не помню), вообще основные улицы были названы в честь него. Типа Туркменбаши, спармурада ниязова, и еще его же именем, только по-другому, уже не помню. За хлебом очередь. Две булки на руки. Говядина дефицит, зато верблюжатины куча!
Спасибо за рассказ. Очень интересно. Только я так и не поняла почему случилась авария? 😏
Спасибо... Я родом их Мары, но уже 24 года там не была. Поэтому залипла на Ваш рассказ. Ещё раз спасибо!
А снимай все на регистратор или экшен камеру , в следующий раз (если подвернётся)
Ну, регистраторы пишут не одно большое видео, а много небольших, которые потом удобно вытаскивать на смартфон
Вы не правы! Ильфа Петрова я с таким интересом не читала, как вас. Я прям с вами совершила это путешествие. В машинах ничего не понимаю, все равно оч. интересно. Кстати мои сестра и 2 брата живут в Ашхабаде. Остались после развала СССР, стали гр Туркмении. О бедах гражд. Туркмении знаю не понаслышке. Спасибо за приключ. рассказ. Удачи на дорогах!
Мои родственники живут в Мары но почему-то выезжать не хотят после того когда погостили у нас посмотрели на все и были в шоке от безобразия, объясняя что такой уклад жизни своим детям не желают, как бы какая то камбала от богатой жизни, может они и правы , но и не только они многие другие остались после развала СССР и не стараются выезжать, значит там им хорошо
В друг ты обманывала родственники как обманываешь другими людей. А ты вообще видела город Мерв?
Я тоже жила в Туркменистане. Недавно переехала в Казахстан. Прочитала ваш рассказ, интересно было.
Я правильно понимаю, что зайдя в Рашку ты не вставляешь 2 чип, а едешь по своему и с соблюдением режима труда и отдыха?
Я так понимаю главное в таком рабстве, это зато я езжу через дом?
Чисто для себя, чтобы понять, что движет людьми которые работают в шарагах типа апс, дженти, и т.д.
Да мне плевать куда ты ездил/ смотри-ка Америку открыл/ рассказы про путешествия стар как мир/😄