{"id":2121,"url":"\/distributions\/2121\/click?bit=1&hash=c729442271aec384715ceaf20517bb8fa0166ebf92af2882be94c77e61bf0e3b","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 TJ \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75f1ba9e-7ef7-5a5d-9174-73e116005093","isPaidAndBannersEnabled":false}

Краткая история русской дуэли: женщины, политика, поруганная честь

Трагедия из-за любовницы, комедия по пьяному делу и приключения графа Толстого.

Картина «Последний выстрел А.С. Пушкина» 1869 г. Художник А. Волков

Русская дуэль зачастую была бессмысленна и беспощадна, как и множество других явлений нашей истории. Лишиться жизни с конца XVII века стало удивительно легко даже для аристократа — неудачная фраза, неправильно понятый жест или, того хуже, чьё-то желание повеселиться. Поединки чести, мода на которые пришла из Европы, в нашей стране обрели свой особый, отличительный статус. Жестокость отечественных дуэлянтов иностранцы называли не иначе, как «узаконенное убийство».

Предки дуэли

Принято считать, что дуэль в традиционном понимании появилась в средневековой Европе. Сформировалась она на основе трёх разных элементов — судебного поединка, рыцарских турниров и рыцарской же, дуэли.

В средневековье война была делом обыденным, поэтому военные явления активно проникали в гражданскую жизнь, чему способствовала деградация правовых институтов. Когда две стороны во время суда не могли предоставить достаточно доказательств своей правоты или неправоты оппонента, приходилось прибегать к открытому поединку между ними. Победитель выигрывал процесс, а проигравший, помимо прочего, должен был заплатить штраф или потерять руку за лжесвидетельство (если оставался в живых). Считалось, что выиграть в таком поединке силой и ловкостью невозможно, так как Бог не даст проиграть тому, на чьей стороне правда.

Средневековые состязания рыцарей, несмотря на всю обрамлявшую их помпезность и праздничность, несли в себе и глубоко практический смысл — отточить боевые навыки и продемонстрировать окружающим своё мастерство. Сопровождавший их церемониал также отразился на дуэльной традиции.

Сражение на рыцарском турнире Миниатюра из сборника сочинений Кристины Пизанской 1414 г.

Кроме того, существовал ещё один вид поединка, который назывался рыцарской дуэлью. Тут уже благородные мужи не оттачивали навыки, а решали возникшие между ними противоречия, причём без всякого суда. Бой проходил на специальной огороженной площадке, а решать конфликт таким способом могли только представители знати.

В случаях судебного поединка и рыцарской дуэли каждый из оппонентов мог не выходить на площадку, привлекая для этого другого человека. Как правило, это был родственник или друг, хотя существовал теневой рынок «чемпионов» (от английского «champ» — так именовали место битвы). Что характерно, весьма часто влиятельные люди просто-напросто принуждали участвовать в поединке какое-либо зависящее от них лицо.

Примерно в XV веке в Европе сложилась практика дуэли в её традиционном понимании — поединка между двумя сторонами с целью защиты чести и достоинства и восстановления справедливости. Во второй половине XVII века это явление добралось до России.

Первая дуэль по западному образцу состоялась в нашей стране в 1666 году, в Немецкой слободе Москвы. Cатисфакции в ней добивались иностранцы — англичанин майор Монтгомери и шотландец полковник Гордон. Большей частью о произошедшем известно по дневнику полковника, а он не балует нас подробностями.

Картина получалась такая — на пирушке в доме шотландца, организованной по случаю дня рождения короля Карла II, Монтгомери и Гордон устроили словесную перебранку. Точные причины сего неизвестны, но в своём дневнике полковник утверждал, что это именно Монтгомери позволил себе оскорбления (неудивительно, дневник-то Гордона). Так или иначе, стороны условились провести поединок на конях.

В самой же дуэли было больше разговоров, нежели сражения. Сначала, удалившись на лошадях на приличное расстояние, соперники помчались друг другу навстречу и каждый произвёл по выстрелу. Оба промахнулись. После чего у Гордона возникло преимущество, так как конь Монтгомери оказался менее послушен, но полковник, как истинный человек чести, преимуществом не воспользовался (напомню, это дневник, написанный Гордоном).

Усмирив коня, Монтгомери предложил сразиться в пешем порядке, Гордон согласился. Из холодного оружия у сторон были лишь кавалерийские шпаги, но майор отказался использовать в дуэли их и предложил заменить шпагу палашем (колющее холодное оружие с широким и толстым клинком - авт.). Так как палаш был только один на двоих, пришлось отправить человека в слободу за вторым.

Палаш на поле битвы так и не появился, зато появились сослуживцы и не дали закончить поединок. Дуэлянты остались неудовлетворёнными и крепко-накрепко пообещали друг другу закончить начатое. Однако, уже вечером того же дня, усилиями английских купцов и горячительных напитков, стороны помирились. Полковник, к слову, сделает в будущем прекрасную карьеру, станет сподвижником Петра I и получит от царя звание генерала и контр-адмирала.

Так началась уже российская часть дуэльной эпохи.

Причины дуэли

В Европе весьма распространённым поводом для поединков чести являлись политические разногласия. В нашей стране они были совсем не так популярны. Во-первых, большая часть общества не была никак вовлечена в политическую жизнь. Во-вторых, люди при дворе ограничивались записками, интригами и заговорами, редко пуская в ход оружие. Однако, сражения из-за разных взглядов на устройство общества и государства у нас тоже случались.

Периодически происходили столкновения между русскими офицерами и их иностранными коллегами. В России проживало достаточно большое количество французов, которые чтили Наполеона, в то время как отечественные военные считали нашего государя «царём всех царей». Кроме того, французы были чрезмерно заносчивыми (по мнению русских), а русские - излишне развязными (на взгляд французов), что тоже сказывалось на отношениях друг с другом.

Иной раз взгляды человека могли напрямую угрожать его жизни. После публикации в 1836 году первого «Философического письма» Петра Чаадаева, в котором он критиковал не только наше государство, но и весь народ, считая, что мы цивилизационно отстаём от западных стран, студенты московского университета через одного желали восстановить честь оскорблённой России при помощи оружия. Возможно, тот факт, что Николай I личным указом объявил философа сумасшедшим, после чего он был помещён под надзор, спас Чаадаеву жизнь.

Портрет П.Я. Чаадаева Художник Ш. Козина

Намного чаще же поводом для дуэли служили отношения служебные. Александр I запретил караулам проходить через Летний сад, чтобы не тревожить покой императрицы Елизаветы Алексеевны, имевшей привычку там прогуливаться. Штаб-ротмистр Авдулин нарушил запрет и повёл караул по одной из аллей. Обнаруживший это ротмистр кавалергардского полка Шеншин сделал Авдулину замечание, услышав в ответ возражения и оскорбления. На состоявшейся после дуэли ротмистр Шеншин был убит, а Авдулин, по неизвестным ныне причинам, наказания не понёс и продолжил службу.

Выяснением отношений при помощи оружия занимались и самые высокопоставленные офицеры, причём весьма часто так добивались первенства два конкурирующих между собой военачальника. В 1908 году состоялся поединок между генерал-лейтенантами Фоком и Смирновым, поводом для которого послужили разногласия по вопросу организации обороны Порт-Артура. Смирнов обвинял Фока в трусости и считал виновным в сдаче города (надо отметить, что верховный военно-уголовный суд Фока оправдал), за что был вызван на дуэль оскорблённым. Сражение закончилось ранением Смирнова.

Иногда защищать приходилось честь подразделения. В 1822 году поэт Пушкин в ресторане Кишинёва «не поделил» с офицерами 33-го егерского полка оркестр. Один из них заказал исполнение кадрили, Пушкин же захотел мазурку. Музыканты, зная о щедрости поэта, исполнили его пожелание. Командир полка полковник Старов посчитал это оскорблением и потребовал извинений от Александра Сергеевича. Получив отказ, Старов вызвал Пушкина на дуэль. Соперники стреляли два раза, оба промахнулись, а в продолжении дуэли отказали секунданты, поскольку на дворе стоял январь и погода совсем не располагала к длительным сражениям. После поэт и полковник помирились.

Я жив, Старов здоров, дуэль не кончен.

А.С. Пушкин

Распространённым объектом для сатисфакции становилась честь семьи. Чаще всего — жены. Причём поводом для поединка мог стать самый что ни на есть невинный, без оттенка какого-либо флирта, разговор замужней дамы с мужчиной. Многие сплетники пользовались этим и распускали в обществе слухи о той или иной интрижке или слишком пристальном внимании некоего кавалера к чьей-либо супруге. В результате случался смертельный бой, который играл на руку сплетнику.

Однако, в случае наличия у жены вполне себе реального любовника, далеко не всегда муж вызывал последнего на поединок. Боясь огласки неверности своей второй половины, мужья искали для дуэли какой-нибудь формальный повод.

Иногда объектом соперничества становилась сама женщина, без привязки к семейному статусу. Дворянин, начавший ухаживания за дамой, зачастую считал свои права на неё исключительными. Столкновение с таким же ухажёром, считавшим уже свои права «исключительными», приводило к вооружённой попытке устранить оппонента. Слухи о дуэлях соперников за её сердце, сопровождали любую светскую даму, которая была недурна собой.

Именно из-за женщины в серьёзную историю попал автор «Горя от ума» Александр Грибоедов. Причём женщина эта предметом его любовного интереса не являлась. Балерина Авдотья Истомина пользовалась большим успехом у современников и разбила немало мужских сердец. Несколько строк в «Евгении Онегине» Пушкин посвятил именно ей.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт,

И быстрой ножкой ножку бьёт

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

И вот ходил у Истоминой в любовниках некто Василий Шереметев, а параллельно о танцовщице тайно вздыхал граф Заводовский. Поссорившись как-то с Шереметевым, Истомина уехала к подруге. После одного из её выступлений к ней обратился Грибоедов с предложением поехать к Заводовскому в гости (литератор дружил с графом). Балерина не отказала, а впоследствии выяснилось, что она провела в гостях несколько дней.

Узнавший об этом Шереметев (по утверждению некоторых источников, он выследил карету Грибоедова) был глубоко оскорблён и посовещавшись со своим другом, будущим декабристом Александром Якубовичем, направил Завадовскому вызов на дуэль. Однако дуэль предстояла не простая, а четверная — это когда после «основых» противников, следом вступали в поединок их секунданты. Коими и были Якубович и Грибоедов. Драматург, также как и его друг, вызов принял.

Портрет А.И. Истоминой Художник Ф.К. Винтергальтер

Первым стрелял Шереметев, однако, промахнулся. Ответным выстрелом Заводовский ранил оскорблённого в живот. Шереметева увезли в больницу, но врачи спасти его не смогли. По причине серьёзного ранения Шереметева во время поединка, Якубович и Грибоедов отложили выяснение отношений. После смерти Шереметева поднялся большой шум, Заводовский уехал за границу, а Якубовича отправили служить на Кавказ, так что план сразиться на дуэли секунданты смогли реализовать только через год.

В 1818 году Грибоедов был назначен секретарём дипломатической миссии в Персии. Направляясь в Тегеран, драматург остановился в Тифлисе, где и встретился с Якубовичем, который продолжал требовать поединка. Грибоедов считал себя косвенным виновником гибели Шереметева и не хотел ещё одной смерти, поэтому попытался переубедить оппонента, но сделать этого не удалось.

Стреляться решили в овраге за селением Куки. Якубович выстрелил первым и попал Грибоедову в кисть левой руки. Ответным выстрелом литератор в Якубовича не попал. После дуэль обросла слухами и домыслами — то ли Якубович целился в ногу, то ли действительно хотел убить драматурга, а тот, в свою очередь, промахнулся то ли случайно, то ли сознательно. В любом случае, на этом поединок закончился. Именно ранение руки и оставшиеся после него шрамы позволят позже опознать обезображенное тело Грибоедова, убитого религиозными фанатиками в Тегеране.

Портрет А.С. Грибоедова Фрагмент картины И. Крамского

Но чаще же всего дуэли происходили по причине элементарных бытовых ссор. Причём, иные из них кажутся сущими пустяками. Не вовремя обранённая фраза, неловкое движение, слишком громкий разговор, экипажи, которые не смогли разъехаться — всё это причина для конфликта и следующего за ним поединка. Некоторые явления жизни прямо-таки располагали к ссорам и дуэлям. Охота, театральные представления, карточные игры, бильярд — вот лишь некоторые примеры.

Участники дуэли

Первым требованием к соперникам являлось их равенство — сражение допускалось только между дворянами. Человек происхождением попроще не мог нанести обиду представителю знатного рода — за простолюдина отвечать должен был его «хозяин».

При этом имущественное равенство сословному никак не ровнялось — дворянин есть дворянин, даже пусть и промотавший своё состояние. Богатый мещанин или купец не становился на одну ступень с дворянином, а споры между ними должны были разрешаться через суд.

Поединки чести считались делом сугубо мужским и дуэли с женщинами не допускались. Во-первых, дама вряд ли могла серьёзно оскорбить, так как обычно её разговор считался подобным детскому, несерьёзным. В случае, если женщина всё же умудрялась задеть чью-то честь, отвечать за неё должен был мужчина — муж, брат и т.д. Хотя участие дам в дуэли иногда происходило — в случаях, когда они переодевались в мужчин.

Следующим требованием к соперникам являлись честность и благородство. Человек, совершивший бесчестный поступок не имел права даже вызвать на дуэль. Естественно, что критерии оценки «честности и благородства» были весьма размыты и постоянно смещались то в одну, то в другую сторону. Шулерство, например, считалось занятием презрительным, однако, когда целью шулера ставились не деньги, а бахвальство и эпатаж, подобное занятие уже не вызывало строгого осуждения.

«Игра в карты» Картина К. Трутовского

Также человек, даже уличённый в серьёзном проступке, зачастую допускался до поединка благодаря длительной истории своей благородной репутации в прошлом (сначала ты работаешь на зачётку, а потом она на тебя). Не допускались к сражению несовершеннолетние, при этом имелся в виду в первую очередь не возраст, а осознанность и зрелость личности конкретного человека.

Запрещались дуэли между близкими родственниками, так как для дворян был важен их род. Оскорбить родственника означало оскорбить собственное достоинство, свой род, то есть унизить самого себя. Как после это требовать сатисфакции? Впрочем, между дальними родными сражения случались.

Не разрешалось выяснять отношения при помощи поединка между должником и человеком, которому он должен. Здесь, конечно, тоже были исключения — если вдруг причина конфликта была намного важнее денег. Рамки этой «важности» были также широкими и каждый понимал их по-своему.

Препятствием для честного сражения могла послужить большая разница в возрасте между оппонентами. Если дело доходило до поединка, то можно было согласовать замену, чаще всего пожилого человека заменял сын. Однако, случаи эти были редкими — потому как если мужчина не был способен отстоять свои слова при помощи оружия, то старался вести себя так, чтобы никто не мог оскорбиться. Если же обиду причинили самому «ветерану», то вызов отправлял кто-либо из его окружения — друзья или родственники. Но и существенная разница в возрасте иной раз не мешала бросить вызов и выйти к барьеру. В упомянутой выше дуэли Старова и Пушкина разница между соперниками достигала без малого двадцати лет.

Неравенство служебное тоже накладывало свои ограничения. Вызов командира на поединок считался бунтом. Сам командир тоже не имел права улаживать дела с подчинёнными таким образом. У него были на это другие инструменты. Если же кто-то умудрился настолько сильно задеть офицерскую честь, то перед вызовом, как правило, подавали в отставку.

Обычно неравенство участников дуэли не ограничивалась одним из критериев, чаще всего это была совокупность факторов — например, возрастное и имущественное неравенство.

Нельзя недооценивать роль в поединке чести секундантов. Она была очень и очень важна. По сути, именно участие секундантов легитимизировало процедуру, они, как представители общества, обеспечивали соблюдение правил, не давая превратиться сражению в преступное «простое» убийство.

Секундантам во время дуэли позволялось даже больше, чем самим дуэлянтам. Секундант мог требовать отсрочки, заявлять о неподходящем оружии, и даже принять извинения или отказаться от них. Как правило, представитель у дуэлянта был один, хотя известны случаи, когда интересы представляли по два и более секунданта с каждой стороны. Иной раз, при отсутствии у одного из соперников своего помощника, секундант оппонента становился «общим».

В отношении помощников имелись свои требования. Во-первых, они тоже должны были быть людьми чести, а во-вторых — соответствовать статусу своих доверителей. Чаще всего секундантами становились уважаемые члены общества, хорошо знакомые с дуэльным кодексом. Представитель дуэлянта должен был быть вооружён и готов, в случае необходимости, также вступить в бой.

Самым распространённым выбором были родственники и друзья. Что, конечно, неудивительно, потому что к ним у дуэлянта имелись доверие и общие представления о чести и ритуале. Часто случалось так, что в качестве представителя выступал человек, имевший непосредственное отношение к конфликту. Если же дворянин оказывался в незнакомых ему местах в одиночестве и не мог выбрать соответствующего представителя, то имелась возможность обратиться к оппоненту с просьбой предоставить ему своего секунданта, или использовать одного общего. Оба варианта, конечно, имели существенные недостатки для стороны, у которой не было своих помощников.

Во время поединка дуэлянт и его секундант отвечали друг перед другом честью. Представитель даже мог требовать у доверителя сатисфакции, если считал его поведение во время сражения недостойным.

Участие в дуэли повышало авторитет секунданта. При этом чем более опытным и известным был дуэлянт, тем больше уважения получал его помощник. Вся функциональная часть сражения лежала на плечах секундантов. Они передавали вызов, искали место для поединков, подавали команды и даже высчитывали шаги. На всех этапах, вплоть до начала сражения, секунданты должны были пытаться примирить оппонентов (причём независимо от желания последних).

Множество проведённых дуэлей вызывало уважение в обществе. Если мужчина часто участвовал в поединках, считалось, что он строг по отношению к своей чести. Однако, стремление к славе породило такое явление, как бретёрство. Бретёрами называли людей, которые постоянно искали повода для дуэли, причём повод мог быть самым ничтожным.

Они провоцировали оппонентов, хвалились и гордились своими сражениями. Как правило, отличались хорошим владением оружием и крепкими нервами, что неудивительно, ведь иначе множество поединков просто не переживёшь. Считается, что некоторые бретёры становились ими неосозанно — сказывались психологические особенности личности. То есть, дворянин может и не ставил целью день через день стреляться, да только легко возбудимая психика или излишняя ранимость (реже — обострённое чувство справедливости) решали всё за него.

Настоящие бретёры относились к чужим жизням также равнодушно, как и к своей. В их глазах они не представляли особой ценности. Бретёры отлично знали дуэльные правила и их часто привлекали к поединкам чести, как людей, в этом деле уважаемых. Уважать было за что — бретёр в любой момент мог подтвердить свои слова, встав к барьеру.

Зачастую бретёры отличались взбалмошным характером, который проявлялся во всех сферах их жизни. Обычные спутники бретёра — пьянство, соблазнение женщин, карточные игры. Лихой повеса и разгильдяй, но душа компании — где он, там всегда весело. И всегда опасно. Иногда выход на дуэль просто помогал бретёру морально отдохнуть, этакий крайне экстремальный вид спорта. Однако, встречались среди них и люди образованные и начитанные. Декабрист Лунин, мечтавший лично вонзить кинжал в Наполеона, например, знал 5 языков.

Одним из самых известных бретёров, без сомнения, был дядя писателя Льва Толстого - Фёдор по прозвищу «Американец». Описание его жизни неотделимо от легенд, которые сложились вокруг образа Толстого. Историки до сих пор спорят, что является правдой в биографии «Американца», а что — вымыслом.

Портрет графа Ф.И. Толстого Художник К. Рейхель

Опоздав однажды на полковой смотр, в ответ на претензии отчитавшего его полковника, Толстой не придумал ничего лучше, чем оскорбить командира и плюнуть ему в лицо. Скрываясь от ответственности, граф отправился в первую русскую кругосветную экспедицию под капитанством Ивана Крузенштерна.

Во время путешествия он своим поведением успел так «достать» весь экипаж, что Крузенштерн не выдержал и высадил графа на Камчатке, оставив там одного. Несколько месяцев Толстой жил на Алеутских островах Аляски вместе с аборигенами, после чего добирался до Петербурга по суше. Именно за эту историю он получил прозвище «Американец».

В браке, который он заключил с цыганкой, у Фёдора родилось 12 детей. 11 из них не дожили до совершеннолетия, что Толстой посчитал своей расплатой за бретёрство — по памяти «Американца» от его руки пали как раз 11 человек. Граф тяжело переносил смерть детей, ударился в религию, стал много молиться и посещать церковь. Перед смертью он успел причаститься и исповедаться. Похоронили Толстого в Москве на Ваганьковском кладбище. Ходят слухи, что неуёмный граф продолжает развлекаться и после смерти.

Появившиеся в современное время предположения о том, что бретёры являлись, по сути своей, заказными убийцами, за деньги устранявшими неугодного человека, не выдерживают критики. По крайней мере, официальной истории неизвестны факты существования в России хотя бы одного «бретёра-киллера».

Отношение с властями и закат дуэльной эпохи

Российские правители никогда не поддерживали и не одобряли сатисфакцию при помощи оружия. Дуэли на протяжении почти всей своей российской истории являлись делом тайным, их скрывали от государева ока. Даже в те моменты, когда власти относились к дуэльном делу более-менее терпимо, лишнего внимания участники старались не привлекать.

Пётр I уже в 1706 году в «Кратком артикуле» повелевал вешать дуэлянтов. В 1716 был издан Воинский устав, в котором вешать полагалось ещё и секундантов, а ко всему прочему конфисковывать имущество у всех участников поединка.

В соответствии с изданным Екатериной II «Манифестом о поединках» 1787 года, за участие в сражении полагались штрафы, лишение чинов и ссылки в Сибирь, а также уголовное преследование как за умышленные преступления.

Портрет Екатерины II Художник Д. Левицкий

Некоторое смягчение к дуэльной традиции проявил Николай I, освободив от ответственности врачей и секундантов. Но главным действующим лицам грозило заключение в крепости на срок до десяти лет. Дворянские права при этом сохранялись.

В 1894 году Александр III утвердил «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде». Согласно им, суд общества офицеров получил право назначать поединки. Решение этого суда было обязательным к исполнению. Документ легализовал дуэль фактически, но не юридически — уголовная ответственность за неё по-прежнему сохранялась. Разница была в том, что если сражение происходило с разрешения офицерского суда, то участников, как правило, ждало помилование.

В начале ХХ-го века в России появились дуэльные кодексы, самым известным из которых является Кодекс Дурасова, изданный то ли в 1908 году, то ли в 1912 (данные разнятся). Это был, естественно, неофициальный, свод правил, который закреплял давно сложившиеся к тому времени дуэльные традиции. Стоит отметить, что соблюдался он далеко не всеми и не всегда, а если его и принимали за основу, то практически никогда не использовали в полном объёме, игнорируя те или иные пункты.

Что характерно, на протяжении всего времени существования поединков чести в России, строгость отечественных законов компенсировалась необязательностью их исполнения. Во-первых, совсем не всегда кто-либо от лица государства вообще вмешивался в дела дуэльные, а во-вторых, весьма часто, когда всё же доходило до разбирательства, участники могли быть помилованы либо не хватало собранных доказательств, что освобождало от ответственности.

При неверности жены муж считается оскорблённым. Различается неверность моральная и телесная. В первом случае муж считается потерпевшим оскорбление второй степени, во втором — третьей.

Выдержка из дуэльного кодекса Дурасова

К моменту принятие дурасовского кодекса, дуэль становилась всё менее и менее популярной. Романтический ореол вокруг неё испарился. В стране и обществе происходили масштабные изменения, политика проникала в жизнь людей и случавшиеся ещё поединки чаще происходили из-за политических споров, нежели из-за затронутой чести. После Октябрьской революции 1917 года дуэли окончательно ушли в историю вместе с дворянским сословием.

* * *

Основные источники:

  • А. Востриков «Книга о русской дуэли»
  • А. Кацура «Дуэль в истории России»
  • П. Швейковский «Судъ общества офицеровъ и дуэль въ войскахъ россiйской армiи»
  • Р. Хоптон «Дуэль. Всемирная история»
  • Я. Гордин - «Дуэли и дуэлянты»
0
32 комментария
Написать комментарий...
Константин Кадавр
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Указанный велосипед
Русская дуэль зачастую была бессмысленна и беспощадна, как и множество других явлений нашей истории.

Это всё, что надо знать.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Кусакин
Автор

Пожалуй, да.

Ответить
Развернуть ветку
Должен жар

Нихуя себе краткая

Ответить
Развернуть ветку
Указанный велосипед

Это как краткий пересказ "Война и Мир".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Должен жар

Ага)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Кусакин
Автор

Спасибо, надеюсь, время позволит)

Ответить
Развернуть ветку
Случайный поезд

"а Авдулин, по неизвестным ныне причинам, наказания не понёс и продолжил службу."

Прошли столетия, а в рашке нехера не изменилось

Ответить
Развернуть ветку
Опытный цвет

А сейчас где-то оно сохранилось?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ар-рус

"ты приходи один, я тоже один с братьями приду".

Ответить
Развернуть ветку
Приличный Валера

версусбатл точка ру

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Мучительный динозавр

Чаадаев был прав

Ответить
Развернуть ветку
Производственный пёс_анон

Паша Рогов был лев

Ответить
Развернуть ветку
Мучительный динозавр

Рррррррррррррррррр

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Ramazani-Zubov

Лев был против

Ответить
Развернуть ветку
ар-рус

"да кому он нужен"
"объявляется сумасшедшим и помещается под стражу"

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Викторович

Кто заинтересовался, можете еще у Лотмана в "Беседах о русской культуре" почитать главу о дуэли 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Воробьёв

Бегло просмотрел текст и создалось ощущение, что это просто транскрипция одноименного подкаста "поручик киже". Не стыдно?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Кусакин
Автор

Нет, не стыдно. Потому что основные источники указаны в статье, теперь бегло посмотрите их и убедитесь в том, откуда материал. А указанный вами подкаст мне слушать не доводилось.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Кусакин
Автор

Не поленился и послушал подкаст, о котором вы написали. Пересечений со статьёй практически нет, за исключением пары моментов. Кроме того, подготовленный мною материал в разы объёмнее и намного больше раскрывает тему. Ни о какой "транскрипции" и речи быть не может. В следующий раз, прежде, чем кого-то обвинять, приготовьте аргументы и проанализируйте то, что сравниваете. Пока у вас в наличии только "беглое" ознакомление и голословные заявления, ничем не подкреплённые.

Ответить
Развернуть ветку
Тесный рак

Похоже тут заявочка на дуэль 😁

Ответить
Развернуть ветку
inanition

Бегло просмотрел ваш комментарий и создалось ощущение, что это просто говно. Не стыдно?

Ответить
Развернуть ветку
Сменю ка имя на всякий случай

Очень круто получилось!
Если будет что-то подобное про дворянское сословие в России как таковое - прочитаю с удовольствием

Ответить
Развернуть ветку
Никита Кусакин
Автор

Спасибо)
Уж очень объёмный материал про сословие в целом, но за идею для статьи благодарю)

Ответить
Развернуть ветку
ар-рус

Дуэлянт после 17 года.

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Ramazani-Zubov

В затылок, чтобы не вонял. Жену, детей, матерей и хомяка в ссылку, чтобы не воняли.

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Ramazani-Zubov

Удивительно, как потомкам человека от сохи интересно изучать историю и реликтовую культуру 2% д…дворян.

Лучше бы тысячу и один рецепт пареной репы опубликовали и то, как мириться с нищетой, если для веры президенту ты слишком стар, а патриарху – слишком молод. А при Империи жили и даже не заглядывались на барские имения на берегах Комо, не то что теперь. В общем, холопский вопрос в России куда актуальнее. Не заставляйте просить на коленях!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 32 комментария
null