Вниз по кроличьей норе: как я играл в рок-группах и узнал про отечественный андеграунд

Авторский лонгрид с житейскими историями про то, как я играл в группах, познал московский андерграунд, из кого он состоит, как собираются и действуют рок-группы. Также мнение, почему отечественная музыка оставляет желать лучшего.

В закладки
Слушать
Группа Metallica в ранние годы жизни. Справа - Дейв Мастейн, который скоро будет выпиздован и сподвигнут на основание Megadeth.

Вьетнамский флэшбэк № 1: начало

2006-ой. В погожий летний денёк мы с моим приятелем шли к нему зависать на хату и угорать после школы. Тогда, среди болванок с порнухой и видеоиграми я увидел музыкальный MP3-сборник с изображением пылающего черепа, групповой фотографией каких-то эмтивишных неформалов и надписью «Full Collection».

- Что это? - спросил я.

- О! Ща поставлю, ты офигеешь, - сказал мне мой приятель.

Мы включили, и мне просто сорвало башню со звуком открывающейся банки «пепси». Такие резвые, жаренные гитары, риффы, ощущение бесконечного лета, того, что в этой жизни можно всё. Барабаны, пинающие меня, молодого тинейджера, под задницу быстрым козлобитом, который, как позже я выясню, называется «даблтайм» или по академичному, две четверти. Я начал носиться по комнате, трясти башкой, как будто втащил в одно рыло ящик энергетиков.

Это была группа The Offspring.

Песня с альбома Conspiracy Of One 2000 года выпуска.

- Дай погонять! - срочно заявил я, и в тот же день эта штамповка была переписана на жёсткий диск моего компьютера. Эта проклятая болванка станет первым шагом навстречу к моему бесконечному увлечению музыкой, которое останется со мной на долгие годы, если не на всю жизнь.

С этого дня я начал искать. Это такое, знаете, ощущение, когда ты не просто открываешь папку с файлами — ты натурально распаковываешь рождественский подарок, ожидая в нём увидеть (а точнее, даже услышать) то, от чего у тебя загорятся глаза. Я усиленно прочёсывал зарубежную альтернативную эстраду, ездил в магазин «Рок-арсенал», тогда ещё существовавший в Москве на м. Курская, покупал эти дурацкие футболки, оставляющие твои подмышки цветными после первого ношения, покупал палёные DVD-концертники, смотрел, слушал и коряво подпевал.

А затем я попал в тусовку, где есть гитара.

Вьетнамский флэшбек № 2: «возьмите его в группу»

Я тогда ещё не знал особо, чем заниматься в этой жизни. «Да хер знает, пойду курьером поработаю, а там дальше видно будет», думал я. Помню хорошо момент, как мы дежурно бухали на лавочке на детской площадке, и в тусовку пришёл один человек извне. Назовём его Паша. Он был очень эксцентричным, артистичным и повёрнутым на музыке человеком. Носил длинный хаер и вообще, постоянно притягивал на себя внимания публики. Втирал нам за поэзию, литературу и Лед Зеппелин. А ещё он играл в группах, и собирал тогда свою из наших общих друзей. Мой собутыльник Пётр заразился плохим примером и тоже начал собирать группу. Нужен был барабанщик, а его, как водится на рынке российского муз. труда, раз-два и обчёлся.

- А вон, его возьмите, - ткнул в меня Паша пальцем и прихлебнул сиську багбира.

- Меня? - сказал я, охреневший. Я вообще ни на чём не умел играть.

Он тогда ещё не понимал, что обрекает меня на годы боли и страданий, радости, ссор с людьми, лучших моментов в жизни и жёстких попыток пробить лбом непробиваемое. Так или иначе, я попал в свою первую группу.

Типичная структура типичной рок-группы

  • Вокалист. Он же почти всегда — фронтмен коллектива, решающий вопросы, забивающий репетиции на базе, лидер и менеджер. Хороший вокалист — это болтливый, любящий внимание человек. Умеющий выступать на публику и контролировать толпу оратор. Иногда это девочка. У нас вообще групп с женским вокалом очень и очень много. Причём с хорошим женским вокалом. Лично я связываю это с тем, что в детстве в школы пения отдавали девочек. А мальчиков на карате. Ну и биологически тяга у женщин к эмоциональным высказываниям априори проявляется чаще и сильнее. Хороший вокалист-мужчина же - на вес золота, таких крайне мало и затребуют они с тебя много.

  • Гитарист. Их может быть два. Как правило, один играет партии, лежащие в основе композиции, а второй добавляет деталей, наносит, так сказать, штрихи, в которых кроется дьявол, а также играет соло. Типичный пример: Metallica. Но зачастую, в гаражной группе гитарист всегда один, потому что две гитары это больше гемора с отлаживанием звука на репетиции, споры из-за партий и проблемы в совмещении композиции песни.

  • Басист. В анекдотах принято считать басиста самым тупым участником коллектива (гы-гы, четыре струны вместо шести). Но это, разумеется, неправда. Бас нужен, чтобы музыка не была сухой, имела объем и глубину. На моей практике, бас-гитарист это самый неиницативный участник команды, но бывали и обратные случаи.
  • Барабанщик. Так называемый «мотор коллектива», потому что без него ваша музыка никуда не поедет. Никто не будет танцевать в зале, без барабанов музыка превращается в унылые акустические эмо-баллады и перестаёт иметь фундамент. Самый поджарый участник коллектива, потому что больше всех двигается и постоянно таскает всякое тяжёлое говно. Точно так же, как и вокалист, ровно по тем же причинам, хороший барабанщик представляет особую ценность, потому что на гитаре в квартире-то ты попрактикуешься, а вот на барабанах — очень врядли. Самая затратная профессия, инструментов нужно много, и стоят они дорого.

Гитарист Led Zeppelin, Джимми Пейдж пьёт Jack Daniels из горла, потому что может.

Почему играть в рок-группе — это круто?

Первый и самый основополагающий момент в рок-группе: сплочённость. Забудьте всё, что вы знали про корпоративную этику, офисный тимбилдинг, эджайлы и вот эту прочую богомерзкую хрень. Рок-группа — это, своего рода, семья, единство. Такое место, в которое ты приходишь — и тебе там хорошо. И я считаю, плоха та банда, где участники не ценят и не стоят друг за друга. Это — залог успеха любой команды, которая хочет пробиться дальше районного кабака. Вы — родственные души, вас что-то объединяет, связывает. И никакой договор найма этого не даст, вы приходите на репетиционную точку (за которую вы платите свои деньги), все вместе сочиняете и играете там музыку. Вместе нажираетесь, вместе едете в вонючем рейсовом автобусе с тяжёлыми инструментами, если придётся. Общий труд и любимое дело вас сплочает. В таком месте никто вам никогда не скажет: «что за говно ты слушаешь?». Вы это «говно» сами сочиняете и играете, и, если вы действительно этого хотите, всеми силами, насколько это вообще возможно, стараетесь сделать его бриллиантом.

Рок-группа — это конечно же и музыкальная тусовка, к ней примыкающая. Будьте готовы встретить огромное количество самых разных, зачастую довольно неформатно мыслящих людей. Они будут присутствовать на вашей репетиции, вы будете с ними общаться и бухать. Конечно же, будут различного рода девушки, с которыми вы вольны делать всё, что они вам позволят, если вы того захотите.

Рок-группа — это ещё и возможность получить свои пятнадцать минут славы. Постоять на какой-никакой сцене. Самоутвердиться в глазах ваших друзей и заполучить себе имидж романтически настроенного человека, а может даже брутального альфа-самца, если вы играете метал.

Рок-группа — это возможность весело путешествовать по стране. А может даже и по странам. Если вы достаточно продвинулись в вашем деле, то вас зовут (либо вы напрашиваетесь) в какой-либо полусамопальный гастрольный тур. Вы можете даже сами себе его устроить, если позволяет ситуация и материальное состояние. Вы всей группой (а то и всей тусовкой) берёте и загружаетесь в плацкартный вагон или в снятый на время вэн — и едете покорять просторы галактики, играть в аутентичных полуподвальных помещениях, жечь рок и весело проводить время в компании.

Я бы сказал, что при определённом подходе, это полезно для фигуры. Дело в том, что все эти инструменты кое-чего весят. Особенно, какой-либо девятиструнный бас или барабанные инструменты. И кто это всё будет таскать на себе от дома до базы? От дома до клуба? От вокзала до гостиницы? Конечно же вы. Плюс, активная игра на гитаре стоя или сидя за установкой — это порой тот ещё фитнес. Очень часто я выходил из репточки весь мокрый, как мышь.

Минусы

Надо бухать. Группа — это зачастую компания. А музыканты — это зачастую алкаши, которых ещё поискать надо. Как это парадоксально не звучит, хороший, компанейский музыкант, который только и делает, что развивает своё дело — это почти всегда алкаш. Не счесть ситуаций, когда я приходил на репточки, а там либо кто-то лудит за столиком с самого утра, либо кто-то храпит на диване, на столе – пустые бутылки из-под хортицы, а в воздухе стоит соответствующий запах. Если вариться внутри всего этого на трезвую голову — можно кукухой поехать.

Это времязатратно. Не думай, что вот ты освоил три аккорда, выучил «дым над водой» - и всё ты готов к большому плаванью. Тебе придётся нормально так освоить инструмент, приложить огромное количество усилий для полировки навыка, вызубривания песен. Они далеко не всегда лёгкие, и это — ни разу не Guitar Hero. Нет, ну по пьяной лавочке-то ты можешь угореть и в кабаке выступить, играя офисный рок, заставить унывать своих друзей и течь кровь из их ушей. Но кому нужны такие музыканты? Если ты не готов жизнь положить на это, лучше сиди дома.

Это ресурсозатратно. У тебя будут уходить деньги буквально на всё. Оплата репетиций в среднем по 1000-1200 руб за сессию, струны/барабанные палки. В конце концов, музыкальные инструменты. Да, тут важный момент: у нас в странах СНГ нет какого-либо адекватного импортозамещения музыкальных инструментов. По сравнению с тем, что можно достать из Америки, Японии, Германии, наши инструменты либо невероятно дорогие (потому что это кастом), либо это такое дерьмо, что вы этим даже задницу подтереть не захотите. Отсюда, кстати, расхожий стереотип о «голодном музыканте»: гитары, блин, дорогие!

Для воробушков-социофобушков: лучше не суйтесь, серьёзно. Это очевидный пункт. Постоянно какие-то люди, лица. Неспланированные ситуации. Шум инструментов до звона в ушах, шумы рок-клубов, их вибрации, дым, оголтелые толпы пьяных людей, это если не отпугнёт сразу, то очень надоест со временем.

Это сравнительно плохо оплачивается. Для того, чтобы неплохо зарабатывать, нужно попасть в популярный оплачиваемый коллектив. А чтобы туда попасть, нужно очень, я повторяю, очень хорошо играть. Да и попадают туда в основном блатные люди, по знакомству. В среднем, могу ошибаться, но зарплата музыканта в коллективе средней по стране популярности — это где-то 2/3 от зарплаты джуна-программиста. А чтобы разработать хороший навык, нужно порваться на фашистский крест, это годы труда над собой. Как спорт. В музыку до конца идут только самые повёрнутые. Зарабатывают частными преподавателями, сессионно записываясь на студии или в коллективах. То есть, это ещё и нестабильный заработок.

Взлёт и падение, благодать и ярость

Есть такой анекдот: в какой момент начинает разваливаться группа? Когда барабанщик приходит на репетицию и говорит: «У меня есть своя песня, давайте её сыграем».

Так произошло и с нашим первым коллективом. Я благополучно свалил оттуда с осознанием того, что по другому я уже жить не могу. Надо где-то играть. И я пошёл вот сюда.

Главная musicforums.ru

Старейшая в России платформа, где музыканты знакомятся, встречаются, зарабатывают и тратят деньги. Оно выглядит как говно мамонта, не менялось на протяжении, наверное, пятнадцати лет, но до сих пор пользуется спросом. Этот уродский UX из ранних нулевых должен сгореть в аду, и как начинающий веб-разработчик, я бы лично хотел поучаствовать в свержении этого кала в тартарары. Всем сердцем ненавижу этот ресурс, но аналогов ему на данный момент, кажется, до сих пор не существует. Разве что тематические паблики в вк.

Там я нашёл свою вторую группу — и буквально нырнул с головой в кроличью нору. Мы играли приметаленный поп-панк. Постоянные репетиции, новые знакомства, рост навыка игры, даже записи на студии. Первая поездка в Питер. Вторая поездка в Питер. Безумные пьяные вечеринки. И я, трезвый посреди всего этого.

Как я решал этот вопрос?...Скажем так, один из музыкантов группы, ну, работал на кондитерской фабрике. И у него постоянно при себе были конфеты. Всегда и для всех. Конфеты пользовались спросом, и я постоянно отламывал кусочек себе. На период 2010-го я мог приехать на базу, потратив последние деньги на метро и уехать с базы абсолютно, ээээмм, сытым в хлам и довольным. Я заменял этими конфетами бухло, и мне удавалось выживать в таких условиях. Но помогало мне это не всегда и до поры до времени.

Что такое гастроли с группой: три эпизода.

Эпизод 1. Мы выступали в Воронеже, вписались впятнадцатером в трёхкомнатную хату. Пришло время быстро-быстро сдавать её, и кто-то не знал, что делать с бульоном из под пельменей. Позднее я узнал, что какой-то чувак вылил его в морозилку в машинку для приготовления льда.

Эпизод 2. Питер, хата девушки вокалиста. Я сижу в невменяемом состоянии, после одиннадцати часов ночной сидячки «Москва-Питер». Поворачиваю голову налево: вижу абсолютно голого вокалиста нашей группы со стояком, на котором висит банное полотенце. Поворачиваю голову направо: бас-гитарист завернулся в спальный мешок и стал по угару изображать червя, ползая по полу. Тусовка разделила его угар и начала бить его ногами.

Эпизод 3. Плацкарт Москва — Рязань. С нами был депрессивного вида участник дружеской группы, ехавший всю дорогу абсолютно молча. Ночью мы проснулись от какого-то непонятного шума, криков «АХ ТЫ МРАЗЬ!!! ТВАРЬ!!111» и звуков борьбы. Выяснилось, что этот парень пытался выкинуть проводницу из поезда на полном ходу. Чувака ссадили с ментами на следующей остановке.

Одно из выступлений группы Fugazi

Шло время, я начал дико комплексовать, что все бухие, а я — нет. Что меня не зовут на тусовки из-за моей проблемы с печенью, что я не могу даже никому об этом рассказать, потому что я абсолютно точно знал, что проговорятся, и пойдёт дикий слух, что я — заразный. Меня все старались напоить, а я отказывался. Я становился всё более злым на всех и отчасти потому, что мне казалось, что группа не двигается, а работаю в ней один только я, остальные только бухают и пинают болты.

У нас была база. Своя собственная точка в гаражном кооперативе, оплачиваемая одним меценатом из тусовки. В общем, я со всеми поругался, попросил приостановить своё участие в группе, потому что я уже не мог терпеть раздолбайство и безответственный, как мне казалось, подход, плюс мои вкусы поменялись в сторону тяжёлой музыки. Но на эту базу я продолжал ездить, у меня были ключи, я искал на мьюзикфорумсе каких-то музыкантов-одиночек и пытался с ними что-то сколотить.

Я приезжал, как сейчас помню, в абсолютно угашенный помойник, заваленный пивными бутылками, убирал чужой бардак, как служанка, и только потом приводил туда людей. Потому что мне было стыдно перед ними за всё это. Через какое-то время меценат, оплачивавший гараж, узнал, что я якобы «кого-то вожу туда, каких-то баб, накуриваюсь и устраиваю оргии» и в ультимативной форме потребовал «до пятницы чтоб ключи от гаража были у него».

Ну хорошо, подумал я. Меня это выбесило окончательно, в своё время я столько труда вкладывал в эту группу. Я пробивал нам хорошую студию. Я заставлял людей не бездельничать. Нарисовал шикарный на тот момент дизайн для группы ВК. Вкладывался своими средствами, сколько хватало, позволял всем желающим играть на моих инструментах. Я, в конце концов, сочинял музыкальные фишки, я целую песню в группу принёс. И всё, что я получал взамен — это пьянство, какие-то бесконечные рофлы и ноль порядочного отношения и ноль работы над группой.

Я приехал на базу, забрал все свои вещи. Нассал в малый барабан. Оставил записку «братишка, я тебе покушать принёс». Взял одноразовый пластиковый стаканчик. Нассал в него. Поставил стаканчик на крышу гаража и написал меценату: «ключи в стаканчике на крыше, чтоб не украли, забирайте». А ключи выкинул чёрт знает куда.

Естесственно, после этого меня отпинали ногами, этого не могло не произойти. Прямо у моего дома мои бывшие сопартийцы В ПЕРЧАТКАХ (видимо они не знали, что заражение происходит только напрямую через кровь) впятером меня избили, порвали на мне одежду и облили пивом.

А теперь вопрос: жалею ли я о том, что я сделал?

Да. Жалею. И считаю, что был неправ. Хотя и мне был неприятен такой подход, убираться и вообще быть в этом месте, с этими людьми меня никто не заставлял, тем более, что из группы я уже на тот момент ушёл. Я забыл о главном, несмотря ни на что, мне было комфортно и хорошо находиться в среде этих людей, они мне были очень близки духовно и мне было очень тяжело потом найти вторую такую же тусовку. Я годы думал о том, что я просто отвратительно поступил, и что я - абсолютно конченный человек. Я мучился экзистенциальными вопросами, меня накрывали депрессии. В конечном итоге, каждый из нас совершает ошибки, и вот вам — моя. Мне было больше некуда пойти, и я начал поиски заново.

Музыкант GG Allin во время задержания полицией после выступления группы.

Истории про людей: кто такие андеграундные музыканты

Параллельно я в другой банде играл нойз-рок. И это был трэш. Есть даже где-то видеозаписи на «живом тв», может кто сдеанонит-найдёт, мне лень искать. Помните того экстравагантного чувака, Пашу, о котором я рассказывал ранее? Так вот, впоследствии с этим чуваком и с ещё одним парнем, Лёшей, мы где-то год играли охреневший нойз. Мы закидывались энергетиками на базе и играли всю ночь, не спавши. На выступлениях специально ставили дерьмовую, ушатанную гитару, чтобы от неё шёл звуковой фон со сцены. Играли на сцене невпопад, вокалист катался по полу, мы играли, как придётся. Слушали Jeesus Lizard и ели те самые конфеты.

А ещё Паша был невероятный балабол. Он постоянно нам затирал о турах, гастролях, каких-то сказочных интервью с журналом Rolling Stone, продаже дисков в рок-магазинах и прочем. Я уже тогда понимал, что это всё — трэш-шапито, но мне всё равно было интересно узнать чем всё закончится. Он даже угрожал нас убить, если мы покинем коллектив.

Мой бывший друг, как срез хрестоматийного андерграундного рок-музыканта

Отдельно хочу рассказать о Лёше. Лёша был басистом в нашей нойз-группе, а ещё по совместительству бомжом. Его собственная мать выгнала его из дома, когда ему ещё и восемнадцати не было. Я помогал ему по возможности деньгами и едой, вписывал на хате и, вообще, тусовался с ним. Потому что на какой-то момент, он был единственным человеком, который меня понимал.

Когда Лёша не ночевал у меня, он ночевал либо в подъезде своего дома, на техлестнице, либо шнырял по общагам. У него была японская тридцатилетняя бас-гитара, с которой он таскался везде до тех пор, пока холодной зимой он не заснул в подъезде и не проснулся без неё. Однажды в одной из общаг он своими упражнениями на гитаре настолько выбесил гопов-постояльцев, что они его избили и чуть не прирезали. Весь вечер он провёл, запершись в сортире и плача.

Однажды мы репетировали в гараже летом, очень вдохновлённые музыкой и биографией Джи Джи Аллина. В конфетной эйфории Лёша разделся догола, вышел на улицу и обгадил стену соседского гаража. Стоя. И, вы знаете, это было чертовски весело.

Он был невероятный раздолбай, постоянно всё терял, то телефон чуть в автобусе не оставит, то кабель новый от гитары в макдаке посеет. Это было его главной проблемой, из-за этого он постоянно опаздывал на репетиции, либо вообще на них не приезжал. Именно поэтому он не мог найти себе нормальный коллектив.

У него было неоконченное образование филиала бауманки, он любил фанк, питался исключительно макаронами и рисом по акции, потому что не работал, у него никогда не было денег. Он пытался поступить в МКИМ на эстрадный факультет, но не прошёл — что-то не так было с постановкой рук. Он ни в какую не желал зарабатывать деньги обычным трудом. В конце-концов, он уехал на родину в Пермь, поступать в местную музыкалку. Больше я о нём ничего не слышал.

Разумеется, не все музыканты такие. В порядочных группах играют порядочные люди, которые могут и умеют работать, вкладываться, быть ответственными, обязательными и получать результат. Ключевое здесь то, что подавляющее число музыкантов — люди со странностями. Они бывают очень тщеславные, периодически могут ввязываться в интриги и иметь психические проблемы. Музыка для этих людей — отдушина в суровой реальности. Это — эскапизм в чистом виде.

Дальнейший путь

Дальнейший путь был не самый интересный. Трэша не было, было просто общение и некое перенятие опыта. Я пробовался в разные коллективы, где-то я не вывозил по технике, где-то я просто не подходил как человек. Мне даже почти удалось попасть в группу, которая собиралась тогда греть Napalm Death и Extreme Noise Terror. Я общался с человеком, сводившим альбомы Слота и Grizzly Knows No Remorse. Дорога заносила меня ненадолго и на общение с известными в узких кругах людьми, маткорщиками, людьми, сводившими, например, альбомы Пасош, Tsygun, и, чем чёрт не шутит, возможно даже новыми синглами Pussy Riot.

Я не пытался особо ввязываться в серьёзные проекты, отчасти потому, что я не вывозил технически, отчасти потому что мне стрёмно было кидать работу ради туров (я тогда работал в госах, а в госах взять отпуск — далеко не спонтанное занятие), я знал, что в серьёзных проектах мне придётся жёстко плясать под чью-то дудку, учить «суровое музыкальное наследие» группы и так далее, а я наоборот всегда хотел творить своё. И за долгие 8 лет я ни разу не заработал денег на своей игре. Всегда оно было чем-то вроде хобби.

Выступление типичной российской группы, или "почему надо учить материал"

Почему отечественная музыка сосёт на мировой сцене: мнение автора

В России есть такая традиция: проорать западу в задницу, которой он к нам повернулся. Вот эти «Наши ответы Голливуду» и прочее. «Страна будто незрелый подросток, ищущий чьего-то одобрения» - Лошак ©.

Начну сильно издалека. Как сказал один музыкальный промоутер: «в России почему-то популярно то, что ни при каких условиях популярно быть не должно». То есть это всякие кальки на зарубежную попсу, плохой рэп, русский рок, блатной шансон. Если углубиться в историю, то всё сводится к железному занавесу, который отсёк СССР от огромного, гигантского пласта мировой музыкальной школы. Это была джазовая музыка, блюз, так называемый жанр «world music», то есть, этническая музыка мигрантов, привезших её с собой на просторы штатов и Великобритании.

На американской сцене произошло великое смешение кровей, а вместе с ним — смешение музыкальных мировоззрений, методик. Чёрные навсегда изменили музыкальный ландшафт, как бы вы к ним не относились. К сожалению, во времена железного занавеса всё это прошло мимо нас и никак не повлияло на нашу музыку. Вместо этого, в СССР работал партийный госаппарат, цензура и музыканты-академисты, которые, конечно, были допущены к мировой музыкальной школе, но играли строго то, что им скажут. А люди слушали то, что им дают.

При падении занавеса хлынул огромный поток импортного товара в страну, и на сцене было заполнено огромное количество пустующих ниш. В основном музыкантами, которые имели доступ к зарубежной музыке и занимались, фактически, её фарцовкой под русским соусом. В песнях Бориса Гребенщикова вы услышите мотивы Боба Диллана. В Кино — Morrissey и The Cure. В Арии — Iron Maiden, и так далее. Таким образом я заявляю, что русский рок по музыкальной составляющей — это хреновая калька с запада. А людям просто не с чем было сравнить из-за отсутствия бэкграунда мировой музыки, где люди действительно умели играть/петь и сочинять музыку.

Но при этом есть один уникальный момент, о котором я бы хотел сказать.

Далее лирическое отступление. Русские — удивительный народ, готовый простить тебе всё что угодно, если в твоей песне цепляющий за душу текст. Такое мало где есть в таком же виде. Ты можешь быть гнусавым, нефотогеничным русским корейцем, но тебя всё равно будет любить вся страна, если ты поёшь про жизненные, важные вещи. Если твой текст хорошо написан, его растаскают на афоризмы, а после смерти тебе посвятят стену, и даже Дуров не сможет её забрать.

Второй аспект: отечественные музыканты боятся экспериментов. Никто не хочет делать чего-то уникального, своего, все хотят делать «как там». Если вы прямо сейчас пройдётесь по известным отечественным командам (особенно в тяжёлой музыке), вы услышите безусловно хорошую музыку, но если вы приглядитесь, вы поймёте, что всё это — сугубо вторичный продукт по отношению к тому же американскому. У них там своего говна навалом, зачем им ещё и наше. Притом, что за рубежом пробиваются какие-то уникальные персонажи, причём как раз-таки имеющие русский колорит: Gogol Bordello, Red Elvises, популярная фолк-метал группа Arkona, даже Little Big стартовали с пародийным «русским» клипом Everyday I’m Drinking.

Из плюсов, отмечу, что из России и стран СНГ неплохо расходится ещё и русская хтонь. Как и жители других восточноевропейских стран, русские — мастера уныния, боли, безысходности, непреодолимой тоски. То есть это такие жанры, как: блэк, пэйган, сладж, пост-метал, всё это очень хорошо культивируется и продаётся за рубеж, в основном в европу. Если вы откроете афишу, например, такого фестиваля, как Waken Open Air, наверняка найдёте там парочку русскоязычных групп.

Отсюда вытекает следующий субъективный аспект: очень суженные, как мне кажется, жанровые рамки в слаборазвитой индустрии. Говорю за московскую сцену: очень длительный период в начале-середине десятых я не мог найти хорошую группу, в которой не хотели играть эту самую хтонь, всякие разные пост-жанры, либо что-то невероятно сложное и тяжёлое, экстрим-метал, гринду, и прочие «маргинальные» жанры.

Аспект №4, прагматичный. Дороговизна музыкальных инструментов и невозможность практиковаться дома без геморроя. Америка, как мы знаем, страна одноэтажная. А в каждом таком одноэтажном доме обязательно есть подвал, использующийся, в основном, в качестве домашней прачечной либо…иногда репетиционной точки. Ты можешь поставить туда барабаны, гитарный усилитель и лабать там с другом в своё удовольствие. Никакого унижения в советских хрущёвках со стенами из говна и пыли, никакой сосед не придёт к тебе стучать в дверь, чтобы дать по роже. А теперь прибавьте этот факт к тому, что почти все самые лучшие музыкальные инструменты производятся в Америке.

Послесловие

Сейчас я уже лет так пять нигде не играю, практически не выпиваю и уж тем более не потребляю. Я ни разу не пожалел о том, через что я прошёл, ведь это очень укрепило мою силу воли, расширило мой музыкальный кругозор и свело с людьми, с которыми в других обстоятельствах я не познакомился бы никогда. Кто-то из них даже вытаскивал меня из крупной депрессии, помогал материально. Каждому я очень признателен. Возможно, когда нибудь, я туда вернусь.

Длинные тексты на любые темы: реальные события из прошлого, собственные репортажи, детективные истории и расследования
{ "author_name": "Swamp Thing", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 71, "likes": 74, "favorites": 95, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 211984, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 14 Sep 2020 20:59:52 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
71 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Верный микроскоп

14

Текст огонь, в отличие от большинства русской музыки, спасибо.

Ответить
1 комментарий
12

Хуевый музыкант (прости) веселился с обрыганами, ссал в барабаны и жужжал нойзятину, но говно почему-то — музыка в России. Ну окей ¯\_(ツ)_/¯

Ответить

Неправильный дым

Марина
1

в россии есть неплохая музыка. но на мировой арене она, по большей части, никому не нужна. увы.

Ответить
7

Тот момент, когда в России перестали пытаться делать музыку «для мировой арены» это вообще лучшее, что случилось с отечественной музыкой. Да, остались чуваки вроде Little Big, ориентированные за границу, но они это делают исключительно чтобы заработать бабла, а не из-за подростковых комплексов «мы умеем не хуже». Новая волна из них, к счастью, уже выросла и больше не пытается записывать симфорок с лондонским оркестром, как Валерия, кек.

Ответить

Неправильный дым

Марина
0

примеры?

Ответить
–1

Примеры чего? Современной музыки? Ты троллишь штоле?

Ответить

Неправильный дым

Марина
3

по-моему ты троллишь, мне нужны примеры из из твоего опыта.

пока что всё что я читаю, это какое-то бездоказательное кукареканье, у тебя самой на странице запощен клип касты, а у одного из тех, кто тебя лайкнул - обзор на крайний альбом ивана дорна (который полностью ориентирован на запад). и такой человек мне чё-то пиздит за "хорошую российскую музыку, не ориентированную на запад")))

Ответить
3

Основная проблема твоей риторики в том, что ты требуешь, чтобы тебе что-то доказывали, причём с позиции «хорошей» музыки. Но фишка в том, что ты оцениваешь музыку с позиции своих ограниченных музыкальных познаний, то есть внутри шаблона «нравится - не нравится», а как только выходишь за них, то у тебя сразу начинается каша вида «джаз, блюз и world music», у тебя African roots меняют мир, а немытая Россия стоит бедная в стороне. Правда, в той же стороне стоит хогаку, хиндустани, пара миллиардов китайцев и прочие музыкальные традиции, вообще не изменившиеся и ничуть не потерявшие от этого. Смысловой затык твоей позиции в том, что ты воспринимаешь музыку вне культурного контекста. Ты вырос в то время, когда все музыканты вокруг тебя подражали западной популярной музыке и до сих пор воспринимаешь действительность с позиции «где мои русские зе куре?», а мир давно убежал дальше. В сегодняшней реальности одновременно существуют Тувинский народный ансамбль горлового пения, dirty Ramirez, Машка Теряева, Кирилл Рихтер, какие-нибудь Shortparis и прочие Монеточки, они все делают музыку «сюда», вот в этот конкретный момент и про то, что вокруг. И группа Воровайки, кстати, тоже. Да-да, тот самый шансон, который ты презираешь, это же интереснейшая штука, настоящая исповедь нации. Просто твой культурный пласт не пересекается с их пластом. Музыки не существует в отрыве от общества и культуры, ее ценность всегда условна, поэтому в твоей личной культуре никогда не будет хорошей отечественной музыки только потому, что тебе нужна не отечественная музыка, а та, зарубежная, но сыгранная здесь, местными. То есть, это твоя личная тюрьма, родной.

Ответить

Неправильный дым

Марина
3

это всё бред сивой кобылы с точки зрения музыкальной индустрии, в которой задают тренд не тувинские ансамбли и даже не воровайки. существуют общепринятые традиции и понятия, сложившиеся за долгое время существования индустрии и диктующие реальность. и я рассуждаю, именно отталкиваясь от неё. твой выбор с этой позицией не соглашаться, быть гражданином мира и слушать всё что угодно, но пожалуйста, не втирай мне свою позицию.

музыку надо делать не для русских, не для китайцев, а для людей. для людей, понимаешь? именно поэтому запад настолько сильно преуспел в этом. особенно америка, в которой традиционно намешано разных народов, как в салате.

дешевые панчлайны про тюрьму можешь подарить жене энди картрайта. а позиция "мы играем для себя" была актуальна лишь только для егорушки летова, и то для него одного наверное.

Ответить
0

это всё бред сивой кобылы с точки зрения музыкальной индустрии

Нене, погоди. С точки зрения индустрии музыка, это продукт. И если продукт продается, значит, все хорошо. Лет 20 рынок был под пяткой Айзеншписоподобных продюсеров, и сейчас каждое выступление группы типа «Олег Мусор» это надежда на то, что ландшафт изменится. Но. Продукт все еще остается продуктом. И если ты хочешь сравнить размеры рынка, количество игроков и разнообразие продукта, то прости, на западе рынок формировался сотню с лишним лет, наш же еще в возраст Христа не вошел. 

пожалуйста, не втирай мне свою позицию

То есть, тебе можно втирать свою позицию, а в тебя втирать нельзя? Забавно.

музыку надо делать не для русских, не для китайцев, а для людей

Еще раз. Не бывает музыки для людей. Бывает музыка для культурного слоя. Если бы ты чуть-чуть углубился в тематику, то давно бы об этом узнал. Загляни в историю музыкальных школ. Дэвида Бирна почитай в конце-концов. Вытащи голову из песка.

Ответить

Неправильный дым

Марина
1

на западе рынок формировался сотню с лишним лет, наш же еще в возраст Христа не вошел.

ну так а почему? собственно по мной вышеописанной причине он такой и есть, я об этом и говорил.

То есть, тебе можно втирать свою позицию, а в тебя втирать нельзя? Забавно.

там в заголовке крупным жирным шрифтом, специально для тебя написано: "мнение автора". ты первая стриггерилась в коментах.

Не бывает музыки для людей. Бывает музыка для культурного слоя.

у тебя хрупкие аргументы, разбивающиеся о мультиплатиновые продажи любой успешной западной группы, чьи пластинки распроданы по всему миру. что ж это, они перед записью кругосветку ебанули и изучили, как кто живёт?

Ответить
0

ну так а почему?

Что почему? Почему он молодой? Ты путаешь музыкальную культуру и рынок, вообще их не различаешь.

там в заголовке крупным жирным шрифтом, специально для тебя написано: "мнение автора".

Ты первый день в интернете? Какая разница, что в твоем заголовке, это секция комментариев, добро пожаловать.

мультиплатиновые продажи любой успешной западной группы

Окей, попробую еще раз. Мультиплатиновая группа продает пластинки для тех людей, которые смотрят то же кино, одеваются в ту же одежду, читают те же книги, обсуждают те же жизненные события и, зачастую, говорят на языке того же семейства, что и эта группа. Поэтому твои родители слушают условную Аббу, твоя бабка слушала Утесова, а твой племянник будет слушать Гигл-шмигла и все они не будут слушать и понимать музыку друг-друга. Ровно так же, как в Индии не слушают Ричарда Дивайна, в Камбодже не слушают академ,  а в Китае не слушают джаз. Миллиарды людей слушают такое, что ты вообще никогда не будешь слушать, и наборот. А сейчас ты слушаешь то, что твои предки не сочли бы за музыку в принципе. Почитай отзывы в прессе о джазе в 20х. Это настолько, блин, очевидно, что вообще сложно представить человека, который может написать портянку про музыку и не знает самых ее, блядь, основ. Кого почитать про музыку — есть в комменте выше.

Ответить

Неправильный дым

Марина
2

да, вот только почему-то 

Что почему? Почему он молодой? Ты путаешь музыкальную культуру и рынок, вообще их не различаешь.

я ничего не путаю, я сужу с позиции рынка и считаю её доминантной над позицией культуры в реальных, прозаических условиях.

я сужу на основе вещей, очевидных всем и каждому. я ещё раз повторяю, если это ещё до тебя не дошло, мне абсолютно плевать, что слушают в Китае, в Камбоджи и других локальных местах. китайцы и индусы не ездят по миру и не собирают кассу в отличие от американцев, англичан и европейцев.

Ты первый день в интернете? Какая разница, что в твоем заголовке, это секция комментариев, добро пожаловать.

спасибо. ты могла бы зайти в комментарии с вменяемым и конструктивным комментарием. но вместо этого ты оскорбляешь человека, называешь его "хуевым музыкантом" за то, в чём и с кем он участвовал, вообще по ходу не одупляя, как живут и что из себя представляют некоторые довольно значимые музыкальные тусовки в этой стране, что-то кудахчешь, кидаешься в лицо не имеющими никакого отношения к тексту фактами про музыкальную культуру, при этом путая мягкое и тёплое. спасибо за потуги, дальше мне уже не интересна эта беседа. 

Ответить
–1

я сужу с позиции рынка и считаю её доминантной над позицией культуры

Но ведь именно культура формирует рынок:) Понятно, что процесс цикличен, но тем не менее. Не говоря уже о том, что ты ничего о рынке не знаешь, не был внутри и смотришь с позиции гаражного музыканта. Как ты вообще можешь рассуждать о рынке, если не принимал участия в создании коммерческого продукта? Ты с продюсерами работал? Хотя бы уровня «Кружев».

но вместо этого ты оскорбляешь человека, называешь его "хуевым музыкантом", за то, в чём и с кем он участвовал

При чем здесь то, за что ты участвуешь? Исключительно за видео с плавающим ритмом и деревянной работой кистями с участием предплечий, которое ты почему-то снес.
Ты выкатил критику на музыку в стране, тебе выкатили критику на технику, в чем проблема? Почему ты порвался-то? 

кидаешься в лицо не имеющими никакого отношения к тексту фактами про музыкальную культуру, при этом путая мягкое и тёплое.

Не то, чтобы от тебя ожидалась какая-то аргументация, но все же печально, что тебя так задела ремарка про музыканта, что ты просто выключил мыслительный процесс. А зря, учиться никогда не поздно.

Ответить

Неправильный дым

Марина
0

всего доброго

Ответить
0

Вся современная РФ музыка - "лучшее, что случилось с отечественной музыкой"? Если нет, то примеры того, что подходит под твой абзац.

Ответить

Образованный Влад

Марина
0

Я человек совершенно не интересующицся музыкальной индустрией знаю больше одной группы литл биг ориентированной не только на рос рынок и успешно дающих концерты взаграницах.

Ответить
0

так и ты не на мировой арене

Ответить

Неправильный дым

пепси
1

да, я не на мировой арене. я на тэжэ.

Ответить

Неправильный дым

Неправильный
0

это было моё субъективное мнение на основе того, что я видел и с чем столкнулся. можешь ему не доверять.

Ответить

Разный историк

11

Бля, ностальгия накатила.
Флешбеки. Ночные репы, репы 1 января, жесткие бухычи, пьяные концерты сборной солянки в самые неликвидные дни, вонючие гримерки.
Пиздец.
И блять бесконечные траты на ВСЕ.

Зато телки вешались. На груди автографы оставлял. Записывался у гитариста Димы Маликова. Играл и стали лучшими друзьями с бывшим гитаристом Штайнкопф.

Сука, как же было охуенно!!!!!

Ответить
6

Рок-музыка в России это не способ заработать, это способ красиво потратить.

Ответить

Верный микроскоп

4

После твоего лонгрида почему-то вспомнил это.

Ответить

Неправильный дым

Верный
1

бля, это чувак из WIldways, понял)

Ответить

Неправильный дым

Верный
0

slav squat

Ответить
4

Неожиданно очень годный текст, от души.
И про русский депрессняк и бессмысленное подражание.
*Плюсик заслужил еще на Оффсприн.
Из русского Восьмого очень люблю

Ответить

Аналогичный щит

3

Так и не понял, какое отношение имеют фотографии всяких культовых чуваков к твоим говнарьским приключениям.

Ответить

Неправильный дым

Аналогичный
0

Не стал показывать в целях сохранения анонимности людей.

Ответить
2

Почему отечественная музыка сосёт жопу на мировой сцене

Кмк не вся, среди всякой электронщины вроде + - норм. И даже приглашают на приличные фесты.

Ответить

Неправильный дым

Алиса
2

Ну это капля в море, сама понимаешь. Этого мало для "мирового господства". Англосаксонские страны сделали неоценимый вклад в музыку, фактически придумав её заново.

От себя скажу, что самая музыкально продвинутая страна в Европе, по моему мнению, Швеция -  Roxette, ABBA, Ace of Base, Europe, Army of Lovers, The Cardigans, электронщик Basshunter, тяжёлые группы, вроде Meshuggah и Refused - всё это шведские коллективы.

Ответить

Неправильный дым

Неправильный
1

а в СНГ всё таки украинцы

Ответить
0

электронщик Basshunter

ну у него только https://www.youtube.com/watch?v=12vh55_1ul8 мемное и всё

что самая музыкально продвинутая страна в Европе, по моему мнению, Швеция

Вряд ли. Там и фестивалей крупных вроде нет. Плюс у тебя какие-то древние примеры времён палеозоя.

Ответить

Неправильный дым

Алиса
0

древние примеры времён палеозоя.

музыка не стареет

Ответить
2

Какой насыщенный лонгрид, воу. Столько событий, офигеть, месть с ссанками доставила. Забираю в подборку лучших пользовательских текстов сайта за две недели)
Я заменял этими конфетами бухло

Жиза, я так постоянно делаю, не люблю алкашку 

Послушала твой кавер - очень зашло, оригинал добавила, еще взгрустнула: вспомнила, как брала уроки игры на барабанах, но бросила. Барабаны - мощь. 

Ответить

Неправильный дым

alien
1

почему-то думал, что как раз тебя от этого поворотит)

в любом случае, спасибо!

Ответить
0

Блин, сейчас сижу, пишу подборку текстов на завтра, на репите слушала тот трек из твоего кавера Stormzy - Cold, хотя не особо люблю реп. Включила другие его треки и внезапно в тексте слышу это. Лол, я ж тут живу! Слишком редкая страна для упоминания в музыке, но тут совпало. 

Ответить

Неправильный дым

alien
1

Stormzy это очень хороший пример британского грайма.

можешь смело слушать весь альбом Gang Signs & Prayer, откуда эта песня

Ответить

Неправильный дым

alien
0

ты живёшь в Катаре? ничоси

как занесло?

Ответить
0

Лонгрид уже на подходе) Если кратко: уехала по работе, живу три года, не рекомендую. 

Ответить
2

господи, как же это все знакомо.

год назад как-то опять все это засосало, тепреь решил научиться на ударных играть. 

Ответить

Неправильный дым

sf
1

лучше сразу к преподу иди, чтобы не запороть постановку рук на долгие годы, как это было со мной.

Ответить
2

Минусы

Надо бухать.

Тебе ещё повезло, что в рок-музыку, а не в электронику сунулся. Я бы тоже рассказал пару историй про треш и угар, но в это КоАП статья 6.13 получится.

Ответить
2

Талантливо написано, живо и весело, очень задорно. Прям передал атмосферу, эмоции, круто

Ответить
1

Нормально стучишь) Понятно, что у тебя нет фотографий из тех времен, но мне кажется, не варик замещать твои радужные воспоминания чужими фотками, лучше, наверно, было бы без них. Кстати, это типичная реакция на риффы офспринга - я как-то увидел по мтв клип претти флай - просто мгновенно влюбился именно в звучание гитар

Ответить

Неправильный дым

Stas
2

спасибо, фотки не стал показывать в целях сохранения анонимности людей.

Ответить
1

Плант был и есть вокалист, а гитарист в цеппелине был Пейдж.

Ответить

Неправильный дым

Artur
2

емое, спасибо большое, исправил

Ответить
1

Очень хорошо написано! Сам люблю старую школу. Это группы как: Pink Floyd, Led Zeppelin, Deep Purple и еще +30-40 групп 60-ых - 80-ых. Очень приятно читать подобные историй.

Ответить
1

Восточная мудрость: каждый находит лишь то, что он ищет. В целом автор прав: 95%, если не более, русского андеграунда, ужасное Г. Но бывают и самородки 1 к 100, а то и к 1000 и 10000. Причем в глухой провинции даже. Есть ремесленники, но там Г такое же. Разве что технарей гораздо больше и раздолбаев гораздо меньше. А вот в том, что совсем никого нет, - автор не прав. На западе тоже самородков не много. Большинство -  такие же как у нас г..делы. Причина же того, что на большой эстраде и ящике/радиве одно оно, - совсем другая. Политическая и социальная. лучший путь все же ремесловый на каверах. Так пробивались мои одногодки в 80-90х. Так можно делать и сейчас. И бабло есть и свой репертуар можно потихоньку подмешивать.

Ответить
1

Секс, наркотики и рок-н-ролл))

Ответить
0

Вот ты и задеанонился , спидозник

Ответить

Неправильный дым

Оксана
1

ура-ура, в жопе дыра.

Ответить
1

ладно, можешь и мои потуги заценить 

Ответить

Неправильный дым

Оксана
1

очень неплохо, но как тебе удалось сменить пол?

Ответить
2

чудеса медицины 

Ответить

Неправильный дым

Оксана
1

жду лонгрид!

Ответить

Заслуженный

Оксана
0

Уважаемый, Марк Макаров, зачем ты на портале косишь под тяночку? А играешь очень неплохо

Ответить

Заслуженный

Оксана
0

Зачем публикацию удалил?

Ответить
0

Как кисти не болят, а? Такие быстрые движения рук

Ответить

Неправильный дым

Олеся
1

во-первых, отскок палки от поверхности, работает примерно как в баскетболе с ведением мяча

во-вторых, в совсем быстрых темпах ты помогаешь себе пальцами, а кисть практически не участвует в игре. пальцами можно невероятно дикие скорости развивать.

Ответить
0

главная проблема музыки в россии

Ответить

Неправильный дым

Roma
0

всё верно

Ответить
0

Мемуары Motley Crue в миниатюре. )

Ответить
0

 Щас бы ныть как сложно было в 2006 году, когда у каждого гитариста был Guitar Pro с миллионами табулатур и диски с видео-уроками известных гитаристов. И гитары дорогие ага.
Как насчёт отправиться в 2001, где гитару можно было купить только в трёх с половиной музторгах за дохрена или в газете "из рук в руки"? Про ибей и забугорный кастом уж вообще молчу, ни по деньгам ни по логистике такое достать было нереально. Вот тогда был хардкор и безнадёга.

Ответить

Неправильный дым

Илья
0

а где я писал, что было сложно, потому что "чего-то не хватало"?

я написал, что инструменты дорогие, и они действительно дорогие, по 40 косарей за хорошую гитару + примочки

Ответить
0

Ну не правда. До 2009 года цены были вполне божеские. Я свою LTD400 брал за 20к, гитара топ.
Самая жопа - быть барабанщиком, тарелки - по сути расходник. А стоят нормальные по 5-10к. Ну и палочки живут меньше медиаторов а стоят в 10 раз дороже

Ответить

Неправильный дым

Илья
0

насколько я помню, под маркой LTD никогда не было много хороших гитар, это скорее бюджетный сегмент. "топ-гитары" это Gibson, Fender, Shecter, Charvel, Music Man, Warwick, Mayonaise. хотя за двадцатку наверное нормальная гитара должна быть.

Ответить
0

Это не кастом естественно, но уровень далеко не бюджет. Сейчас такие вообще под 50к стоят. Шектер вообще из той же оперы абсолютно. LTD это бюджет версия ESP.

Ответить
–1

А мне кажется, дружище, что ты очень поверхностен в отношение российской музыки. Если почитать воспоминания каких-нибудь групп, типа "Молотов Коктейль", то тебе станет понятно, что для музыкантов того периода поиск интересной и качественной музыки стоял во главе угла, отсюда и увлечение советских музыкантов британским пост-панком и нью-вейвом. Это, в свою очередь, породило просто гигантский пласт групп, игравших в этом направлении. Ради интереса послушай "Промышленную Архитектуру", вышеупомянутый "Молотов Коктейль", "Телевизор", "Центр", "Дурное влияние", "Апрельский Марш", и, возможно, ты услышишь, что это не просто калька с зарубежных групп, а очень самостоятельные команды, которым удалось совместить ИХ звучание и, с позволения сказать, наш, отечественный колорит.
Современной отечественной музыки принципиально не касаюсь - это просто очко.

Ответить
Обсуждаемое
Интернет
Утекло ЦП сына Байдена
В интернете появилось видео с ноутбука Хантера Байдена (сын Джо Байдена). В них он употребляет большое количество наркотиков и занимается сексом с (вроде бы уже подтвердили) своей племянницей Natalie Biden, а на момент съёмки ей было 14 лет. Также из сливов с ноутбука стало известно, что Хантер любит играть в League of Legends.
Новости
Экзитпол: легализацию медицинской марихуаны поддержали 70% украинцев, явка — 36%
Против легализации для снижения боли у тяжелобольных выступил каждый четвёртый опрошенный.
Разборы
В Белоруссии началась общенациональная забастовка. Первый день — это марши, жёсткие задержания и угрозы увольнений
К бойкоту присоединились сотрудники заводов, айтишники, студенты и пенсионеры.
Популярное за три дня
Истории
«Мафиозная организация»: как удержать диктатуру вопреки давлению оппозиции и других стран — на примере Венесуэлы
На чём строится диктатура президента «рабочего класса», от которой массово бегут граждане страны.
Новости
В Польше массово заблокировали дороги в знак протеста против запрета на аборты
Массовые акции протеста продолжаются уже пятый день.
Кино и сериалы
Саша Барон Коэн и его альтер-эго: чем уникален создатель Бората, Бруно и Али Джи
И почему автор только что вышедшего «Бората 2» привлекает такое внимание общественности.

Комментарии

null