Истории
Игорь Николаев

Больше двух тысяч жертв: как во Франции средство для похудения привело к массовым смертям. И кто за это ответил

В марте завершился масштабный суд над компанией Servier, руководство которой до последнего скрывало данные об опасности препарата.

Ирен Фрашон перед началом судебного заседания держит книгу с фотографиями жертв Mediator. Париж, 23 сентября 2019 года Фото AFP

29 марта в Париже завершился один из самых громких судебных процессов Франции последних десятилетий. Суд признал крупный фармацевтический концерн Servier виновным в обмане и непреднамеренных убийствах и приговорил его к штрафу в 2,7 миллиона евро. Бывшему топ-менеджеру Жану-Филиппу Сета дали четыре года условно (прокуратура требовала пять лет тюрьмы). Его также приговорили к штрафу в 90 тысяч евро, ещё несколько миллионов евро он выплатит пострадавшим в качестве компенсации. Прокуратура уже предупредила об обжаловании приговора.

Поводом для суда стал известный в Европе препарат Mediator, выписываемый диабетикам и людям с ожирением. Создатели утверждали, что лекарство безопасно, но на деле оно вызывало тяжёлые побочные эффекты, из-за которых умерли несколько сотен человек. Слухи об опасности средства давно ходили во Франции, но коррупционные связи помогали Servier без проблем зарабатывать миллионы евро на опасном препарате.

Амфетамин для диабетиков

История Mediator началась в 1960-е, когда медицинская компания Servier создавала на основе амфетамина препараты для снижения аппетита у диабетиков второго типа, часто страдающих от ожирения. Работой руководил глава фирмы, доктор медицинских наук Жак Сервье. Результатом многолетнего труда стали два новых средства — Mediator и Isoméride.

В 1976 году Mediator получил необходимые разрешения и появился в аптеках Франции и других стран Европы. Почти сразу же же в научном журнале Pratiques опубликовали статью о том, что новое лекарство — производное амфетамина, но Servier не уделяет этому моменту нужного внимания. Поэтому врачи, выписывающие лекарство, должны контролировать побочные реакции пациентов. Статья тогда прошла незамеченной научным сообществом.

Упаковка Mediator Фото AFP

Осенью 1977 года Servier пытался получить разрешение на продажу препарата в Бельгии. Местная комиссия по лекарствам отказала французам, заявив, что долгосрочная эффективность препарата не доказана. Servier обжаловала решение, но безуспешно.

Вместо этого Mediator стали продавать в Испании, Италии, Португалии, Швейцарии и на Кипре. В 1979 году во Франции продлили регистрационное удостоверение на Mediator, впоследствии это повторялось дважды — в 1992 и 1997 годах. Лекарство успешно продавалось в Европе и приносило его создателям хороший доход, а топ-менеджер Жак Сервье регулярно получал награды от государства за работу.

Президент Франции в 1981-1995 годы Франсуа Миттеран награждает Жака Сервье Национальным орденом «За заслуги» в Елисейском дворце, Париж, 21 мая 1985 года Фото AFP

Mediator изначально регистрировали как лекарство для диабетиков, но постепенно стали выписывать как средство снижения аппетита для худеющих. Семейные врачи рекомендовали лекарство даже здоровым, спортивным и стройным женщинам как средство профилактики против набора веса, нарушая закон и принося ещё больше денег Servier.

В надежде повторить успех 15 ноября 1985 года компания выпустила Isoméride — препарат с похожим составом и действием. Новое лекарство первое время тоже было популярно у диабетиков. В 1989 году его закупила Великобритания, в 1993 году — Новая Зеландия, а в 1996 году — США, где оно продавалось под торговой маркой «Редукс». Всего же препарат продавали в 65 странах.

Упаковка Isoméride

Благодаря популярности обоих препаратов Servier постепенно стала второй по масштабу фармацевтической компанией Франции, уступая только Sanofi-Aventis. Всё изменилось в 1990 году, когда врачи больницы Антуан-Беклер муниципалитета Кламар и стажёр Ирен Фрашон столкнулись со случаями лёгочной артериальной гипертензии (ЛАГ) у пациентов, долго принимавших Isoméride. Это редкое заболевание почти всегда требует пересадки лёгкого и часто заканчивается смертью больного. Такие случаи , в том числе и летальные, начали выявлять по всей Европе всё чаще.

Разразился громкий скандал, и после долгих исследований специалисты узнали, что виной всему норфенфлурамин — метаболит действующего вещества Isoméride. 15 сентября 1997 года препарат запретили во Франции, а затем и по всему миру. Год спустя руководство швейцарского Минздрава отметило, что несмотря на разное действующее вещество, тот же метаболит содержится в Mediator, а значит, он может быть столь же опасен.

В Швейцарии лекарство тоже сняли с продажи. Тогда же, 21 сентября 1998 года, три французских профессора медицины обратились в Национальное агентство по безопасности лекарственных средств (ANSM), предупредив, что чрезмерное увлечение препаратом, основанном на амфетамине, может нанести вред.

«Сколько смертей?»: врачи против мошенников и коррупционеров

В феврале 1999 года в Марселе у одного из тех, кто шесть лет принимал Mediator, диагностировали серьёзное повреждение сердечного клапана. В 1999 году марсельский доктор Жорж Чиче представил документированный доклад о пациенте и направил его в ANSM, требуя запретить препарат.

Через несколько недель заместитель мэра Марселя, бывший врач, потребовал у Чиче отозвать доклад. Тот отказался, но в ANSM всё равно не дали делу ход. Позже представители Servier сказали на суде, что якобы не придавали должного внимания докладу Чиче из-за его недостаточной убедительности.

У пациентов, употреблявших Mediator, чаще стали диагностировать поражение сердечного клапана и ЛАГ. Во Франции звучали требования если не запретить средство, то хотя бы убрать его из списка льготных препаратов (65% их стоимости пациентам возмещала система соцобеспечения).

В 2003 году в Испании Mediator сняли с продажи, когда у одного из пациентов диагностировали проблемы с сердечным клапаном. Год спустя её примеру последовала Италия. Во Франции же лекарство только укрепляло позиции. В 2005 году ANSM заявило, что количество выявленных случаев ЛАГ недостаточно, чтобы признать Mediator опасным.

В 2006 году тулузские врачи, увязав Mediator с сердечными болезнями, созвали комиссию, призвавшую запретить опасное лекарство. Единственное, чего добилась комиссия — пересмотра Mediator в ANSM, после чего его запретили продавать для похудения. Лекарство вновь стало прописываться исключительно диабетикам.

В феврале 2007 года об опасности Mediator заявила Ирен Фрашон, к тому времени пульмонолог в французском Бресте. К ней поступила на лечение женщина с ЛАГ, принимавшая препарат. Фрашон изучила истории болезней этой женщины и других пациентов и тоже сделала вывод о наличии взаимосвязи между употреблением лекарства и опасными поражениями лёгких и сердца.

Фрашон вместе с единомышленниками начала самостоятельное расследование по поводу Mediator и его опасности. Она сталкивалась с давлением и угрозами со стороны ANSM. Его сотрудники звонили начальству Ирен прямо на работу и спрашивали, можно ли как-то помешать ей продолжить расследование.

Пока врач собирала доказательства вины Servier, 31 декабря 2008 года президент Франции Николя Саркози лично наградил директора компании Жака Сервье Орденом Почётного легиона — одной из престижнейших наград страны. Они знакомы ещё с 1980-х, когда Сервье был клиентом начинающего адвоката Саркози.

Николя Саркози, бывший президент Франции Фото Splash News

Лишь спустя два года, в феврале 2009 года, ANSM отреагировало на старания Фрашон, перепроверило сообщения её и других врачей и убедилось в их достоверности. В ноябре 2009 года во Франции запретили продажу Mediator и двух его дженериков, выпущенных на местные аптечные прилавки годом ранее. 18 декабря 2009 года Европейское агентство по лекарственным средствам рекомендовало запретить продажу Mediator по всей Европе.

Весной 2010 года Фрашон опубликовала книгу «Посредник 150 мг. Сколько смертей?», обобщив сведения, собранные у пострадавших и родственников умерших. Книга продавалась в французских книжных магазинах и быстро стала популярна. Через суд Servier добилась того, что название книги изменили, убрав слова «сколько смертей».

«Они виновны в обмане»: фармацевты и чиновники на скамье подсудимых

В ноябре 2010 года несколько пациентов, употреблявших Mediator, подали на Servier в суд. Французская оппозиция в лице социалистов и коммунистов сразу же потребовала публичного расследования по делу Servier, обвиняя правительство и чиновников в защите интересов крупного фармацевтического бизнеса в ущерб здоровью французов. Николя Саркози поручил министру здравоохранения Франции Ксавье Бертрану разобраться в ситуации.

Мы обращаемся ко всем, кто принимал Mediator, с тем, что они должны обратиться к врачу, особенно те, кто принимал его в течение трёх месяцев за последние четыре года.

Ксавье Бертран

Французская диабетическая ассоциация призвала тех, кто употреблял Mediator, заявить о себе, чтобы помочь юристам подготовить иски против Servier. Пациенты откликнулись и рассказали о последствиях приёма лекарства. У одних появилась одышка, усилилась утомляемость, им стало сложно выполнять даже простейшие повседневные задачи (некоторые даже не могли подняться на пару пролётов вверх по лестнице). Другие перенесли хирургические операции на открытом сердце для восстановления травмированных клапанов.

15 января 2011 года Генеральная инспекция социальных вопросов передала Бертрану отчёт по Mediator. Месяц спустя против Servier возбудили два уголовных дела — по мошенничеству и непреднамеренному убийству. Расследование дела обещало быть долгим, ведь требовалось установить чёткую связь между приёмом Mediator и ущербом для здоровья, причинённым жертвам.

Ксавье Бертран, экс-глава Минздрава Франции Фото AFP

В итоге следствие установило, что за 33 года из-за Mediator здоровье подорвали 3500 человек, 2100 из них умерли. Всего же препарат употребили более пяти миллионов человек. Только в 2000-е продали более 80 миллионов упаковок препарата на сумму 423 миллиона евро. Следствие полагало, что всего корпорация заработала не менее миллиарда евро на продаже смертельно опасного лекарства.

Servier долго отказывалась обсуждать вопрос компенсаций, но в апреле 2011 года, когда связь Mediator и болезней стала очевидна, по просьбе Жака Сервье создали компенсационный фонд для жертв препарата под руководством ONIAM (Национального управления по компенсациям за медицинские несчастные случаи). К марту 2021 года сумма выплат достигла 177 миллионов евро. В то же время государство часто отказывает пострадавшим от Mediator не только в материальной, но даже в психологической помощи.

Моя квартира находится на третьем этаже без лифта. Дошло до того, что я не мог подняться по лестнице с бутылкой молока. Поэтому мне пришлось уехать и снять другую квартиру за большие личные деньги. Судебный процесс идёт медленно, и не было никакого движения по параллельным искам о компенсации. Но что меня ошеломляет, так это отсутствие поддержки со стороны государства, даже психологической поддержки.

Жозеф Рейнел

Однако щедрость не спасла самого Сервье от уголовного дела за «непредумышленное убийство и непреднамеренное нанесение телесных повреждений», заведённого в сентябре 2011 года. Такие же обвинения в марте 2013 года выдвинули и против ANSM.

В мае 2013 года первый уголовный процесс над Жаком Сервье после нескольких заседаний отложили по процедурным причинам. До его продолжения предприниматель не дожил — 16 апреля 2014 года он умер в Нейи-сюр-Сен на 93-м году жизни. За годы суда скончалось ещё несколько пожилых фигурантов — профессор Жан Шарпантье, бывший фармацевт Ален ле Ридан, экс-глава французского МИД Жан-Бернар Ремон.

Жак Сервье на суде 21 мая 2013 года Фото Reuters

В 2015 году, после смерти Сервье, расследование дела Mediator возобновили. Оно продлилось около года, и за это время выяснилось, что некоторые врачи, работавшие в госорганах по надзору за оборотом лекарств, одновременно были платными консультантами в Servier. Следствие полагает, что именно это вкупе с мощным лоббизмом позволило смертоносному препарату так долго продаваться в аптеках Франции.

Сервье сплёл систему, настоящую паутину с влиятельными людьми. Он является асом лоббирования, именно эта сеть позволила ему на протяжении десятилетий строить свой бизнес.

Бернар Дебре

Суд над компанией начался лишь 23 сентября 2019 года в Парижском Дворце правосудия. Обвинения выдвигали против 14 человек и 11 организаций, одна из которых — ANSM. В суд вызвали 120 свидетелей, 376 адвокатов и почти пять тысяч истцов. Одним из свидетелей был Ксавье Бертан — экс-глава французского Минздрава. Слушания по существу длились до 6 июля 2020 года.

К суду прокуратура подготовила к суду 677-страничный доклад о том, что Servier с 1970-х годов сознательно скрывала истинные характеристики Mediator и не публиковала результаты медицинских исследований, способные бросить тень на препарата. Адвокаты компании заявляли, что Servier до 2009 года не знала об отрицательных свойствах лекарства и никогда не позиционировала его как препарат для похудения.

Люди прибывают на суд по делу Mediator. Париж, 29 марта 2021 года Фото AFP

29 марта 2021 года суд огласил приговор, признав Servier виновной в обмане и непредумышленных убийствах и оштрафовав фирму на 2,7 миллиона евро, хотя прокурор Од Ле Гильшер требовала штраф более 10 миллионов евро. По её словам, компания, знавшая об опасности Mediator и умышленно сделавшая выбор в пользу финансовых интересов вместо здоровья пациентов, заслуживает именно такого наказания. Ранее фирму обвиняли ещё и в мошенничестве, но в суде это обвинение сняли.

Несмотря на то, что они (Servier — прим. TJ) знали о рисках, которым подвергали в течение многих лет,… они никогда не принимали необходимых мер и, таким образом, были виновны в обмане.

Сильви Даунис

ANSM, вовремя не отреагировавшее на предупреждения о Mediator и не проверившее лекарство, получила штраф в 303 тысячи евро. Это первый случай в французской истории, когда подобное наказание вменяют государственному ведомству. Четырёх фигурантов, бывших чиновников, приговорили к условным срокам, а ещё пятерых подозреваемых оправдали в зале суда.

Одна из оправданных — бывший сенатор Мари-Терез Эрманж, ранее обвиняемая в том, что исправила финальный вариант отчёта о Mediator после того, как в Сенат приехал представитель Servier, экс-руководитель Национального института здравоохранения и медицинских исследований Клод Гриселли.

Мари-Терез Эрманж Фото AFP

Жан-Филипп Сета в Парижском дворце правосудия, 29 марта 2021 года Фото AFP

6 апреля французская прокуратура заявила, что обжалует слишком мягкий, по её мнению, приговор. В её заявлении упоминается, что будет обжаловано решение о снятии с Servier обвинения в мошенничестве. Также прокуратуру не устраивает сумма штрафа — она требует увеличить его.

Приговор фирме вынесен, но скандал во Франции по этому поводу не утих. Общество до сих пор спорит из-за вопросов регулирования новых лекарств и мощного лоббизма французских фармацевтических корпораций.

Оппозиционеры и критики французской системы здравоохранения заявляют, что регулирующие органы сильно зависят от фармацевтических гигантов вроде Servier и повязаны с ними коррупционными связями. Особенно это касается непосредственно французских фармкомпаний — их продукцию сложнее всего убрать с рынка лекарств.

Около трех четвертей имеющихся на рынке лекарств практически не приносят пользы для здоровья и совершенно не нужны. Mediator — не единичный случай.

Бруно Туссент

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#суд #право #здоровье #медицина #франция #лонгриды #лигаавторов