{"id":891,"title":"\u0414\u0435\u0431\u044e\u0442\u043d\u044b\u0439 \u0430\u043b\u044c\u0431\u043e\u043c \u0431\u0440\u0430\u0442\u0430 \u0411\u0438\u043b\u043b\u0438 \u0410\u0439\u043b\u0438\u0448 \u2014 \u043e \u043b\u044e\u0431\u0432\u0438 \u0438 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u0435 \u043e\u0442\u043c\u0435\u043d\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=891&url=https:\/\/tjournal.ru\/umg\/462096-poslushat-novoe-debyutnyy-albom-brata-billi-aylish-finneasa-o-konnela&placeBit=1&hash=2707e9d0c69f3c387278fe273fb61845d805b4456d6f8db210d40342d34b0f84","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Kamila Kim

Небесные кони (часть четвёртая)

Сегодня в предгорных районах Ферганы можно видеть наскальные рисунки с изображением этой древней породы лошади, которую желал заполучить китайский император. Наиболее известным местом с наскальными рисунками, являющимися памятником знаменитых «небесных коней» Ферганской долины, являются скалы горы Сюрёт-Таш (ар.) сюрёт — изображение, картина, иллюстрация, рисунок, портрет, образ + (кыр.) таш -камень = наскальные рисунки, расположенной в известняковом массиве Орто-Токоя в 8 км от города Оша в западном направлении. На гладких поверхностях этих скал древние люди, жители Даваньского государства, средоточием которого была Ферганская долина, изобразили целый комплекс одиноко стоящих «небесных» коней (более 30 рисунков). Именно так называли тогда знаменитых скакунов, которыми гордилась эта страна. Все эти рисунки выполнены на высоте около 15-16 м от подошвы скалы точечным сколом. Среди них резко выделяются большие изображения двух пар лошадей, вероятнее всего, жеребцов и кобылиц. Их фигуры переданы очень изящно и чётко. Контуры лошадей выцарапаны на камне почти в натуральную величину и закрашены охристым веществом, за тысячелетия не потерявшим яркого цвета. Особенности стиля и техники этих изображений позволили А. Бернштаму связать их с легендой о высокопородных небесных лошадях «тяньма», разводимых в Давани. Это послужило ему поводом к локализации города Эрши, славившегося разведением этой породы лошадей, на городище Мархамат.

Юрий БЕЛЯКОВ

Скопление рисунков коней и высеченных на некоторых камнях жертвенных чаш служило этому ареалу ролью святилища, в котором поклонялись коню и главному божеству — солнцу. Эти культовые обряды свидетельствовали о культе коня в древней Фергане.

Другим наиболее известным памятником с наскальным рисунком даваньских коней является Араванская скала, расположенная на горе Айырмач-Тоо в восточной части села Араван, в 27 км от города Оша. Памятник представляет собой каменную гряду, скалу, на некоторых поверхностях которой высечены наскальные изображения горных козлов, лошади и диких животных.

Наскальные рисунки на горе Айырмач-Тоо Юрий БЕЛЯКОВ

В последние годы местными исследователями Э. Сулаймановым и К. Малтаевым изображение лошади было обнаружено и на горе Сулайман-Тоо. По стилю и технике исполнения оно почти аналогично широко известным изображениям коней на Араванской скале и на Айрымач-Тоо. У этой лошади такое же поджарое тело, высокие стройные ноги, маленькая голова на длинной, плавно изогнутой шее.

Локализация этих памятников указывает на то, что именно эти предгорные районы Ферганы служили центрами коневодства в древности.

Следует отметить, что даваньские кони, несмотря на типичность образа, стилистически сильно отличаются от других изображений. Они выполнены с большим мастерством и точным знанием особенностей животных: с красивыми формами тела, длинными стройными ногами, с сильным крупом. И особое отличие их — маленькая изящная голова на длинной изогнутой шее — как бы передаёт образ действительно высокопородных «небесных» коней.

Из исторических источников известно, что даваньские кони славились быстротой, резвостью и выносливостью. Они участвовали в различных состязаниях и спортивных играх. И не только. Их выращивали и для военных целей. Во время длительных военных походов они могли быть в пути до 60 дней. Среди литературных источников, кроме «Исторических записок (Ши цзи)» китайского путешественника Сыма Цаня, сведения о даваньских конях приводятся в эпосе «Манас», где воспеваются эти несравненные скакуны, не знающие устали.

Продолжение следует ...

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
null