Истории
Дмитрий Новик

12 лет радикализации: история нигерийских террористов-изгоев из «Боко Харам»

Главаря группировки, превратившего идею борьбы с просвещением в бесконечную резню, усиленно пытались ликвидировать власти. Но убить себя в итоге вынудили другие боевики.

Последствия атаки «Боко Харам» на полицейский участок в городе Йола Фото ABC 

В конце мая 2021 года нигерийские СМИ сообщили о ликвидации лидера террористической группировки «Боко Харам» (вольный перевод «Западное образование — грех»). За голову Абубакара Шекау власти США назначили награду в семь миллионов долларов, но ликвидировавшие террориста не получат деньги.

Шекау убили сторонники «Исламского государства» (ИГ), а приказ на ликвидацию отдал глава террористической организации. Резонансное событие поставило точку в истории руководителя нигерийской группировки, который благодаря одиозности и непримиримости нажил себе врагов даже среди других террористов.

Сторонники «Боко Харам» не любят прозвище, которое им дали в народе, называя его слишком упрощённым. «Общество приверженцев распространения учения пророка и джихада» не сразу стало воинственным, но всегда обладало мощной идеологией.

Дождь как дар божий

Основателем группировки считается Мохаммед Юсуф. В 2002 году в Майдугури, столице северо-восточного штата Борно, он объединил радикальных исламистов для противостояния западной культуре. Её основой он считал систему образования, которую власти развивали с середины 20 века.

Несмотря на серьёзное падение уровня обучения в 1990-ые, особенно в средней школе, Юсуф видел угрозу Нигерии в английском языке и точных науках. Он отрицал теорию эволюции и научные объяснения погодных условий. В одном из интервью он заявлял, что дождь следует воспринимать как творение всевышнего, а не природный процесс.

Простые объяснения сложных вещей быстро нашли отклик среди простых нигерийцев. Те, кто не могли позволить себе дорогостоящее «западное образование», отдавали детей в организованные группировкой учебные заведения. Нестабильность экономики порождала бедность, что обеспечило популярность «Боко Харам».

Движение в начале пути называло себя «Талибан», при этом не имея явных связей с афганскими радикалами. Заимствование некоторых идей вызывало недоумение у граждан Нигерии — интеллигенция и власти не воспринимали группировку серьёзно, даже несмотря на харизматичного лидера.

Психологи, исследовавшие Юсуфа, и беседовавшие с ним журналисты отмечали хороший английский лидера «Боко Харам» и его эрудированность. Он неплохо разбирался в политических системах, поэтому мог долго критиковать демократию, которая также олицетворяла Запад.

Группировка оставалась радикальной не только в высказываниях. К 2006 году она контролировали отдельные районы северных городов, а среди её участников появились вооружённые люди. Этому способствовали годы военной диктатуры, через которые прошла Нигерия 20-го века.

К радикалам присоединялись новые последователи в трёх крупных штатах, а власти несколько раз арестовывали за нарушение организации собраний. Впрочем, Юсуфа ни разу не судили.

Мохаммед Юсуф во время редкого интервью

Переломным стал 2009 год, когда власти запретили «Боко Харам» провести траурную церемонию по погибшему соратнику и митинг за распространение идей радикального исламизма. Сторонники группировки начали бунт в трёх крупных городах. В ходе беспорядков погибло больше 300 человек, а власти ответили масштабной полицейской операцией.

Силовики арестовали почти всех лидеров «Боко Харам», включая Мохаммеда Юсуфа. Он погиб при неясных обстоятельствах — якобы попытался сбежать после нескольких часов в заключении. Очевидцы предполагали, что полиция казнила всех причастных к беспорядкам без суда.

Становление неоправданной жестокости

Новым лидером группировки в 2010 году себя назвал Абубакар Шекау, которого некоторые тоже считали погибшим. После смерти Юсуфа группировка начала реорганизацию — установила связи с африканской частью «Аль-Каиды» и отправила полевых командиров в сомалийскую радикальную группировку Харакат аш-Шабаш.

Абубакар Шекау выбрал воинственный имидж, в отличие от Мохаммеда Юсуфа, который не появлялся на людях с оружием Кадр из видео «Боко Харам»

Шекау, будучи фанатичным сторонником идей «Боко Харам», приложил много усилий для радикализации сторонников. Возвращение группировки в Нигерию он обозначил нападением на тюрьму, где содержались осуждённые радикалы.

Он призывал к джихаду против властей и особенно против христиан. С 2010 года «Боко Харам» начала проводить теракты во время религиозных праздников: целями становились города, где проживает наименьшее количество мусульман. Радикалы взрывали бомбы в местах скопления людей или у церквей.

Каждая атака уносила десятки жизней. Мировое сообщество обратило внимание на происходящее после атаки на офис ООН в столице Нигерии Абудже. «Боко Харам» в начале 2010-ых часто ассоциировали а «Аль-Каидой», но ответственность на себя брали именно нигерийцы.

В 2011 году новый президент Нигерии начал переговоры с радикалами. Посредниками были в основном власти штата Борно, где группировка наиболее активна. Президент-христианин, сменивший мусульманина, не добился серьёзных успехов.

«Боко Харам» помимо взрывов, грабежа и расстрелов, регулярно прибегают к похищениями. Радикалы нападают на учебные заведения-интернаты, разрушая их, и уводя учащихся в рабство. Пленников вербуют вступить в ряды группировки и насильственно обращают в ислам.

Терроризм ради денег

К 2013 году нигерийские радикалы захватили несколько районов на севере страны, что привело к миграции участников в соседние Чад и Нигер. Группировка заняла территорию размером с небольшую страну и начала строить убежища в труднопроходимом лесу Самбиса.

Власти плохо представляли, что происходит на захваченных землях. Это позволило «Боко Харам» не только пленить сотни школьников, но и беспрепятственно скрываться долгое время. Радикалы выпускали видеообращения, где угрожали «продать пленных девочек на рынках», а всех мальчиков завербовать в ряды группировки.

Со временем радикалы провозгласили вредными не только культуру, но и все блага цивилизации, включая технику и одежду. При этом боевики носят кроссовки и передвигаются на японском авто Кадр из видео «Боко Харам»

К 2015 году силовики Чада, Камеруна и Нигера присоединились к властям Нигерии в борьбе с «Боко Харам», а поводом стали атаки на военных. Совместными усилиями союзники выбили террористов из основных укреплений в лесу Самбиса.

В результате операции освободили сотни пленников, но судьба многих осталась неизвестной — свидетели рассказывали о массовых казнях и отправке детей в другие лагеря.

В 2015 году лидер «Боко Харам» присягнул на верность Исламскому государству Ирака и Леванта. ИГ, отколовшаяся от «Аль-Каиды» из-за слишком жестокой трактовки Корана и чрезмерной воинственности, приняла нигерийских радикалов, позволив вести деятельность от своего имени.

Журналисты предполагают, что реальной причиной присоединения к ИГ стали деньги. Долгое время «Боко Харам» существовала за счёт выкупов от похищений, грабежей и продажи оружия. В середине 2010-ых сторонники группировки посещали арабские страны для поиска спонсоров среди богатых людей, симпатизирующих радикалам, и для отмывания денег.

Альянс с ИГ позволил нигерийским радикалам получить необходимые финансовые вливания. Такое усиление и провал властей в борьбе с боевиками деморализовали армию. Экипировка террористов иногда превосходила оснащение силовиков, из-за чего последние порой несли тяжёлые потери.

Солдаты уже на пределе. Настал тот момент, когда властям и командованию пора убедиться, что необходимая экипировка действительно доходит до солдат на фронте.

Йоме Дэйр

Раскол среди самых опасных

После присоединения к ИГ группировка сменила название на «Западноафриканскую провинцию Исламского государства». Название стало и территориальной претензией, ведь к этому моменту террористы контролировали примерно треть Ирака и больше половины Сирии.

Радикалы давали миру понять, что влияние организации распространилось и на африканский континент. В это же время военные зачищали разрозненные группы сторонников «Боко Харам» в лесах на севере страны.

Военнослужащие Чада на фоне флагов ИГ в Нигерии. До «объединения» группировка использовала как флаг изображение открытой книги и двух автоматов Калашникова  Фото Эммануеля Брауна

С 2012 года Абубакар Шекау находился под наблюдением финансовых регуляторов США, а за достоверную информацию о местонахождении объявили награду семь миллионов долларов. Одиозный лидер в видеообращениях угрожал армиям всех стран и уверял, что его невозможно остановить.

Неконтролируемость и излишняя жестокость перестала устраивать второго человека в группировке Абу Мусу аль-Барнави. Сын Мохаммеда Юсуфа сблизился с ИГ, которая сосредоточилась на построении собственной экономики, незаконно торгуя нефтью и оружием с соседними странами.

К аль-Барнави примкнуло больше 3000 бойцов. С Шекау осталось 1500 человек. Лидер «Западноафриканской провинции Исламского государства» обвинил Абубакара в трусости и присвоении всех благ себе. ИГ также осудила его за убийство других мусульман вместо борьбы с общим врагом.

Именно группировку Абубакара Шекау стали называть «Боко Харам», так как они вернулись к внутреннему терроризму, снова заняв позиции в лесу Самбиса и захватив ближайшие деревни.

Власти разных африканских стран заявляли о ликвидации лидера группировки, но каждый раз он опровергал это новыми видеообращениями.

Мирным здесь не место

«Боко Харам» и «Западноафриканская провинция Исламского государства» с 2016 года действовали одновременно на севере Нигерии. Сторонники ИГ чаще нападали на военных и государственные учреждения. Их цели — оружие и техника силовиков, либо причастные к смерти или арестам их сторонников христиане.

В 2019 году СМИ сообщили, что Абу Муса аль-Барнави смещён с поста лидера, а его место занял Абу Абдулла Ибн Умар аль-Барнави. Террористы не приходятся друг другу родственниками — «аль-Барнави» означает «из штата Борнео». Неясно сколько он руководил группировкой (и руководил ли), так как его имя больше не упоминалось кем-либо из ИГ.

«Боко Харам» продолжила нападения на школы и мирных граждан. Идеологический аспект вреда Запада для радикалов отошёл на второй план, но они по-прежнему считали, что Нигерия может существовать только в строгом соответствии с законами шариата и буквальной трактовке Корана.

Абу Муса аль-Барнави возмущался нарушениями принципов, которые заложил его отец в «Боко Харам». Мохаммед Юсуф призывал к «борьбе с христианизацией», а Шекау стремился разбогатеть и запугать нигерийцев. Он называл мирных мусульман кафирами (неверующими), что не соответствовало идеям основателя группировки.

Руководство ИГ не одобряло методы «Боко Харам» — с 2014 по 2018 годы люди Шекау подготовили примерно 460 смертниц, взрывы поясов которых унесли больше 1200 жизней. Для ИГ самоподрыв был способом искупления грехов, а не рядовым терактом.

Зарабатывала «Боко Харам» вымогательством — группировка похищала высокооплачиваемых специалистов. Почти половина Нигерии живёт меньше, чем на два доллара в день, поэтому зарплата в несколько сотен долларов делает человека потенциальной жертвой.

Около 90% экономики страны построено на экспорте нефти, но иностранные компании опасаются инвестировать в Нигерию из-за высокого уровня преступности и угроз терроризма. Впрочем, террористы действуют на севере, а нефть находят на юге Фото AFP

Обе группировки проводили масштабные боевые операции, при этом очевидцы не могли определить кто конкретно воевал. Нигерийские новостные издания в январе 2019 года сообщили о захвате боевиками города Ренн, указав одновременно и «Боко Харам», и «Западноафриканскую провинцию Исламского государства».

* * *

Абубакар Шекау, не желая сдаваться в плен, либо застрелился, либо подорвал собственный пояс смертника. Боевики ИГ намеревались взять главаря живым — бойцы «Боко Харам» отступили и он остался один. По данным AFP, Шекау покончил с собой 18 мая: после того, как боевики группировки «Исламское государство в Западной Африке» (ISWAP) преследовали его в течение пяти дней.

Лидер ISWAP Абу Муса аль-Барнави подтвердил смерть бывшего соратника, ставшего врагом. «Этот человек совершил немыслимые акты терроризма. Скольких он убил? Скольких запугал? До поры до времени Всевышний хранил ему жизнь», — заявил он. Неизвестно, насколько сильной была личная неприязнь между террористами — до раскола ни один из радикалов не комментировал действия другого, а многие теракты проводились с согласия аль-Барнави.

Журналисты предполагают, что для региона смерть Абубакара Шекау не станет большим облегчением. Африканские разрозненные группировки радикалов уже некоторое время объединяются для массовых нападений на силовиков. Оставшиеся боевики «Боко Харам» могут примкнуть к ИГ как с самой сильной группировке в Нигерии, получив их ресурсы.

Нигерийцы готовятся защищаться как от остатков «Боко Харам», так и от других террористов. В стране сформировалась народная милиция из охотников и бывших военных, которые работают вместе с силовиками Фото AP

Нигерийские власти пока не комментируют кончину Абубакара Шекау и возможный закат «Боко Харам». Президенты Нигерии уже несколько раз говорили о победе над группировкой, но спустя некоторое время террористы возобновляли деятельность.

ООН так оценивает ущерб от деятельности «Боко Харам»: за 10 лет более трёх миллионов людей потеряли свои жилища, больше 35 тысяч убиты или пропали без вести. Количество сирот и косвенно пострадавших от рук сторонников Шекау и аль-Барнави экспертам посчитать не удалось.

В марте 2021 ООН сообщила, что направит миллиард долларов на помощь пострадавшим от действий радикалов нигерийцам. Треть денег потратят на обеспечение беженцев севера едой, а остальное на подведение воды, организацию санитарных норм в лагерях и постройку нового жилья.

Возникновение «Боко Харам» означает созревание давних порывов экстремизма, глубоко укоренившихся в реальности Нигерии. Сама группировка является следствием, а не причиной. Всё это — симптом десятилетий неудач правительства и правонарушений элит, которые наконец привели к социальному хаосу.

Крис Нгводо

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.