{"id":734,"title":"\u0412\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u044b \u043b\u0438 \u0440\u043e\u043c\u0430\u043d\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=734&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/259126-open-talk&hash=fec332d96351537fb9302c3be12200b6afa110f6576560c55c0b83e05d1505b7","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Мария Кафанова

Сто лет под водой: откуда в Магадане кладбище кораблей и почему его не убирают

Только в последний год власти начали готовить «генеральную уборку» российских водоёмов, на дне которых ржавеют тысячи судов.

Бухта Нагаева Фото Gelio, Livejournal

В течение века в магаданской бухте Нагаева скопилось два десятка затонувших судов — два из них погубило неосторожное обращение со взрывчаткой, некоторые затопили намеренно, другие просто отслужили своё, а владельцы пропали. Корабли мешают судоходству и угрожают экологии, но государство вплотную занялось проблемой лишь в 2020 году.

Железные утопленники

В конце 1920-х годов началось промышленное освоение Колымы. Советские геологи обнаружили там месторождения золота, олова, угля и строительных материалов. Первые суда прибыли в Нагаевскую бухту Охотского моря в 1929 году, когда на берегу решили построить, задействуя труд заключённых, посёлок Магадан. Бухту сочли идеальным местом для укрытия кораблей.

В Магадан регулярно приходили корабли с техникой, продуктами, стройматериалами и взрывчаткой для подрыва горных пород. Два из них — сухогруз «Генерал Ватутин» и пароход «Выборг» — уничтожили взрывы.

В конце ноября 1947 года «Генерал Ватутин» загрузили в порту Ванино под Хабаровском продовольствием, техническими приспособлениями и взрывчатыми веществами. «Выборг», переданный СССР по ленд-лизу, стоял под загрузкой на соседнем причале. Он должен был доставить в Магадан кислоты, химикаты, средства взрывания и другие грузы.

19 декабря сухогруз подошёл к кромке сплошного льда напротив причала Нагаевской бухты, где уже стоял пароход. Пытаясь развернуться, «Ватутин» ударился носом о лёд. Из носовой части, по воспоминаниям очевидцев, плотной стеной пошёл чёрный дым. Через несколько минут на судне произошел взрыв. Загоревшийся корабль понесло к пирсам.

На лёд стали соскакивать люди и бежать к «Выборгу». «Выборг» в это время начал поднимать якорь. Примерно в 10:25 на пароходе «Генерал Ватутин» произошёл [второй] взрыв огромной силы, от которого я упал, сбитый взрывной волной.

Георгий Лебедев
начальник радиостанции парохода «Феликс Дзержинский»

Из-за второго взрыва образовалась волна воды со льдом высотой в несколько метров, которая уничтожила несколько судов и зданий. Горящие обломки кораблей и глыбы льда обрушились на порт, там начался пожар. Посёлок Берёзовая роща, который располагался в 100 метрах от здания пароходства, полностью сгорел. Тонны химикатов с «Выборга» разлетелись вокруг, частично осев на дне бухты, где из-за взрыва появился котлован глубиной в семь метров.

«Выборг» и фрагмент «Генерала Ватутина» до сих пор остаются на морском дне. Останки обоих судов должны были отправить на утилизацию в Приморье, но часть сухогруза вместо этого вывезли к береговой полосе и затопили. Некоторые обломки передали в музей.

Много лет информацию о катастрофе тщательно скрывали. Гриф секретности сняли только в 1997 году. Выяснилось, что погибли более 100 человек — моряки, пожарные, работники порта, пассажиры, заключённые и японские военнопленные. Сотни людей были ранены, многие получили контузию.

В советской экспертной комиссии по расследованию причин трагедии пришли к выводу, что капитан порта Герман Ухов нарушил правила безопасности: сухогруз и пароход со взрывчаткой стояли слишком близко друг к другу. Сам Ухов на допросах отрицал, что знал об опасном грузе. Капитана порта сняли с должности, а потом «тройка» НКВД осудила его на 10 лет — но не за взрыв, а за антисоветскую агитацию.

Затонувший корабль на дне бухты Нагаева Фото vesma.today

Некоторые другие корабли в бухте топили нарочно, чтобы они стали основой для подводных рифов или волнорезами. Такая участь постигла пароход «Днепр», который транспортировал рыбную продукцию во Владивосток, а также оборудование, уголь и пассажиров для рыбодобывающих судов. Во время Великой Отечественной войны «Днепр», на который установили четыре крупнокалиберных пулемёта, перевозил военные грузы в США и Канаду.

В 1960-х пароход стал плавбазой (производственно-транспортным судном) и обслуживал рыбокомбинат, а в начале 1970-х его списали и превратили в пирс для плавающей мастерской.

В конце 1996 года частично затонула ещё одна плавбаза — «Феликс Кон». По мнению спасателей, из-за халатности экипажа вода проникла в машинное отделение через кингстон — специальное отверстие с клапаном. Никто из моряков не пострадал, но возникла угроза экологии — аммиак и нефтепродукты попали за борт. Осенью следующего года плавбазу подняли, отбуксировали в порт и продали на металлолом.

Причал, сохранившийся со времён ГУЛАГа

Фото Gelio, Livejournal

Рыбы под угрозой

Даже если отсеки затонувших кораблей закрыты герметично, со временем в воду могут попасть остатки топлива и масел. Это угрожает популяции лосося, подводной растительности, птицам и морским животным.

В течение первых 10-20 лет влияние затонувшего корабля в море или океане на экологию ничтожно. Процессы окисления, особенно на глубине, в отсутствии кислорода происходят крайне медленно. Но топливные баки или система смазки, которая была в двигателе, неминуемо проржавеет.

Илья Рыбальченко
научный эксперт «Российского экологического движения»

В августе 2018 года в бухте произошёл разлив нефтепродуктов. Источниками утечки сочли пароход «Выборг» и рыболовный траулер «Профессор Моисеев». Последнее судно отобрали у владельца за браконьерство, в Нагаевской бухте оно простояло более двух лет. Траулер дал крен, его отбуксировали от причала, и он пошёл ко дну. На борту было более 50 тонн мазута.

Из-за кладбища кораблей действующие суда держатся от магаданского порта подальше. Если в 1970-1990-е годы туда заходили в среднем более 500 кораблей в день, то сейчас — не более 75. Объём перевалки грузов снизился в разы.

Телесюжет о погружении на дно бухты Нагаева

Генеральная уборка

По данным властей, сейчас в бухте 21 затонувшее судно. Пять принадлежат министерству обороны, четыре — Росимуществу, остальные не имеют владельца или он неизвестен.

Утилизация одного корабля, по словам вице-премьера Виктории Абрамченко, обходится Росимуществу в 5 миллионов рублей, однако «другие коллеги называют чудовищные суммы — по несколько сотен миллионов». По закону поднимать затопленное судно должен собственник, но «чаще всего уже нет или он давно банкрот», сетует чиновница.

Публичный собственник в лице, например, Росимущества, тоже не знает, что с этими кораблями делать, муниципалитетам с этой задачей тоже не справиться.

Виктория Абрамченко
вице-премьер

В августе 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин провёл совещание с местными чиновниками прямо на причале порта. Они попросили у премьера 1,4 миллиарда рублей на очистку акватории, строительство и ремонт причалов.

Мишустин потребовал гарантий, что такие масштабные траты позволят «обрадоваться нормальному виду». СМИ сообщали, что Минтранс денег на ликвидацию «кладбища» не нашел и власти решили поднимать суда за счёт их сдачи на металлолом. Однако магаданский губернатор Сергей Носов подчеркнул, что необходимая сумма просто ещё не определена.

В феврале этого года Мишустин утвердил план, по которому первые четыре судна должны поднять в течение 60 дней после подписания госконтракта. В конце апреля капитан порта Рустам Абдуллин выдал разрешение на подъём одного из них. Власти также планируют создать реестр затонувших судов.

Нам нужна какая-то генеральная уборка. Нужно приоритизировать объекты накопленного вреда на суше и на море.

Виктория Абрамченко
вице-премьер

На дне России

Затопленные суда есть по всей России. В Авачинской губе на Камчатке дела обстоят ещё хуже, чем в Магадане. По данным местного правительства, в акватории порта в Петропавловске-Камчатском около 85 затонувших кораблей, большинство из которых — военные и рыболовецкие. На борту многих из них осталось топливо.

Авачинская бухта тоже вошла в программу «генеральной уборки». В 2021 году генеральный подрядчик поднял первое судно — рефрижератор «Ронд», утонувший у причальной стенки бывшего судоремонтного завода «Фреза».

Подъём рыболовного сейнера «Моннерон» со дна Авачинской бухты Фото Корпорации развития Камчатского края

Сколько всего судов покоится в российских водоёмах, неизвестно. По данным экспертов, счёт идёт на тысячи. Несколько тысяч судов — от античных кораблей до советских подлодок — лежат у берегов Крыма. В акватории Волги их свыше 350, на дне Финского залива — более 300, в том числе линейный парусник «Портсмут», спроектированный в 18 веке по чертежам Петра I.

Танкер, затопленный в реке в окрестностях небольшого города, гораздо опаснее танкера, затопленного в море. Во-первых, в реке много кислорода и процесс окисления идёт быстрее. Во-вторых, грузы, масла и смазки, которые попадут в реку, будут взаимодействовать с очень небольшим количеством воды. Если в океане топливо ещё может со временем раствориться, то в реках ситуация гораздо сложнее. Наконец, затонувшее в реке судно мешает течению, и рыбы, которые там плавают, могут погибнуть.

Илья Рыбальченко
научный эксперт «Российского экологического движения»

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

{ "author_name": "Мария Кафанова", "author_type": "self", "tags": ["\u044d\u043a\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","\u043a\u043e\u0440\u0430\u0431\u043b\u0438"], "comments": 28, "likes": 97, "favorites": 76, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 378073, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 07 May 2021 17:05:56 +0300", "is_special": false }
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

Я вырос на примерно таком кладбище. Было оху@нно лазить по этим затонувшим судам и ловить с них рыбу.

Ответить

Смешанный глобус

Ху
10

Я тоже по таким ползал. Забавно, что на судах можно было найти прикольные вещи вроде индивидуальных аптечек АИ-2 противогазов. А старшие товарищи нам говорили, что в начале 90-х бывало находили стволы, хотя есть подозрение, что это враньё

Ответить
2

Я в конце 80х лазил. Стволов не было) 

Ответить
29

Ещё не положили

Ответить
10

А потом
В девяностые убивали людей
И все бегали абсолютно голые

Ответить

Единственный

Ху
2

Хорошее было время

Ответить
0

Хорошо, что в наше время всё совсем иначе

Ответить
0

Да все впереди, надейся и жди

Ответить
0

Это в каком городе?

Ответить

Смешанный глобус

Ilya.A…
1

Архангельск

Ответить
0

Зачем тебе аптечки? Тарен жрал что ли?

Ответить

Смешанный глобус

Victor
0

Не, с тареном я не экспериментировал.

Ответить
3

Я так на стоянке всяких мелких лодок и яхт "летовал", правда там единицы затонули или просто лежали на берегу. Всё равно впечатляюще. Лежащая на боку немаленькая парусная яхта это что-то.

Ответить
1

Буквально за домом (СПб) был отстойник барж, в том числе затонувших. Там же была огромная свалка брёвен, а также свалка радиоотходов, где мы добывали медь и Е-шки. Иногда брёвна горели, пламя было высотой с 10-этажный дом. Всё детство прошло в этом говнище. Но было интересно.

А потом всё довольно оперативно расчистили, засыпали и построили муравейники. Рядом были камыши, в котопых постоянно находили трупы: вместо них сделали парк 300-летия Санкт-Петербурга.

Ответить

Активный франт

6

 Из-за второго взрыва образовалась волна воды со льдом высотой в несколько метров, которая уничтожила несколько судов и зданий. Горящие обломки кораблей и глыбы льда обрушились на порт, там начался пожар. Посёлок Берёзовая роща, который располагался в 100 метрах от здания пароходства, полностью сгорел. Тонны химикатов с «Выборга» разлетелись вокруг, частично осев на дне бухты, где из-за взрыва появился котлован глубиной в семь метров.

Звучит как начало годной игры, где после катастрофы нужно спасти всех

Ответить

Активный франт

Активный
0

или просто уже проходишь сюжету и чисто кат сцена

Ответить

Личной Орзэмэс

Активный
0

нужно спасти всех

Ну или

Ответить

Показательный ГОСТ

4
Ответить
2

У меня только один вопрос - почему местные не растащили на металлолом все это еще в нулевых?

Ответить
0

"Сто лет под водой... "... “В течение века.."
Простите, У вас какой год на календаре?

Ответить
0

Бухта Нагиева

Ответить
0

Ля ты крысса меня на улицу 

Ответить
0

Ошибка.500 в год ,а не в день.

Ответить
0

В Нагаево в районе военного мола лежит 5 подводных лодок, одна из них - типа "Л" времен войны, рубка от нее стоит в Вилючинске в качестве памятника.

Ответить
0

"а потом «тройка» НКВД осудила его на 10 лет — но не за взрыв, а за антисоветскую агитацию".... Какая нахрен тройка в 47 году... 

Ответить
0

там на дне без корабликов всякого хлама навалом )))

Ответить
0

Всегда читал про такое! Но не писал! Сейчас не могу промолчать. 50 тонн мазута!! ха разбавьте его в 500 миллиардах тон воды! Его ни одна лаборатория не найдет. Все уже вытекло потихоньку и растворилось. И никакой угрозе экологии. Море давно уже все приняло и переработало!

Ответить
Читать все 28 комментариев
Обсуждаемое
Гость TJ
Гости TJ: наши экс-редакторы возвращаются и отвечают на вопросы сообщества
Никита, Вадим, Коля, Оля и Султан приходят в комментарии в честь десятилетия издания.
TJ
Расчехляем архивы — история TJ в фото
И нет, это не только долгие посиделки в офисе.
Новости
Руслан Усачев объявил об отъезде из России по политическим причинам
Блогер собирается «путешествовать по миру, пока не найдёт новый дом».
Популярное за три дня
Животные
Дизайн и архитектура
Наука
Астрономы заявили о вращении самых крупных объектов во вселенной — «волокон» с галактиками внутри
Длина каждого такого «волоса» составляет сотни миллионов световых лет, в одном из них находится и Млечный путь.
Комментарии
null