Елена Лысенко — первая в России женщина-машинист электрички. Из-за стереотипов и закона её путь к мечте занял 10 лет Статьи редакции
TJ поговорил с Еленой о списке запрещённых для женщин профессий, а также о сексизме в жизни и в интернете.
1 января 2021 года в России сократился список запрещённых для женщин профессий. Теперь в нём не 456, а 100 пунктов. Россиянки могут свободно служить на корабле, быть парашютистами и трактористами. Среди профессий, исключённых из списка, — машинист. Женщины снова начали работать в поездах московского метро, а 12 января в первый рейс в качестве машиниста пригородного электропоезда отправилась Елена Лысенко-Салтыкова.
Став первой в современной России женщиной-машинистом электрички, она столкнулась с критикой в соцсетях. Комментаторы оскорбляли её и писали, что девушка не может управлять поездом наравне с мужчинами и что должность ей выдали ради пиара. На самом деле Елена с детства мечтала об этой работе и сражалась за неё около 10 лет, о чём она и рассказала специально для TJ.
«Я меняла колодки и вручную прокручивала дизель»
Маленькой я занималась на детской железной дороге в Кратово. Жила неподалёку и когда нам о ней рассказали в школе, подумала: почему бы не попробовать. Мне с детства нравились поезда, а родители работали на транспорте, поэтому эта тема всегда меня окружала. Во время занятий я совершенно случайно попала в кабину узкоколейного тепловоза. Меня спрятал от дождя машинист-инструктор. Когда я увидела, что внутри, как выглядит кабина, двигатель, я поняла, что хочу быть машинистом.
В обычной ситуации в России, чтобы стать помощником машиниста на электропоезде, достаточно проучиться на курсах полгода после школы. Для того, чтобы стать машинистом, нужен минимум год опыта после колледжа, в сумме — три года. Я хотела поступить в колледж сразу после 11 класса, но меня не взяли.
Главной проблемой была поездная практика, на которую не брали девочек. Из-за неаттестации я бы просто не смогла доучиться.
Мне сказали решить вопрос с вышестоящим руководством: когда оно одобрит эту идею, тогда меня и возьмут. На это я потратила больше полугода и была буквально самой последней зачисленной на курс. Я стояла в форме на линейке первого сентября, ещё не зная, взяли меня или нет. Я стала единственной девочкой на курсе, хотя не первой.
После обучения наступает время практики. К тому времени, как я доучилась, все люди на должностях поменялись. Тех, кто пустил меня в колледж, уже не было, так что никто не готов был пойти навстречу — и я осталась без практики. Полгода проработала слесарем. В физическом плане это сложнее, чем работа на линии, потому что на электропоезде есть много приспособлений, которые упрощают его ремонт и эксплуатацию. А я была на тепловозе: исполняла обязанности слесаря, специалиста по замерам и отчасти бригадира. Я меняла колодки, прокручивала дизель вручную, примеряла шатунные и коренные подшипники.
«Ну ты куда пришла, в детский сад, что ли?»
Работая слесарем, я искала практику. Вышла из колледжа с полным пакетом документов, кроме одного — свидетельства помощника машиниста, из-за которого я, собственно говоря, и пошла туда учиться. Поэтому ходила по столичному узлу и по каждому депо. Сначала — по электровозным, там везде был отказ, потом — по моторовагонным.
Письменный отказ мне написало одно-единственное депо. На словах — это одно, а когда есть документ — к нему уже можно как-то апеллировать. В другом депо мне разрешили пройти практику, но на работу не оставили. Люди отчасти были некомпетентны и не знали, как отказать. Напрямую же не скажешь «ты же девочка», хотя в одном депо было такое: «Ну ты куда пришла, в детский сад, что ли?»
По факту закон не запрещал женщинам работать помощниками машиниста и машинистами. Были ограничения по условиям. Но никто не хотел заморачиваться.
Я уж не говорю о том, что вся эта классификация профессий очень странная. Моя мама — бортпроводник. Их работа более вредная, но почему-то никто не говорит, что девушки не справятся с этой профессией. Наоборот, в основном эта профессия считается женской. Хотя они как раз сталкиваются с такими же сложностями: и физический труд, и шум, и вибрации. Более того — радиация. У нас немного проще, но почему-то считается, что девушкам нельзя.
В этот закон с перечнем запрещённых профессий никто не хотел вчитываться, поэтому это была долгая и странная борьба. Все говорили: «Закон запрещает, понимаете, всё категорично». А там в конце есть абзац, что работодатель имеет право нанять женщину при соблюдённых условиях по охране труда. Были люди, которые даже не знали, есть такой закон или нет. Они объясняли, что у них «нет удобств» для женщин, нас некуда «класть спать», «локомотив тяжёлый» (как будто я его на себе толкаю) и «там одни мужчины».
«Я поняла, что я не единственная фанатка железной дороги, и предложила собраться вместе»
Через несколько месяцев поисков я услышала о компании АО «Центральная ППК» и попыталась устроиться туда. Удивилась, когда взяли на общих основаниях и без вопросов. Было приятно, даже подумала, что есть какой-то подвох. Мне писали другие девочки, которые тоже мечтали быть помощниками машиниста, и просили рассказать, как у меня это получилось.
Я поняла, что я не единственная такая фанатка железной дороги. У меня был опыт написания писем руководству железных дорог и в Минтруда, я общалась с Юлей Юровой — первой женщиной-помощником машиниста. И я предложила собраться вместе. В 2018 году мы с Юлей создали инициативную группу. Рассказывала девочкам, что нужно писать и куда обращаться. Мы стали отправлять письма во все инстанции, каждая — своё, чтобы их было больше. Мы писали свои истории: почему выбрали железную дорогу, что уже сделали для приближения к мечте, в чём заключается проблема, приводили примеры. Я сравнивала нас с бортпроводниками и их трудовыми условиями.
Некоторым из нас пришли официальные ответы о том, что закон пересмотрят. И в том же 2018 году его пересмотрели. Правда, в силу изменения вступали только с 1 января 2021 года. Так что впереди было ещё три долгих года. Так как закон пересматривали несколько раз, мы боялись, что всё это забудется и никто ничего не примет, поэтому ждали, затаив дыхание. И после отмены ограничений стали самыми счастливыми девушками на железной дороге.
Естественно, я выполняю все те же обязанности, что и мужчины — инструкция была написана вне зависимости от пола машиниста.
Большинство участниц нашей инициативной группы сейчас работают на линии помощниками машиниста. Уверена, что девчонки не остановятся и пойдут дальше. За один день нельзя стать машинистом: например, у меня были экзамены по теории и практике для оформления документов. Первая поездка, в которую я официально поехала как машинист, состоялась 12 января 2021 года.
«Женщины водят машины давно, но до сих пор есть стереотип о „бабе за рулём“»
Меня критикуют с самого начала моей «борьбы», то есть на протяжении десяти лет, поэтому отчасти я к ней привыкла. Но новость о том, что я поехала машинистом, вызвала фурор. Это распространялось в интернете с невероятной скоростью. Мне стали присылать сообщения и отмечать в комментариях. Их было так много, что у меня завис телефон.
С таким количеством нападок мне раньше не приходилось сталкиваться. Меня это сильно расстраивало, я просто не понимала — за что? Я ведь такой же человек, как и все остальные. Много хейта было связано с тем, что люди банально не понимают, как так — только что разрешили женщинам становиться машинистами, и я сразу поехала. О чём все сразу думают? О том, что обычно говорят про девочек, когда они добиваются каких-то своих целей. Не удивлюсь, если я на свои накопленные куплю BMW и услышу аналогичные суждения.
Я решила прочитать эти комментарии в видео, потому что когда ты пишешь — это одно, а когда это звучит голосом — совсем другое. Грубо говоря, человек испачкал лицо, а ты ему даёшь зеркало: «Посмотри, как ты испачкался». Здесь то же самое. Не скажу, что у меня был какой-то запланированный посыл. Скорее — импульс: «Посмотрите, что вы творите».
После того, как я сняла несколько видео, рассказала о своём пути, мне пришло очень много поддержки. Не ожидала, что за меня встанет столько людей. Если негативных сообщений я получала около двух тысяч в сутки, позитивных было по несколько десятков тысяч. Мне делали комплименты и говорили «спасибо». Мир оказался не таким злым.
Безусловно, следующим девочкам-машинистам будет проще. Как минимум те, кто идёт учиться сейчас, поступает сразу, без препятствий. И с практикой у них нет проблем. Со временем и общество привыкнет, хотя женщины водят машины очень давно, но до сих пор есть стереотип о „бабе за рулём“. Всё это не быстро, но, я уверена, со временем пройдёт.
«Мы хотим иметь это право — попробовать»
Я думаю, что списка запрещённых для женщин профессий не должно существовать. Мы добивались возможности работать не для того, чтобы соревноваться с мужчинами. Речь идёт о нашем праве выбрать себе профессию и попробовать. И распоряжаться этим должны мы, а не государство, мужчины или общество. Да, много говорят о вредных профессиях. Но, ребята, курить тоже вредно, почему-то женщинам не запрещают курить.
Представьте, что в каких-то городах химпроизводства — градообразующие. А среди оставшихся в списке 100 профессий есть как раз ограничения на такую работу. И что, женщинам, получается, оставаться без работы? Всем идти кассирами в «Пятёрочку»?
Либо есть ещё другая ситуация, с которой я тоже сталкивалась: женщину трудоустраивают по одной должности, а платят, как за другую. Среди шахтёров была такая история, что девушка выполняла то, что считается «мужскими» обязанностями, а ей платили как кладовщику. Я всё больше и больше с таким сталкиваюсь, хотя думала, что это изжило себя.
По Конституции мы имеем право сами выбирать профессию, и нам должны платить за неё одинаково: что мужчинам, что женщинам. На это мы, в том числе, опирались, когда объясняли, что мы не красивая игрушка, не инкубатор, не приспособление на кухне. Мы люди, и мы тоже хотим пробовать себя в других профессиях. Мы хотели иметь это право — попробовать.
Уважительно. А ведь с такой внешностью могла бы давно на онлифансе аккаунт создать и заработать на собственный поезд
Объективизация женщины. Вся статья о том какое это жлобство.
Вот ты мог бы в порно сниматься типа обычный лузер и мама, и получать больше чем сейчас, я не верю, что такой неумный человек зарабатывает много, но ты наверное хочешь другим себя обеспечивать? Почему женщина с любой внешностью по твоему мыслит иначе?
Или я хорошо о тебе думаю авансом, и ты сам по сути продажная шкура, поэтому, исходя из собственного содержания так оцениваешь людей?
Вся статья о том какое это жлобство
Мало того что жлобство, так ещё и тупость: какие-то деньги там очень малый процент людей зарабатывает, и всерьёз рассчитывать на этот заработок - надо быть не очень умным.
Нормальные рассуждение про глупость гражданочки. Время летит. Ей надоест с поездами ебаться, а потом она уже сморщенная будет.
Так можно сказать про любую симпатичную девушку - такое ощущение, как будто онлифанс стал нормой, и у девушек теперь только два пути. О времена, о нравы.
У России как известно 3 пути...
И онлифанс вполне подпадает под первый путь(ко второй платформе)
Ну у нее очень посредственная внешность, можно тогда предложить любой абсолютно девушке работать на онлифанс, только будет ли выхлоп.
А серьезно, уважуха за устремленность девки к своей мечте. Я думаю машинист из неё выйдет норм. По мне именно за рулем женщины реально тупят адски, на рельсах такого трафика не будет)
Для этого нужны лишь удобные условия для ненапряжности - анонимность, лёгкость набора текста, другие негативные комментарии рядом.
У баб какое-то негласное правило есть - писать везде как кто-то где-то красивый или что?
Тактический инструмент
Если внешность человека независимо от пола кажется мне классной, я говорю об этом. В чём проблема?)
Тактический
Ну вообще-то я перечислила свои мысли от самой главной до второстепенной. Крутая девушка, интересная работа, красивая внешность. Не было бы третьего, это бы никак не повлияло на первые два пункта
Всегда наблюдал в интернете и часто на ютубе такую картину - есть какое-то видео о чём-то, в этом видео есть девушка или пара рассказывающая что-то - и когда ты опускаешься в комментарии почитать, что пишут люди, то часто, ну прям очень часто можно заметить множество комментариев от женщин основное содержание которых заключается в "Божечки-кошечки, какая она\они красивые" и это будет весь комментарий. Ну, например, смотрю видео девушки живущей в Японии, она снимает себя на камеру и рассказывает что-то - смотрю в комментарии и сплошное от женщин "какая же ты красивая!", "в этом видео ты красивая как и всегда" и прочее и прочее. Вот вроде бы говорят ,что мужчины любят глазами, а женщины ушами, но иногда видя такое начинаешь сомневаться в этом. Возникает такое ощущение, что не важно о чем пост, новость или видео девушки всегда будут комментировать чью-то внешность, говоря какие они красивые. Как будто у женщин есть какое-то негласное правило похвалить внешность другой женщины, чтобы возможно потом похвалили тебя или я не знаю, может потому что женщины как раз и зациклены на внешности и потому они это делают. Например, ты. В посте про иранскую шахматистку - весь твой комментарий "Какая же она красивая". Возникает вопрос - к чему это? Пост о том, как она прошла некий путь шахматистки, а весь твой коммент про то какая она красивая. Я не понимаю. У меня вот вроде бы с глазами всё в порядке, женщины привлекают и всё такое. Но когда я смотрел пост про шахматистку у меня даже мысли не было о том красивая она или нет и уж тем более не было мысли оставлять коммент весь состоящий в том, что она красивая. И тут тоже. Ок, женщина-машинист, не уродина. Это понятно. Интереснее же прокомментировать саму новость, её слова или что-то ещё более интересное, чем её внешность. Опять таки, смотря на неё у меня не возникло желания написать комментарий о том, какая она красивая. Зато у тебя и ещё одной мадамы такое желание возникло. Может даже необходимость, я не знаю. Потому что по моим наблюдениям, часто под видео или постами о чём-либо, где есть человек рассказывающий что-то на камеру - множество комментариев о том, какой человек красивый (ещё больше, если это женщина) и комментариев в таком стиле от женщин гораздо больше чем от мужчин. Как будто женщинам интереснее обсудить не содержание новости или видео, а внешность рассказчика. Почему - в этом мой вопрос.
как будто у женщин есть какое-то негласное правило
Всё правильно, оно действительно есть. Недавно читал книгу по антропологии «Watching the English», в основном направленную на англичан. В одной из глав как раз автор и рассказывала о том, что это один из важных ритуалов в общении женщин — делать комплименты друг другу.
Я думаю, и к русским это тоже очень подходит. В этом плане наше общение не сильно отличается.
Ну вообще да. Частично потому, что просто хочется делать людям комплименты, тут уже написали, мол, ритуал такой у женщин. Пожалуй, что ритуал. Хвалить можно и нужно за всякое разное, но если человек у тебя перед глазами, то внешность ты очевидно едва ли не первой замечаешь, вот и хвалишь ее. Наверное, и правда лучше, если не только про красоту писать, но это лучше, чем ничего.
Ну, а еще многие так пишут потому, что у большинства девушек (ну, вообще так-то у людей в целом, но мы сейчас только про женщин) заниженная самооценка, даже настоящие красавицы смотрят на себя в зеркало и чуть не плачут иногда. Здесь толстая, тут талия не как у фотошоп-модели, здесь кожа краснее и раздражается, волосы не слушаются, то-се, пятое-десятое. А вот такие комплименты часто напоминают, что другие люди видят тебя совсем не так.
п.с Там вон, она в своем тик-токе комментарии читает, там есть про внешность, мол, на транса похожа, лалала. Я вот возмутилась внутренне, а будь передо мной не эта статья, а сам видос, я б в комменты так и написала, что красивая, да.
Знаете, бесит в этой ситуации больше всего? Почему я ненавижу этих говнарей "мужского государства"?
Они орут о насильном феминизме, о величии мужчин и неполноценности женщин.
НО!!! 70 лет назад женщины наравне с мужчинами спасали страну во время и после войны. Снайпера, радистки, партизанки, радистки, лётчицы и танкистки.
И конечно же санитарки и работницы заводов.
Женщины, которые отдавали свои жизни, здоровье и молодость...И для чего? Чтобы их внуки в 21 веке поносили женщин матом и своим дибилизмом?
И ладно, сука, прошлое!!! Но блять большинство водителей трамваев и троллейбусов в наших городах - это женщины!!!
Как блять можно нести хуйню о водителях поездов, когда вы же ездите на трамваях с этими же женщинами!!!
Если кто-то вещает по радио - кто-то другой должен принимать сигнал.
Наличие списка запрещенных профессий — один из козырей женоненавистников, мол, мы такие охеренные, там-то там-то работать можем, а вы нет. А когда женщинам вдруг разрешили там работать, обиженные мужчины, которые кстати тоже вряд ли работали когда-либо кем-либо из списка, внезапно надули губки и, как малые дети, начали обзываться
Кавказский
А так постоянно происходит когда в профессии остается одна рутина ее спихивают на женщин.
Красивая, умная и целеустремлённая девушка. Рада за нее, пусть и дальше все у нее получается.
уже видел это видео из тиктока и охуел от того, что все эти люди на серьезке пишут весь этот срам.
Почему "на серьёзе?". Некоторые просто пошутить пытаются, но не выходит.
Про порно вообще комплиментом можно считать : )
главное ты честным трудом(!) на свой хлеб зарабатываешь, не катаясь на шее общества, твой успех-плевок в лицо таким му*акам
надеюсь когда нибудь тж сделает интервьею с женщиной осужденной на пожизненное или хотя сядящее в колонии сторого режима,а то сейчас существуют вопиющее неравествно
Ты бы лучше ссылку дал на пруф. Обычно сидят те, кто убил мужа-изверга.
Было похоже, что ты опровергаешь, что они совершают тяжкие преступления.
Комментарий удален
Забавно. Женщины - режиссеры есть, а слово "режиссерка" звучит тупо.
Женщин - машинистов не было, а "машинистка" звучит нормально.
Потому что "машинистка" это существующее довольно старое слово — женщина, работающая на пишущей машинке
Ну я вот этого слова ни в каком определении не слышал, так что они для моего слуха в равной степени экзотичны.
Потому что оно для тебя привычно, на слуху, хоть ты походу этого сам не осознаёшь
Яркими и эффектными долбачками, да. Лучше стрелок в этом помогают только брови, которых даже армяне пугаются.
Действительно, очень сложно быть экспертом в вопросе ебланских бровей и стрелок на глазах.
Симпатичная тётка, но с ресницами борщит. Или веками. Хуй вас там разберёт, что вы малюете на рожах.