Истории
Периферийное Зрение

Тунис — единственная страна, которая обрела демократию после Арабской весны. Теперь она рискует исчезнуть из-за кризиса

Два года назад на выборах победил кандидат, которому сулили 5% голосов. Теперь он ввёл войска в столицу, распустил правительство и забрал власть.

Протесты на улицах Туниса Фото Reuters

17 декабря 2010 года 26-летний торговец фруктами по имени Мухаммед Буазизи пришёл с канистрой бензина к зданию администрации тунисского города Сиди-Бузид. Вылив содержимое канистры на себя он несколько раз выкрикнул «Как, по-вашему, я могу заработать на жизнь?» и совершил самосожжение.

Причиной поступка Буазизи стали взятки, которые вымогали у него местные чиновники и полицейские за торговлю без лицензии. За несколько дней до этого его товар конфисковали. Лицензирование торговли в Тунисе было бесконечным источником коррупции для контролирующих органов, ведь у большинства продавцов банально нет денег для оформления разрешения на торговлю.

Акция отчаяния простого торговца запустила цепную реакцию, которая за несколько недель изменила не только Ближний Восток, но и серьёзно повлияла на весь мир. Через несколько дней в Тунисе начались рекордные по масштабу акции протеста. Затем аналогичные акции захлестнули едва ли не два десятка государств. Первоначальное недовольство уровнем жизни и коррупцией почти сразу переросло в требования свободы, демократии и сменяемости власти. Этот вихрь назвали «Арабской весной».

Спустя годы Арабская весна из символа борьбы за свободу и перемены превратилась в глобальный политический и военный кризис. Ливия и Сирия погрузились в многолетние масштабные гражданские войны и интервенции, а большинство стран, в которых проходили акции, так и не добились серьёзного прогресса в демократии и соблюдении прав человека.

Кроме одной. Тунис, «родина» Арабской весны стала единственной страной, где изменения действительно произошли, а демократия, пусть и далёкая от идеальной, сохранялась более десяти лет. И кажется, она может вскоре закончится. При том — под бурные аплодисменты местных жителей.

Революция лайков

Протесты в Тунисе стали особенными не только из-за восстания в исторически консервативной и авторитарной стране, но и из-за новых методов, которые использовали протестующие. Участники Арабской весны в целом, и протестов в Тунисе в частности, впервые по настоящему массово использовали соцсети и мессенджеры для координации протеста и массового распространения информации.

Традиционная для авторитарных стран цензура в СМИ больше не пугала протестующих. Имея в кармане мобильный телефон и аккаунт в Фейсбуке, можно транслировать информацию с минимальной задержкой и без всякой цензуры. Отчасти благодаря соцсетям и интернету о поступке продавца фруктов Буазизи стало известно почти всей стране. Первые протесты в родном для Мухаммеда городе Сиди-Бузид начались на следующий день после самосожжения, хотя в тот момент мужчина ещё жил и находился в больнице.

19 декабря протестующие атаковали штаб-квартиру правящей конституционно-демократической партии, штаб национальной гвардии и городской вокзал. В первый же день протестов застрелили одного из участников акции. Но волнения не остановились на уровне города, вскоре охватив почти всю страну.

Фото Getty Images

Власти не ожидали столь быстрого развития событий. Президент Зин аль-Абидин Бен Али и его клан правили Тунисом с 1987 года, их власть казалась незыблемой. Бен Али почти десять дней игнорировал протесты, однако их масштаб заставил президента идти на серьёзные уступки — он отправил правительство в отставку, объявил досрочные выборы, пообещал новый план по борьбе с коррупцией и посетил в больнице умирающего от ожогов Буазизи на десятый день после самосожжения. Фотография с полностью забинтованным Буазизи и президентом Бен Али облетели обложки всех мировых изданий.

Бен Али посетил в больнице Мухаммеда Буазизи, с самосожжения которого началась Арабская весна Фото Reuters

Обещания реформ не помогли: один только факт, что незыблемый президент быстро начал идти на уступки протестующим, показал — авторитаризм намного более хрупкий, чем может казаться. «История успеха» с давлением на власть в Тунисе вдохновили и другие страны к борьбе за свои права. Возможно, послабление режима Бен Али и успехи уличных протестов в Тунисе и превратили Арабскую весну в столь массовое движение в десятках стран.

4 января 2011 года продавец Мохаммед Буазизи умер в городской больнице от тяжёлых ожогов, так и не узнав, к каким масштабным последствиям привёл его жест. Журнал The Times признал тунисца «Человеком года». В октябре 2011 года Буазизи посмертно присудили премию имени Андрея Сахарова, учреждённую Европейским парламентом.

Полиция и армия применяли максимально жёсткие меры — десятки протестующих застрелили. Но режиму устоять не удалось. 14 января 2011 года президент Бен Али сбежал в Саудовскую Аравию, где вскоре получил политическое убежище.

От революции к демократии

15 января власть в стране фактически захватили военные. Ранее сам Бен Али, пытаясь успокоить протестующих, отправил правительство в отставку. По этой причине первые дни после бегства президента в Тунисе фактически не было легитимной власти.

Пожар на фоне изображения беглого президента, январь 2011 года Фото AFP

17 января в Тунисе сформировали правительство национального единства, в нём сохранили свои посты главы МИД, МВД, Минобороны, Минфина, которые занимали должности в правительстве Бен Али. Премьер-министр из старой правившей партии также сохранил власть. Несмотря на это, в правительство вошли и трое лидеров протестов — уникальная ситуация для Туниса.

Новое правительство заявило о приверженности идеям свободы, а первыми директивами объявили свободу информации и отмену цензуры, свободу действий неправительственных организаций, освобождение всех политических заключённых и расследование коррупции. Новые власти завили, что с бегством экс-президента из казны пропало 1,5 тонны золота.

19 января новые власти перешли от слов к делу — освободили политических заключённых из тюрем. 33 родственника лидера бывшего режима отправились под арест, возбудили уголовные дела о коррупции и госизмене.

Несмотря на это, протестующие продолжали акции, хоть и менее масштабные. Оппозиция и простые участники уличных протестов заявили, что не допустят «косметических» изменений власти. Они потребовали полного запрета партии Бен Али, а также роспуск временного правительства, министрами которого оставались бывшие сторонники президента. Новыми лозунгами протеста стали «За новый парламент! За новую конституцию! За новую республику!».

27 января, через 13 дней после бегства президента, под давлением улицы произошли очередные перестановки в правительстве. Остававшиеся министры МВД, МИД и Минобороны от правившей партии отправили в отставку. Звучали заявления о начале чистки в рядах сотрудников МВД — десятки высокопоставленных силовиков уволили, некоторых арестовали. В отставку отправились все 24 губернатора провинций — ещё одна реакция на требования протестующих.

Финальным аккордом, который укрепил шаткую демократию в Тунисе, стало Учредительное собрание. Оно состоялось в октябре 2011 года, спустя 10 месяцев с бегства прошлого президента. Так в стране сформировали новый парламент. Три года спустя в Тунисе приняли новую Конституцию, которая гарантировала защиту от пыток, право на надлежащее судопроизводство, а также свободу вероисповедания и равенство мужчин и женщин перед законом. Те выборы стали первыми в истории страны, в которых участвовали женщины.

Предвыборный митинг в Тунисе. 2014 год Фото Deutsche Welle

С 2011 года в стране прошло три этапа выборов, каждый раз — конкурентных. За десять лет правительство Туниса сменилось девять раз.

Прав больше, денег меньше

Тунис оказался самым успешным примером Арабской весны, но настоящего прорыва демократия не добилась. Как и многие страны, прошедшие путь освобождения от авторитаризма, Тунис столкнулся с экономическими проблемами. ВВП упал с 45 миллиардов долларов в 2011 году до 39 миллиардов в 2020, безработица достигла 15%, а госдолг за десять лет удвоился. Тунис занял 131 место в рейтинге стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения по версии Всемирного банка.

В то же время, помимо сменяемости власти, в стране значительно расширились права и свободы. Исследование общественного мнения, которое в октябре 2020 года провёл Арабский центр исследования политики, стало крупнейшим в истории Ближнего Востока. 86% участников опроса из Туниса заявили, что могут свободно критиковать правительство, ровно половина (51%) — что снизилась опасность необоснованного ареста.

За 10 лет Тунис поднялся со 134 до 73 места (2020 год) в рейтинге свободы прессы от авторитетной неправительственной организации «Репортёры без границ». Для сравнения — Россия за это время опустилась до 149 места. В свежем рейтинге стран мира по уровню политических и гражданских свобод Тунис занял 83 место, против 111 в 2011 году. Россия занимает 172 место в этом же рейтинге.

Тем не менее, лишь 27% опрошенных в Тунисе заявили, что их жизнь после революции стала лучше. При этом нигде из стран Арабской весны, кроме Сирии и Ливии, большинство не жалеет о революции и участии в ней. В Тунисе 76% жителей поддерживают идею демократии, 74% сказали, что требуют плюралистической демократии и свободных выборов.

Закат «колыбели» Арабской весны

Нынешнего президента и парламент Туниса избрали в 2019 году. Никто не верил, что юрист и независимый, беспартийный кандидат Каис Саид победит. Многие считали его техническим кандидатом. Однако в первом туре он показал лучший результат, а перед вторым его поддержала правящая Партия возрождения, что обеспечило ему победу с результатом в 72% голосов.

Подсчет голосов на выборах 2019 года. Сенсационно лидирует кандидат Каис Саид

Впрочем, альянс с партией власти оказался недолгим. Почти сразу после вступления в должность Саид начал конфликтовать с партией и поддержанным ею премьером Хишамом аль-Мешиши. Саид требовал расширения президентских полномочий, которые значительно ограничили после событий 2011 года.

Политическая ситуация ухудшалась и на фоне пандемии. В середине июля ВОЗ назвала уровень смертности в Тунисе самым высоким в Африке и арабском мире. Уровень смертности от коронавируса в стране достигает 3,4% от числа заболевших. В США этот уровень находится на отметке 1,7%, во Франции — 1,5%, в России — 2,6%.

Президент Каис Саида Фото Reuters

Сложная эпидемиологическая ситуация, проблемы в экономике и конфликт с партией власти заставил Каиса Саида идти на радикальные шаги. 25 июля президент отправил в отставку премьер-министра и объявил о роспуске парламента. Работа депутатов остановлена на 30 дней, а сами народные избранники лишены неприкосновенности. Вход в парламент и ряд административных зданий перекрыли военнослужащие.

Президент назвал происходящее попыткой сохранить «безопасность и независимость страны». Спикер парламента — госпереворотом.

Если вы назовёте это переворотом, вы станете сочувствующим Партии возрождения. Сказать, что президент откликнулся на волю большинства населения, поставит вас на сторону путчистов. Есть золотая середина?

Юсеф Шериф

В следующие несколько дней военные по приказу президента заблокировали ряд государственных ведомств и офис катарского телеканала «Аль-Джазира», неподконтрольного действующей власти в стране.

Военные рядом с офисом агентства «Аль-Джазира» Фото Al-Jazeera

В стране до сих пор нет премьер-министра, хотя закон требует его немедленного назначения. Саид также ввёл в Тунисе комендантский час и запретил собираться группам более трёх человек. Подобные меры инициированы впервые с 2011 года.

Формально президент сослался на конституцию, которая наделяет его исключительной властью в случае «неминуемой опасности» для страны. Однако получить эту власть президент может лишь по согласованию с премьер-министром и спикером парламента. Этого не сделано.

Всё это равносильно перевороту, за который Тунис дорого заплатит. Тем самым президент Саид кладёт конец демократическим надеждам в Тунисе, но также и в арабском мире, поскольку мы были единственным оставшимся бастионом демократии. Саид покинул конституционные рамки под видом статьи 80 Конституции 2014 года, но ситуация в стране не требовала такого использования.

Сана Бен Ачур

Спикер парламента, лидер Партии возрождения, с которой у президента был открытый конфликт, Рашид аль-Ганнуши заявил, что Саид «ведёт страну к катастрофе» и призвал людей выходить на улицы. Отправленный в отставку премьер-министр Хишам аль-Мешиши сообщил, что подчинится решениям президента.

Одного из лидеров революции 2011 года Ясина Аяри, ставшего депутатом парламента и боровшегося с коррупцией, арестовали. Это произошло вскоре после того, как он выступил против действий Саида.

Рядом комментаторов произошедшее интерпретируется как государственный переворот, так как президент ссылается на 80-ю статью, но применение этой статьи предполагает, что президент берет в руки полномочия согласованно с парламентом. Когда писалась Конституция 2014 года, специально были приняты меры, чтобы не допустить узурпации власти президентом.

Василий Кузнецов

Крупнейший профсоюз Туниса, а также США и Франция призвали президента как можно скорее назначить новое правительство. Профсоюз готовит план выхода из кризиса, который, по его словам, представит Саиду. Однако в начале августа президент отказался вести переговоры по выходу из кризиса, заявив, что «нет диалога, кроме как с честными».

Через три недели после роспуска парламента и отставки премьера Саид приступил к показательной борьбе с ростом цен. Он призвал торговцев взимать меньшую плату за еду и лекарства и обвинил неназванных бизнесменов в краже миллиардов долларов. В это же время полиция начала расследования коррупции в государственной промышленности.

На события в Тунисе отреагировал и Международный валютный фонд. Организация вела долгие переговоры с властями Туниса о выделении новых кредитов для преодоления кризиса, вызванного в том числе пандемией. Однако после радикальных шагов президента МВФ приостановил переговоры, что может поставить под угрозу получение займов.

Экономист по Ближнему Востоку и Северной Африке в Capital Economics Джеймс Свонстон заявил, что в Тунисе растёт риск дефолта. С ним согласны и ряд других аналитиков.

Спустя более чем три недели после увольнения премьер-министра и приостановления работы парламента, пообещав спасти нацию на фоне бушующих антиправительственных протестов, Кайс Саид ещё не сообщил о возвращении к избранному правлению. Отсутствие прогресса чревато отсрочкой долгожданной сделки с Международным валютным фондом и планами продажи внешнего долга в октябре, что вызывает опасения у некоторых аналитиков, что это вызовет бурный дефолт в духе Ливана.

Хаснаин Малик

Свободу теряют под аплодисменты улицы

Несмотря на высокий уровень одобрения и поддержки демократии, жители Туниса не только не вышли на протесты против действий Саида, но и наоборот — массово поддержали попытку узурпацию власти. По данным CNN и Reuters, поддержать президента вышли десятки тысяч человек, они запускали фейерверки, танцевали и смеялись.

Жители столицы празднуют роспуск парламента Фото EPA

Cтарший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Тарек Мегериси, указывает, что подобная реакция вызвана популистская политикой Саида. Новому президенту удалось настроить граждан против действующей партии власти, обвиняя её в экономическом кризисе и росте заболеваемости Covid-19.

Дело не в том, что Кайс сам настолько популярен, это люди, которые просто очень-очень ненавидят нынешнюю политическую элиту. Они винят их во всех проблемах страны и думают, что их нужно устранять.

Тарек Мегериси

Отставка правительства и роспуск парламента преподносится не как захват власти президентом, а как борьба с коррупционерами и бюрократами. Сторонники парламента тоже вышли на улицы столицы, но только около 200 человек.

Это очень тревожное событие, которое подвергает демократию огромному риску распада. Оптимистичный сценарий будет заключаться в том, что парламент, Конституция и демократические институты возобладают, и президент будет вынужден покинуть свой пост. Но я бы не рассчитывал на это.

Сафван М. Маср

Повторение «Арабской зимы»

В июле 2013 года министр обороны Египта Абдул Фаттах Ас-Сиси объявил о свержении и аресте президента Мухаммеда Мурси и о приостановлении действия Конституции, которую приняли после Арабской весны. В Каире арестовали более 300 членов партии «Братья-мусульмане», которую легализовали в Египте после смены власти в 2011 году.

Следующие два месяца в стране прошли столкновения между сторонниками военных и их противниками, что привело к сотням жертв. Сами «Братья-мусульмане» утверждали, что жертв значительно больше: убитых около трёх тысяч, а раненых — свыше 10 тысяч человек.

Блок-пост военных во время переворота в Египте в 2013 году  Фото Global Look Press

Военный переворот 2013 года в Египте получил название «Арабская зима», предполагая закат демократического движения в этой стране. Ни Европейский союз, ни США не заняли внятной позиции и не назвали события в Египте военным переворотом. Многие эксперты связывают это с опасением повторения «войны всех против всех», как это происходило в Сирии и Ливии.

В свою очередь власти Саудовской Аравии и Сирии поддержали хунту Египта. Единственной организацией, которая заняла уверенную позицию по ситуации в стане, стал Африканский союз, который приостановил членство Египта до тех пор, пока власти не восстановят конституционный строй.

История повторилась в случае с Тунисом — Египет и Саудовская Аравия объявили одобрение роспуску парламента и отставке премьера.

Несмотря на ухудшение ситуации с правами человека и прекращением демократического вектора развития в Египте, Соединенные штаты вскоре признали новые власти, пришедшие после военного переворота. Более того, США продолжила поставку оружия новым властям Египта.

Глядя на сегодняшние события в Тунисе, сравнение с Египтом напрашивается. Спустя несколько недель с попытки переворота, ни Европейский союз, ни США не обозначили внятной позиции по вопросу попытки захвата власти в Тунисе. В середине августа представители США встретились в Тунисе с Саидом и призвали назначить нового премьер-министра. Они также передали президенту послание от президента США Джо Байдена, в котором содержался «призыв к скорейшему возвращению Туниса на путь парламентской демократии». Прислушался ли глава страны к этой просьбе — неизвестно.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#политика #протесты #лонгриды #лигаавторов