Истории
Дмитрий Новик

«Величайшая боль о пропавших»: в Нигерии уже больше 10 лет похищают детей. У властей нет решения проблемы

Раньше за похищениями стояли радикалы, но сейчас так зарабатывают рядовые преступники.

Родственники похищенных детей на молчаливой акции протеста  Фото Associated Press

В феврале 2021 года СМИ сообщили о похищении нескольких сотен девочек из школы-интерната в штате Замфара, на севере Нигерии. Тремя месяцами ранее вооружённые люди захватили более 300 мальчиков. Вскоре заложники инцидентов вернулись домой, а власти не стали раскрывать подробностей переговоров с преступниками.

Наиболее резонансное похищение в Нигерии случилось в 2014 году, когда боевики запрещённой группировки «Боко Харам» захватили больше 250 девочек. Они скрылись в лесах вместе с детьми, не выдвигая каких-либо требований. В течение нескольких лет радикалы освободили часть заложников в обмен на выкуп или в результате боевых действий, но судьба более сотни человек по-прежнему неизвестна.

Правительство Нигерии предпочитает подробно не комментировать детали переговоров и методы воздействия на преступников. Также власти не сообщают о принадлежности похитителей к каким-либо группировкам. Свидетели событий сомневаются в том, что сторонники «Боко Харам» стоят за последними похищениями — обычно они действуют в других штатах и лучше обучены. Вероятно, что практику похищений ради выкупа освоили местные рядовые преступники.

Диктатура, нефть и вера

В густонаселённой Нигерии уже больше 50 лет разные группы влияния борются за власть. Ранее происхождение пришедшего к власти часто становилось причиной конфликта. В ходе нескольких военных переворотов представители этнических меньшинств покинули правительство, а на посту президента чередуются христиане и мусульмане.

Многоконфессиональная страна страдает от безработицы — больше 30% молодых людей не могут найти работу. Нигерия получает основные доходы от экспорта нефти, который восстановился после снятия санкций, наложенных во время военного диктата. Население занято в сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых. До пандемии Covid-19 страна привлекала туристов, но отсутствие дорожной инфраструктуры, качественной питьевой воды и продуктов серьёзно помешало развитию отрасли.

Столица страны Абуджа — не самый большой город в стране, но построен на нейтральной территории. Идея господства двух религий закреплена даже в архитектуре: на фото слева главная мечеть, а напротив главная христианская церковь Фото Рудольфа Гаудио

С конца 1990-ых Нигерию захлестнул терроризм. Долгое правление военных диктаторов привело к появлению вооружённых группировок, контролирующих некоторые регионы страны. В таких местах небезопасно: отсутствуют базовые блага цивилизации, местные жители подвергаются грабежам и насилию. Власти периодически выбивают боевиков с занимаемых территорий, но они возвращаются через некоторое время.

Наиболее известная нигерийская радикальная группировка — «Боко Харам», что вольно переводится как «Западное образование — грех». Её последователи придерживаются взглядов, что западный образ жизни, основанный в том числе на христианстве и образовании, вредит нигерийскому обществу. Даже ношение одежды, традиционной для западного мира, боевики считают вредным для морального духа граждан. При этом радикалы действуют в основном на севере и востоке Нигерии, а также в приграничных Нигере и Чаде.

Нигерийские военные патрулируют место, где недавно напали на мирного жителя. Далеко не все преступники в стране радикалы, но на улицах много незарегистрированного оружия Фото VOA

Сторонники «Боко Харам» нападают на всё мирное население региона. Часто мишенью становятся лесорубы, которые случайно попадают на укрытия боевиков в лесах. Сотрудников нефтяных компаний радикалы похищают ради выкупа. Но наиболее резонансные акты — массовые похищения детей из популярных в Нигерии школ-интернатов.

Интернат ради знаний

Нигерия внедряет систему образования по образцу Германии и Китая: дети проходят годичные подготовительные курсы, 12 лет основной программы и четыре года получают высшее образование. На практике ситуация удручающая — UNICEF установил, что в стране больше 10 миллионов детей не посещают школу. На севере страны больше 50% девочек не ходят в школу или учатся в школах-интернатах с сомнительным уровнем образования.

Родители стараются обучить детей для поступления в ВУЗ, но в стране мало государственных университетов. Частные учебные заведения не выгодны для инвесторов, так как могут быть расположены только в крупных городах, где есть необходимая инфраструктура. Преподаватели отказываются ехать в районы с высокой преступной активностью и даже отсутствием дорог.

На всю систему образования Нигерия тратит меньше 10% годового бюджета, при этом рекомендуемый ЮНЕСКО уровень — от 15 до 25%. Школы с обучением на коммерческой основе дают только базовые знания и работают по принципу интернатов, где дети живут во время учебного года. Для многих родителей это единственный способ дать знания ребёнку и в будущем вывезти его из страны хотя бы с базовым образованием.

Бедный север страны чаще пользуется услугами подобных школ. При этом проблема безопасности учеников настолько острая, что власти некоторых штатов переносят все учебные заведения в столицы, где могут обеспечить безопасность. Охраной занимается не только полиция и армия, но и частные охранные организации. Впрочем, силовики далеко не всегда справляются со своей работой.

Грабёж уже не выгоден

Захват заложников в Нигерии не вызывает удивления у местного населения. Преступники похищают чиновников, бизнесменов и даже известных актёров «Нолливуда» (так называют нигерийскую киноиндустрию). Один из похищенных рассказывал, что у бандитов не было намерения навредить, они лишь хотели лёгких денег. Кражи при этом не выгодны — даже обеспеченные нигерийцы не носят с собой деньги и ценности, а предпочитают хранить накопленное в укромном месте.

Низкий уровень образования и безработица подталкивают людей к криминалу, который доступен и не наказуем. Полиция и власти редко занимаются расследованием преступлений, особенно за пределами крупных городов.

Молодые люди охотно идут в полицию, так как многим это даёт право на собственную защиту, власть и влияние Фото Associated Press

В Нигерии похищения ради выкупа стали социальным феноменом. Нигерийские социологи объясняют это доступностью шантажа как метода получения благ. Кроме того, многие преступники из неблагополучных семей сами могли быть жертвами похищений, поэтому для них это обычная часть жизни с её лишениями и возможностями.

Похищения часто происходят в недостаточно безопасных местах — в тёмное время суток и в районах, где власти не могут обеспечить безопасность. В стране ежегодно похищают более 1000 человек, при этом минимальная сумма выкупа снизилась всего до 1000 долларов.

Молодые люди становятся преступниками из-за социального неравенства, с которым власти ничего не хотят делать. Они называют себя незащищённой социальной группой, которая выживает. Правительство отдельных штатов пытается взять ситуацию под контроль, предлагая бандитам сложить оружие и начать работать. Так в одном из штатов губернатор предложил двух коров в обмен на одну единицу огнестрельного оружия.

Несмотря на схожую тактику, обычные преступники и радикалы преследуют разные цели. Мелкие бандиты ищут лёгких денег, а террористы так вербуют последователей и принуждают к замужеству. Иногда жертв вызволяют быстро, а иногда их судьба остаётся тайной.

Плен вместо выпускных экзаменов

В 2014 году сторонники запрещённой «Боко Харам» захватили больше 250 девочек, ворвавшись на территорию школы-интерната в городе Чибок на грузовиках и автобусах. Перед выпускными экзаменами школа была заполнена полностью, силовики охраняли здания, но радикалы оказались лучше подготовлены.

Только несколько десятков детей сбежали в первые дни после похищения, а остальные растворились вместе с террористами в лесу Самбиса, который уже несколько лет использовался «Боко Харам» как база и укрытие. Власти Нигерии при этом заявляли о быстром освобождении большинства девочек, а через некоторое время вовсе перестали комментировать похищение.

Каждый день в наших сердцах величайшая боль, когда мы вспоминаем наших пропавших дочерей. Мы надеемся на Бога, что он поможет нам.
Моей жене до сих пор трудно жить без них. Она плачет каждый раз, когда вспоминает о них. Я должен поддерживать её.

Марк Энок

Армия Нигерии начала военную операцию в местах укрытия боевиков. Больше 150 школьниц вернулись домой: часть отпустили радикалы за денежный выкуп или в обмен на арестованных соратников, а некоторые смогли сбежать сами.

В социальных сетях возник хештег BringBackOurGirls, который поддержала Мишель Обама, супруга бывшего президента США Барака Обамы. Международное сообщество добивалось от властей Нигерии любых возможных действий по освобождению пленниц. Впрочем, ситуация в Чибоке показала масштабы проблемы всему международному сообществу — около трети пленниц в таких случаях не возвращаются домой.

Вырвавшиеся из плена рассказывали, что девочек принудительно обращали в ислам, выдавали замуж, принуждали вербовать новых сторонников, а иногда продавали другим радикалам. На заложниц возлагали функцию домохозяек и секс-рабынь, которые должны были родить новое поколение бойцов.

Они вывели нас на улицу. Папы рядом не было. Они спросили как нас зовут и услышав христианские имена, увели меня. Я дочь пастора и мне было всего 14 лет. Меня принудили принять Ислам, дали мне новое имя и выдали замуж. В одну ночь мне удалось сбежать с двумя другими девочками. Меня всё ещё мучают те воспоминания.

Ханна

Недавние похищения закончились удачно для жертв — власти договорились со злоумышленниками об освобождении всех. Губернатор штата Замфара не раскрыл размер и обстоятельства выкупа, уточнив только что изначальные данные о 317 похищенных неверны, а реальное количество детей — 279. Также правительство и силовики на раскрыли личности похитителей или их принадлежность к каким-либо радикальным группировкам.

Освобождённые пленницы рассказывали, что несколько дней шли пешком по лесам, а боевики подгоняли их выстрелами в воздух и ударами прикладов штурмовых винтовок  Фото Sky News

Иностранцы редко попадают в плен в Нигерии, так как преступникам проще организовать похищение и выкуп местного жителя. Туристов и бизнес привлекают юг и запад страны, особенно крупнейший портовый город Лагос и национальные парки, в которых полиция поддерживает безопасность. Впрочем, иногда доверчивые граждане других стран всё же оказываются в тяжёлых ситуациях.

В 2020 году 46-летняя американка познакомилась в интернете с молодым нигерийцем и прилетела в страну. Через несколько месяцев они поженились, но молодой человека оказался мошенником, который запер американку в номере отеля и использовал документы и личности жертвы для киберпреступлений. Жертва провела взаперти больше 15 месяцев, а полиция освободила её после анонимного донесения неизвестного.

Без места в обществе и без понятных перспектив

Нигерийское общество и власти не знают что делать с бывшими узниками радикальных группировок. Молодые люди, попавшие под влияние банд быстро маргинализируются и не могут успешно интегрироваться в общество даже сложив оружие. Правительство запускает программы реабилитации, но встречает серьёзное сопротивление со стороны жертв радикалов.

Молодые люди иногда возвращаются к более мелкому криминалу, занимаясь непродуктивными уличными кражами или похищениями обывателей. Властям и пострадавшим трудно понять кто конкретно нападал — преступники маскируются под террористов, а радикалы чаще совершают налёты на мотоциклах. Иногда похитителю надевают военную форму или пришивают на одежду знаки специальных подразделений.

Молодые нигерийцы часто вступают в уличные банды, но это не спасает их от безделья. Уличные кражи не приносят денег, а торговля наркотиками не так велика, чтобы занять всех Фото Legit.ng

Западные социологи видят в некоторых похищениях ритуальный аспект. Молодые преступники так проходят своеобразный процесс посвящения, что даёт им возможность попасть на следующую ступень преступной иерархии. В начале своего криминального пути они не ориентируются на верования и убеждения внутри группировки, так как для них важны собственная безопасность и уровень жизни.

Со временем молодые преступники приобретают новые авторитеты в преступном мире. Если в группировке сильные радикальные взгляды, особенно религиозные, последующие похищения могут быть направлены против людей другой веры. В таком случае жажда быстрых и лёгких денег только подпитывает религиозную ненависть.

Обратной стороной интеграции последователей радикальных группировок в общество стало насилие. Human Rights Watch установила, что некоторые сбежавшие (или овдовевшие жёны боевиков) из «Боко Харам» подвергаются насилию со стороны полиции и армии. Расследование показало, что иногда женщин принуждают к интиму обещаниями о свадьбе или за некие материальные ценности.

Иногда освобождённые рассказывают, что не против вернуться к захватчикам, которые стали семьёй. Как правило, такое происходит в первые месяцы, когда некоторых женщин осуждают за причастность к террористической деятельности. Позже они понимают, что их мужей волновал контроль и рождение детей, а не романтические чувства.

Другая серьёзная проблема — стигма изнасилований. В стране официально регистрируют больше двух тысяч принуждений к сексу, а в нигерийской культуре изнасилование считается большим позором. Насильники редко получают положенные по закону 14 лет, чаще отделываясь несколькими годами. Похитители, часто насилующие жертв, вовсе избегают ответственности, поскольку власти не занимаются подобными преступлениями.

* * *

Губернатор штата Замфара Белло Матавалле не ответил на запрос TJ. Вопросы удалось задать преподавателю Федерального Государственного Университета Дутце Джамилу Ибрагиму Мухтару. Его работы по социологии и криминалистике стали источниками статьи.

Знаете ли вы какие-то быстрые пути решения проблемы с похищениями? От федерального или местного правительства, например.

Единственный быстрый путь — переговоры между федеральными властями, иногда и местными, и захватчиками. В некоторых случаях это единственный выход. В любом случае, наилучший выход — обратить внимание на источник проблем: несправедливость, плохое руководство, коррупция, неграмотность и бедность молодёжи.

Получает ли Нигерия какую-либо международную помощь? Если да, то полезна ли она?

Да, получает, армия Нигерии использует вооружение, которое очень дорого производить внутри страны. Сотрудники охранных предприятий обучаются за границей по специальностям разведки и расследований цифровых преступлений. Впрочем, помощь серьёзно не влияет на уменьшение проблемы похищений в Нигерии.

Как молодые люди могут защитить себя от похищений? Может быть оружие для самообороны, изучение дисциплин самообороны или создание безопасных зон внутри районов проживания?

Они должны изучать стратегии избегания ситуаций, в которых могут оказаться жертвами, знать методы побега. Чаще всего молодёжь похищают из школ, а школьники не знают как спрятаться или убежать от похитителей, при нападении они паникуют.

Да, зоны безопасности важны, поскольку вовлекают жителей в процесс защиты себя и своего имущества. Оружие и самооборона не помогут, поскольку проблема преступности ухудшится с распространением лёгкого стрелкового оружия, а ответ будет ассиметричным — похитители и преступники используют АК-47.

Похищения происходят очень часто, как люди воспринимают их? Это по-прежнему национальная трагедия или что-то вроде давней проблемы с трудным решением?

Люди не чувствуют себя в безопасности. Вся страна в страхе и панике. Раньше все могли путешествовать в любое время суток, но не сейчас.

Есть ли у вас какая-то особенная история об освобождённых? Как они сбежали и как живут сейчас?

Да, один 45-летний мужчина из штата Замфара рассказал о своём столкновении с бандитами. Он ехал в автобусе с другими пассажирами по штату Кадуна-Нигер, когда их остановили несколько мужчин-фулани (часто участвовавший в религиозных войнах народ в Африке — прим. TJ). Водителя застрелили на ходу и он сразу погиб. Их схватили и привезли в убежище, где каждое утро убивали по несколько человек, потому там были сотни заложников.
В этих местах много разных бандитов, но у них один лидер. Моему рассказчику повезло спастись. С его слов ему помогла молитва.

Большинство жертв страдают от посттравматического стрессового расстройства. После освобождения он лечился в больнице некоторое время. Ему рекомендовали наблюдаться в психиатрической лечебнице и пройти курс терапии.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#общество #терроризм #африка #происшествия #интервью #лонгриды #лигаавторов