Истории
Nikkie Willie

Трудно быть «белой вороной»: как общество влияет на взгляды и поступки каждого человека

Почему солдаты порой подчиняются бесчеловечным приказам, а люди повально следуют модным тенденциям.

Кадр из цикла «Мягкий город» Изображение Харитона Пушвагнера

Человек нуждается в обществе. Ему важно осознавать, что он – часть чего-то большего, будь то сплочённая футбольная команда, работники одной фирмы или участники общего сайта. Такая «принадлежность» даёт возможность почувствовать себя увереннее, найти соратников с общими взглядами, побуждает к желанию саморазвиваться и выглядеть достойно в собственном окружении.

Однако быть частью общества не всегда легко. Пойти против большинства, высказав противоположную точку зрения или не исполнив приказ, достаточно тяжело. Такое поведение может привести к непониманию, упрёкам и отторжению. Гораздо чаще работает обратная установка: человек наблюдает за действиями и высказываниями своей группы, а затем им следует. Даже если порой они противоречат его собственным суждениям. Такое изменение поведения называется конформизмом. Именно ему индивид обязан своими поступками в обществе.

Эксперимент Шерифа

Турецкий психолог Музафер Шериф хотел понять, насколько люди внушаемы, а групповые нормы устойчивы. В 1935 году он провёл следующий эксперимент: испытуемового помещали в тёмной комнате на расстоянии пяти метров от светящейся точки. Спустя какое-то время точка начинает медленно передвигаться, пока вовсе не исчезнет. Затем у испытуемого спрашивали, на какое расстояние сместилась точка. Из-за иллюзии движения (автокиннетический эффект) возникали проблемы с ответом: иногда участник отвечал 15 сантиметров, иногда 20-25.

Всё это время точка оставалась неподвижной, а эффект её перемещения основывался на иллюзии движения и восприятия.

На следующий день испытуемый сидел в обществе нескольких человек. Их поместили в тёмную комнату и провели аналогичный эксперимент, после окончания которого попросили назвать свои предположения о перемещении точки. Один испытуемый назвал два сантиметра, другой пять, а третий пятнадцать.

Эксперимент повторили в течение следующих двух дней в том же составе. Но ответы участников изменились – сложилась некая групповая норма. Оценки тремя испытуемыми расстояния, на которое якобы смещалась световая точка, от опыта к опыту сближались, пока не достигли отметки в пять сантиметров.

Тенденция изменения показателей

Позднее, в 1961 году, психологи Роберт Джейкобс и Дональд Кэмпбелл изучали расспространение ложных убеждений в обществе. Они повторили эксперимент Шерифа, только в этот раз подсадили к испытуемым своего помощника, чтобы тот давал завышенные оценки «смещению» точки. Затем они убрали ассистента, а с каждым повтором эксперимента на его место приглашали нового. Завышенное смещение продержалось пять следующих смен, после чего немного уменьшилось. Учёные решили, что наши представления о действительности в том числе строятся на выводах других людей. И даже ложные представления в обществе достаточно устойчивы, чтобы пережить несколько следующих поколений.

Похожая внушаемость проявляется и в повседневной жизни: работающие вместе люди часто пребывают одновременно в приподнятом или подавленном настроении. Внушаемость в массовом масштабе выражается в форме коллективных заблуждений, которые способны привести к массовой истерии.

К яркому примеру относится проблема суицидов. В США число суицидов увеличивается после освещения СМИ новости, где известный человек покончил с собой.

Эксперимент Аша

В 1951 году психолог Соломон Аш решил проверить силу конформизма в группах. Он попросил студентов поучаствовать в опыте на проверку зрения.

В испытуемой группе было семь участников. Всех, кроме одного, заведомо попросили назвать одинаковый, но неправильный ответ. Так Аш хотел проверить реакцию одного студента на ошибочное мнение большинства.

В аудитории всем участникам по порядку показывали две карточки. На первой изображалась одна вертикальная линия, а на второй – три. Студентов просили найти на второй карточке линию, которая по длине равна линии из первой карточки. Всего показывали восемнадцать пар карточек.

Примерный вид

На первый и второй вопрос все давали правильные ответы. Но на третий вопрос актёры отвечали одинаково неверно. Последний из участников оказался в замешательстве: довериться собственным глазам или большинству? Если испытуемый отвечал правильно, то он испытывал сильный дискомфорт.

В ходе экспериментов Аша в подобной ситуации оказывались десятки студентов. Поодиночке, в 99 случаях из 100 они давали правильные ответы. Но доля ошибок в группе составила 37%. На ответы влияли условия и задачи актёров: например, когда кому-то из них поручали отвечать только правильно, количество ошибок у испытуемых значительно снижалось. С отсутствием единогласия у большинства возрастало количество правильных ответов.

Однако в методике Аша не хватало бытового реализма. Никто из испытуемых не находился под внешним давлением: не было ни вознаграждений за «командную игру», ни наказаний за «индивидуализм».

Эксперимент Милграма

Американский психолог Стэнли Милгрэм проявлял научный интерес к Холокосту и его основоположнику Адольфу Эйхманну. Милгрэма интересовало, что происходит с людьми, когда приказы наделённых властью лиц расходятся с требованиями их собственной совести. Другими словами, сколько страданий готовы причинить люди, если это входит в их рабочие обязанности.

Стэнли Милгрэм проводил эксперимент в психологической лаборатории Йельского университета. Участвовали три человека: экспериментатор, испытуемый и актёр. Экспериментатор говорил, что в лаборатории проводится новаторское исследование — изучается влияние наказания на обучение. Один из участников («учитель») должен был заставить другого («ученика») запомнить перечень парных понятий, наказывая за ошибки ударами электрического тока возрастающей силы.

Путём подставного голосования актёру достаётся роль ученика, и он удаляется в другую комнату. Испытуемый («учитель») получает несильный «ознакомительный» удар током, чтобы убедиться в правдивости эксперимента. После чего он наблюдает за тем, как «ученика» усаживают в кресло, привязывают к нему и закрепляют электроды на запястье.

Перед испытуемым стоит излучатель тока, показатели которого начинаются с 15 вольт и заканчиваются на 450. На шкале также сделаны пометки «Слабый удар», «Очень сильный удар», «Опасно: сильнейший удар!». Экспериментатор пояснял «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей через тело ученика проходит электрический ток соответствующего напряжения, при отпускании переключателя ток не поступает.

После инструктажа начинался эксперимент. «Учитель» зачитывал список слов, которые «ученик» должен был запомнить. Затем он задавал вопрос и предлагал четрые варианта ответа. «Ученик» выбирал правильный вариант и нажимал соответствующую кнопку под рукой. Его ответ отображался на световом табло перед учителем. В случае ошибки «учитель» сообщал, что ответ неверен, говорил силу удара тока и нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика». С каждым неправильным ответом сила тока увеличивалась.

Если «учитель» продолжает эксперимент, он при 75, 90 и 105 вольтах слышит стоны «ученика». При 120 вольтах «ученик» кричит, что ему больно. При 150 вольтах умоляет избавить его от мучений: «Экспериментатор, выпустите меня отсюда! Я не хочу больше участвовать в вашей работе! С меня хватит!». При 270 вольтах его протест выливается в вопли агонизирующего человека, и он продолжает требовать, чтобы его выпустили. В интервале от 300 до 315 вольт он кричит, что отказывается отвечать, а после 330 наступает тишина.

В ответ на просьбу «учителя» прекратить эксперимент исследователь говорит, что отсутствие ответа будет приравнено к неверному, и, чтобы заставить его продолжать, использует четыре фразы:

  • «Пожалуйста, продолжайте»;
  • «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжили»;
  • «Эксперимент должен быть продолжен — это очень важно»;
  • «У вас нет выбора, вы должны продолжать».

Эти фразы произносились по порядку, начиная с первой, когда «учитель» отказывался продолжать эксперимент. Если «учитель» отказывался после четвёртой фразы, исследование прерывалось.

В эксперименте принимали участие 40 мужчин разного возраста и профессий. До отметки в 450 вольт дошли 26 человек. Все они подчинялись команде экспериментатора «Продолжать!» до тех пор, пока после двух ударов он сам не останавливал их.

Готовность взрослых пойти почти на всё по приказу авторитета является главным выводом исследования и фактом, который настоятельно требует объяснения. Обычные люди, просто выполняя свою работу, могут стать участниками ужасного разрушительного процесса. Более того, когда деструктивные последствия их работы становятся очевидными и их просят выполнять действия, несовместимые с основными положениями морали , относительно мало людей находят в себе силы для сопротивления власти.

Стэнли Милгрэм

Милгрэм рассчитывал получить результаты, свидетельствующие о преобладании неподчинения, и затем повторить эксперименты в Германии, чтобы оценить роль культурных различий. Однако итог его обескуражил. Он отложил поездку в Германию, а в эксперимент добавил несколько введений. Теперь «учитель» слышал фразу «ученика» о «больном сердце», и реплику экспериментатора о том, что «хоть удары и могут быть болезненными, необратимых изменений в тканях они не вызывают».

Эксперименты Милгрэма вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Критики утверждали, что многих «учителей» заставляли действовать вопреки их желаниям. Это вызывало нервную дрожь, икоту, а порой даже истерический хохот. Жена одного из испытаемых сравнила учёного с Адольфом Эйхманном.

Стэнли Милгрэм со своей стороны старался привлечь внимание к урокам, которые можно вынести из исследования. Он также подчеркнул, что многие испытуемые были рады участвовать в эксперименте и не испытывали никакого стресса по этому поводу в дальнейшем.

Последствия для самооценки участников этих экспериментов сопоставимы с последствиями для самооценки студентов обычных экзаменов, которые они сдают с более низкой оценкой, чем та, которую им хотелось бы получить... Складывается такое впечатление, что когда речь идёт об экзаменах, мы воспринимаем как должное и стресс, и напряжение, и их возможные последствия для самооценки. Но как же мало толерантности мы проявляем, когда речь идёт о приобретении новых знаний!

Стэнли Милгрэм

Человек и общество

В 1971 году режиссёр Феликс Соболев снял документальный фильм «Я и другие». Картина состоит из психологических экспериментов, которые показывают как люди поддаются мнению большинства.

Большую популярность приобрёл эксперимент с детьми дошкольного возраста на комформизм. Исследователь ставила на стол две одинаковые пирамидки, а затем просила каждого из четырёх детей назвать цвет. Все дети дают правильный ответ. Затем исследователь меняет белую пирамидку на чёрную, и повторяет эксперимент. По договорённости, три ребёнка продолжают называть обе пирамидки белыми. Под давлением мнения большинства четвёртая девочка также называет обе пирамидки белыми. Но когда её просят из двух выбрать чёрную — она делает правильный выбор.

Конформизм проявляется в людях с самого детства. Со временем человек растёт, учится жить в обществе. У него появляются обязанности и нормы, которым надо следовать, даже если они противоречат личным взглядам. Подобный внешний конформизм называется уступчивостью. Чтобы избежать наказания или получить поощрение, человек уступает требованиям окружающих. Крайняя форма уступчивости — подчинение, когда приходится следовать полученному приказу.

Девочку заметили после того, как она оделась «как и все» Изображение Брианы Гилмартин

Группа единомышленников вегетарианства убеждены в его полезности. Иногда другие люди также начинают следовать подобному питанию и присоединяются к группе. Они отстаивают свои интересы, и от этого ещё больше в них верят. Такой внутренний и искренний конформизм называется одобрением.

Учёные Роберт Циалдини и Ноа Голдштейн подчёркивали, как сильно самооценка влияет на конформизм. Люди часто стараются следовать поведению и убеждениям других, чтобы повысить, укрепить или восстановить собственное мнение о себе. Для людей, чья самооценка строится на внешних достижениях, конформизм более привычен. Если человек уверен в себе и своих суждениях, то он реже прислушивается и следует мнению большинства. Уровень интеллекта, самоуважения и потребности в одобрении также мотивируют на проявление конформизма.

Когда люди сильно отличаются от окружающих, им неуютно. Но терять собственную индивидуальность тоже никому не хочется. Своим поведением человек нередко старается отстоять право на уникальность. Если социальное давление становится слишком сильное, он нередко проявляет несогласие и бунтует. Именно поэтому некоторые люди склонны действовать против окружающих, публично высказывая несогласие и протест. С помощью нонконформности они стараются защитить свою уникальность.

Любое психологическое событие зависит как от состояния человека, так и от среды, хотя их относительная значимость в разных ситуациях различна.

Курт Левин

Но помимо личностных, существуют ещё и внешние факторы. К одним из самых значимых относят культуру, среди которой вырос индивид. Например, культура азиатских стран веками строилась на коллективизме, поэтому конформность там выявляется больше, чем в западных странах. В Японии до сих пор сильна приверженность традициям, а семья стоит на первом месте. Поэтому, если человек оступается или идёт против общества, страдает вся его семья. Носители коллективистских культурных традиций более открыты влиянию окружающих.

Конформизм сильно зависит и от особенностей группы. С большим числом участников проявление конформизма пропорционально увеличивается. Происходит это также под условием, что в группе все единодушны. Если же хоть один участник высказывает мнение, отличное от большинства — несогласие в группе разрастается. Чем сильнее сплочённость членов группы, тем сильнее группа влияет на них.

Этническая группа нередко довлеет над своими членами, вынуждая их разговаривать, вести себя и одеваться так, как принято «у нас». Афроамериканцы, которые ведут себя как белые, и белые, подражающие афроамериканцам, порой вызывают насмешки своих товарищей.

В работе, чем выше статус человека, тем более заметно его влияние. Если руководитель обладает высоким статусом, то его влияние на подчинённых будет достаточно велико. Именно поэтому участники эксперимента Милгрэма продолжали нажимать на кнопки подачи тока — они находились под влиянием репутации Йельского университета и статуса его преподавателей.

Даже Эйхман чувствовал тошноту, когда объезжал концентрационные лагеря. Но ему оставалось только сидеть за столом и тасовать бумаги. В то же время солдат в лагере, который фактически пускал газ в камеры, мог оправдывать своё поведение тем, что он только выполнял приказы сверху. Таким образом, происходит фрагментация всего человеческого действия; никто не сталкивается с последствиями своего решения или совершением плохого поступка. Никто не берёт на себя ответственность. Возможно, это наиболее распространённая характеристика социально организованного зла в современном обществе.

Стэнли Милгрэм

Конформизм нельзя отнести ни к чему-то плохому, ни к хорошему. Человеку важно почувствовать себя частью чего-то большего, но при этом не потерять свою уникальность. Склонность к конформизму — свойство личности, которое временами может принести вред. Но также оно способно побудить к ответственности за свои поступки и уважению ко всем окружающим.

Мы как личности должны стремиться к балансу между независимостью и привязанностью к другим людям, между личной жизнью и жизнью общественной, между индивидуальностью и социальной идентичностью.

Дэвид Майерс

Основные источники:

  • Соломон Аш, «Социальная психология»;
  • Дэвид Майерс, «Социальная психология. Интенсивный курс»;
  • Гюстав Лебон, «Психология народов и масс».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #лигаавторов #психология #лонгриды #общество #наука