Истории
Игорь Николаев

Лекарство против хищников: как в мире используют химическую кастрацию педофилов, и кто выступает за её отмену

Инъекции и таблетки успешно защищают детей от растлителей, но специалисты считают, что вреда от них больше, чем пользы.

Индийские студенты на митинге за химическую кастрацию педофилов, 16 апреля 2018 года Фото Reuters

После каждого громкого изнасилования или убийства ребёнка обостряется вопрос о том, как бороться с педофилами-рецидивистами. Тюрьма не всегда исправляет растлителей, а прежние методы вроде хирургической кастрации признаны негуманными. В качестве альтернативы в Европе, США, России и Азии всё большую популярность обретает химическая кастрация.

Статистика говорит, что химическое лечение педофилов – эффективный способ защиты детей, который сокращает уровень рецидивов среди педофилов. Но психологи, юристы и правозащитники уверены, что от химической кастрации надо отказаться. По их мнению, этот метод не решает проблему, а усугубляет её, а педофилы вместо полноценного лечения получают лишь риск развития инсультов и инфарктов.

Без скальпеля и наркоза: как химическая кастрация пришла на смену хирургической операции

Химическая кастрация подразумевает употребление в форме инъекций или таблеток специальных препаратов, лишающих человека возможности заниматься сексом. Обычно речь идёт об анафродизиакальных средствах, понижающих либидо или сексуальную активность. Фактически это одна из разновидностей гормональной терапии.

Препарат заставляет мозг поверить, что в организме уже достаточно тестостерона (хотя это не так), и он останавливает его выработку. Постепенно уровень тестостерона в теле сокращается до уровня неполовозрелого мужчины. Эффект лечения завершается почти сразу после прекращения приёма веществ, и уровень тестостерона вскоре приходит в норму.

В мире практикуются два варианта лечения педофилов при помощи химии. Первый подразумевает обязательное проведение кастрации для насильников и применяется в Польше, Эстонии, США и других странах. В большинстве же стран, в том числе в Великобритании, Германии, Франции, России и прочих, химическую кастрацию проводят лишь с согласия самого растлителя, и часто процедуру выполняют в обмен на досрочное освобождение преступника из тюрьмы.

Химическая кастрация как метод лечения педофилии пришла на смену более жестокой и необратимой физической кастрации. Такое наказание применялось ещё в древности и не всегда было связано с педофилией. Многие племена кастрировали солдат побеждённых войск лишь за то, что те осмелились быть их врагами. В 19 веке в США чёрных кастрировали за секс с белыми женщинами.

В 1929 году Дания стала первой европейской страной, официально узаконившей хирургическую кастрацию. Тогда она применялась при уголовном наказании не только педофилов, но и насильников, геев и других преступников на сексуальной почве. Эта кастрация была добровольной и не применялась принудительно. В 1930-1940-е аналогичные законы приняли в Третьем Рейхе и странах Северной Европы – Норвегии, Финляндии, Швеции, Исландии, Латвии и Эстонии (в двух последних странах кастрацию перестали применять после вступления в состав СССР).

Строительство рижского Дворца правосудия, где выносились приговоры в том числе и насильникам, 4 декабря 1936 года Фото Zudusī Latvija

В 1944 году в мире впервые провели химическую кастрацию, используя препарат диэтилстильбэстрол для снижения мужского тестостерона. В 1960-е на Западе начались первые исследования того, что химическая кастрация может использоваться в борьбе против педофилов. Тогда же врачи в ФРГ начали прописывать антиандрогены для мужчин-парафиликов (извращенцев), чтобы остановить их девиантное поведение.

В 1958 году в США для подавления сексуальной активности у мужчин впервые использовали препарат депо-провера, синтезированный четырьмя годами ранее для лечения гинекологических болезней у женщин. Его эффективность неоднократно доказывалась научно. В 1966 году это лекарство в США удачно ввели педофилу-трансвеститу, насиловавшему собственного шестилетнего сына.

Изначально химическая кастрация в США была обязательной лишь для рецидивистов и серийных убийц, всем остальным её проводили в добровольном порядке. В американском обществе устоялось мнение, что педофил, регулярно принимающий препараты для подавления либидо, уже не опасен для общества.

29 июля 1994 года в Нью-Джерси педофил-рецидивист Джесси Тиммендекас, пройдя экспериментальный курс лечения для ослабления сексуального влечения, изнасиловал и задушил 7-летнюю Меган Канки. После этого в США ужесточили правила применения химической кастрации и облегчили обществу доступ к информации о растлителях детей.

Джесси Тиммендекас на суде, 20 мая 1997 года Фото Associated Press

18 сентября 1996 года Калифорния стала первым штатом США, разрешившим химическую кастрацию для педофилов, освобождающихся из тюрьмы. Это вызвало немало споров в американском обществе, но вскоре ещё несколько штатов утвердили такие же законы.

Принудительная кастрация в той или иной форме применяется в десяти штатах — Калифорнии, Джорджии, Луизиане, Орегоне, Висконсине, Флориде, Айове, Монтане, Алабаме, Техасе (в последнем с согласия педофила применяется не только химическая, но и хирургическая кастрация. С 1997 года процедуру прошли трое насильников).

Плакат, уведомляющий об отсутствии педофилов в городе Вапелло, штат Айова

В Европе на первых порах химическая кастрация часто использовалась для лечения гомосексуализма. В 1952 году эту процедуру перенёс известный британский математик Алан Тьюринг. Два года спустя он погиб при загадочных обстоятельствах (по официальной версии, учёный покончил с собой).

Сегодня педофилов химически кастрируют в большинстве развитых западных стран – Великобритании, Израиле, Канаде, Франции и других. Повсюду применяются разные препараты. Во Франции и прочих европейских странах педофилам ежемесячно вкалывают леупролелин или выдают ацетат ципротерона, а в Израиле активно используют декапептил. Сравнить их между собой сложно, так как в каждой стране обычно разрешён к использованию лишь один препарат.

В сентябре 2009 года закон о принудительной химической кастрации педофилов приняли в Польше. Теперь этой процедуре там подвергается любой, кто вышел из тюрьмы после изнасилования ребёнка младше 15 лет или близкого родственника. Одновременно с этим в стране заработал доступный каждому онлайн-реестр судимых растлителей детей. Местные правозащитники встретили закон в штыки.

Введение любого обязательного лечения вызывает сомнения, поскольку такое требование никогда не бывает разумным, и жизнь всегда может привести к случаям, о которых законодатели даже не могли мечтать. Если кто-то в здравом уме, мы его наказываем. Если он болен, мы пытаемся вылечить его — так это работает в польском праве. Этот законопроект вводит оба подхода. Насколько я знаю, это делает наш закон самым строгим в Европе по этому вопросу.

Пётр Кладочны

В мае 2012 года принудительную кастрацию впервые применили в Южной Корее. Соответствующий закон там приняли после волны общественного возмущения из-за нескольких педофилов, снова изнасиловавших детей вскоре после освобождения.

В 2012 году Эстония стала первой страной постсоветского пространства, где утвердили химическую кастрацию для сексуальных преступников. Теперь суды назначают курс лечения для растлителей детей, обязанных принимать лекарства на срок до трёх лет. Химическая кастрация также может быть условием для условно-досрочного освобождения педофила. Однако за первые семь лет действия закона прошли всего лишь четыре человека.

Советник отдела криминальной политики эстонского Минюста Анна Крууземент считает, что виной этому – то, что лечение назначают лишь тем, кто приговорён не более чем к двум годам тюрьмы.

Такие маленькие сроки назначаются за лёгкие преступления сексуального характера. И эти люди либо не нуждались в лечении, либо не были в нём заинтересованы. Также продолжительность самого лечения дольше, чем тюремный срок. Если у кого-то и возникал интерес, то сравнив срок лечения и тюремный срок, человек выбирал заключение.

Анна Крууземент

В Казахстане закон о химическом лечении педофилов действует с 1 января 2018 года. Его принятие произошло после громкого доклада о том, что с 2010 по 2014 год число изнасилований детей в стране выросло вдвое. С целью лечения насильников Казахстан закупил ципротерон — стероидный антиандроген, используемый при лечении рака. Этот препарат также активно понижает либидо. Четверо педофилов уже прошли через такую процедуру.

В июне 2019 года закон о принудительной химической кастрации педофилов приняли на Украине. Процедура коснётся всех осуждённых за насилие над детьми, кроме преступников младше 18 и старше 65 лет. Одновременно срок тюремного заключения за изнасилование детей увеличили до 15 лет, а за жестокое обращение с ними — до 5 лет.

Заседание Верховной Рады Украины Фото AP

Наряду с химической кастрацией, в некоторых странах применяют её хирургический аналог. В 2009 году Комитет Совета Европы по борьбе с пытками раскритиковал Чехию, активно практиковавшую подобную борьбу против педофилов. Только в 1998-2008 годах там кастрировали 94 педофилов, а соответствующий закон действовал в стране с 1966 года. Чешское правительство парировало тем, что процедура была добровольной, но Комитет заявил, что минимум в пяти случаях кастрировали недееспособных преступников.

Исследования, проведённые в Германии в 1970-е, установили, что из 104 педофилов-кастратов только трое опять совершили сексуальные преступления, тогда как из 53 преступников, отказавшихся от операции, почти половина опять начала насиловать детей. Сейчас в ФРГ хирургическая кастрация используется реже — в 2002-2012 годах операции подвергли всего пятерых человек, а в 2013-2015 годах — никого.

За пределами Европы меры в отношении педофилов обычно ещё строже. В Китае насильников, чьими жертвами стали дети до 14 лет, приговаривают к расстрелу. В мусульманских странах тоже активно практикуется смертная казнь, в том числе забивание камнями. В сентябре 2020 года Кадуна стала первым штатом Нигерии, где узаконили хирургическую кастрацию и пожизненное заключение для педофилов-мужчин, а для женщин – удаление маточных труб, двустороннюю сальпингэктомию и смертную казнь.

Почему в России не работает закон о химической кастрации

В России о принудительной кастрации педофилов всерьёз заговорили в феврале 2012 года, после ужесточения уголовного наказания за насилие над детьми. Тогда Госдума приняла закон о пожизненном лишении свободы для педофилов-рецидивистов и запрете на условное наказание за изнасилование детей младше 14 лет. Также в законе упоминались некие медицинские меры в отношении преступников. Эту формулировку законодатель конкретно не определил, и суд получил право широко трактовать это понятие.

Подразумевается, что употребление препаратов начнётся, когда педофил окажется в тюрьме. За полгода до завершения срока квалифицированная комиссия должна решить, следует ли продолжать лечение. Если да, то приём лекарств продолжится и когда преступник выйдет на свободу. Всё это время за ним будут наблюдать и постоянно определять, нужно ли продлевать курс.

Анна Бешнова – 15-летняя московская школьница, в ночь на 1 октября 2008 года изнасилованная и убитая узбекским гастарбайтером Фархадом Турсоновым. Это преступление спровоцировало большой общественный резонанс

У этой меры сразу появились и сторонники, и противники. Те, кто выступает за применение химической кастрации, приводят следующие доводы в её пользу:

  • Это единственный способ лишить педофила возможности совершать преступления, все остальные методы неэффективны;
  • Это наиболее гуманный вариант борьбы против педофилии, не подразумевающий необратимых перемен в организме;
  • Эффект от проведения химической кастрации наступает почти сразу;
  • Побочные эффекты от химической кастрации сопоставимы с такими же явлениями при употреблении других лекарств, и потому не страшны;
  • В случае судебной ошибки достаточно прекратить употребление веществ, и человек вернётся к полноценной жизни.

Противники принудительной кастрации приводят свои аргументы:

  • Химическая кастрация отрицательно влияет на здоровье. Без выработки тестостерона кровь загустевает, происходит её гиперкоагуляция, размягчаются костные ткани, растёт риск инсультов и инфарктов, возможно развитие гинекомастии;
  • Вкупе с пресловутой «палочной системой» такая мера вызовет волну злоупотреблений со стороны полиции;
  • Химическая кастрация не подходит для лечения женщин-педофилок, совершающих 12% сексуальных преступлений над детьми до шести лет и 6% – 6-12 лет;
  • Инъекции преступникам надо делать три-четыре раза в год, и каждая из них стоит около тысячи рублей. При самых неприятных прогнозах такая мера обойдётся государству в 32 миллиона рублей в год;
  • Есть люди, на которых данная терапия не действует, и их сексуальное влечение остаётся таким же;
  • Правозащитники считают эту меру негуманной и сравнивают с отрубание рук ворам.

По закону 2012 года, меры медицинского характера применяются к педофилам в России лишь добровольно, но никто из преступников за прошедшие годы не согласился на такое лечение. Более того, в бюджете страны не заложены средства на проведение процедуры.

Лекарства против либидо не производятся в России, их придётся закупать за границей. Авторы закона планируют внедрять смешанную систему финансирования, когда первую половину денег за лекарство уплатит государство, а вторую – частные инвесторы, но непонятно, как будет в реальности функционировать такая система. Кроме того, сегодня в России есть лишь две больницы, где антиандрогенная терапия включена в состав комплексного лечения растлителей детей – в Москве и Орле.

Поэтому в настоящее время закон фактически не действует. Почти после каждого очередного громкого изнасилования или убийства ребёнка депутаты поднимают вопрос о более активном внедрении химической кастрации, но дальше обсуждений в Госдуме дело пока не идёт.

Главные противники химической кастрации – психологи и юристы

Вопрос о химической кастрации – спорная тема в научных кругах. У противников и сторонников есть свои собственные факты и аргументы в поддержку той или иной стороны.

Замначальника кафедры теории права и прав человека Волгоградской академии МВД России Изабелла Мингес полагает, что внедрение химической кастрации мало поможет в борьбе против педофилов. Это не такая страшная процедура, как можно подумать по её названию. Медикаментозное лечение принесёт свои плоды только в случае её сочетания с полноценной психиатрической и психологической помощью.

Профессор кафедры клинической андрологии РУДН Светлана Калинченко тоже считает, что принудительная кастрация не даст результата. Польза от неё будет только если педофил сам осознает порочность своего влечения, и у него появится стремление бороться против этого. Более того, химической кастрации, по мнению профессора, может быть недостаточно, а педофилов нужно как-то дополнительно выделять, чтобы общество знало о наклонностях каждого судимого насильника.

Проблема в том, что если никто не будет знать, что человеку проведена химическая кастрация, он заходит в любое медицинское учреждение, жалуется на снижение полового влечения, ему делают инъекцию тестостерона, и всё восстанавливается.

Светлана Калинченко

Со скепсисом к идее химической кастрации отнеслись и в РПЦ. И.о. секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Георгий Рябых считает, что проблема находится не ниже пояса, а в голове преступника, в его сознании и внутреннем мире.

Священнослужитель считает наиболее правильным и эффективным методом борьбы против педофилии тотальный запрет на её пропаганду в интернете и СМИ, а также привлечение психологов и священников для работы с преступниками. Рябых также полагает, что педофил-кастрат не станет менее опасным для общества.

Психологический настрой и после кастрации будет влечь такого человека к удовлетворению своей страсти, и, кто знает, может, мы получим ещё худшего монстра.

Георгий Рябых

Сходное мнение выражает и глава центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, профессор Михаил Виноградов. Он полагает, что химическая кастрация поможет лишь в борьбе против психически больных педофилов, чьё количество не превышает 2% от общей массы насильников. Все остальные прекрасно отдают себе отчёт в своих действиях, и принудительная кастрация только вызовет рост агрессии с их стороны. В качестве альтернативы Виноградов предлагает ужесточить уголовное наказание за подобные преступления и усилить контроль над педофилами после их освобождения.

Юристы критикуют химическую кастрацию из-за несовершенства законодательства и непроработанности самого закона. По мнению главы юркомпании AVG Legal Алексея Гавришева, принудительная кастрация приведёт к тому, что от неё пострадают заведомо невинные люди. Более того, есть риск, что силовики-коррупционеры начнут шантажировать с невиновных деньги, чтобы не проводить лечение.

Владимир Тапия Фернандес – пластический хирург из клиники при Первой клинической больнице Управделами президента России, в октябре 2011 года ложно обвинённый своей супругой в педофилии. Через два года его оправдал суд присяжных

Британский психолог Людвиг Левенштейн считает, что химическая кастрация – приемлемый метод для лечения педофилии. По его словам, это намного эффективнее психологических консультаций, не действующих на многих насильников. Левенштейн тоже выступает за ужесточение контроля за растлителями детей, так как в Великобритании эта служба работает плохо, и многие вышедшие из тюрьмы маньяки почти сразу же взялись за старое.

Питер Чепмен – ранее судимый британский педофил, в октябре 2009 года воспользовавшийся слабым контролем полиции и изнасиловавший и убивший девушку-подростка Эшли Холл. Приговорён к пожизненному заключению Фото PA

Журналист Рич Хариди полагает, что эффективность химической кастрации всё ещё не достаточно хорошо доказана. Всякий раз процедура проводилась в тюрьмах и колониях, и её положительное действие можно считать примерами самосбывающегося предсказания – люди, вынужденные пройти лечение, будут менее склонны к рецидиву. Единственный способ устранить эту неточность – провести клинические испытания. Однако для сравнения придётся выпустить на свободу и контрольную группу педофилов без лечения, а на это никто не пойдёт.

Частично решить эту проблему удалось шведским учёным из Гётеборгского института нейронауки и физиологии. В их стране уже несколько лет действует национальная телефонная линия PrevenTell для помощи людям с нежелательными сексуальными мыслями. Цель этой «горячей линии» в том, чтобы помочь сексуальным преступникам (в том числе и педофилам) избежать совершения изнасилования.

Из тех, кто звонил на эту линию, учёные отобрали 52 человека, склонных к педофилии. Их пригласили в больницу, где одним из них вкалывали новый препарат дегареликс, а вторые получали плацебо. Первичный показатель эффективности такого метода определялся путём высчитывания сводного балла риска. Оказалось, что те, кто употреблял новое средство, имели более низкий сводный балл риска, что говорит об его эффективности.

Одни из главных противников процедуры — правозащитники, в том числе международная неправительственная организация Amnesty International. В 2011 году принудительную кастрацию пытались узаконить в Молдавии, и организация после этого назвала это решение «бесчеловечным обращением». Впрочем, год спустя закон всё же вступил в силу.

Любое преступление должно быть наказано так, чтобы это соответствовало Всеобщей Декларации прав человека… На первый взгляд, принудительная химическая кастрация может быть принята как само собой разумеющееся решение, однако она несовместима с правами человека, которые являются основой любого цивилизованного демократического общества.

из заявления Amnesty International

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#россия #общество #сша #преступления #дети #лонгриды #лигаавторов