Истории
kate

Власти города в Бельгии извинятся за последнее сожжение «ведьмы» — в 16 веке её обвиняли в сексе с дьяволом

Местные чиновники напоминают, как опасны власти, если они принимают решения на основе слухов.

Фото Pinterest

Власти бельгийского города Лир принесут официальные извинения за казнь «ведьмы» 430-летней давности. Женщину сожгли из-за обвинений в сексе с дьяволом, смерти лошади и пожара в доме. Её мать тоже казнили. Извинений добивались городские активисты: теперь они убеждают установить мемориальную доску с именем погибшей.

Бельгийцы признают вину, чтобы напомнить, как опасны правительства, которые руководствуются слухами

20 января власти Лира официально извинятся за три приговора за «колдовство» в 1590 году — тогда «ведьм» казнили на площади центрального рынка. Дату выбрали не случайно — это 430-летняя годовщина сожжения «последней ведьмы Лира» Кателин ван ден Блуке.

Об официальных извинениях местных властей давно просили местные жители и родственница одной из казнённых «ведьм». Несмотря на то, что с последней казни за «колдовство» прошло четыре столетия, извинения «безусловно уместны», заявил член городского совета и консультант по по музеям, движимому наследию и туризму Рик Вервест.

Это напоминание об опасности наличия правительства, которое руководствуется слухами и истерией, но также и о том, что смелость одного человека может иметь значение. Кателин отказалась назвать других «ведьм», чтобы спасти себя, несмотря на пытки.

Рик Вервест

Сейчас на предполагаемом месте последнего сожжения «ведьмы» в Лире установлен круглый камень и табличка с надписью на нидерландском языке «Ведьмин камень. Легенда гласит, что это место, где была сожжена последняя ведьма в Лире».

Табличка, обозначающая предположительное место сожжения последней ведьмы в Лире Фото из фейсбука группы активистов Eerherstel voor Cathelyne

Местные активисты добиваются от городских властей установления ещё двух мемориальных табличек. Одной из них они хотят восстановить память о Кателин ван ден Блуке, указав на камне её имя. На второй табличке призывают написать извинения со стороны местных властей перед жертвой.

Один из инициаторов установки мемориальных досок Джеф Верскурен на центральной площади Лира Фото Йорена Де Вердта

Признания «ведьмы» выбивали под пытками

В конце 1580-х в Лире происходили постоянные религиозные войны, поэтому местная община католической церкви всячески пыталась утвердить авторитет. Частью этого замысла была и борьба со всем магическим и суеверным в обществе — в том числе и охота на «ведьм».

В опознании «ведьм» инквизиторы часто пользовались книгами с подробным описанием методов преследования, допросов и пыток «колдуний». К примеру, в книге доминиканского монаха Генриха Крамера «Malleus Maleficarum» («Молот ведьм») 1486 года говорится, что женщины сами по себе — источники зла, коварства и несчастий. По мнению средневековоых авторов, рано или поздно все женщины становятся ведьмами и заключают сделки с дьяволом, а единственный способ этого избежать — быть глубоко религиозными.

В то время одиноких и бедных женщин (гораздо реже — детей и мужчин) в колдовстве обвиняли соседи, замечающие «странные» особенности в поведении. Знакомые могли оговорить «колдуний» из мести. Обвиняли женщин и те, кто сам попал под подозрение в колдовстве — назвать «ведьмой» кого-то другого было путём к спасению. Если задержанная в процессе пыток раскрывала других «ведьм», то её могли отправить в монастырь, но не казнить.

Книга «Malleus Maleficarum»

Чтобы обвинить средневековую европейку в колдовстве, не было нужно никаких странностей вроде полёта на метле, которые рисуются в воображении при слове «ведьма».

К примеру, 14-летнюю Анну Фейн и её мать Лизбету Стриккертс из бельгийского Нила в 1589 обвинили в колдовстве на основании показаний троих людей. Один из них, Виллем Брант, заявил, что девочка якобы заколдовала лошадь и молоко, разговаривала с духами, не верила в бога и подчинялась дьяволу. Судя по записям журнала активистов Eerherstel voor Cathelyne, во время пыток, под которыми из неё добывали признание, девочка назвала ещё двоих «ведьм»: Анну Копс и 47-летнюю Кателин ван ден Блуке — их арестовали. После обвинения других женщин, Фейн и её мать якобы отпустили с условием постоянного соблюдения поста.

У обвиняемых в колдовстве часто были адвокаты, которые должна были доказать невиновность женщин. Иногда инквизиторские суды проходили и без защитников — это зависело от региона

У Кателин якобы была дурная репутация в Лире, она не знала всех христианских молитв, а к тому же её мать незадолго до задержания казнили — тоже из-за обвинений в колдовстве. На инквизиторском суде свидетели утверждали, что по вине Кателин заболела лошадь и сгорел дом, а во время пыток женщина призналась, что занималась сексом с дьяволом, пишет бельгийское издание GVA. Женщина не стала обвинять других горожан в колдовстве, что могло бы помочь ей избежать казни. По легенде, 20 января 1590 года Кателин ван ден Блуке стала последним сожжённой за «колдовство» в Лире.

Казни «ведьм» в средневековой Европой происходили примерно с 1400 по 1700 годы — за это время убили около 60 тысяч человек.

И хотя камень на центральной площади указывает на место последней казни «ведьмы» в Лире — это не последняя смерть от сожжения в городе. Публичные казни по другим причинам там продолжались до 1842 года.

Бельгийские власти оправдываются не первыми: извинения за казни 400 «ведьм» в 15-18 веках уже принесла немецкая церковь в городе Айхштетт. Местный епископ назвал события Средневековья «кровоточащей раной в истории церкви» и пообещал установить в соборе мемориальную доску.

#религия #история