Истории
Степан Бальмонд

Профиль: Кристиана Фельшеринов — главная героиня романа о подростковой наркомании «Мы, дети станции Зоо»

История, ставшая для Германии символом социальной катастрофы, которая охватила многих детей из неблагополучных семей.

Кристиана Фельшеринов  Фото Spiegel

Употребление наркотиков, секс, вечеринки и ментальные расстройства. Если верить «Эйфории», одному из популярнейших сериалов HBO, всё это — часть жизни современных американских (и не только) подростков. Однако реалии такого мира не всегда освещены красивым сериальным неоном: употребление наркотиков зачастую приводит к зависимости и саморазрушению. Главная героиня сериала, Ру — не единственная, кто знает об этом на собственном опыте.

Ещё в 70-80-х годах наркопотребление среди подростков было серьёзной проблемой для берлинских властей. Символом того времени стала Кристиана Фельшеринов — старшеклассница, автор и главная героиня книги «Мы, дети станции Зоо», ставшей бестселлером и откровением для всей Германии.

История девушки, которая впервые попробовала героин в 14 лет, оказывала секс-услуги ради жилья и дозы наркотиков и несколько раз пыталась побороть зависимость в клиниках, в 1981 году нашла отражение в фильме немецкого режиссёра Ули Эделя «Я Кристина». В феврале 2021 года Amazon выпустил сериал «Мы, дети станции Зоо», снятый по мотивам автобиографии Фельшеринов.

Но ни фильм, ни сериал не отвечают на вопрос, что случилось с Кристианой после выхода книги. Доходы от продаж автобиографии и кассовых сборов фильма сделали Фельшеринов миллионершей — но, несмотря на деньги и популярность, избавиться от титула «верховной принцессы торчков» она так и не смогла.

Кристиана Фельшеринов, 1983 год Ильзе Рупперт

Мечты о крутой компании

«Полный восторг! Целый день мама пакует чемоданы и увязывает коробки. Я понимаю, что для нас начинается новая жизнь», — с этих слов начинается автобиография «Мы, дети станции Зоо». Её героиня, Кристиана Фельшеринов, радуется отъезду из немецкого пригорода: её ждали новая школа, друзья и шумный Берлин, в котором уж точно будет больше развлечений, чем в «деревне», из которой так мечтала сбежать подросток.

Гропиусштадт, в котором поселилась семья Кристианы, начали строить ещё в начале 60-х — почти за десять лет до переезда семейства. Планировалось, что этот район Берлина превратится в «город-утопию», но вместо этого он оказался центром наркоторговли. Это прямо отражалось на комфорте местных жителей — и не осталось незамеченным Кристианой: «Отовсюду страшно тянет мочой и говном и не знаю, чем ещё, а причиной тому — массы собак и детей, населяющих коробки. Естественно, наш подъезд был загажен больше всего».

Кристиана переехала в Гропиусштадт, когда ей было шесть лет: поначалу найти общий язык с другими детьми было сложно, ведь она, выросшая в провинции, была «просто глупенькой деревенской девочкой». Но как только у неё появилась компания из местных ребят, жизнь стала более-менее сносной: гонки по подъездам многоэтажек и мелкие издевательства над местными жителями — «запереть в лифте того, кто поднимался в туалет, чтобы тот обмочился».

К 12 годам Кристиана не питала иллюзий к тому, в какой семье она родилась. Шалости во дворе прекращались, стоило ей перейти порог родительской квартиры: на плечи ребёнка ложилась забота о младшей сестре, которая боялась выйти ночью в туалет во время ссор родителей. Отец часто поднимал руку не только на мать, но и на дочерей. После одной из ссор он бросил семью: младшая сестра предпочла остаться с отцом, а Кристиана осталась с мамой.

В школе у девочки было немного друзей — ей очень хотелось попасть в тусовку «крутых ребят», которые казались ей независимыми и самодостаточными. Чтобы найти общий язык с Кесси — одной из девушек в компании — Кристиана начала курить. Перемены на улице с сигаретой и объединили девушек: через неё героиня познакомилась с остальными подростками. Их развлечения казались ей взрослыми и серьёзными: они часто ходили друг к другу в гости, курили гашиш, пили алкоголь и обсуждали музыку.

Сблизившись с Кесси, которая тоже росла в неблагополучной семье, Кристиана поняла: чтобы стать своей, ей необходимо употреблять те же вещества, что и новые друзья. Так в 12 лет в её жизни появился гашиш, а чуть позже — ЛСД и другие запрещённые «развлечения».

Наркотики стали частью жизни Кристианы. Пока мать работала и занималась личной жизнью, девушка каждый день пыталась «убить» время до встречи с друзьями, с которыми она до утра пропадала на вечеринках в местных клубах. После тусовок Кристиана попрошайничала: случайные прохожие охотно давали подростку деньги «на метро», но всю полученную сумму Фельшеринов тратила на таблетки для себя и друзей.

Если же «травки» или других веществ под рукой не было, Кристиана пила спиртное: «Я начинала пить, едва только придя из школы, или ещё с утра, если прогуливала. Мне нужно было себя как-то успокоить. Мне это нравилось — я была в постоянном трансе и не замечала всю эту грязь в школе и дома».

Постепенно лёгкие наркотики перестали давать нужный эффект, а дела в школе становились всё хуже. Кристиана искала выход из ситуации, но найти смогла его только в героине — его Фельшеринов впервые попробовала в 13 лет, почти сразу после того, как попала на концерт кумира своего поколения, Дэвида Боуи.

Последующие события — секс-работа, чтобы найти денег на дозу, гибель друзей от передозировки, ломка в общественном туалете вокзальной станции Зоо, побеги из реабилитационных клиник — показаны в фильме 1981 года «Я, Кристина» и сериале «Мы, дети станции Зоо» 2021 года. Лишь к 16 годам Кристиана Фельшеринов смогла вернуться к относительно нормальной, «чистой» жизни — не без помощи журналистов, готовивших материал о наркопотреблении среди подростков.

«Она же ещё ребёнок!»

Наркопотребление не могло не сказаться на успеваемости Кристианы и её внешнем виде. Для своих 13 лет она стала одеваться слишком по-взрослому — носить короткие юбки и яркий макияж, туфли на высоком каблуке. Некогда отличница, Фельшеринов стала прогульщицей и двоечницей, а чаще всего встретить её можно было на станции Зоо — берлинском центре наркоторговли и проституции.

Первым о возможных проблемах девушки заговорил её отчим, но мать Кристианы не хотела верить услышанному. «Это было самой большой ошибкой — вообразить себе, что твой ребёнок ещё слишком ребёнок», — так мать девушки объяснила в книге, почему не вмешалась вовремя в ситуацию.

Кадр из сериала «Мы, дети станции Зоо»

К 1978 году Кристиане почти удалось стать «чистой»: стараниями матери, отчима и отца она попала в реабилитационную клинику и на время отказалась от употребления наркотиков. В том же году она проходила свидетельницей по делу об обвинении местного жителя в сексуальном насилии над несовершеннолетними: Кристиана была одной из девочек-подростков, кого он склонял к сексу в обмен на жильё и наркотики.

То было непростое время и для журналистов немецкой газеты Stern. Кай Херманн и Хорст Рик работали над статьёй-расследованием о подростковой наркомании в Берлине. Громкое дело о сексуальном насилии над детьми привлекло их внимание, и Кристиана показалась им той самой героиней, которую они искали.

Познакомившись с Кристианой Фельшеринов и её семьёй, журналисты предложили девушке дать интервью о наркотической зависимости. Но двухчасовой беседы оказалось мало: разговоры с журналистами растянулись на два месяца лета 1978 года. В течение восьми недель Кристиана встречалась с Херманном и Риком и подробно отвечала их вопросы, рассказывая о своей зависимости, секс-работе, конфликтах с матерью, гибели друзей и не только. Диктофонные записи разговор Херманн и Рик затем расшифровали: большое интервью они разделили на несколько частей и последовательно публиковали в Stern.

В 1979 году журналисты опубликовали книгу под названием «Мы, дети станции Зоо» ('Wir Kinder vom Bahnhof Zoo'). В неё вошли все опубликованные ранее в Stern интервью с Кристианой, а также новые эпизоды — монологи матери Фельшеринов и местного пастора. «Мы, дети станции Зоо» стала фактически автобиографией Кристианы, а Херманн и Рик выступили в роли гост-райтеров: они расшифровали диктофонные записи с Фельшеринов и придали им «читабельности».

Обложки книги «Мы, дети со станции Зоо» Amazon

Amazon

Depop

Из «верховной принцессы торчков» — в миллионерши

Автобиография Кристианы Фельшеринов получила статус «скандального бестселлера», который отразил, как «общество подвело своих самых слабых членов — детей». «Я всего лишь хотела говорить, для меня это было как терапия», — вспоминает Фельшеринов в интервью Vice. И она, и журналисты были уверены, что их книга не привлечёт особого интереса, ведь подобные истории публиковались в СМИ тысячами.

Однако успех превзошёл ожидания: в 1980-1981 годах «Мы, дети станции Зоо» была бестселлером, разошедшимся тиражом в четыре миллиона копий, переведённым на 15 языков и рекомендованным к прочтению школьникам. Кристиана стала знаменитостью.

Мысль, что «молодость всё простит», стала главной для Кристианы: не думая о последствиях, она активно участвовала в рекламе экранизации своей автобиографии в США, забыв об анонимности и не думая, как эта открытость отразится на её жизни. «Мне было 19 и я думала, что со всем справлюсь, но я ошибалась», — говорит Кристиана Vice.

К моменту выхода фильма Фельшеринов заработала больше 400 тысяч немецких марок в виде роялти с продаж книги. Перевод автобиографии на новые языки и мировые кассовые сборы драмы «Я Кристина» значительно умножили эту сумму. Но внимание журналистов и общение с прессой давались Фельшеринов нелегко: чтобы справиться с стрессом, она вернулась к наркотикам.

Для людей я была известной наркозависимой, выставочным экспонатом. Все хотели подойти, посмотреть на меня и спросить: „Справится она или нет? Она уже мертва? Она ещё зависимая?“ Они не хотели, чтобы я была их соседкой или девушкой их сына. Кристиана Ф. крутая издалека, но не вблизи. Их не интересует ничего, кроме того, каково это — быть торчком. По этой причине я жалею о книге и фильме.

Кристиана Фельшеринов

В США Фельшеринов подружилась с известными продюсерами и диджеями. Среди них оказался Родни Бингенхаймер, работавший с панк-группами Blondie и The Ramones. Обретя широкий круг знакомых, Кристиана думала остаться в США навсегда, но её планы нарушили наркотики: при аресте полицейские обнаружили у неё несколько граммов гашиша и героина, и девушку депортировали из страны, запретив въезд.

Так Фельшеринов вернулась в Европу. На счету хватало денег за счёт выхода фильма и продаж книги, и Кристиана пустилась во все тяжкие.

Кадр из сериала «Мы, дети станции Зоо»

Сама по себе

В Европе Кристиана начала встречаться с гитаристом Александром Хаке. Вместе они записали несколько музыкальных альбомов, а после их расставания Фельшеринов отправилась в Цюрих, где жила между «литературных звезд и героиновой сценой».

Здесь Фельшеринов жила у местной пары издателей, которые относились к ней как к приёмной дочери. Благодаря им она познакомилась с местным прозаиком и публицистом Фридрихом Дюрренматтом. Всё чаще Кристиана пропадала в парке Плацшпиц — швейцарском аналоге станции Зоо в Берлине.

Это был как Диснейленд для торчков. В некоторые дни в парке было одновременно до трёх тысяч наркоманов, и я могла пропадать там неделями. Это было похоже на рынок: повсюду стояли столы, где можно было купить любые наркотики. Но вскоре люди стали заражаться гепатитом С и ВИЧ.

Кристиана Фельшеринов

Из-за постоянных столкновений местных наркоторговцев швейцарское правительство закрыло парк. Кристиана, уже заразившаяся гепатитом С, покинула Швейцарию. Дальнейший её путь она сама вспоминает с трудом: несколько лет она, не имея собственной крыши над головой, жила в Греции, побывала в Риме, где общалась с режиссёром Федерико Феллини. В 90-х она снова жила в Германии. Употреблять наркотики она не перестала: даже появление на свет сына в 1996 году не отвратило её от привычки.

Наркозависимость стала спутницей жизни Фельшеринов: в 2008 году её временно лишили родительских прав из-за плохого ухода за сыном. Вскоре у Кристианы диагностировали цирроз печени, возникший на фоне гепатита С и длительного приёма наркотиков. Хотя позже ей и удалось восстановить родительские права, забрать сына домой и обеспечить ему уход из-за проблем со здоровьем она так и не смогла. Сейчас мальчик живёт у приёмных родителей.

Немецкие журналисты всячески пытались найти Кристиану и узнать, куда она пропала и чем занимается, но повзрослевшая «принцесса торчков» не стремилась общаться со СМИ. Всё, что периодически узнавала пресса — что Фельшеринов снова поймали на продаже или покупке наркотиков где-то в Берлине или Амстердаме.

В 2013 году Кристиана нарушила молчание — выступила с небольшими интервью в нескольких изданиях и опубликовала вторую книгу. Мемуары «Кристиана Ф. Моя вторая жизнь» меньше чем за полгода стали бестселлером в Германии. Официально книга на русский язык не переведена, но её экземпляры на других языках есть на Amazon.

Кристиана Фельшеринов  Фото Spiegel

Последнее дело жизни

«Ты никогда не будешь полностью чистым», — заявила в одном из интервью 2014 года Кристиана Фельшеринов, подытоживая свой многолетний опыт употребления наркотиков. Пропав из поля зрения журналистов почти на тридцать лет, она вернулась с продолжением своей истории, чтобы доказать общественности: жизнь и судьба Кристианы Ф. — это личная трагедия, которую не стоит романтизировать.

Работа над новой книгой заняла несколько лет. Помощницей Фельшеринов стала немецкая журналистка и писательница Соня Вукович. В 2014 году она совместно с Кристианой инициировала создание благотворительной организации ‘F. Foundataion’. Задача проекта Вукович и Фельшеринов — помочь детям из неблагополучных семей встроиться в современное общество.

В интервью Spiegel в 2013 году Фельшеринов признавалась, что больше 20 лет сидит на метадоне: окончательно отказаться от наркотиков ей не удаётся, ведь, по её словам, она «никогда и не хотела этого, потому что не знала другой жизни». Время от времени она продолжает употреблять героин — как и тогда, в 18-20 лет, лишь в те моменты, когда стресса в жизни становится слишком много.

Из-за гепатита С у меня начался цирроз печени. Я скоро умру, и я знаю это. Но я ничего не пропустила в своей жизни. Моя судьба была не лучшей, но она была моей.

Кристиана Фельшеринов

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#лигаавторов #лонгриды #германия #наркотики #общество #кино #профиль