Истории
Игорь Николаев

Золотые клетки: как власти Чили годами содержат соратников диктатора Пиночета в роскошных тюрьмах с камерами-коттеджами

Те, кто массово казнил и пытал врагов чилийского диктатора, отбывают наказание в камерах, похожих на пятизвёздочные отели.

Один из домов в Кордильере, где жили заключённые Фото EPA

В 2013 году в Чили после ряда скандалов закрыли элитную тюрьму Кордильера, где сидели военные преступники эпохи Аугусто Пиночета. Заключённых отправили в тюрьму Пунта-Пеуко, тоже славящуюся своими «люксовыми» условиями. Эти тюрьмы — наследие эпохи чилийского диктатора, завершившейся более 30 лет назад и всё ещё дающей о себе знать. По условиям тюрьмы напоминают пятизвёздочные отели с роскошными камерами-дворцами, телевизорами, газонными лужайками, свободным перемещением по территории. Такая жизнь недоступна не только рядовым чилийским заключённым, но и тем, кто живёт на воле.

Эти роскошные условия стали уступкой государства военным, которые до сих пор уважают Пиночета и его соратников. С момента открытия тюрем общественность возмущалась по поводу привилегий для военных преступников, но роскошная тюрьма Пунта-Пеуко работает по сей день.

Пожизненное заключение с повышенным комфортом

11 сентября 1973 года в Чили произошёл военный переворот, в результате которого свергли законно избранного президента страны, социалиста Сальвадора Альенде. Тот погиб при штурме президентского дворца, а власть захватил генерал армии Аугусто Пиночет. Он установил в стране жёсткую военную диктатуру, за время которой более трёх тысяч человек погибли или пропали без вести, а свыше 37 тысяч человек пострадали от пыток.

Аугусто Пиночет Фото Global Look Press

В 1990 году Пиночет оставил президентский пост (хотя и остался в должности главы Вооружённых сил Чили), а его соратников начали судить за их многочисленные преступления. Вскоре власти Чили задумались о создании особой тюрьмы, где они содержались бы отдельно от остальных заключённых. После долгих споров идею поддержал тогдашний президент страны Эдуардо Фрей Руис-Тагле.

В 1995 году в Пунта-Пеуко, в 50 километрах от столицы страны Сантьяго, открылась тюрьма для пиночетовцев. Она рассчитывалась на 70 мест, но редко заполнялась полностью (остальные чилийские тюрьмы переполнены почти на четверть). 19 июня 1995 года в тюрьму прибыл первый заключённый — бригадир Педро Эспиноса, в сентябре 1976 года в Вашингтоне убивший бывшего главу МИД Чили Орландо Летельера и его секретаршу и приговорённый к пожизненному заключению. Следом за ним в Пунта-Пеуко попали ещё несколько десятков военных преступников.

Вина всех военных преступников была доказана, но вместе с тем в армии Чили их очень уважали. Чтобы не потерять расположение военных и их голоса на выборах, власти страны создали для пиночетовцев необычную тюрьму.

Снаружи Пунта-Пеуко напоминает рядовое место лишения свободы — с охраной, высокими заборами, смотровыми вышками. Внутри же она выгодно отличается от других чилийских мест заключения условиями содержания и мягким режимом. Она состоит из четырёх модулей, в каждом из которых расположены отдельные камеры. Во всех модулях гостиная и душ, а для каждого заключённого отдельная ванная и туалет.

В каждом модуле есть кухня с холодильником, электрочайником, микроволновкой, где арестанты готовят еду, переданную с воли. Заключённые имеют в камерах 42-дюймовые телевизоры, холодильники, радиоприёмники. До февраля 2012 года им разрешали пользоваться компьютерами и интернетом. Некоторые заключённые могут на выходные ездить домой.

Внутри тюрьмы Пунта-Пеуко, март 2017 года

В тюрьме есть общий двор для прогулок, а также переговорные комнаты. Заключённых можно навещать каждые понедельник, среду, пятницу и воскресенье с 10 часов утра до 17 часов дня. Журналистов же туда пускают крайне неохотно. В этом же общем дворе есть библиотека. Тюрьма оборудована лазаретом и общей кухней. Заключённым готовят ту же еду, что и тюремным охранникам.

Заключённые могут обустраивать камеры по своему желанию. Экс-глава Управления нацразведки страны Мануэль Контрерас, причастный к ряду громких убийств, хранил в камере книги по военной истории, материалы по убийству Летельера и велотренажёр. С ним жила его любимая овчарка. Вплоть до января 2001 года, пока Контрерас не отсидел первый срок и не вышел на свободу на несколько лет, он пользовался этими привилегиями.

Тюрьма Пунто-Пеуко Фото Agencia UNO

Дворцы-камеры и лужайки для барбекю: новая роскошная тюрьма для пиночетовцев

Осенью 2004 года, когда тюрьма в Пунта-Пеуко почти заполнилась, по распоряжению тогдашнего президента страны Рикардо Лагоса на армейской базе близ Сантьяго открыли тюрьму Кордильера. Туда перевели десять заключённых — восемь генералов и двух полковников. Условия содержания там были даже лучше, чем в Пунта-Пеуко.

Небольшие по площади светлые вентилируемые камеры находились в пяти комфортабельных коттеджах. Большинство преступников размещались по двое в каждом из домов, за исключением Мануэля Контрераса (он жил один) и Сезара Манрикеса, Давида Миранды и Уго Саласа Венцеля (они делили коттедж на троих).

Протесты против тюрьмы Кордильера Фото Radio France

Заключённые имели в своём распоряжении отдельные ванные комнаты, лужайки для барбекю, теннисные корты и бассейн. Они имели доступ к отдельным туалетам и горячему душу, могли неограниченное время гулять на свежем воздухе и пользоваться кабельным ТВ, радио и книгами. Арестанты свободно проводили религиозные мероприятия, а каждый вторник и пятницу им разрешали говорить по телефону.

Десятерых заключённых тюрьмы охраняли 37 конвоиров, там же работали семеро гражданских — врач, психолог, соцработник, кинезиолог (специалист, восстанавливающий функции тела через мышечную систему) и три фельдшера. Для каждого узника готовили разные блюда, учитывая их состояние здоровья. При необходимости больных арестантов отвозили в военный госпиталь, находившийся в пяти минутах езды.

Со дня открытия Пунта-Пеуко общественность и правозащитники критиковали тюрьму и государство за столь роскошные условия. Председатель группы родственников пропавших без вести заключённых Лорена Писарро требовала переместить туда тех, кто осуждён за незначительные преступления вроде неуплаты штрафов или продажи пиратских дисков, но власти страны отказывались бороться с привилегиями, предоставляемыми бывшим военным.

Что касается Пунта-Пеуко и Кордильеры... то это часть тюремных традиций, с которыми мы должны сосуществовать... Я не буду предоставлять особые льготы военным, помимо тех, которые предусмотрены институциональностью, но я также не буду унижать их.

Фелипе Булнес

Трудная борьба с привилегированными тюрьмами

Тюрьму Кордильера закрыли лишь после громкого скандала, грянувшего на всю страну в канун сороковой годовщины установления диктатуры Пиночета. 10 сентября 2013 года Мануэль Контрерас, которого к тому времени опять посадили в тюрьму за вскрывшиеся преступления, дал в камере нашумевшее интервью чилийскому отделению CNN.

Военный преступник, приговорённый к 526-летнему тюремному сроку и двум пожизненным заключениям, с сарказмом рассказал, что тюремные охранники выполняют роль прислуги и нужны лишь для того, «чтобы поднять его трость, когда та упадёт». Он добавил, что тысячи людей, пропавшие без вести в период правления Пиночета, погибли в перестрелках с армией, и на самом деле их никто не пытал и не расстреливал. За это интервью Контрерасу на неделю запретили посещения.

Сразу после интервью CNN связалось с пресс-секретарём экс-президента Чили Мичель Бачелет Франсиско Видалем. Тот рассказал, что существование Кордильеры и Пунта-Пеуко — это уступка военным, ведь те до сих пор почитают Пиночета вместе с его соратниками.

При этом каждый заключённый в Кордильере обходился бюджету страны в пять раз дороже, чем любой другой зэк, а в Пунта-Пеуко — в три раза. На одного арестанта Кордильеры государство тратило в год почти пять миллионов песо в год, Пунта-Пеуко — 3,2 миллиона песо в год, а на заключённого из самой «густонаселённой» тюрьмы страны Сантьяго-Сур для обычных преступников уходило по 809 тысяч песо в год.

Вскоре в Чили вновь вспыхнули дебаты по поводу закрытия Кордильеры. 25 сентября 2013 года соратники и бывшие сослуживцы другого заключённого, бывшего бригадира чилийской армии Мигеля Краснова, подлили масла в огонь, попытавшись посетить своего кумира и пожарить в тюрьме барбекю. Это тоже вызвало большой общественный резонанс в Чили.

27 сентября 2013 года на фоне скандалов президент Чили Себастьян Пиньера распорядился закрыть Кордильеру. Он обосновал решение необходимостью соблюдения равенства всех преступников перед законом и безопасностью узников тюрьмы.

Лидер чилийской оппозиции Мичель Бачелет, занимавшая пост президента Чили в 2006-2010 и 2014-2018 годах и подвергавшаяся пыткам в эпоху Пиночета, приветствовала решение президента. Она добавила, что до смерти диктатора в декабре 2006 года у Чили не было политических условий для закрытия тюрьмы-отеля.

Мишель Бачелет Фото «Коммерсантъ»

Узнав о решении Пиньеры закрыть Кордильеру, один из её узников, 87-летний генерал Одланьер Мера, покончил с собой. Он отбывал шестилетнее заключение за убийство трёх социалистов в октябре 1973 года, и в сентябре 2013 года его отпустили на выходные домой в коммуну Лас-Кондас (генерал был единственным заключённым Кордильеры, удостоенным такой привилегии), где его и застала новость о расформировании тюрьмы. Тем же утром Мера застрелился в своей комнате (дома у него легально хранилось четыре пистолета).

Адвокат преступника рассказал, что генерал тревожился из-за возможного перевода в Пунта-Пеуко. В посмертной записке Мера поделился сомнениями в том, что в Пунта-Пеуко он получил бы помощь для своего слабого здоровья, ведь рядом с тюрьмой нет госпиталей. Позже выяснилось, что восемь заключённых обоих элитных тюрем легально владеют огнестрельным оружием.

На похоронах Меры присутствовали действующие командующие сухопутных войск страны и поклонники Пиночета. Мессу по покойному отслужил священник Рауль Хасбун, назвавший генерала «совершенно невинным человеком».

Похороны Одланьера Меры

В ночь на 29 сентября 2013 года оставшиеся девять заключённых отправились в Пунта-Пеуко. На выходе из тюрьмы их ждали манифестанты, бросавшие камни в заключённых и перевозящие их автобусы, но охрана прогнала их. Некоторые узники тюрьмы подали жалобы против перевода, но в марте 2014 года Апелляционный суд Сантьяго отклонил их иск.

Заключённые покидают Кордильеру

Следующий президент страны Мишель Бачелет решила закрыть Пунта-Пеуко. К этому шагу её подтолкнули местные правозащитники, считавшие оскорблением, что военные преступники всё ещё живут лучше многих обычных жителей страны.

Закрытие Пунта-Пеуко — это этический и моральный долг правительства перед этим обществом, семьями, жертвами.

Алисия Лира

Более того, суды над пиночетовцами продолжались, и к середине 2010-х в Пунта-Пеуко уже находилось 129 арестантов — больше нормы. По приказу Бачелет начали восстанавливать тюрьму «Колина 1» без всяких привилегий, чтобы перевести туда заключённых. На ремонт ушло полтора миллиона песо.

Отремонтированный блок «Колины 1»

Закрытие Пунта-Пеуко готовилось в режиме секретности, чтобы избежать инцидентов, подобных самоубийству Мены в 2013 году. Тем не менее, в августе 2015 года психолог Кармен Глория Гинтана, в 1986 году едва не сожжённая заживо по приказу Пиночета, рассказала в интервью одной из чилийских газет, что Пунта-Пеуко скоро закроют.

9 марта 2018 года, за два дня до завершения президентских полномочий Бачелет, Пунта-Пеуко должны были закрыть. Но министр юстиции страны Хайме Кампос, имевший натянутые отношения с президентом, отказался подписывать соответствующий приказ. Элитная тюрьма продолжила работу в прежнем формате, несмотря на то, что 76% чилийцев выступали против «пятизвёздочных» тюрем. В январе 2019 года замминистра юстиции Чили Хуан Хосе Осса заявил, что закрытие Пунта-Пеуко не в планах президента Пиньеры.

Я считаю, что то, что произошло с Пунта-Пеуко, является жестоким неуважением к боли жертв и нашему обществу... Лично я чувствую себя больной, грустной и огорчённой, у меня остается только надежда, что когда-нибудь моя страна станет другой.

Кармен Глория Кинтана

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#тюрьмы #лонгриды #законы #лигаавторов