Истории
Ullysses Ullysses

Ковбои-спецагенты и гигантский механический паук – почему «Дикий, дикий Запад» стал самым провальным вестерном в истории

Warner Bros. вложилась в Уилла Смита и дорогостоящий экшн, но вместо приключенческого духа Жюля Верна получила самый неуклюжий блокбастер всех времён.

Кадр из фильма «Дикий, дикий Запад»

Истории кинематографа известны случаи, когда амбициозные вестерны оборачивались провалом. Показательна судьба «Врат рая» или «Одинокого рейнджера» – эти фильмы невзлюбили критики и они потерпели фиаско в бокс-офисе. Но мало какая лента сравнится с неудачей «Дикого, дикого Запада» – бестолкового и ошеломляюще глупого стимпанк-вестерна с Уиллом Смитом. Позднее артист признал, что именно с этой ленты началось его карьерное падение.

Фильм, где двое спецагентов пытаются спасти Америку от безумного учёного-конфедерата, несуразен от начала до конца. Нелепые ковбойские гэги, гомоэротическая химия между Уиллом Смитом и Кевином Клайном, металлические диски-убийцы и реактивные велосипеды – лента Барри Зонненфильда отказалась от здравого смысла ради безжизненного и раздутого зрелища.

Абсурдистскую фантазию с безногим Кеннетом Браной, гаремом девиц и 80-футовым механическим тарантулом мгновенно окрестили крупным провалом 1999-ого года. Зонненфельд – автор «Людей в чёрном» и «Семейки Аддамс», не представлял, что попытка воскресить забытый телесериал 60-х подпортит репутацию как ему, так и главному американскому жанру.

«Дикий, дикий Запад» – это бессвязная развалина из компьютерных технологий.

Стивен Хантер

Паровой двигатель фильма

Проект Барри Зонненфильда – автора, заработавшего репутацию благодаря «Семейке Аддамс» и «Людям в чёрном», вырос из одноимённого сериала 60-х годов. «Дикий, дикий Запад» – шпионская пародия, соединившая научную фантастику и вестерн, где главные герои – спецагенты Джеймс Уэст и Артемус Гордон, служили президенту Улиссу Гранту, противостоя различным злодеям.

Действие разворачивалось в Америке после Гражданской войны, а агенты использовали деревянные и латунные девайсы, которые приводились в движение паром – отсюда у сериала необычная эстетика стимпанка, воспевавшего мир паровых машин.

Кадр из сериала «Дикий, дикий Запад»

После приобретения Warner Bros. прав на экранизацию, проект несколько лет ходил по рукам. Ремейк старого сериала интересовал Ричарда Доннера и Мэла Гибсона, но за постановку взялся поклонник оригинального шоу Барри Зонненфильд, а главную роль получил Уилл Смит. На тот момент карьера актёра находилась на пике благодаря «Плохим парням», «Дню независимости» и снятым Зонненфильдом «Людям в чёрном».

Кроме того, Уиллу Смиту предлагали роль Нео в «Матрице», однако актёр отказался от неё в пользу ковбоя капитана Уэста.

Впоследствии артист признал, что «Дикий, дикий Запад» дал старт его карьерному падению, а фильм Зонненфильда актёр назвал личной неудачей.

На постановку научно-фантастического вестерна Warner Bros. потратили самую дорогую на тот момент сумму – 170 миллионов долларов. Амбициозная фантастика, где агенты пытаются остановить сумасшедшего учёного, летая над просторами Дикого Запада – такой фильм куда эффектнее и амбициознее выглядит на бумаге, нежели на экране. Но продюсер ленты Джон Питерс так не считал – вестерн с Уиллом Смитом вышел из-под контроля благодаря странным прихотям продюсера.

Механический паук как главный фетиш

В 1868 году Уэст и Гордон получили задание от президента Гранта – выследить без вести пропавших учёных. Отправившись в путешествие на поезде, герои сталкиваются со злодеем-доктором Арлиссом Лавлессом – безногим конфедератом, который придумал коварный план свержения правительства Соединённых Штатов, чтобы передать альянсу рабовладельцев.

Лавлесс – неприятный тип со смешной бородой, после Гражданской войны потерял не только Юг, но и ноги. Ему прислуживают салунные девушки, а похищенные учёные построили для безумца убийственную машину – гигантского механического тарантула, который крушит всё на своём пути и изрыгает пламя.

Шекспировский актёр Кеннет Брана в образе злодея Арлисса Лавлесса

Появление огромного паука – чуть ли не центральный момент «Дикого, дикого Запада», оброс своей анекдотичной историей и занял особое место в поп-культуре. Этот эпизод целиком и полностью уходит в идею-фикс продюсера Джона Питерса – успешного кинобизнесмена, спродюсировавшего дилогию Тима Бёртона о Бэтмене.

В 90-е годы Питерс занимался разработкой фильма о Супермене – многострадального проекта, который прошёл через Кевина Смита и Тима Бёртона, но так и не реализовался. Смит – постановщик таких инди-фильмов, как «Клерки» и «Тусовщики из супермаркета», писал сценарий к Супермену и однажды пришёл на встречу с Питерсом. Впоследствии эта история превратилась в персональный стэндап Смита.

Питерс настоял, чтобы в третьем акте фильма Супермен сразился с гигантским пауком. Оказалось, продюсер успел досадить всему руководству Warner Bros. навязчивой идеей – паук был давним фетишем Питерса, захватившим его с детства.

Я был взволнован, собираясь посмотреть «Дикий, дикий Запад», чтобы наконец увидеть, как он поместил туда этого гигантского механического паука, о котором я слышал в течение пяти лет.

Нил Гейман

Он полагал, что паук «сделает любой фильм хитом» – после неудачи с Суперменом, эксцентричный бизнесмен протащил идею-фикс в «Дикий, дикий Запад». Смотреть на механического монстра – воплощение фантазий Питерса, было особенно иронично для тех, кто лично столкнулся с прихотями продюсера.

Изначальные сценаристы С.С Уилсон и Брент Мэддок, нанятые Warner Bros, открестились от проекта – их работу переписали, добавив в фильм множество нововведений. Всего над фильмом трудилось шесть сценаристов – они не смогли придумать ничего, кроме дурацких стимпанковских девайсов и нелепых шуток с Уиллом Смитом в образе мачо.

Появление паука служит апогеем всей механической безвкусицы, в которую погружён фильм. До этого зритель встречается с паровым инвалидным креслом, танком и летательным аппаратом, появившимся задолго до изобретения братьев Райт.

Как отмечали критики, фильм Зонненфильда, похожий на игровой автомат, жертвует всем ради демонстрации крутых гаджетов. По ловкому замечанию Роджера Эберта, смотреть на сложные спецэффекты – всё равно, что наблюдать за горящими на экране деньгами. Над компьютерной графикой работала передовая студия ILM, но даже качественные и дорогостоящие эффекты не спасли вестерн от расхлябанности повествования.

Тарантул выглядит как какой-то отброс из «Звёздных войн».

Хэл Хинсон

Чтобы разбавить пустоту сценария, авторы прибегли к скабрёзным шуткам. Уилл Смит c Кевином Клайном, как и подобает шпионам, прибегают к маскировке – они наряжаются в танцовщиц и проституток. Одна из нелепейших сцен происходит в кульминации, когда Уэст «завораживает» своим танцем злодея, пытаясь вытащить товарища из плена.

Критики взъелись на авторов за уничижительную роль Сальмы Хайек. Играя Риту Эскобар – певицу, участвующую в приключенческой миссии агентов, актрисе ничего не оставалось кроме как быть «сексуальной цыпочкой». Агенты то и дело вступают в перепалки ради её внимания, а также глазеют на девушку в пижаме – героиня превращена в банальное украшение для мужчин.

Кадр из фильма «Дикий, дикий Запад»

Скучный, скучный карнавал

Зонненфильд пытался воспроизвести все атрибуты шпионского фильма, куда входят акробатические трюки, погони, лёгкая сексуальность и политические интриги. Вместо трюков здесь – нелепые слэпстик-приёмы с прыгающим Смитом, погонь – воздушные полёты на студийном фоне, сексуальность превратилась в пошлые поцелуи в резервуаре и БДСМ-инвентарь Кеннета Браны.

Что касается политической интриги – создатели ограничились плоским образом президента Гранта, сделав больший упор на расистских шутках (многое говорит сам факт, что темнокожий секретный агент действует в глубинах Юга 1860-х и отговаривает толпу от линчевания). Планы злодея по разделению Америки, а также его выступления – они напоминают скорее непреднамеренную пародию на бондиану. Комедийный фронт «Дикого, дикого Запада» трещал по швам.

Фильм наполнен хламом, в нём нет подлинного импульса или сатирической точки зрения и он, наконец, теряется в отчаянных и безуспешных поисках шуток.

Ричард Шикель

До релиза многие верили в успех картины, ведь Зонненфильд удачно зарекомендовал себя «Людьми в чёрном», где тоже были спецагенты, модные гаджеты и забавный приятельский дуэт. Но положение фильма оказалось шатким: артисты то и дело пытались перешутить друг друга, а Кеннет Брана – исполнитель шекспировских ролей, если и запомнился, то только злыми расистскими репликами и нелепой гибелью в финале. «У Смита и Клайна очень мало химии на экране» – в разгромной рецензии подытожил Роджер Эберт, поставив фильму одну звезду.

Смит сразу понял, что их новаторский вестерн ожидает печальная судьба. Трудности пришли с первыми тест-показами: ленту пришлось переснимать и добавлять больше юмористических сцен – это вынудило Warner Bros. дополнительно вложить в картину от 20 до 40 миллионов.

Неуклюжие сцены, включая гаремный танец Уилла Смита, остались по требованию продюсера Джона Питерса – так объяснялся режиссёр Зонненфильд, открещиваясь от самого неудачного проекта в своей карьере.

Мёртворожденный стимпанк

Вестерн вышел на экраны летом 1999-ого и сразу подвергся критике. Пресса не церемонилась с фильмом, назвав его пустой тратой времени, денег и колоссального таланта.

Другая проблема заключалась в том, что сеттинг Дикого Запада почти никогда не использовался для крупнобюджетных блокбастеров – фильм Зонненфильда крупно рисковал, ещё и вплетая в историю элементы стимпанка.

Шпионская комедия собрала 222 миллиона по всему миру, но этого оказалось недостаточно, чтобы окупить затраты. Распространена следующая шутка: единственная причина, по которой «Дикий, дикий Запад» вообще заработал какие-либо деньги, заключается в том, что несовершеннолетние покупали билеты на детский фильм с Уиллом Смитом, а затем пробирались в залы, где крутили полнометражку «Южного Парка» и «Американский пирог» – взрослые хиты лета 1999-ого.

В этом есть своя правда: после стрельбы в школе «Колумбайн» в отношении индустрии приняли меры, которые усложнили детям просмотр фильмов с рейтингом R.

Умный, сексуальный и безмерно симпатичный Смит не может спасти эту ужасную картину Барри Зонненфельда от забвения, которого она, безусловно, заслуживает.

Род Дреер

Тогда Америка переживала расцвет независимого кино – из больших студийных блокбастеров успехом в 1999 году похвастались новые «Звёздные войны», «Матрица», второй «Остин Пауэрс» и «Мумия».

Картине Зонненфильда пришлось тяжело – с многократно переписанным сценарием, досъёмками, а также сочетанием жанра вестерна и научной-фантастики, который не пользовался популярностью. До «Мира Дикого Запада» оставалось ещё целых 15 лет.

При 131 отзыве на Rotten Tomatoes фильм Зонненфильда имеет неутешительные 17%. Провальные приключения дуэта запомнили надолго ещё и благодаря «Золотой малине» – «Дикий, дикий Запад» получил 5 статуэток, включая главную за «худший фильм». Позднее Уилл Смит признался, что погоня за славой заставила актёра сняться в этом недоразумении.

Кадр из фильма «Дикий, дикий Запад»

А крышесносящий экшн с паровыми машинами и модой на викторианскую эпоху встретил отпор в Голливуде – жанр стимпанка там не прижился. Продюсеры и сценаристы отказались возиться не только с рискованной фантастикой 19-ого века, но и с вестерном – он ушёл в забвение вплоть до середины 2010-х. Возможно, во всём этом действительно виноват огромный паук.

Вместе со статусом самого провального вестерна, детище Зонненфильда превратилось в мишень для шуток. Режиссёр и комик Кевин Смит назвал фильм «дерьмищем». Симпсоны тоже не упустили возможность спародировать картину – механический тарантул появился в одном из эпизодов мультсериала.

Многие любители кино язвительно шутят и говорят «спасибо» Уиллу Смиту – отказ от «Матрицы» и участие в «Диком, диком Западе» подарило миру «нормального» Нео в исполнении Киану Ривза. На сегодняшний день о похождениях Уэста и Гордона вспоминают двояко: либо как об ужасном недоразумении, либо как о ностальгическом фильме из детства, который крутили по СТС.

Думаю, сейчас мир более подготовлен к сочетанию научной фантастики с вестерном или любым другим жанром. Могло бы получиться славно.

Барри Зонненфильд

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.