{"id":908,"title":"Windows 11 \u043a\u0430\u043a \u0431\u0443\u0434\u0442\u043e \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u0434\u0443\u043c\u0430\u043d\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=908&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321661-windows-11-krupneyshee-obnovlenie-os-za-poslednie-gody-vot-sem-glavnyh-izmeneniy-dlya-razrabotchikov&placeBit=1&hash=98ac5c141126a84bee504427f4addac9a8fb7e13af97306c9f319fe1538b3c87","isPaidAndBannersEnabled":false}

Бунт американского таксиста

Как право быть таксистом в Нью-Йорке продавалось за миллион долларов, стало инструментом финансовых махинаций и причиной самоубийств — и что делают власти города теперь, когда отчаявшиеся таксисты стоят под окнами ратуши.

Медальон нью-йоркского такси — так там выглядит лицензия на платный извоз Фото: New York Post

В прошедший вторник мэр самого густонаселённого мегаполиса США объявил, что из городского фонда помощи пострадавшим от коронавирусной инфекции будет выплачено 65 000 000 $. Однако эти деньги отправятся не разорившимся кофейням или семьям, пережившим утрату — они пойдут на погашение кредитов нью-йоркских таксистов. Так властям города приходится заливать деньгами, отложенными на восстановление экономики после «коронакризиса», совершенно другую проблему, которая созревала больше полувека и, наконец, привела к взрыву в обществе.

В центре этой истории — лицензии на автомобили такси, «медальоны», как их здесь называют. Ещё 10 лет назад покупку медальона можно было сравнить с вложением в акции. Помимо права легально развозить пассажиров на собственном автомобиле (то есть не отдавать часть дохода за аренду), обладатель лицензии получал в собственность устойчиво дорожающий актив. С довоенных лет покупка медальона в молодости позволяла меньше задумываться о старости — его цена постоянно росла в течение многих десятилетий. Пока финансовые махинации и провальная городская политика не привели к краху всего рынка медальонов и банкротству тысяч таксистов.

От обычной лицензии на такси до финансового инструмента

Город впервые ввёл ограничение на количество автомобилей такси в 1937 году — не более 11 787 машин могли одновременно заниматься платным извозом пассажиров. Чтобы получить это право, требовалось приобрести лицензию — металлический медальон на автомобиль. Медальон стоил недорого, всего 10$. Даже по тем временам эти деньги не были непосильной суммой для желающего пойти в таксисты.

Медальон регистрировали не на человека — он был закреплён за автомобилем, и его можно было свободно перепродать, если он был вам больше не нужен. Раз желающих работать в такси по лицензии больше, чем медальонов на рынке, значит, они будут постоянно расти в цене. Ведь если все медальоны распроданы, значит, купить их у города за 10$ нельзя — только на вторичном рынке. А почему бы не продать свою лицензию чуть дороже, чем купил?

Нью-йоркское такси середины XX века — на капоте можно разглядеть медальон

Такая схема обращения медальонов не выглядит опасной на первый взгляд. Да, за десятилетия искусственно ограниченное предложение при свободном обращении медальонов подстёгивало рост цен, но его покупка всё равно оставалась оправданной. Во-первых, медальон всё ещё давал право получать больший доход от работы таксиста, а во-вторых, зарекомендовал себя как надёжный способ вложения денег — он никогда не дешевел. В 1947 лицензия продавалась уже по 2 500 $, в 2004 — по 280 000 $, а в 2013 право водить такси в Нью-Йорке стоило 1 300 000 $. Для сравнения, чистый годовой доход нью-йоркского таксиста составлял в 2004 году около 50 000 $ и рос совершенно не такими темпами. Медальон фактически перестал быть просто разрешением на извоз — он стал финансовым инструментом.

Галопирующий рост цены на медальон начиная с 2004–2005 годов объясняется уже не столько политикой свободных цен при ограниченном предложении, сколько искусственным завышением ставок на городских аукционах. Начиная с 1996 года власти Нью-Йорка стали постепенно увеличивать лимит автомобилей такси, не менявшийся с 1937 года. Раз в несколько лет на рынок выбрасывалось по две-три сотни медальонов, но уже не по фиксированной цене в 10$, а по той, которая победит на аукционе.

Современное нью-йоркское такси — медальоны на том же месте

Город засыпает, просыпается мафия

Аукционы по продаже медальонов оказались непоправимой ошибкой городских властей и стали точкой невозврата на пути к социальному взрыву. За несколько лет — со старта аукционов в 1996 до 2004–2005 годов — несколько групп «предприимчивых бизнесменов» скупали медальоны как у города, так и у простых водителей, по паре сотен тысяч долларов за штуку. Когда в их распоряжении оказалась значимая доля всего рынка лицензий в городе, «бизнесмены» пришли на очередной акуцион и, перебивая ставки друг друга, начали взвинчивать цены на медальоны. После нескольких последующих аукционов купленные недавно за пару сотен тысяч долларов медальоны стоили уже больше миллиона — «предприимчивые бизнесмены» скоро озолотятся, разом продав их. Город делал вид, что не замечает растущего финансового пузыря. А что делали простые таксисты?

Когда рост цен на медальоны превратился из устойчивого в вертикальный, рынок, в дополнение к «предприимчивым бизнесменам», переполнился «видными инвесторами», предлагавшими «беспроигрышные сделки» нью-йоркским таксистам. Жертвами чаще всего становились иммигранты, не успевшие разобраться в правилах жизни в новом городе. Они покупали медальоны по приличным, на первый взгляд, ценам — например, за те же 50 000 $ — с простым рассчётом отбить потраченное за несколько лет работы на собственном автомобиле, без необходимости отдавать часть заработка в счёт аренды.

Никто из них и подумать не мог, что простое разрешение на работу в такси может стоить миллион долларов — тем более, что миллион долларов у них вроде как никто и не просил. В документах на покупку было сказано — по рыночной стоимости. Только когда жертве обмана приходила повестка из суда, он понимал, что сверх отданных 50 000 $ по договору должен заплатить ещё 20–25 раз по столько же.

Если иммигранты становились жертвами собственной неосведомлённости, то местные жители, давно знакомые с феноменом нью-йоркских медальонов, — наоборот. Долгое время вложение в лицензию считалось надёжнее вложения в фондовый рынок. Очень долгое. Не одно поколение таксистов сменилось пока цены на медальоны устойчиво росли. Их уверенность подкрепляли даже сами городские власти, запуская рекламные кампании в поддержку вложения в медальоны со слоганом «better than the stock market».

О том, что медальоны из надёжного актива превратились в экономический пузырь, городские власти рекламных кампаний не запускали. Таксисты, как и десятилетия назад, брали кредиты на покупку заветной лицензии — не только для того, чтобы продать её подороже, но и просто ради возможности работать на собственном автомобиле. Правда, все остальные о таком применении лицензий, кажется, уже забыли. Цена медальона росла, и купившие его таксисты были этому очень рады. До 2014 года.

«If the mayor wants war, he can have war»

Пузырь лопнул, когда цена на медальон достигла заоблачной цифры в 1 300 000 $. «Предприимчивые бизнесмены» резко продали скупленные до 2006 года лицензии с прибылью в плюс-минус миллион долларов за каждую. Поддерживаемый ими дефицит исчез, медальоны снова стоили около 200 000 $.

График цены на медальон График: Scott Reinhard

За два года с 2014 по 2016 бывшие счастливые обладатели лицензий (а также миллионных кредитов за них) — в основном таксисты — стали банкротами. Предъявить претензии было некому: и кредиты в банках, и сделки купли-продажи были оформлены ими добровольно и на рыночных условиях. Фактически же, местные таксисты оказались в той же ситуации, что и обманутые иммигранты — только немного позже.

Что произошло, практически никто до конца не понимал — махинации на аукционах вскроются только в 2019 году. Чаще всего и жертвы, и финансовые аналитики обвиняли в падении цен на медальоны широкое распространение Uber, Lyft и прочих агрегаторов, не входивших в систему жёлтых нью-йоркских такси. Городские власти по-прежнему отстранялись от проблемы, как будто тысяч обанкротившихся и отчаявшихся таксистов просто не существовало. В газетах стали появляться заголовки о волне самоубийств среди водителей такси Нью-Йорка, не нашедших выхода из долговой ямы и не получивших поддержки ни от кого.

Демонстрация нью-йоркских таксистов на прошлой неделе Кадр: ABC7 New York

Расследование 2019 года, вскрывшее махинации с аукционами, молчание городских властей, пандемия коронавируса и последующий кризис 2020–2021 массово вывели таксистов под стены городской ратуши Нью-Йорка. Мэр де Блазио вынужден был, наконец, признать существование проблемы и предложить решение — к сожалению, половинчатое и неубедительное. Трём тысячам пострадавших таксистов была обещана выплата в 29 000 $ (при средней закредитованности в 500 000 $), причём на возмездной основе, хотя и без процентов. По сути, мэр предложил водителям заплатить часть суммы не банку, а городу. И выразил надежду, что банки-кредиторы тоже войдут в положение и пойдут должникам навстречу…

Scenes of Day 3.

Thank you New Yorkers who stood with us. https://t.co/tkB0hFLBGh
«Кадры третьего дня [забастовки]. Спасибо вам, нью-йоркцы, которые поддерживали нас»

Сейчас профсоюз таксистов Нью-Йорка пикетирует ратушу ежедневно с 8:00 до 23:30, требуя от города полной безвозмездной компенсации кредитов. По их мнению, в кризисе виновата именно городская власть, не пресёкшая махинации на аукционах, не проводившая информационную кампанию и фактически вынудившая таксистов, желающих работать на собственном автомобиле, влезать в миллионные долги. Мэр в этих требованиях отказывает. «If the mayor wants war, he can have war» — отвечают на это члены профсоюза.

Забастовка таксистов в Чикаго — там произошла такая же ситуация Фото: Chicago Tribune

Как разрешится ситуация, предсказать сложно, пока что она действительно больше всего походит на войну мэрии и профсоюза — сдаваться не собирается ни одна сторона. Однако сама эта история уже может служить хорошим примером того, как принятое когда-то невинное решение продавать лицензии на такси по 10$ за штуку и полное отсутствие регулирования на появившемся рынке за десятилетия привело к смертям, банкротствам и кризису целого сегмента экономики гигантского города.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме: @taksistka

0
139 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Брать кредит на 500к долларов ради того, чтобы не платить аренду - это ещё более тупо, чем студия в ебенях в долларовой ипотеке

52

Вы невнимательно читали :) Кредиты брали не столько, чтобы не платить за аренду, сколько потому что медальон десятилетиями рос в цене

19

Брать денег на то, чего не понимаешь - это главное правило пирамид и лохов. И спустя века существования перегретых активов, найдутся счастливчики, считающие, что раз они не наебали систему, им кто-то должен 

35

Тюльпаны, только в США. Особенно с эмигрантами. Надёжный, как швейцарские часы, план

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

9
Легендарный рубин

Такое ощущение, что вышка для многих не возможность освоить что-то новое, а способ устроиться на работу, лол.

0

Ну мало ли, это юристы хД а вот истфак или философский - да, рядом

0

Погодите обвинять людей в тупизне: во-первых, там ставки несколько процентов, во-вторых, доход от 50К в год. Т.е. окупаемость 10 лет - вполне себе норма для развитых экономик с низкими ставками.

–1

В детстве я думал, что получая 10 тысяч в месяц через год у меня будет 120 тысяч. 
Я никогда ещё так не ошибался
©

1

я взял кредит на бизнес но бизнес не пошел государство виновато и должно мне компенсировать все верно

22

Ну так, национализация убытков,  приватизация прибыли 

3

Не совсем, я вроде как брал для покупки на рыночных условиях, а оказалось, что мэрия помогала взвинчивать цены

0

ага а потом мэрия с пистолетом заставляла брать кредит и покупать

0

То есть человек:

1. Сам принимает решение работать таксистом. Его никто не принуждал делать такой выбор и не запрещал ему пойти работать грузчиком, охранником, продавцом, водителем автобуса, в Макдональдс — да куда угодно. Но человек сам решил, что он хочет работать таксистом (ценник-то у нью-йоркских таксистов ого-го).

2. Для претворения своего решения в жизнь человек сам решает залезть в лютый кредит, чтобы купить очевидно отдающий пирамидой и пузырём жетон.

3. Пузырь лопается, и человек понемногу охуевает от последствий собственной глупости.

4. Человек требует от мэрии «обнулить» его косяки и потратить кучу миллионов из городского бюджета на решение его личных проблем, в которые он сам влез из-за собственной глупости и жадности.

Отличный план. Просто охуенный, если я правильно понял. Надёжный блять как швейцарские часы.

19

Мэрия искусственно создала неконкурентные условия вводом жетонов и игнорировала проблемы с ними десятилетиями. Они должны отвечать за последствия. 

0

Так а мэрия что, принуждала кого-то идти в таксисты и покупать эти жетоны?

Нет, мэрия тоже виновата, конечно. Но не мэрия осуществляла махинации с этими жетонами, не мэрия раздула пузырь и не мэрия должна теперь погашать эти кредиты.

Это как обвинить мэрию любого постсоветского города, что они не проводили просветительскую работу по поводу МММ или других пирамид и потому мэрия должна всем обманутым вкладчикам компенсировать ущерб. ред.

5

Мэрия с этого пузыря выручила миллионы долларов, продавая их на аукционе по рыночной цене. Не знаю, как по американским законам, но у нас за такое мэрия бы присела, потому что коррупционный элемент слишком очевиден.

0

Коррупционный элемент — это если бы, например, вырученные с этих аукционов деньги пошли на закупку по завышенным ценам товаров и услуг у «нужных» компаний. Или на эти деньги бы купили дорогие автомобили или яхты для чиновников. А тут вырученные деньги пошли в бюджет и были потрачены на нужды города (уж в Штатах-то такие вещи мониторится). Так что коррупции тут как раз нет, тут есть привлечение дополнительного дохода в городской бюджет.

1

«город ввел ограничения на количество лицензий»
«полное отсутствие регулирования рынка»
Ебучий рынок

19

То есть, по сути чуваки взяли кредиты, чтобы вложиться в ценный актив, который должен дорожать по их мнению, но он прогрел? Актив который позволяет работать на своей машине таксистом в эпоху Убера и Лифта? В предверии того, как их работа никому нахуй не нужна будет, как только доделают автопилот. Штош.

11

Кстати, на месте мэрии, я бы выдавал такую помощь в бетховенах. Даже если на следующий день стоимость крипты упадёт, то ты все равно выдал условно 16 000 долларов. Но если она будет расти, то через 4 года можно смело всех слать нахуй, говоря «мы вам дали тогда биткоинов на погашение всего вашего кредита»

1

или же дать в крипте по текущему курсу всю сумму кредита прям сейчас. и наблюдать, как никто из этих волков с уолл-стрит не заморочится погашением кредита сейчас, а захочет навариться ещё и на крипте. а потом, после падения курса, снова придёт к мэрии )

2
Легендарный рубин

Комментарий удален по просьбе пользователя

11

Долларовая ипотека в РФ - похожий случай.

10

Лучше уже наш хаос, когда 100500 таксистов в 100500 службах, ездящих на всём, что ездит.
И цены на услуги низкие, и истории с медальонами не будет.

9

Таксисты и в этом случае голодные, если государственные институты в жопе.
У нас тоже бывают забастовки таксистов, кстати.
Самая жесть была в крупных городах раньше, когда Интернета еще не было.
Помню вышел из машины такси, оставив на заднем сиденье кофр с фотоаппаратом. Я еще не успел дверь закрыть, как таксист дал по газам и испарился. Номер я не запомнил, был впервые в незнакомом городе. В общем, остался без аппарата.

2

Даже если бы было приложение, как сейчас, и всё данные водителя, всё равно бы остался без аппарата.
Обычно в правилах прописано , мол, ответственности за забытые вещи не несём.

0

Надо было написать, с чего это они решили ограничить количество машин жетонами. Там история ещё интернсней

9
Легендарный рубин

Я, вот, кстати так и не понял - почему таксисты без медальона работать не могли, а убер мог?
Ну, то есть на мой взгляд хорошо, что мог - просто любопытно, почему на убер не подействовали ограничения

2

Убер это обычные машины, заказы находятся через приложение. Медальон это право ездить на желтой машине и быть частью "официального" такси, желающие поехать могут ловить тебя прямо на улице.

0

Тратить более миллиона $, чтобы зарабатывать 50к $ в год, или я что-то не понял? Указанные 50к$ зарабатывает таксист на своей машине или арендованной?

3

Так он их не собирался тратить, план был купить за лям в многолетний лизинг, продать перед пенсией за три ляма

7

Дураку вроде ясно, что в дальней перспективе идея так себе. Просто все надеялись, что она сильно дальняя. А дума за горами, но смерть за плечами

2

Странная идея, жизнь меняется, ценности меняются, рынок меняется. Хотя может это российской головой более очевидно.

0

 Бунт американского таксиста

5

мне кажется я начал понимать что такое биткоин

2

Почему то о биткоине подумал.

1

опередил!)))

1

Так вроде мэрия логично поступила, что стала продавать новые жетоны через аукционы. Если бы они реализовывались по фиксированной цене, все равно бы создавался искусственный дефицит из-за спекулянтов, как это происходит с теми же кроссовками или билетами на концерты. Для этого и нужны аукционы: чтоб купить смог не самый быстрый или хитрый, а тот, кто наиболее заинтересован и может свою заинтересованность подтвердить озвученной крупной ставкой.

1

Интересная статья, спасибо!

0

Почему в Нью-Йорке нет убера?

0

Есть же 

0

Интересно. Смотрим за развитием событий!

0
Легендарный рубин

Прям как в России с нотариусами

0

Ах, капитализм показал свои зубы капиталистам, а им не понравилось. 
Ирония.

0

бить тупым пидорасам ебальники. жэчь тачьки. может поумнеют.

0

Поэтому нерегулируемый рынок — зло. Я поддерживаю таксистов в том, что власти должны были вмешаться

0

Цвет кожи пострадавших таксистов как бы символизирует. Ни на что не намекаю, они сами.

0

зачем вообще ограничивать количество лицензий?

0

Капитализм. Never changes. Ну и платить 1.3, чтобы в год зарабатывать 50к — «хороший бизнес»

–1
Читать все 139 комментариев
null