{"id":912,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u043a\u0430\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043a\u0432\u0430\u0434\u0440\u043e\u0446\u0438\u043a\u043b\u043e\u0432 \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u0430\u044e\u0442 \u0437\u0430\u043f\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=912&url=https:\/\/vc.ru\/pochta\/325041-kak-kanadskie-lyubiteli-snegohodov-i-kvadrociklov-otkryli-dlya-sebya-rossiyu&placeBit=1&hash=cd4c11b0c5494bf89049a9ca742e24d7dc78c6cc04a793c3204946531d5630c3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Аня Бегиашвили

Елена Лысенко — первая в России женщина-машинист электрички. Из-за стереотипов и закона её путь к мечте занял 10 лет Статьи редакции

TJ поговорил с Еленой о списке запрещённых для женщин профессий, а также о сексизме в жизни и в интернете.

Фото из личного архива Елены Лысенко-Салтыковой

1 января 2021 года в России сократился список запрещённых для женщин профессий. Теперь в нём не 456, а 100 пунктов. Россиянки могут свободно служить на корабле, быть парашютистами и трактористами. Среди профессий, исключённых из списка, — машинист. Женщины снова начали работать в поездах московского метро, а 12 января в первый рейс в качестве машиниста пригородного электропоезда отправилась Елена Лысенко-Салтыкова.

Став первой в современной России женщиной-машинистом электрички, она столкнулась с критикой в соцсетях. Комментаторы оскорбляли её и писали, что девушка не может управлять поездом наравне с мужчинами и что должность ей выдали ради пиара. На самом деле Елена с детства мечтала об этой работе и сражалась за неё около 10 лет, о чём она и рассказала специально для TJ.

«Я меняла колодки и вручную прокручивала дизель»

Маленькой я занималась на детской железной дороге в Кратово. Жила неподалёку и когда нам о ней рассказали в школе, подумала: почему бы не попробовать. Мне с детства нравились поезда, а родители работали на транспорте, поэтому эта тема всегда меня окружала. Во время занятий я совершенно случайно попала в кабину узкоколейного тепловоза. Меня спрятал от дождя машинист-инструктор. Когда я увидела, что внутри, как выглядит кабина, двигатель, я поняла, что хочу быть машинистом.

В обычной ситуации в России, чтобы стать помощником машиниста на электропоезде, достаточно проучиться на курсах полгода после школы. Для того, чтобы стать машинистом, нужен минимум год опыта после колледжа, в сумме — три года. Я хотела поступить в колледж сразу после 11 класса, но меня не взяли.

Главной проблемой была поездная практика, на которую не брали девочек. Из-за неаттестации я бы просто не смогла доучиться.

Мне сказали решить вопрос с вышестоящим руководством: когда оно одобрит эту идею, тогда меня и возьмут. На это я потратила больше полугода и была буквально самой последней зачисленной на курс. Я стояла в форме на линейке первого сентября, ещё не зная, взяли меня или нет. Я стала единственной девочкой на курсе, хотя не первой.

После обучения наступает время практики. К тому времени, как я доучилась, все люди на должностях поменялись. Тех, кто пустил меня в колледж, уже не было, так что никто не готов был пойти навстречу — и я осталась без практики. Полгода проработала слесарем. В физическом плане это сложнее, чем работа на линии, потому что на электропоезде есть много приспособлений, которые упрощают его ремонт и эксплуатацию. А я была на тепловозе: исполняла обязанности слесаря, специалиста по замерам и отчасти бригадира. Я меняла колодки, прокручивала дизель вручную, примеряла шатунные и коренные подшипники.

«Ну ты куда пришла, в детский сад, что ли?»

Работая слесарем, я искала практику. Вышла из колледжа с полным пакетом документов, кроме одного — свидетельства помощника машиниста, из-за которого я, собственно говоря, и пошла туда учиться. Поэтому ходила по столичному узлу и по каждому депо. Сначала — по электровозным, там везде был отказ, потом — по моторовагонным.

Письменный отказ мне написало одно-единственное депо. На словах — это одно, а когда есть документ — к нему уже можно как-то апеллировать. В другом депо мне разрешили пройти практику, но на работу не оставили. Люди отчасти были некомпетентны и не знали, как отказать. Напрямую же не скажешь «ты же девочка», хотя в одном депо было такое: «Ну ты куда пришла, в детский сад, что ли?»

По факту закон не запрещал женщинам работать помощниками машиниста и машинистами. Были ограничения по условиям. Но никто не хотел заморачиваться.

Я уж не говорю о том, что вся эта классификация профессий очень странная. Моя мама — бортпроводник. Их работа более вредная, но почему-то никто не говорит, что девушки не справятся с этой профессией. Наоборот, в основном эта профессия считается женской. Хотя они как раз сталкиваются с такими же сложностями: и физический труд, и шум, и вибрации. Более того — радиация. У нас немного проще, но почему-то считается, что девушкам нельзя.

В этот закон с перечнем запрещённых профессий никто не хотел вчитываться, поэтому это была долгая и странная борьба. Все говорили: «Закон запрещает, понимаете, всё категорично». А там в конце есть абзац, что работодатель имеет право нанять женщину при соблюдённых условиях по охране труда. Были люди, которые даже не знали, есть такой закон или нет. Они объясняли, что у них «нет удобств» для женщин, нас некуда «класть спать», «локомотив тяжёлый» (как будто я его на себе толкаю) и «там одни мужчины».

Видео из тик-тока Елены Лысенко-Салтыковой

«Я поняла, что я не единственная фанатка железной дороги, и предложила собраться вместе»

Через несколько месяцев поисков я услышала о компании АО «Центральная ППК» и попыталась устроиться туда. Удивилась, когда взяли на общих основаниях и без вопросов. Было приятно, даже подумала, что есть какой-то подвох. Мне писали другие девочки, которые тоже мечтали быть помощниками машиниста, и просили рассказать, как у меня это получилось.

Я поняла, что я не единственная такая фанатка железной дороги. У меня был опыт написания писем руководству железных дорог и в Минтруда, я общалась с Юлей Юровой — первой женщиной-помощником машиниста. И я предложила собраться вместе. В 2018 году мы с Юлей создали инициативную группу. Рассказывала девочкам, что нужно писать и куда обращаться. Мы стали отправлять письма во все инстанции, каждая — своё, чтобы их было больше. Мы писали свои истории: почему выбрали железную дорогу, что уже сделали для приближения к мечте, в чём заключается проблема, приводили примеры. Я сравнивала нас с бортпроводниками и их трудовыми условиями.

Некоторым из нас пришли официальные ответы о том, что закон пересмотрят. И в том же 2018 году его пересмотрели. Правда, в силу изменения вступали только с 1 января 2021 года. Так что впереди было ещё три долгих года. Так как закон пересматривали несколько раз, мы боялись, что всё это забудется и никто ничего не примет, поэтому ждали, затаив дыхание. И после отмены ограничений стали самыми счастливыми девушками на железной дороге.

Естественно, я выполняю все те же обязанности, что и мужчины — инструкция была написана вне зависимости от пола машиниста.

Большинство участниц нашей инициативной группы сейчас работают на линии помощниками машиниста. Уверена, что девчонки не остановятся и пойдут дальше. За один день нельзя стать машинистом: например, у меня были экзамены по теории и практике для оформления документов. Первая поездка, в которую я официально поехала как машинист, состоялась 12 января 2021 года.

«Женщины водят машины давно, но до сих пор есть стереотип о „бабе за рулём“»

Меня критикуют с самого начала моей «борьбы», то есть на протяжении десяти лет, поэтому отчасти я к ней привыкла. Но новость о том, что я поехала машинистом, вызвала фурор. Это распространялось в интернете с невероятной скоростью. Мне стали присылать сообщения и отмечать в комментариях. Их было так много, что у меня завис телефон.

В этом ролике Елена зачитывает комментарии к новости о том, что она стала машинистом. Видео из тик-тока Елены Лысенко-Салтыковой

С таким количеством нападок мне раньше не приходилось сталкиваться. Меня это сильно расстраивало, я просто не понимала — за что? Я ведь такой же человек, как и все остальные. Много хейта было связано с тем, что люди банально не понимают, как так — только что разрешили женщинам становиться машинистами, и я сразу поехала. О чём все сразу думают? О том, что обычно говорят про девочек, когда они добиваются каких-то своих целей. Не удивлюсь, если я на свои накопленные куплю BMW и услышу аналогичные суждения.

Я решила прочитать эти комментарии в видео, потому что когда ты пишешь — это одно, а когда это звучит голосом — совсем другое. Грубо говоря, человек испачкал лицо, а ты ему даёшь зеркало: «Посмотри, как ты испачкался». Здесь то же самое. Не скажу, что у меня был какой-то запланированный посыл. Скорее — импульс: «Посмотрите, что вы творите».

После того, как я сняла несколько видео, рассказала о своём пути, мне пришло очень много поддержки. Не ожидала, что за меня встанет столько людей. Если негативных сообщений я получала около двух тысяч в сутки, позитивных было по несколько десятков тысяч. Мне делали комплименты и говорили «спасибо». Мир оказался не таким злым.

Безусловно, следующим девочкам-машинистам будет проще. Как минимум те, кто идёт учиться сейчас, поступает сразу, без препятствий. И с практикой у них нет проблем. Со временем и общество привыкнет, хотя женщины водят машины очень давно, но до сих пор есть стереотип о „бабе за рулём“. Всё это не быстро, но, я уверена, со временем пройдёт.

«Мы хотим иметь это право — попробовать»

Я думаю, что списка запрещённых для женщин профессий не должно существовать. Мы добивались возможности работать не для того, чтобы соревноваться с мужчинами. Речь идёт о нашем праве выбрать себе профессию и попробовать. И распоряжаться этим должны мы, а не государство, мужчины или общество. Да, много говорят о вредных профессиях. Но, ребята, курить тоже вредно, почему-то женщинам не запрещают курить.

Фото из личного архива Елены Лысенко-Салтыковой

Представьте, что в каких-то городах химпроизводства — градообразующие. А среди оставшихся в списке 100 профессий есть как раз ограничения на такую работу. И что, женщинам, получается, оставаться без работы? Всем идти кассирами в «Пятёрочку»?

Либо есть ещё другая ситуация, с которой я тоже сталкивалась: женщину трудоустраивают по одной должности, а платят, как за другую. Среди шахтёров была такая история, что девушка выполняла то, что считается «мужскими» обязанностями, а ей платили как кладовщику. Я всё больше и больше с таким сталкиваюсь, хотя думала, что это изжило себя.

По Конституции мы имеем право сами выбирать профессию, и нам должны платить за неё одинаково: что мужчинам, что женщинам. На это мы, в том числе, опирались, когда объясняли, что мы не красивая игрушка, не инкубатор, не приспособление на кухне. Мы люди, и мы тоже хотим пробовать себя в других профессиях. Мы хотели иметь это право — попробовать.

0
233 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Уважительно. А ведь с такой внешностью могла бы давно на онлифансе аккаунт создать и заработать на собственный поезд 

119

Объективизация женщины. Вся статья о том какое это жлобство.
Вот ты мог бы в порно сниматься типа обычный лузер и мама, и получать больше чем сейчас, я не верю, что такой неумный человек зарабатывает много, но ты наверное хочешь другим себя обеспечивать? Почему женщина с любой внешностью по твоему мыслит иначе? 

Или я хорошо о тебе думаю авансом, и ты сам по сути продажная шкура, поэтому, исходя из собственного содержания так оцениваешь людей?

48

Вся статья о том какое это жлобство

Мало того что жлобство, так ещё и тупость: какие-то деньги там очень малый процент людей зарабатывает, и всерьёз рассчитывать на этот заработок - надо быть не очень умным. ред.

18

Комментарий удален по просьбе пользователя

–11
Удивленный звук

Комментарий удален по просьбе пользователя

48

Так можно сказать про любую симпатичную девушку - такое ощущение, как будто онлифанс стал нормой, и у девушек теперь только два пути. О времена, о нравы.

20

три же: еще закладки и айти

47

Ну в среде особо прогрессивных онлифанс и стал нормой. А мой ироничный комментарий на этом и базируется 

7

У России как известно 3 пути...
И онлифанс вполне подпадает под первый путь(ко второй платформе)

2

Так и есть :)

0

большинство там зарабатывают копейки, так что зависит от удачи )

1
Удивленный звук

И что с ним потом делать? 

0

Я о том, что денег у неё было бы много , а не о буквальной покупке поезда 

0

А кто говорил, что его нету?

0

Ну у нее очень посредственная внешность, можно тогда предложить любой абсолютно девушке работать на онлифанс, только будет ли выхлоп.

А серьезно, уважуха за устремленность девки к своей мечте. Я думаю машинист из неё выйдет норм. По мне именно за рулем женщины реально тупят адски, на рельсах такого трафика не будет)

0
Удивленный звук
141

Зашёл в комменты ради этого мема)

6

Нихуя ты некрофилка

–6
Удивленный звук

 В этом ролике Елена зачитывает комментарии к новости о том, что она стала машинистом. 

Бля, какими конченными дегенератами надо быть, чтобы писать такие комментарии на абсолютно индифферентную тему 

74

И никого не смущают девушки в трамваях.

8

Что это за слово такое - "индифферентную"?

1
Удивленный звук

абсолютно нейтральная тема, о которую порваться невозможно 

10

А то комменты очень занятые люди пишут

1

Для этого нужны лишь удобные условия для ненапряжности - анонимность, лёгкость набора текста, другие негативные комментарии рядом.

0
Удивленный звук

Крутая девушка, интересная работа. Авторы комментов из её видео себя не уважают, видимо, чтоб такое писать. Лукизмну: она очень красивая)

52

У баб какое-то негласное правило есть - писать везде как кто-то где-то красивый или что?

4
Удивленный звук

Если внешность человека независимо от пола кажется мне классной, я говорю об этом. В чём проблема?)

8

Знаете, бесит в этой ситуации больше всего? Почему я ненавижу этих говнарей "мужского государства"?

Они орут о насильном феминизме, о величии мужчин и неполноценности женщин.

НО!!! 70 лет назад женщины наравне с мужчинами спасали страну во время и после войны. Снайпера, радистки, партизанки, радистки, лётчицы и танкистки.
И конечно же санитарки и работницы заводов.
Женщины, которые отдавали свои жизни, здоровье и молодость...И для чего? Чтобы их внуки в 21 веке поносили женщин матом и своим дибилизмом?

И ладно, сука, прошлое!!! Но блять большинство водителей трамваев и троллейбусов в наших городах - это женщины!!!
Как блять можно нести хуйню о водителях поездов, когда вы же ездите на трамваях с этими же женщинами!!!

34
Удивленный звук

Снайпера, радистки, партизанки, радистки, лётчицы

Это две разных радистки или как?

10

Если кто-то вещает по радио - кто-то другой должен принимать сигнал.

11

Наличие списка запрещенных профессий — один из козырей женоненавистников, мол, мы такие охеренные, там-то там-то работать можем, а вы нет. А когда женщинам вдруг разрешили там работать, обиженные мужчины, которые кстати тоже вряд ли работали когда-либо кем-либо из списка, внезапно надули губки и, как малые дети, начали обзываться

2

Что за стереотип? Почему без феминитивов? Машинистичка, Машинистесса.

6

Потому что сама героиня привыкла называть себя машинистом и в интервью говорила так

А вообще машинистка — вполне обычный феминитив 

50
Удивленный звук

Машинистка это женщина, работающая на пишущей машинке

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

4
Удивленный звук

Машинистиня

–1
20

Каких стереотипов?

1

Видимо, тех, которые существуют только в умах фемок 

–16

я пару недель назад просто охуел с реакции на новость о женщинах-машинистах, если честно

https://tjournal.ru/internet/320025

82

Красивая, умная и целеустремлённая девушка. Рада за нее, пусть и дальше все у нее получается.

17

уже видел это видео из тиктока и охуел от того, что все эти люди на серьезке пишут весь этот срам.

16

Почему "на серьёзе?". Некоторые просто пошутить пытаются, но не выходит.
Про порно вообще комплиментом можно считать : )

0

красава, топи! удачи в карьере👍🏽

15

главное ты честным трудом(!) на свой хлеб зарабатываешь, не катаясь на шее общества, твой успех-плевок в лицо таким му*акам

3

надеюсь когда нибудь тж сделает интервьею с женщиной осужденной на пожизненное или хотя сядящее в колонии сторого режима,а то сейчас существуют вопиющее неравествно

8
Удивленный звук

Женщин не сажают на пожизненное.

2

Вот так неожиданность какая, да? Странно только почему...

3

Комментарий удален по просьбе пользователя

2
Удивленный звук

Потому что "машинистка" это существующее довольно старое слово — женщина, работающая на пишущей машинке

18

Комментарий удален по просьбе пользователя

–1
Удивленный звук

Симпатичная тянка. Но глаза она красит - пздц.

–8
Удивленный звук

Ok, я понял, что вам нравятся стрелки

11

Стрелки помогают глазам выглядеть ярче и эффектнее 

–1

Держи плюсик.

0
Удивленный звук

Ня

0

Симпатичная тётка, но с ресницами борщит. Или веками. Хуй вас там разберёт, что вы малюете на рожах.

–20
Удивленный звук

Это стрелки

7

вот это стрелки

16
Удивленный звук

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

выше ей уже предложили пойти на онлифэнс

10

тягок нынче путь в диджитал

9

по-моему остальные профессии обесценивают не зумеры, а заработная плата за них, не считаешь? 

8
Удивленный звук

Комментарий удален по просьбе пользователя

–1
Удивленный звук

Потому что такие зумеры — это твои придуманные резиновые чучела.

0

Да похую, пусть занимаются чем хотят.
Поясните в чем бугурт у тех, кто пишет о том что бы БАБЫ НЕ ЛЕЗЛИ В МУЖСКИЕ РАБОТЫ

3

Да вроде никогда такого бугурта не было. Меня наоборот парило, если одни и те же бабы требуют преференций типа "нам мало плотют, мужики ниносят покеты из Дикси, нихатят платить в кафе, нипамагают поменять калисо на дароги", при этом не готовы въёбывать на "мужских" работах, выходить из декретов через 3 месяца после родов и сидеть в тюрячке пожизненно.

9
Удивленный звук

История крутая, девушке могу только пожелать удачи. Искренне не понимаю травли со стороны ее коллег, гораздо же приятнее работать с девушкой-помощницей

5

Из-за неё предется чаще в душ ходить, чтоб не вонять. А с напарником мужского пола можно и повонять 

1

гораздо же приятнее работать с девушкой-помощницей

Если они все такие симпатичные, как тут?

0

Если (не дай боже) на работе до нее кто-то будет домогаться, ее же в этом и обвинят: а она знала куда лезла, там же одни мужики, на что она рассчитывала?
Молодец девчонка, успехов! 

4

Вот этих мразей поддерживают интернет-праваки вякая про феминизмы пятнадцатой волны и его ненужность.

4

Не читал пост, но реально не могу понять людей, которые осуждают девушку за то, что она выбрала профессию машиниста, что в этом ТАКОГО??? Это абсолютно нормально, я считаю

4

Хотя я ни разу не профеминист

0

Девушка молодец! Только вперёд к мечте!

3

Как необычно читать заметку про то как человек так рвется, и тратит так много усилий чтобы попасть на то место, откуда ты, и все твои знакомые, стараются свалить как можно быстрее. Ну может в столице условия работы и зарплаты получше (сомневаюсь), но у нас из молодых единицы больше двух-трех лет работают. Ну а то что женщинам было запрещено работать помощниками машинистов и машинистами, как по мне, полная глупость. У тех же проводниц и физические и психологические нагрузки куда сильнее, но почему там работают женщины ни у кого вопросы не возникают.

3

Мне пришлось работать с женщинами пом.машиниста и знал женщин машинистов - прекрасные работники. У моей мамы было право управление на МВПС. Эти женщины пришли на МВПС в после военное время и даже одна пришла 1970 г после окончания техникума. Так, что "круглых колес" вам девушки, так у нас говорят!

3

Красивая;) но условия и правда жесткие для девушек на дороге. Но коли взрослый человек на это готов, то не понимаю, почему кто-то может ему запретить? 

0

Я что-то не понял про какую радиацию у бортпроводников она говорила. Может кто-нибудь объяснить?

0

На высоте около 10 км радиационный уровень выше (космическая радиация). Усиливается около полюсов. Самую высокую можно хапнуть пролетая над Северным полюсом. Со временем накапливается в организме, поэтому для пассажиров уровень безопасный, а для часто летающих людей типа бортпроводников уже увеличиваются риски разных болячек, в том числе рака. В самолетах есть небольшой уровень изоляции от радиации, но он не защищает полностью.  ред.

6

В самолете атмосфера тебя не защищает от ионизирующего космического излучения. За короткий полет 1-3ч ты получаешь дозу в районе 5-10 мкЗв. Для сравнения годовая доза от фоновой радиации - 1-2 мЗв.

Бортпроводники летают по 80 часов в месяц, получают дополнительно дозу в районе 5 мЗв. Такая доза особо на здоровье не влияет, сравнима с дозой при КТ.

2

На высоте 10 км, где летают самолёты, уровень радиации выше.

2
Удивленный звук

Обожаю таких женщин. Женщин, не знающих что такое «место женщины» и «не женское это дело». Да она ещё и красотуля 😍.
С такой внешностью и борчиха за права! Супер 👏🏻
Не будь я гомосексуалом я бы точно приударил!

2

Вот делать нехуй, могла нормально в вебкаме зарабатывать

–18

Это попытка пошутить или серьёзное высказывание?

0

Только вот по законам, особенно семейным, прерогатива отдается женщине. Но да, равность, конечно же :)

–4

Дискриминированные женщины бьются за свои права, почему дискриминированные в семейном праве мужчины не добиваются своего? 

4

Какая симпатичная девушка

–2

Милаха

–3

Байзэвэй почему машинистов до сих пор не заменили автопилотом? На первый взгляд это должно быть на порядок проще, чем в автомобиле.

1

Потихоньку занимаются этим уже Cognitive Technologies, за их прогрессом можно следить на Хабре.
Также и водителей комбайнов может не стать.

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

–5

Героине поста искренне желаю удачи.

Рад, что хоть кто-то занимается тем, что ему действительно по душе

1

Замечательная статья! С удовольствием прочитала.

1

Девушке респект!

1

Что ж, умница. На удивление с такой внешностью, у девочки в голове карьера, а не поиск принца на белом коне. Очень уважаю таких девушек

–7

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

какие все доброжелательные в комментариях) и чего вас геев все не любят? не понимаю

0

 первая в России женщина-машинист электрички. Из-за стереотипов и закона её путь к мечте занял 10 лет

10 лет можно было просрать с большей пользой для себя. Машинист это совершенно точно не работа мечты.
Лучше бы за эти 10 лет на программиста выучилась. Удаленка, высокая зарплата, две пары джинс

0
Читать все 233 комментария
null