Истории
Саша Кириллова

Профиль: Вилли Брандт — Джеймс Бонд германской истории

От «бондианы» в Норвегии до лауреата Нобелевской премии, а затем — отставки с должности канцлера со скандалом.

Канцлер ФРГ Вилли Брандт и президент США Джон Кеннеди Фото из библиотеки Конгресса США

В октябре 2020 года в Берлине открыли аэропорт, названный в честь экс-канцлера Вилли Брандта. У него непростая история: строительство объекта сопровождалось большим количеством скандалов и увольнений, превратившим Германию, как говорили сами немцы, в посмешище.

Похожа на него и судьба того, чьё имя он носит: незаконнорождённого ребёнка, ставшего главой государства, но ушедшего в отставку из-за шпионского скандала. Но между этим — участие в антифашистском подполье, нацистский плен, дружба с Кеннеди и Нобелевская премия мира.

Офицер, который погубил Вилли Брандта

В апреле 1974 года в дом Гюнтера Гийома — секретаря и советника Вилли Брандта — пришли сотрудники контрразведки. Они вели его дело около года, но особых доказательств не было. Визит нанесли на удачу, но произошло нечто странное. Гийом потерял самообладание и заявил: «Я сотрудник министерства государственной безопасности ГДР. Прошу уважать меня как офицера».

Вилли Брандт мгновенно узнал о признании своего референта — имевшего доступ не только к секретным документам, но и личным проблемам канцлера. В Германии начался глубокий политический кризис, из которого можно было выйти только одним способом.

Брандт обдумывал своё положение две недели, но, наконец, объявил о своей отставке — в первую очередь жене. «Это правильно», — ответила она. — «Кто-то же должен взять ответственность». Канцлер, тогда ещё канцлер, запомнил эти слова и, как пишут историки, не простил. Он ждал, что его будут отговаривать от этого шага. Брандт не хотел расставаться с властью, потому что такие люди как он, её не получают.

Незаконнорождённый ребёнок и член антифашистского подполья

Вилли Брандт (настоящее имя — Герберт Фрам) родился в пригороде Любека незадолго до начала Первой мировой войны. Его мать работала продавщицей в кооперативном магазине, отец — учителем. Последнего он не знал до 1947 года, тот жил с другой женщиной и не признавал сына. Воспитанием Вилли занимался его неродной дед Людвиг Фрам — водитель грузовика и убеждённый социал-демократ.

Образование детей рабочих в те годы заканчивалось в реальном училище, но судьба Брандта сложилась иначе. В 14 лет он самостоятельно перевёлся в привилегированную гимназию, где получил прозвище «политик». Его учитель Вальтер Крамер советовал ему держаться подальше от политики, потому что она губит. Он был прав — в 1933-м самого Крамера уволили по доносу, и он покончил с собой.

Но тогда Герберт не знал будущего и ничего не боялся. В 16 лет он вступил в социал-демократическую партию, но через год ушёл, чтобы создать свою — крайне левую. После прихода Гитлера к власти Фрам занялся распространением антифашистских листовок — и попал под прицел гестапо. Стало понятно, что из Германии нужно бежать.

Холодной апрельской ночью Герберт Фрам переплыл Балтийское море на рыбацкой шхуне и оказался сначала в Дании, а потом в Норвегии. С собой у него были подаренный дедом томик Маркса, сто рейхсмарок и пара рубашек. Теперь его звали Вилли Брандт.

Брандт — норвежский шпион, Брандт — военный корреспондент

В Норвегии Брандт провёл три года — сначала изучал язык, а потом вновь поменял имя — и, притворяясь норвежским студентом Гунааром Гаасландом, вернулся в Германию для налаживания связей антифашистского подполья.

Первым на немецкой земле Брандт встретил таможенника, в котором узнал своего давнего знакомого из Любека, но тот его не выдал. Через несколько месяцев ситуация усложнилась: к нему приехал норвежский студент-нацист. Вилли говорил с ним по-немецки с акцентом, и он признал в нём земляка.

После завершения миссии в Германии Брандт пять месяцев проработал военным корреспондентом на гражданской войне в Испании. У него опять появилось новое имя, какое — неизвестно.

Вилли Брандт Фото Ndr

По словам Брандта, в Испанию он поехал «смотреть и слушать». Этим он и занимался, пока в апреле не пропал его друг Марк Рейн — сын бежавшего из России социал-демократа Рафаэля Абрамовича. Рейн не вернулся в гостиницу, но прислал записку на русском, что он срочно уехал в Мадрид. Стало понятно, что Марка похитили. Брандт сделал единственное, что пришло на ум, — собрал вещи и покинул Испанию.

Нацистский плен, шведская тюрьма и возвращение в Германию

В начале 1940 года немецкие войска захватили Норвегию и жизнь Брандта вновь оказалась под угрозой. Вилли получил от друзей совет — притвориться норвежским военным. С собой — вот удача — была военная форма, которую он купил для своего друга Поля Гогена, внука того самого Поля Гогена. Молодой художник хотел порадовать свою мать, норвежку, и написать автопортрет в солдатском мундире, но Брандт забыл свёрток в Осло.

Превратившись в норвежского солдата, Брандт практически сразу попал в нацистский плен. Жаловаться там было не на что — лагерем служила сельская школа, а обращались с пленными хорошо, потому что норвежцы тоже «германцы». Через несколько недель из плена отпустили крестьян, а потом и солдат. Получив положенное военнопленным жалованье, Брандт вернулся «в родной город Осло».

Все оставшиеся годы войны Вилли провёл, курсируя между Норвегией и Швецией, границы которых пересекал незаконно — тропами и окольными путями. Некоторое время он сидел в шведской тюрьме, но влиятельные люди помогли ему выбраться. В 1945-м Брандт вернулся в Германию, где в качестве корреспондента норвежских газет работал на Нюрнбергском процессе. В 1948 — он вновь стал гражданином своей родной страны.

«Будущее Германии покрыто мраком неизвестности», — писал он в своём дневнике.

Сердечный приступ, дружба с Кеннеди и избрание на пост канцлера ФРГ

В конце 1940-х началась политическая карьера Вилли Брандта, он стал депутатом бундестага. При этом следующие десять лет его жизни скорее неудачны — Брандт занимал маловажные внутрипартийные посты. Он дважды выдвигался на пост канцлера, оба — безрезультатно. Тогда же будущий канцлер начал много пить — и попал в госпиталь с сердечным приступом.

Карьера Бранда начала набирать обороты в 1957-м — его избрали бургомистром Берлина, а сам он завоевал необыкновенную популярность. Важную роль играла и поддержка президента США Джона Кеннеди — в июне 1963-го именно Брандт пригласил его в Берлин, где он произнёс свою знаменитую речь Ich bin ein Berliner.

В 1960-е Брандт — министр иностранных дел, а в 1969-м — канцлер. Трудный путь, ведь для многих он был эмигрантом, а эмигранты не становятся канцлерами. На предвыборных плакатах — в качестве антирекламы — даже размещали его фотографии в норвежской форме, а первый канцлер ФРГ Аденауэр презрительно называл его «Герберт Фрам под кодовым именем Брандт».

Коленопреклонение в Варшаве и Нобелевская премия мира

Главное достижение Брандта-канцлера — восточная политика: именно он сделал первые шаги навстречу ГДР. Для сравнения: Конрад Аденауэр демонстративно игнорировал существование ГДР, а когда проезжал Среднюю Германию, опускал шторы, чтобы «не видеть этой азиатской степи».

Мир помнит Вилли Брандта за беспрецедентный жест, который он совершил 50 лет назад — в декабре 1970 года. Тогда канцлер ФРГ находился с государственным визитом в Польше, где важной частью программы было возложение венков к мемориалу героям и жертвам восстания в Варшавском гетто. После церемонии Брандт опустился перед памятником на колени.

Вилли Брандт на коленях перед памятником жертвам восстания в Варшавском гетто Фото Энгельберта Рейнеке

Неизвестно, сколько канцлер простоял так, но поднявшись, в глазах мира он стал другим человеком. Реакция в Германии — шок, смущение, удивление. Оппозиция заявила о недоверии к канцлеру, а большинство немцев посчитало жест чрезмерным.

В 1970-м Брандт попал на обложки газет, а в 1971-м — получил Нобелевскую премию мира.

Вилли Брандт после отставки с поста канцлера

Канцлерство Брандта закончилось недостойным величины его личности скандалом. В апреле 1974 года арестовали его референта Гийома, в мае канцлер подал в отставку, взяв на себя вину за «небрежность».

После отставки Брандт занимал различные маловажные посты, но даже тогда проявляет себя как… Вилли Брандт. Одно из его последних появлений на публике — полёт в Ирак с целью освобождения 174 «западных заложников» Саддама Хусейна.

В августе 1990-го Ирак оккупировал Кувейт. Многие западные страны, в том числе и Германия, ввели против Хусейна санкции, а Ирак в ответ арестовал граждан этих государств. Брандту было 76 лет, но он полетел в Ирак, несмотря на всеобщее неодобрение. Он сказал: «У меня нет времени на чушь».

Во время личных переговоров с Хусейном Брандт договорился о возвращении части заложников на родные земли. 9 ноября 126 немцев и 51 иностранный гражданин приземлились вместе с ним на специальном самолёте во Франкфурте.

Вилли Брандт и Гюнтер Гийом Фото fur

Летом 1992 года у Брандта обнаружили рак кишечника, но он отказался от операции. Одним вечером его навестил канцлер Гельмут Коль. Брандт тогда уже стоял на ногах только через боль, но нашёл в себе силы одеться и встретить Коля именно стоя. На его волнение Брандт спокойно ответил: «Я не могу позволить себе лежать в постели в присутствии моего канцлера».

Вилли Брандт умер 8 октября 1992 года.

Вилли Брандт — икона немецкой социал-демократии и персонаж культуры

Сейчас Вилли Брандт — икона и гордость немецкой социал-демократии. Когда Герхард Шрёдер стал канцлером и к нему в кабинет пришли журналисты, первое, что он им показал, — маленький бюст Брандта на столе.

История про шпиона Гюнтера Гийома и падение Вилли Брандта превратилась в литературный сюжет. В Москве об этом играют спектакль «Демократия», а в Германии в кино роль офицера Штази исполняет младший сын Брандта — Матиас.

Теперь уже кажется, что такого человека, как Вилли Брандт никогда и не существовало. Герберт Фрам не сбежал от гестапо и погиб в апреле 1936 года. Никто не скрывался в Норвегии, не пробирался тайком в Швецию и не ездил на гражданскую войну в Испанию. Вилли Брандт — герой шпионского фильма. И мы все его смотрели.

#германия #история #лонгриды #профиль