Истории
kate

Журналист 50 лет поддерживал ирландских террористов. Он не признавался, чтобы его не уволили

Теперь британец заявил, что убийства тысяч мирных жителей были оправданы борьбой за независимость Северной Ирландии.

Рой Гринслейд Фото News group

Британский журналист, работавший в The Guardian, The Sun и других изданиях, спустя 50 лет признался, что поддерживает взгляды ирландских радикальных республиканцев. Они десятки лет устраивали теракты, требуя независимости Северной Ирландии. Рой Гринслейд тайно ходил на протесты, писал материалы в республиканской газете и считал, что смерти тысяч людей «оправданы».

Он не говорил о своих взглядах, чтобы его не уволили из газет, осуждающих теракты, так как не хотел уходить из журналистики. К тому же, ему нужно было платить ипотеку. Высказывания Гринслейда осудил премьер-министр Великобритании и его коллеги, назвавшие его «подонком» и «лицемером».

40 лет в Северной Ирландии действовали террористы, выступающие за независимость региона от Великобритании

После присоединения Ирландии к Великобритании в 19 веке ирландцы неоднократно выступали против этого и требовали автономии, но добиться этого не получалось. В начале 20 века ирландские депутаты в британском парламенте самостоятельно объявили о создании суверенной республики Ирландии и потребовали вывести английские войска с территории.

Тогда же возникла ирландская военная армия (ИРА), которая воевала за суверенитет Ирландии в 1919-1921 годах. По окончании войны Ирландия получила статус доминиона (фактически свободная страна в составе Британской империи), кроме территории Северной Ирландии — она стала частью Великобритании. ИРА разделилась на «официальную», которая поддерживала статус Ирландии, и «временную», стремящуюся к независимости всей страны.

Британский солдат у стены с граффити ИРА Фото Getty Images

С 1960 по 1990-е годы в Северной Ирландии регулярно обострялись конфликты властей и националистов, а это время назвали «смутой» («The Trouble»). Протестные настроения подкрепляли и действия полиции. В 1972 году во время демонстрации силовики застрелили 13 человек, а ещё 14 ранили — этот день называют «Кровавым воскресеньем».

«Кровавое воскресенье» в Северной Ирландии Фото Вильяма Рукейзера

«Кровавое воскресенье» в Северной Ирландии Фото Вильяма Рукейзера

Члены ИРА множество раз устраивали теракты против полиции и групп лоялистов (пробританских католических ирландцев) в Северной Ирландии. Летом 1972 года они организовали серию терактов, заложив 19 бомб в столице Северной Ирландии Белфасте. Во время «кровавой пятницы» погибли девять человек, пострадали 130 мирных жителей. В 1982 году ИРА взорвали две бомбы во время парада британских военнослужащих в Лондоне — погибли 22 военных и пострадали 50 человек, в том числе мирные жители. Также оказались убиты семь полицейских лошадей.

Погибшие лошади после теракта в Гайд-Парке в 1982 году Фото AP

С 1968 по 2002 годы погибли 3542 человека, включая 1840 мирных жителей.

Бывший журналист сознался в поддержке терактов. Его осудили коллеги и премьер-министр Великобритании

Британские СМИ сравнивали членов ИРА с нацистами, а их деятельность — с холокостом. В газетах того времени позиция в отношении «временной» ИРА была единой, однако, как оказалось, не все журналисты придерживались одного мнения.

Фото cain.ulster.ac.uk

Фото cain.ulster.ac.uk

27 февраля бывший журналист The Guardian, The Sun, Daily Mail и почётный приглашённый профессор журналистики в Городском университете в Лондоне Рой Гринслейд признался, что 50 лет поддерживал деятельность ИРА. Он скрывал это, потому что боялся потерять работу, а сознаться решил только после того, как ушёл из журналистики.

Британец Гринслейд заинтересовался противостоянием ирландских республиканцев и британских военных в 1968 году, когда работал в Daily Mail, которая освещала массовые беспорядки и протесты республиканцев в Северной Ирландии. В следующем году, во время жёстких столкновений между лоялистами и республиканцами в городе Дерри, Гринслейд впервые узнал от коллеги о причинах конфликта, и принял сторону ирландских республиканцев.

Рой Гринслейд Фото Артура Эдвардса 

Спустя два года Гринслейд, работавший в The Sun, начал отношения с ирландской республиканкой, которая выступала за объединение страны. После «Кровавого воскресенья» журналист полностью занял сторону республиканцев, участвовал в акциях протеста, однако не говорил об этом публично, так как не представлял себя в другой профессии и «почти получил ипотеку».

Какое-то время Гринслейд сомневался в необходимости насилия в отношении британских военных, но после раздумий решил, что оно оправдано. Он отметил, что ему жаль погибших мирных жителей, но также жаль и активистов-республиканцев, убитых британскими полицейскими.

Борьба между силами государства и группой повстанцев была неравной и поэтому не могла вестись на обычных условиях. Другими словами, я поддерживал применение физической силы.

Рой Гринслейд

Гринслейд был «полностью согласен с правом ирландского народа на участие в вооружённой борьбе», хотя работал в газетах, которые резко осуждали действия ИРА и ирландских республиканцев. Параллельно журналист под псевдонимом Джордж Кинг тайно писал статьи в республиканскую газету An Phoblacht, в большинстве материалов осуждая британское правительство за затягивание конфликта.

В 1990 году Гринслейд стал главным редактором Daily Mirror. «Это была единственная популярная газета, которая призывала к выводу британских войск с севера Ирландии», — заявил журналист, добавив, что не считает «нечестным тайно писать статьи [для An Phoblacht], противоречащие редакционной политике газет, в которых работал».

К 2000-м годам журналист перестал скрывать, что поддерживает объединение Ирландии, однако не высказывался прямо о поддержке насилия со стороны ИРА.

Признание Гринслейда вызвало негативную реакцию среди жителей Великобритании, его коллег и британского премьер-министра Бориса Джонсона. Редактор The Financial Times Себастьян Пейн заявил: «Как бывший ученик Гринслейда, я чувствую себя очень плохо». «Я всегда знал, что Гринслейд был подонком, но не знал, что он был сторонником насилия ИРА», — отметил бывший редактор The Sun Кельвин Маккензи. Профессор международной истории Лондонской школы экономики Алан Скен назвал Гринслейда «презренным лицемером».

В Городском университете в Лондоне, где Гринслейд иногда преподавал журналистику, ему позволили выбрать самому: остаться или уволиться, пишет The Telegraph. Некоторые сотрудники университета выступали за увольнение бывшего журналиста, так как были «сильно расстроены» произошедшим и опасались за репутацию учебного заведения. 1 марта 74-летний Гринслейд уволился по собственному желанию.

#сми #ирландия #великобритания #происшествия #теракты #медиа