Истории
Ольга Диянова

Падение «Города Солнца»: бывший милиционер «спасал» тысячи людей от апокалипсиса. Теперь его судят за вовлечение в секту

История «нового мессии» Сергея Торопа и его общины — от «послания» высшего разума до штурма спецназа и уголовного дела.

Встреча Сергея Торопа с последователями Фото с официального сайта общины

С сентября 2020 года 59-летний сибиряк Сергей Тороп, известный как Виссарион, находится в СИЗО. Его обвиняют в «агрессивном» вовлечении людей в свою секту «Церковь последнего завета», в которой он годами подрывал психическое здоровье участников. Задержание руководителя общины и его близких сторонников проходило в полномасштабных условиях — для этого спецслужбы прибыли на территорию «Церкви» на вертолётах и в боевой готовности.

Секта Виссариона зародилась в 90-х годах и стремительно разрослась вокруг идеи грядущего апокалипсиса. Его так и не случилось, но община, находящаяся в сибирской глуши, продолжила увеличиваться, при этом оставаясь относительно закрытой для внешнего мира. Теперь же следствие уверено, что за это время там проходили противоправные действия. Однако в самой секте отвергают обвинения и утверждают, что дело сфабриковано из-за сторонних мотивов людей, связанных с силовиками.

От слесаря до религиозного лидера

Сергей Тороп родился в 1961 году в рабочем посёлке на Кубани в семье строителей. Родители атеисты, а бабушка, которая воспитывала Сергея с двух до шести лет, имела старообрядческие корни. После развода родителей Тороп с матерью уехал в Минусинск, где и прожил до создания общины. После службы в армии будущий проповедник работал слесарем на заводе, потом электриком, учителем физкультуры, инспектором ДПС. Ещё он зарабатывал на продаже своих картин — в основном на религиозную тематику.

В одном из армейских писем матери Тороп писал: «Если я не стану известным всему миру — я и жить на Земле не смогу». В 27 лет он примкнул к минусинскому клубу уфологов. А в день своего 30-летия в 1990 году объявил, что получил послание инопланетян: они назвали его «сыном Божьим» и «проводником Святого Духа».

Тороп взял имя Виссарион, что в переводе с греческого означает «лесной». Сам проповедник уверял, что имя подсказал высший разум и означает оно «дающий жизнь». В интервью он туманно отвечал на вопросы о своём просветлении и не уточнял, почему именно он избран мессией.

В 1991 году, через год после «просветления», Виссарион выступил с первой проповедью в телестудии «Резонанс», которая вещала на Минусинск и Абакан (Хакасия). Проповедник рассказал, что он новый апостол и Христос наблюдает за ним с околоземной орбиты. Позднее Виссарион заявлял, что он и есть новое воплощение Иисуса, а Дева Мария — его мать.

В ожидании апокалипсиса

Заявления Виссариона хоть и были экстравагантными, но звучали уверенно и авторитетно. Паства начала быстро расширяться. Уже через два года на деньги от пожертвований Тороп отправился в тур с проповедями по России и СНГ, посетил Европу и Израиль. Внешне Виссарион тоже преобразился — отпустил длинные волосы, бороду, стал носить белые и красные мантии.

К движению, получившему название «Церковь последнего завета», примкнули до десяти тысяч человек. Мотивы были самые разные — кто-то искал смысл жизни, а кто-то верил, что новый Христос исцелит от тяжёлых болезней.

Многие спасались в Церкви от конца света. Это важная часть учения Виссариона, который призывал верующих готовиться: делать запасы, учиться жить независимо от благ цивилизации.

Проповедник периодически предсказывал апокалипсис, и всякий раз, когда прогноз не сбывался, виссарионовцы разочаровывались и уезжали. В 2012 году, когда о конце света говорили во всём мире из-за предсказаний индейцев майя, в таёжную деревню устремились люди, в панике искавшие убежища. Когда в назначенный срок ничего не произошло, неофиты разъехались.

Костяк религиозного движения состоял из людей, которые поверили Виссарону, что рай на земле возможен. Для этого нужно построить новое общество, которое будет жить в гармонии с природой, а ещё помогать друг другу и воспитывать детей в доброте и любви.

Среди адептов были в том числе известные люди, например, певица Светлана Владимирская, которая прославилась в 1990-х благодаря хиту «Мальчик мой». На пике популярности певица внезапно исчезла со сцены и экранов. Позже выяснилось, что она уехала к Виссариону и родила в общине троих детей (потом развелась, снова вышла замуж и родила ещё одного ребёнка). В Церкви Владимирская стала руководителем хора.

К Виссариону присоединился и рок-музыкант Вадим Редькин, который пел в группе Бари Алибасова «Интеграл», играл на барабанах в «Ласковом мае» и пробовал пробиться на сцену как сольный артист. В секте Редькин построил карьеру — из рядового последователя стал правой рукой и летописцем Виссариона, а также пресс-секретарём «Церкви последнего завета». Сейчас он, как и Тороп, находится в новосибирском СИЗО.

Общинный уклад

Виссарионовцы начали расселяться по деревням под Красноярском в 1994 году. В селе Петропавловка Курагинского района жили сам Виссарион с семьёй и живут до сих пор многие его адепты. По данным властей на 2020 год, в Красноярском крае их около пяти тысяч человек.

Тороп в 1990-х зарегистрировал организацию «Община единой веры». Это помогло решать многие формальные вопросы, в том числе с арендой земли. Позже в Минюсте организацию переименовали в «Церковь последнего завета». Поначалу секта напоминала обычный летний лагерь с палатками и песнями у костра. Романтический период закончился, когда началось строительство «Обители рассвета» (она же — «Город Солнца» и «Обитель Солнца»).

Для создания экспериментального «эконоосферного поселения Тиберкуль» администрация Курагинского района по просьбе инициативной группы последователей выделила из лесного фонда 250 гектаров на берегу горного озера.

Поселение виссарионовцев Фото с официального сайта общины

К строительству привлекались специалисты из числа участников секты. Дома в общине деревянные — на её сайте сообщается, что строители опирались на «тра­ди­ции древ­не­го зод­че­ства». Каждого последователя обязали платить «десятину» — десятую часть дохода. Деньги шли на строительство «Города Солнца», содержание церковного совета и самого Виссариона.

Жизнь общины строилась по доктрине «Последний завет». Учение Торопа разработала группа людей, большинство из которых — участники уфологического общества. Получилась смесь христианства, буддизма, иудаизма, выдержек из «Тайной доктрины» философа-мистика Елены Блаватской, положений агни-йоги (учение художника и философа Николая Рериха) и собственных идей Виссариона. Со временем «Последний завет» пополнялся новыми главами — всего издано 15 томов.

«Последний завет» хоть во многом и основан на христианстве, но имеет существенные отличия. Например, Тороп допускает суицид, а ложь возможна, если используется для борьбы со злом.

У общины собственное летоисчисление, которое строится на культе личности Виссариона. Новая эпоха началась с рождения Торопа (14 января 1961 года), в день рождения лидера общины ежегодно отмечается Рождество, а День Земли виссарионовцы празднуют 14 апреля, в день зачатия проповедника. На первых порах в общине формировались жёсткие ограничения для последователей. Послабления, по словам старожилов, начались в 2000-х.

Правила «Города Солнца» в чём-то напоминали строгий монастырский уклад. Виссарионовцы, включая детей, питались растительной пищей, во всём беспрекословно слушались лидера, не пользовались электроникой, редко соприкасалась с внешним миром, в том числе не ходили в больницу, а для обучения детей построили две школы.

Верующие много трудились и в основном обеспечивали себя сами — возделывали землю, разводили скот, собирали дикоросы для себя и на продажу, наладили производство деревянных изделий. Работа по дереву — одна из основных статей дохода многих последователей Виссариона, которые делают музыкальные инструменты. Многие виссарионовцы сами построили свои дома и научили этому своих детей.

Переезд в тайгу, быт виссарионовцев, их отношения с лидером описала в своей книге одна из бывших обитательниц общины Елена Мельникова. Доктриной Виссариона сначала увлёкся её муж Алексей — учёный, который в девяностые подрабатывал, возя иностранцев на экскурсии по Алтаю. Однажды Алексей объявил, что в Сибири «на землю сошёл Христос» и он собирается ехать к нему. Супруги поссорились, но в конце концов Елена согласилась продать квартиру в Новосибирске и отправиться в тайгу с тремя детьми.

Мельникова описывает в книге, как дети недоедали, а женщины рожали на дому, что иногда приводило к инвалидности и даже смерти младенцев. Одна из жительниц общины заболела пневмонией и умерла, так и не обратившись в больницу. Автор вспомнила и случаи суицида.

Знаковое для виссарионовцев место — гора Сухая (или просто Гора). Там жили сам Виссарион с семьёй в просторном доме, построенном его учениками, и его приближённые. Ещё на горе стоял храм, тоже построенный жителями общины. На гору мечтал переехать и Алексей Мельников, но Виссарион его не благословил, хотя тот организовал столярную мастерскую и обучил общинников столярному делу. Потом, как вспоминает его супруга, между Алексеем и основателем секты произошёл конфликт. Их вынудили покинуть общину после 12 лет служения.

Праздничная встреча с Виссарионом Фото с официального сайта общины

Жизнь виссарионовцев много изучала профессор Сибирского федерального университета (СФУ) Наталья Копцева. Она рассказывала, что в 1990-х постоянные физические нагрузки и скудное питание доводили последователей до истощения и даже дистрофии, возникали заболевания внутренних органов, распространялись инфекции. Но к медикам члены секты не обращались — верили, что их исцелит природа.

Однако сейчас многие адепты отрицают, что жили так сурово. Теперь обитатели общины, по словам её представителей, полноценно питаются, обращаются в сельский фельдшерско-акушерский пункт, у многих семей есть машины, мобильные телефоны, солнечные батареи (электричество в деревни не проведено).

Одна из последовательниц Наталья Миклуш, работающая в фельдшерско-акушерском пункте, говорила в суде, что беременные женщины регулярно наблюдаются у гинеколога, роды не раз принимали на дому и «всё в порядке». Ещё одна врач и член общины Марина Крыж утверждает, что «последователи обращаются немножко реже» других местных жителей, потому что ведут здоровый образ жизни, а рождаемость в сёлах, где живут виссарионовцы, в разы больше, в среднем по Красноярскому краю. Для общины нормально, когда в семье четверо-пятеро детей.

Учили детей поначалу только в двух школах, построенных последователями, но потом разрешили и государственные. Дети общины, как говорят сами её обитатели, сдают экзамены не хуже других, а средний балл по ЕГЭ выше, чем в среднем по России. В общине с самого начала практиковались так называемые единые семьи — несколько семей объединялись для совместного ведения хозяйства.

Это считали необходимым в условиях деревни, где выживают во многом за счёт физического труда. На обсуждение совета «единой семьи» выносились проблемы, которые одна семья не могла решить самостоятельно. В какой-то момент в секте начали возникать «треугольники» — двоежёнство. Фотографу Юрию Козыреву, который десятилетиями наблюдал за жизнью общины, объяснили, что такой порядок заведён, «чтобы перебороть эго женщин». Виссарионовцы стали меняться мужьями и жёнами.

Треугольники объясняли ещё и тем, что женщинам (а это большая часть населения) не справиться без помощи мужчин. Baza рассказывала, что основное условие треугольника в том, что первая жена должна быть не против и чуть ли ни сама приводит вторую в дом.

Бывшая последовательница Мельникова, однако, приводила другую версию: Виссарион таким образом просто «узаконил» молодую жену. По ее словам, он «поселил у себя девочку Соню и её маму, дорастил до 17 лет и женился на ней. Его супруга Любовь какое-то время терпела, потом не выдержала и уехала в Красноярск». «Треугольники», говорила Мельникова, привели к массовому развалу семей.

Одно из зданий, построенных последователями Виссариона Фото с официального сайта общины

Из «Города Солнца» — на вертолёте ФСБ

На протяжении почти 30-летней истории общины про неё много писали СМИ, о существовании движения хорошо знали и полиция, и ФСБ. Однако в целом силовики не проявляли активного интереса к секте и насторожились лишь в 2018 году после смерти двух детей. В одной из семей десятимесячный мальчик умер, по заключению врачей, от острой кишечной инфекции непонятного происхождения. В другом случае причиной смерти маленького ребёнка стала пневмония.

Журналисты писали, что Виссарион запретил его родителям обращаться в больницу. Отец это отрицал и рассказывал, что, когда мальчику стало плохо, семья обратилась к фельдшеру. Примерно тогда же один из адептов покончил с собой. Он оставил предсмертную записку, в которой рассказал, что продал всё своё имущество, собираясь вступить в общину, но лидер его не принял.

22 сентября 2020 года в ходе спецоперации с привлечением автоматчиков, автозаков и вертолётов ФСБ задержала и доставила в следственное управление СК по Новосибирской области Торопа и его заместителей — Редькина и Владимира Ведёрникова. Всем троим предъявили обвинение в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами (ст. 239 УК РФ), и причинении тяжкого вреда здоровью двух и более лиц (ст. 111 УК РФ). Им грозит до 12 лет колонии.

Как утверждают силовики, в «Обители солнца», доме Виссариона, изъяли крупную сумму денег наличными, золотую корону, оккультную атрибутику, оружие и боеприпасы. СМИ публиковали фото, сделанные якобы в доме лидера, с бутылками из-под алкоголя, коробкой с деньгами и фаллоимитаторами. Однако сын Виссариона Роман Тороп в интервью Baza утверждал, что фотографии сделаны в других домах. Что касается оружия, так оно оказалось охотничьим и хранилось легально.

Многие верующие отвергают обвинения, арест духовного учителя стал для них шоком. «То, что пишут в прессе о якобы насилии, отказе от лечения, об агрессивной диете — это всё ерунда», — заявил один из последователей. Адвокат «Церкви последнего завета» Иван Хорошев говорил, что дело может быть «заказом» Федеральной службы охраны и это якобы подтверждается документами.

Речь идёт о конфликте двух предпринимателях из числа последователей, которые строят дома для бизнесменов и чиновников, со столичным коллегой. Он якобы имеет связи в ФСО и мог использовать их в конкурентной борьбе.

Рослесхоз тем временем пытается через суд забрать земли, занятые виссарионовцами. Ведомство считает, что границы поселения незаконно расширили вглубь леса. Если суд встанет на сторону Рослесхоза, все здания на этих землях могут снести.

В «Городе Солнца» аресты объясняли и тем, что на эти территории претендует крупный бизнес. Компания Михаила Прохорова «Интергео» хотела проложить дорогу к месторождению через одну из деревень. Сотни тысяч гектаров в том же районе принадлежит красноярской общественной организации охотников «Природа», которой руководит владелец компании «Енисей Золото» Павел Гагаркин. Это предприятие получило лицензию на добычу ценного металла. Ещё три участка принадлежат Гагаркину через другую фирму.

Потерпевшими по делу признаны двое бывших последователей — Дмитрий Кистерский и Эдуард Мизгирёв. Оба провели в общине более десяти лет. Следствие считает, что диагностированные у них ментальные проблемы (расстройство сна и тревожные расстройства) вызваны нахождением в секте. Кистерский в своих показаниях сообщил, что несколько лет самостоятельно изучал учение Виссариона, потом примкнул к общине и уже там разочаровался в теориях Торопа.

Разочарование постигло и Мизгирёва, который после 15 лет в общине понял, что «коммунизм» построить не удалось. По его словам, после жизни в секте он не смог социализироваться, потому что «мосты были сожжены». Ещё он заявил на суде, что сорвал спину при строительстве храма и это ему никак не компенсировали. Одна из участниц секты суде вспоминала, как её родители продали квартиру в Москве и приехали в общину с двумя детьми и коробкой денег, которую отдали Виссариону.

Позже суд расширил круг потерпевших, признав ими ещё 17 человек, получивших моральный вред. Тороп, Редькин и Ведёрников по решению суда прошли психиатрическую экспертизу в институте имени Сербского в Москве. Результаты исследования пока не раскрываются. У Торопа, Редькина и Ведёрникова арестовано имущество на 12 миллионов рублей.

Виссарион в СМИ: два взгляда

Дело Виссариона освещается в СМИ кардинально по-разному. Лояльные к власти издания делают акцент на том, что «Церковь последнего завета» — это именно тоталитарная секта. Профессор СФУ Копцева в беседе с «Интерфаксом» назвала среди соответствующих признаков контроль приёма пищи: «В середине нулевых годов община Виссариона имела запреты не только на мясную пищу, но и на молочную пищу, яйца. Они были не только вегетарианцы, но и веганы, причём по самой жёсткой схеме».

Исследователь подчёркивала, что режим питания и некоторые другие ограничения смягчили произошли после проверки прокуратуры (сами последователи с этим не согласны). Копцева считает, что в последнее десятилетие община с налаженным производством различных товаров больше похожа на бизнес-проект, чем на религиозное объединение.

Виссарион во время Праздника добрых плодов Фото с официального сайта общины

Поездка в Петропавловку журналиста РЕН ТВ закончилась уголовным делом по статье 144 УК (воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов). На съёмочную группу, как утверждало следствие, напали верующие, которые отобрали у съёмочной группы видеокамеры, мобильные телефоны и потребовали прекратить работу.

По словам журналиста телеканала Ивана Литомина, местные жители избили его и удерживали на территории общины. У последователя Александра Староверова другая версия: Литомин приставал с вопросами, и «возникла вынужденность посадить его на землю, потом его вывели».

Часть СМИ освещают происходящее вокруг ЦПЗ совсем иначе, например, разговаривают с верующими о жизни в деревне до и после задержания лидера. Житель общины Юрий Филиппов в репортаже «Дождя» расплакался на камеру, когда его спросили об аресте Виссариона.

Baza тоже обратила внимание на то, как тяжело жить участникам Церкви без «головы», как уютно в их поселениях, какие воспитанные у виссарионовцев дети. Журналист даже высказал мнение, что русскую деревню спасёт лишь что-то наподобие «Церкви последнего завета».

Истоки и будущее общины и Виссариона

В девяностых в российском обществе произошёл глубочайший мировоззренческий кризис, который породил огромные социально-психологические проблемы, говорит Наталья Копцева. Сочетание харизмы Виссариона и духа времени, по её словам, стало благоприятной почвой для популярности «Последнего завета».

У него прекрасные внешние данные — он очень похож на иконы с каноническим изображением Иисуса Христа. Мы знаем, что он происходит из семьи, связанной со старообрядцами, то есть раскольниками — есть какая-то память о предках, которые не покорялись, как сейчас принято говорить, мейнстриму. Более того, Курагинский район – место, где такие старообрядческие общины и ранее существовали.

Наталья Копцева

Оккультные и эзотерические учения были трендом тех лет — в духовной сфере царил плюрализм. Теперь всё иначе, и примета российской современности — преследование мирных «Свидетелей Иеговы», полагает Копцева.

Что будет с общиной Виссариона, пока сказать сложно. Если суд вынесет решение о ликвидации организации за экстремистскую деятельность, участие в ней будет уголовным преступлением, а если по другим основаниям, то члены движения смогут продолжить привычную жизнь. «Юрлица не существует, но верующие останутся религиозной группой. Они при этом не могут основать какую-нибудь воскресную школу или издавать религиозную литературу», — пояснил директор аналитического центра «Сова» Александр Верховский.

Больше всего обитатели «Города Солнца» боятся того, что органы опеки заберут у них детей. Основаниями могут стать описанные выше смертельные случаи и вовлечение детей в секту. Точку в этом конфликте поставит суд — слушания идут с сентября 2020 года. Что касается Торопа, то он и его помощники пробудут в СИЗО минимум до 15 июля. Ведёрников жаловался на пытки и психологическое давление в изоляторе, но ФСИН утверждает, что эти заявления не подтвердились.

Верховский считает, что уголовное дело дойдёт до суда. Рассчитывать на оправдательный приговор, по его мнению, не стоит, но вряд ли наказание будет суровым — Виссарион может отделаться условным сроком.

Совершенно не обязательно, что Виссарион будет лишён свободы. Это будет зависеть от того, в каком виде обвинения дойдут до суда. Однако если ликвидируют юридическое лицо, это не означает, что перестанет существовать сама община. Для её ликвидации нужно применять совсем другие усилия.

Александр Верховский

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, читайте в этом материале.

#религия #сибирь #лигаавторов #лонгриды #силовики