На грани выживания
Cпецназ защищает последнего самца северного белого носорога, но проблема вымирания этих животных становится всё значительнее.
Рейнджеры Кении рядом с последним самцом белого носорога. Фото Epicure & Culture
По данным на 6 марта 2017 года, в мире осталось лишь три представителя вида северных белых носорогов — две самки и один пожилой самец Судан. Учёные считают, что он уже не сможет зачать потомство, что приведёт к исчезновению этого семейства. Однако, несмотря на это, вокруг последнего самца круглосуточно дежурят вооружённые рейнджеры, готовые защитить животное от браконьеров, из-за которых за последние 50 лет число носорогов уменьшилось в сотни раз.
Обновлено 20 марта 2018 года: Последнего в мире 45-летнего самца северного белого носорога Судана усыпили из-за продолжительной болезни. Теперь этот вид невозможно восстановить естественным путем.
Носорог по имени Судан
В ноябре 2015 года в американском зоопарке в Сан-Диего умерла самка северного белого носорога — 41-летняя Нола. Она продолжительное время страдала от тяжёлой инфекции, и врачи её усыпили. Так в мире осталось лишь три носорога этого семейства: самки Фату (Fatu) и Наджин (Najin), а также Судан — крупный самец с грустными глазами. После смерти Нолы он остался самым старшим — в 2017 году ему исполнилось 44 года.
Период полового созревания у белых носорогов наступает в среднем в 10 лет, и по этим меркам Судана следует считать пожилым. Он родился в 1973 году в Южном Судане, но живёт в заповеднике «Ол Паджета» (Ol Pejeta) в Кении вместе с дочерью Наджин (25 лет) и внучкой Фату (15 лет). У Судана был сын Набир (Nabire), но он умер в 2015 году вдалеке от семьи — в чешском зоопарке Двур-Кралове (Dvůr Králové).
Судан жил вместе с сыном в зоопарке Чехии, но в 2009 году его с самками-родственницами переправили в Кению по научной программе «Последний шанс на выживание» (Last Chance To Survive). Она разработана с целью зачатия нового потомства для семейства северных белых носорогов.
Кроме семьи Судана по научной программе в Кению привезли ещё несколько самцов, однако все они умерли. В 2014 году учёные заявили, что план по спасению семейства не сработал, а попытки зачатия провалились.
Со смертью всех самцов, кроме Судана, ситуация стала только хуже — он стал проигрывать самкам. Если самец не в состоянии победить противоположный пол в драке, он не будет с ней спариваться. А одолеть молодую дочь и внучку Судан, как говорят эксперты, уже не сможет.
У учёных есть запасной план: спермой Судана оплодотворить самку другого семейства, к примеру, чёрного носорога. И хотя в финале родится лишь полукровка, это будет лучше, чем полное вымирание, считают эксперты.
У специалистов есть вариант и на тот случай, если спасти семейство северных белых носорогов не удастся. Заместитель ветеринара в «Ол Паджета» Джордж Пол (George Paul) рассказал, что, вероятнее всего, Судан и его семья умрут в ближайшие десятилетия. Но специалисты считают, что будущие методы искусственного воспроизводства смогут восстановить семейство.
Защитники природы
Если внимательно приглядеться к Судану, то можно заметить отсутствие у него длинного рога. Его отпилили в заповеднике, чтобы отбить у браконьеров желание нападать на носорога.
Судан в Кении. Фото Wideopenspace
Эта мера может показаться дикой, но она вполне обоснована. В Африке и Азии высоко ценится рог носорогов на чёрном рынке. Цена за килограмм составляет около 75 тысяч долларов. Считается, что если рог растереть в порошок, то можно якобы излечиться от всех болезней, включая рак.
Это заблуждение побуждает людей в самых отчаянных ситуациях обращаться не за лечением к врачам, а на чёрный рынок за рогами. Зачастую при охоте на носорогов браконьеры убивают животное, прежде чем отпилить добычу. Но иногда зверь выживает, впоследствии страдая от сильных болей.
В 2014 году браконьер пробрался в «Ол Паджета» и застрелил самку северного белого носорога. После этого для защиты Судана и его родственниц выделили специальное подразделение рейнджеров.
Судан под защитой рейнджеров. Фото заповедника «Ол Паджета»
Вооружённые полуавтоматическими винтовками и дробовиками, они дежурят вокруг носорога 24 часа и семь дней в неделю. Охранники всегда носят рации и сообщают о любой подозрительной активности. Рейнджеры имеют право задержать любого неизвестного поблизости охраняемой зоны. Стрелять им разрешено только в ответ.
Это исключительная работа — отбор проходят только опытные полицейские или солдаты. Им выдают GPS-устройства, приборы ночного видения, с одной из групп охранников всегда ходит пара обученных собак. Ежедневно 32 рейнджера сторожат 90 тысяч акров (около 360 тысяч километров) и следят за Суданом.
В 2011 году американский активист Мэтт Брекен (Matt Bracken) прошёл отбор в лагерь по борьбе с браконьерами в ЮАР. Там проводят усиленную тренировку будущих защитников животных.
За 30 дней военную подготовку к должности охранников животных проходят 20 претендентов. Их обучают вести допросы, драться в рукопашную, стрелять и передвигаться в африканских условиях. Через 10 дней после начала, отряд Брекена покинуло пять человек. Финальные экзамены прошли только 12 кандидатов, в том числе и Брекен. Он стал первым американцем, который прошёл обучение в лагере по борьбе с браконьерами в ЮАР.
В 2014 году в Кении злоумышленники убили 56 носорогов. За 18 месяцев работы защитных подразделений браконьерам удалось убить только двух животных, но в обоих случаях нарушители не успели отпилить рога из-за прибывших рейнджеров.
Заповеднику «Ол Паджета» дорого обходятся услуги охранников по защите Судана. Часть денег руководство собирает через интернет. С 2015 по 2017 год заповеднику пожертвовали больше 95 тысяч долларов.
Масштабы проблемы
За несколько лет кризис браконьерства охватил Африку. В 2007 году браконьеры убили в ЮАР 13 носорогов, в 2015 году — 1175. Для сравнения, в соседней Намибии за тот же год убили 80 животных, в Зимбабве — 50. В 2010 году во всём мире насчитывалось больше 20 тысяч белых носорогов, но представителей северного подвида осталось только четыре.
Эти цифры говорят сами за себя — в Африке бушует тяжёлый кризис убийства носорогов браконьерами. Зародившись около 20 миллионов лет назад, эти животные обратили на себя пристальное внимание человека в послевоенные годы 20-го века.
С 1968 года в ЮАР разрешили охоту за этими животными, чтобы привлечь внимание зажиточных туристов из Европы и США. С 1970-х годов браконьеры начали продавать рога носорогов, но тогда власти ещё не понимали, к чему это приведёт.
Судан рядом со специалистом заповедника, 2015 год. Фото The Washington Post
Продажу рогов носорога в ЮАР запретили только в 2008 году. Сейчас в стране уголовная статья за браконьерство предусматривает до 25 лет лишения свободы. Когда в стране осознали проблему, в университетах стали проводить лекции об опасности браконьерства. На одну из них весной 2014 года пришла журналистка The Guardian Пола Кахумбу (Paula Kahumbu). Презентация проходила в государственном университете Претории.
На лекции слушателям показали запись с изуродованным браконьерами носорогом. Вместо морды у животного осталось кровавое месиво, глаза были выколоты. Он метался вокруг, мучаясь от боли и волоча сломанную ногу. Из отверстия на месте отпиленного рога у носорога медленно бежала кровь.
Кахумба не выдержала кадров ролика и отвернулась, чтобы взглянуть на других зрителей. По словам журналистки, у всех 50 зрителей, ветеринаров, врачей, хозяев носорогов и учёных, лицо выражало отчаяние. Тогда девушка расплакалась и покинула конференцию.
Зачастую подобные кадры показывают в качестве доказательства, что браконьеров нужно остановить. Однако едва ли подобные акции способны серьёзно навредить «империи», которая давно сформировалась в ЮАР. С уменьшением числа носорогов в стране цена за их рога возрастает, что приводит к более частым атакам на рейнджеров и животных.
Рейнджер Кении. Фото Epicure & Culture
Журналистка The Guardian рассказала, что в 2014 году правительство ЮАР объявило о желании продать около 20 тысяч рогов носорога. Предложением заинтересовался Китай и страны Южной Азии.
В 2000 году власти ЮАР объявили о схожем объявлении по продаже слоновьей кости. По словам Кахумбы, это привело к резкому повышению популярности ресурса в Азии. После этого число убитых браконьерами слонов резко увеличилось.
В 2014 году Министерство туризма Ботсваны (Южная Африка) пообещало перевезти 100 белых и чёрных носорогов в свои заповедники. По словам властей, это должно улучшить туристические показатели и помочь в борьбе с браконьерством. Всех носорогов перевезти сразу нельзя, поэтому перевозка обойдётся стране в 23 тысячи долларов. Завершить операцию планируется в 2018 году.
По данным Bloomberg, в 2015 году в Ботсване снизился уровень браконьерства благодаря действиям правительства. Основная причина — политика «стрельбы на поражение» (Shoot to kill). Когда рейнджеры сталкиваются с вооружённым браконьером, они приказывают ему положить оружие. Если человек игнорирует призыв, защитники животных открывают огонь.
Если не считать усиления работы африканских анти-браконьерских отрядов, обещание Ботсваны представляет собой самый масштабный план по спасению носорогов от вымирания.
Представители зоопарка в Кении, где жил Судан, выпустили прощальный ролик в память о последнем в своём роде самце северного белого носорога.
#истории #животные #природа