Истории
Leonid Pasternak

Забытый маршрут победы: воздушная трасса для ленд-лиза и американцы в сибирском тылу

В самые тяжёлые годы войны из Аляски в Красноярск перегоняли самолёты, которые участвовали в Сталинградской битве и бомбили Берлин. Жители СССР об этом так и не узнали.

СССР получает 5000-й самолёт Bell P-39 Airacobra, 1944 год Фото Государственной библиотеки штата Аляска

В СССР преуменьшали значение программы ленд-лиза: роль американской, канадской и британской социально-экономической помощи в победе над нацистской Германией считалась незначительной. В Российском военно-историческом общества и сегодня настаивают, что без этой поддержки можно было обойтись.

На деле союзники оказывали Москве не только гуманитарно-техническую, но и военную помощь. Некоторые российские историки убеждены, что без этой поддержки силы были бы неравны. Американская и британская техника помогала обеспечивать Красную армию боеприпасами и стратегическим вооружением. А Иосиф Сталин в разговоре с британским премьером Уинстоном Черчиллем утверждал, что без США и Британии «мы бы проиграли».

Больше половины всех грузов по ленд-лизу доставили арктические конвои. Ещё об одном одном важном маршруте — авиатрассе от Аляски до Красноярска, созданной в жесточайших условиях в уникально короткие сроки, — мало кто знал вплоть до начала 1990-х.

От американской тушёнки до британского станка

11 марта 1941 года президент США Франклин Рузвельт подписал Закон об обеспечении безопасности Соединённых Штатов, распорядившись оказать союзникам техническую, экономическую и социально-гуманитарную помощь. В Вашингтоне считали, что американская продукция поможет европейцам сдержать агрессию Гитлера. При этом СССР американцы пока рассматривали как союзника нацистской Германии.

Рузвельт подписывает закон о ленд-лизе. Вашингтон, 1941 Фото Президентской библиотеки и музея им. Ф. Рузвельта

После неожиданного нападения Германии на Советский Союз британцы и американцы начали экстренные переговоры с советским руководством о возможности взаимной поддержки и включении СССР в антифашистскую коалицию. В 1942 году Вашингтон и Москва подписали Соглашение о принципах, применимых к взаимопомощи в ведении войны против агрессии. Документ позволил США начать активную поставку вооружения, техники и продуктов питания в СССР.

Британские и американские армии поставляли товары кораблями в дальневосточные порты, а также на военные базы в Мурманск. Затем продукция приходила по арктическим конвоям к северным границам Советского Союза.

С 1943 года к программе помощи СССР подключилась Канада. Американцы, британцы и канадцы поставляли корабли, танки, артиллерию, оружие, боеприпасы, зимнюю и летнюю одежду, армейскую тушёнку, промышленные станки для тыла и многое другое.

Я хочу пояснить вам наглядным примером… Если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом. Когда пожар будет потушен, сосед вернёт тебе шланг, а если тот окажется повреждённым, то заплатит за него, когда поднакопит деньжат. Оборона наших союзников жизненно важна для США.

Франклин Рузвельт

Реакция руководства СССР на помощь в первые месяцы ленд-лиза смущала Запад. В 1943 году посол США в Москве Уильям Стэндли утверждал, что «российские власти, по-видимому, хотят скрыть тот факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная армия сражается в этой войне одна». Считается, что это заявление Стэндли сделал в ответ на выступление Сталина о том, что СССР сражается с Гитлером «один ввиду отсутствия второго фронта в Европе».

Сотрудники Вагоностроительной компании Бирмингема на танках, произведенных для СССР, 1943 год Фото Государственного архива Великобритании

Западные союзники также активно снабжали Советский Союз машинным топливом, нефтью, углём и другими промышленными продуктами. При наступлении немцев на Кавказе многие нефтедобывающие районы оказались в окружении. СССР лишился 85% нефтепоставок из Азербайджана. Американская нефть позволяла советской армии использовать военное оборудование.

К 1945 году объём поставок по ленд-лизу в денежном выражении составил почти 10 миллиардов долларов. Американцы оказали самую существенную военную помощь СССР в годы Второй мировой войны. Основными маршрутами стали несколько направлений через Средиземное море и Турцию, Атлантику, Южную Африку и Индийский океан, а также воздушная трасса от Аляски до Сибири.

Помощь с небес

Трасса «Аляска — Сибирь» стала основным советско-американским проектом по организации поставок авиатехники. Маршрут открылся в 1942 году и не имел аналогов в мировой практике. Алсиб начинался в американском штате Монтана, а заканчивался в советском Красноярске. Там же лётчиков обучали управлению зарубежной техникой.

Американские самолёты в Сибири, 1942-1944 годы Фото из книги «Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг.»

При этом строительство и организация маршрута держались в строгой секретности. Обмен данными происходил исключительно с союзниками СССР по антигитлеровской коалиции. Советская часть трассы охватывала несколько дальневосточных и сибирских городов: Уэлькаль — Сеймчан — Якутск — Киренск — Красноярск.

Острая необходимость в воздушном маршруте «Аляска — Сибирь» возникла после гибели морского гуманитарного конвоя США и Великобритании Q-17 в Баренцевом море. Черчилль и Рузвельт решили наладить авиасообщение с СССР для минимизации потерь ленд-лиза.

Строительство трассы — деревянных аэродромов на вечной мерзлоте — поручили начальнику Главного управления гражданского воздушного флота Василию Молокову. Из-за острой нехватки гражданских лётчиков Молоков обратился с просьбой предоставить отряд лично к Сталину. Руководителя гражданского воздушного флота вызвали в Кремль, и верховный главнокомандующий, выслушав его доводы, удовлетворил просьбу.

Новую воздушную трассу возглавил полковник Илья Мазурук. Под его руководством советские солдаты наладили связь и контакты с американскими лётчиками для обмена опытом. Военные рассказывали друг другу о географии трассы, знакомили с местностью. Американцы подробно изучали маршрут Алсиба перед отправкой первых самолётов. Кроме того, за время изучения американцами географии трассы Мазурук подготовил почти 700 человек для пилотирования американских самолётов.

Из-за тяжёлых погодных условий и человеческого фактора на советском участке трассы произошло 279 катастроф, вынужденных посадок и других авиапроисшествий, 114 человек погибли.

Когда мне было лет 14–15, я занимался в школьном кружке юных следопытов. И вот какая-то бабушка со станции Крючково, что под Красноярском, приходит к нам в школу и говорит: у неё на огороде лежит американский самолёт с человеческими костями [...]. Но в то время вообще никакой информации об этом не было.

Вячеслав Филиппов

Взлёт на морозе был затруднителен. Мазурук вспоминал, как однажды в -43 градуса жители села Зырянка под Красноярском всю ночь топили железные печи для разогрева самолётов. В лётном составе были женщины-пилоты, которые принимали технику у американцев на Дальнем Востоке.

К 1943 году появилось Управление воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль, в котором работал в том числе полковник Мазурук. Управление контролировало поток самолётов и следило за погодой. При затруднениях в передвижении, скоплении техники или поломках оперативный штаб быстро перебрасывал лётчиков и технических специалистов куда нужно.

Через Алсиб СССР получил более восьми тысяч боевых и транспортных самолётов США. Технику почти сразу направляли на фронт. В том числе американская помощь в области авиации и машиностроения позволила Красной армии получить преимущество в воздушных боях с немцами. Рузвельт интересовался успехами советских лётчиков и активно поддерживал проект Алсиба.

Мы знаем одно: китайцы убивают японцев, а русские убивают немцев. Поэтому мы должны посылать им в сто раз, в тысячу раз больше материалов, чем они получают от нас сейчас.

Франклин Рузвельт

От Великой Отечественной — к информационной

В годы Холодной войны советская власть замалчивала помощь Соединённых Штатов, а саму историю Алсиба скрывали. Официальная пропаганда практически не обращала внимание на исторический маршрут.

Слово «засекречено» тут не годится. Не существует документа, который бы предписывал столько лет сохранять в тайне сведения, связанные с Алсибом, и никаких расписок о молчании люди не давали. Но им не рекомендовали упоминать о помощи со стороны США.

Иван Негенбля

Архивы по трассе «Аляска — Сибирь» открыли только при президенте Борисе Ельцине. Историки выяснили, что Алсиб стал важнейшим маршрутом снабжения Красной армии техникой. Доставленные по трассе американские самолёты воевали в Сталинградской битве, поддерживали с воздуха наступление советских войск в Восточной Европе.

Советские лётчики у самолёта, доставленного по Алсибу, 1944 год Фото из архива Красноярского края

Проект Алсиба не сочетался с советскими лозунгами о самодостаточности Красной армии в годы войны. Маршрут с масштабными поставками авиатехники от правительства США не вписался в общий информационный фон советских СМИ во время Холодной войны. Труженики трассы не причислялись к ветеранам войны.

Среди американцев, летавших в Сибирь, был сын основателя IBM Томас Уотсон-младший. В 1987 году, когда перегоночной трассе исполнилось 45 лет, 73-летний Уотсон, успевший поработать президентом IBM и послом США в СССР, пролетел по памятному маршруту за штурвалом бизнес-джета вместе с внуком и вторым пилотом.

В 2019 году американские и российские лётчики предложили воссоздать легендарный маршрут — проект приурочили к 75-летию Победы. В 2021 году российские власти планировали открыть воздушный коридор «Алсиб — XXI век» для частных самолетов, чтобы привлечь туристов.

Самолет времён Второй мировой войны на памятной акции в аэропорту Якутска, 2015 год Фото Siberiastories, Wordpress

Российские высшие государственные деятели воспринимают феномен ленд-лиза, а также коалицию СССР, США и Британии весьма неоднозначно. Путин неоднократно намекал на ответственность западных стран за развязывание Второй мировой и говорил, что международные отношения на Западе переживали кризис, который привёл к эскалации конфликта в 1939 году.

Именно национальное унижение сформировало питательную среду для радикальных и реваншистских настроений в Германии. Нацисты умело играли на этих чувствах […]. Парадоксально, но этому прямо или косвенно способствовали западные государства, прежде всего Великобритания и США. Их финансовые и промышленные круги весьма активно вкладывали капиталы в немецкие фабрики и заводы, выпускавшие продукцию военного назначения.

Владимир Путин

Более радикальных позиций придерживается помощник президента, экс-министр культуры Владимир Мединский. «Если бы СССР выполнял свои союзнические обязательства в августе 1945-го не день в день, а так, как в случае с открытием второго фронта (плюс-минус два года), то сколько бы полегло американцев в боях на японских островах и в Маньчжурии?» — говорил он.

Представьте, как бы мы без них (американских машин — TJ) наступали? Как двигались бы от Сталинграда до Берлина, я не представляю. Наши потери были бы колоссальными, потому что не было бы никакой манёвренности у наших войск. А дальняя бомбардировочная авиация? В начале войны мы фактически её не имели.

Никита Хрущёв

При этом российские власти признают важность «стратегического» ленд-лиза, который, впрочем, был «небесплатным». Путин подчеркивает, что Россия выплатила последние долги по ленд-лизу, разделённые между участниками Парижского клуба, ещё в 2006 году.

Путин на параде Победы в окружении ветеранов Великой Отечественной войны Фото AFP

Многие российские историки, в том числе Марк Солонин, Олег Будницкий и Андрей Зубов, оспаривают точку зрения властей. Исследователи отмечают, что ленд-лиз и вступление СССР в антигитлеровскую коалицию оказали решающее влияние на исход Второй мировой войны. Солонин уверен, что без помощи США, Великобритании, Канады и отчасти Франции Советский Союз проиграл бы войну. Схожей точки зрения придерживается Зубов, который убеждён, что в начале Второй мировой войны Сталин «баловался присоединением новых территорий» и оказался совершенно не подготовлен к нападению Гитлера.

Я думаю, что без ленд-лиза, к сожалению, видимо, [мы] вообще бы не повоевали и гитлеровский план о заключении со Сталиным мира мог бы в 1942 году совершенно легко реализоваться. Без поставок ленд-лиза Красная армия не могла бы сражаться, тыл и армия тоже вымерли бы, потому что нечего было есть. Эти гигантские поставки практически обеспечили войну для Советского Союза.

Андрей Зубов

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#9мая #войны #лонгриды #лигаавторов