Истории
Мария Расторгуева

«Пивное цунами»: как волна портера разрушила часть Лондона 19 века и почему сегодня такое вряд ли возможно

От пивной катастрофы двухсотлетней давности до технологий на современных пивоварнях.

Иллюстрация Криса Бьянки

В начале 19-го века в Англии случилась авария, которая сначала может показаться абсурдной — улицы Лондона затопило почти 1,5 миллиона литров портера. На деле волны пива захлестнули город, разрушая дома и убивая людей. Это происшествие, а также множество других, похожих, в конечном счёте привели к модернизации оборудования и улучшению техники безопасности, благодаря чему удается избежать подобных инцидентов в современности.

Авария, за которую никто не заплатил

Катастрофа произошла в бедном районе Лондона Сент-Джайлсе в 1814 году. Местная пивоварня Meux and Company, которая и оказалась виновником происшествия, в то время была одной из двух крупнейших в Лондоне. Её владельцем стал Генри Мё, сын Ричарда Мё, который ранее тоже держал пивоварню. На производстве у Ричарда Мё находился самый большой в Лондоне бак для пива, вмещавший 20 тысяч имперских баррелей — больше трёх миллионов литров.

Генри Мё варил только портер — тёмное пиво, которое было самым популярным напитком того времени. В 1810 году он установил на своей пивоварне деревянную бочку высотой почти семь метров, в которой держали около 600 тысяч литров пива. Портер оставляли в огромных сосудах для созревания на несколько месяцев.

17 октября в 16:30 рабочий фабрики Джордж Крик заметил, что одно из скрепляющих металлических колец бочки треснуло, но не придал этому значения, так как подобное происходило два-три раза в год без дальнейших происшествий. Начальник Крика рекомендовал ему написать письмо специалисту с просьбой починить кольцо в свободное время.

Интерьер лондонской пивоварни 19 века Фото The Social Historian 

Около 17:30 на пивоварне произошёл взрыв — та самая бочка разлетелась на осколки, выпустив наружу горячий портер. Из-за этого другие цистерны тоже начали взрываться, сметая всё на своём пути. В результате происшествия на улицы Сент-Джайлса вылилось почти 1,5 миллиона литров пива. За считанные минуты волна высотой 4,5 метра разрушила дома и затопила подвалы.

Во время катастрофы в одном из домов находилась женщина со своей четырёхлетней дочерью Ханной и ещё одним ребёнком. Волна пива захлестнула их, в результате чего Ханна погибла. Ещё одной пострадавшей оказалась 14-летняя Элеонора Купер, которую убило обрушившейся стеной пивоварни.

Всего в происшествии погибли восемь человек, среди которых в основном женщины и дети. Жертв могло быть и больше, но в это время мужчины и мальчики-подростки находились на работе вдали от района. Все работники пивоварни выжили, получив незначительные травмы.

После катастрофы сотни людей начали зачерпывать и уносить с собой бесплатное пиво. В городе воцарилось массовое пьянство. Из-за этого спустя несколько дней ещё один человек погиб от алкогольного отравления.

Запах портера после аварии сохранялся на улицах ещё несколько месяцев. Дело о катастрофе дошло до суда, но ситуацию признали промыслом божьим, за который никто не может нести ответственность. Ходили слухи, что руководство пивоварни подкупило судью.

Пострадавшие не получили никакой финансовой помощи ни от правительства, ни от пивоварни. Некоторые горожане по своему желанию жертвовали деньги на похороны погибшим. При этом Meux and Company смогла вернуть уже уплаченный акциз на потерянный портер, а также получить компенсацию за разрушенные цистерны, что помогло им спастись от банкротства.

После катастрофы деревянные бочки постепенно вывели из производства и заменили на бетонные баки. Пивоварня продолжала работать больше века. Её снесли в 1922 году, и сегодня на месте Meux and Company частично находится театр «Доминион». Хотя после аварии прошло более двухсот лет, местный паб Holborn Whippet ежегодно отмечает это событие, угощая посетителей специально приготовленным элем.

Пивоварня Meux and Company, примерно 1906 год

Фото Brookston Beer Bulletin

Наводнение патоки: подобные «пивному цунами» случаи аварий в 19 веке

Похожие аварии не раз происходили на пивоваренных производствах 19 века, но у них не было таких сокрушительных последствий. В 1831 году на пивоварне Mottram’s brewery в британском Солфорде взорвался чан, из которого вылилось около 86 тысяч литров пива. Среди жертв оказалась лишь свинья, которая отделалась алкогольным опьянением. В 1913 году в ирландском городе Корк на пивоварне Murphy’s Lady’s Well лопнул бак с пивом. Из него выплеснулось около 91 тысячи литров напитка. Чтобы люди не пили алкоголь, местные пожарные залили его водой из шлангов. Обошлось без пострадавших.

Но авария, которая произошла позже в американском Бостоне, побила по масштабам рекорды «пивного цунами». В 1919 году, во время «сухого закона», компания Purity Distilling Co производила на продажу патоку, которую в народе использовали для получения этилового спирта. 15 января цистерна с веществом высотой 15 метров не выдержала и лопнула. В результате волна патоки высотой в 4,5 метра пронеслась по северной части города. Её скорость развилась до 55 километров в час. «Цунами» сдвинуло с железнодорожных путей грузовой поезд, унесло жизни 21 человека и травмировало ещё 150.

Развалины Бостона на следующий день после наводнения патоки

Фото Boston Globe

После аварии пострадавших спасали в течение нескольких дней. Тела часто были настолько покрыты сладким веществом, что их тяжело было разглядеть. Люди и лошади гибли от удушья, так как не могли сами выбраться из патоки.

Взорвавшаяся цистерна состояла из больших стальных пластин с заклёпками. Её не успели протестировать перед использованием, так как партия вещества пришла на завод уже через несколько дней после строительства бака. С первых дней люди обнаруживали утечки сладкой массы из цистерны, а также говорили о странных звуках внутри конструкции.

Судебное разбирательство закончилось только в 1925 году. Владельцев бака обязали выплатить компенсацию пострадавшим, администрации города и железнодорожной компании. Однако юристы Purity Distilling Co договорились о внесудебном урегулировании с немного более высокими суммами для семей пострадавших.

Цистерну так и не восстановили. Сегодня на этом месте находится общественный парк, где о катастрофе напоминает лишь памятная табличка на входе. Местные жители говорят, что и по сей день в жаркие дни по городу распространяется сладкий запах.

15 января 1919 года чан с патокой на Коммёршл-стрит взорвался под давлением, убив 21 человека. 40-футовая волна патоки застряла в ж/д путях, разрушила здания и затопила окрестности. К катастрофе привели дефекты чана и не по сезону тёплая погода Фото Scientific American

Как с тех пор изменилось производство пива

19-й век подарил человечеству много выдающихся изобретений, не обошлось и без нововведений в пивоварении. В частности тогда произошёл переход от темного крепкого пива к более нежному и изысканному, появилось круглогодичное пивоварение, а на производствах для получения напитка стали использовать более современные материалы.

В 1843 году пражский химик Карл Баллинг представил свой сахарометр для измерения сахарной кислоты, который стали применять на пивоваренных и ликёро-водочных заводах. В 60-х годах Луи Пастер доказал, что брожение — это процесс, связанный с жизнедеятельностью дрожжевых грибков. Используя свои знания, он помогал пивоварам и виноделам в изготовлении напитков, а также изобрёл метод производства пива, предотвращающий порчу продукта во время длительных перевозок на судах.

В 1870 году немецкий инженер Карл Фон Линде представил первое холодильное оборудование, которое быстро нашло отклик у изготовителей алкоголя — транспортировка охлаждённого пива стала проще, а его длительное хранение позволило производить напиток круглогодично. В 80-х годах в Европе и Америке открылись первые школы пивоваров.

В конце 19 века на смену хрупким дубовым бочкам для приготовления напитка пришли более прочные материалы. Например, заторный котёл, в котором для выделения сахара смешивают солод с горячей водой, стали делать из чугуна. У меди тоже были свои сторонники, но её реже использовали из-за высокой цены. Ферментационные чаны, в которых происходило брожение, были алюминиевыми. А в 1913 году английский металлург Гарри Брирли открыл нержавеющую сталь и через пару десятилетий её стали использовать в качестве материала для изготовления пивоваренных котлов.

Оборудование на современной лондонской пивоварне Фото Fuller’s

В наши дни большая часть пивоваренного оборудования выполнена из нержавеющей стали. Её главные преимущества по сравнению с другими материалами — высокая прочность, долгий срок службы и устойчивость к коррозии. Поэтому сегодня вряд ли может произойти авария, подобная тем, что случались в Великобритании и Америке один-два века назад. Некоторые пивовары и по сей день выбирают деревянные бочки в производстве, (для вторичного сбраживания пива в некоторых стилях), но в основном используют их для придания тому особого вкуса и аромата.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, говорится в этом материале.