Истории
Игорь Николаев

Остановить движение: история буллет-тайм — одного из самых известных спецэффектов в кино

Как съёмка лошадей привела к созданию спецэффекта, который стал символом культовой «Матрицы» и надолго закрепился в поп-культуре.

В сентябре вышел трейлер продолжения легендарной кинотрилогии «Матрица». Первый фильм научно-фантастической саги режиссёров Вачовски, вышедший 1999 году, привлёк к себе внимание не только нетипичным сюжетом и актёрской игрой, но и передовыми для своего времени спецэффектами, самым запоминающимся из которых стал буллет-тайм. Он позволял запечатлеть движущихся персонажей в неподвижном положении и рассмотреть их с разных ракурсов.

Приём начали использовать ещё в конце 19 века, но он популярен и поныне. Изначально спецэффект применяли фотографы, позже он начал появлялся в кино и музыкальных клипах, но долгое время не привлекал внимания широкой публики. Лишь «Матрица» смогла настолько популяризовать этот эффект, что его до сих пор используют во многих остросюжетных фильмах.

Спор о лошадях и торможение пули

Эффекта буллет-тайм достигают с помощью большого количества фотокамер, расставленных вокруг снимаемого объекта. Эти камеры поочерёдно делают огромное количество фотографий, которые потом склеивают в один кадр. На экране это создаёт эффект «облёта» камеры вокруг объекта.

Зарождение буллет-тайм началось ещё до появления кинематографа. В 1872 году экс-губернатор штата Калифорния, железнодорожный магнат и большой поклонник скачек Леланд Стэнфорд нанял фотографа Эдварда Мейбриджа, чтобы тот выяснил, отрывают ли лошади все копыта от земли во время бега. Этот вопрос в те годы заботил многих любителей скачек, а увидеть такое невооружённым взглядом было сложно — лошади двигались слишком быстро.

Поначалу эксперименты Мейбриджа были неудачными, но в 1878 году он использовал несколько фотокамер с быстрыми затворами, активируемыми натяжными нитями. Эти нити натягивались поперёк беговой дорожки. Лошадь рвала ногами одну нить за другой, пробегая мимо какой-либо камеры, та делала фотографию, и так каждая камера запечатлела какую-то часть бега.

Фотографии Эдварда Мэйбриджа, собранные в картотеку The Horse in Motion

Позже Мейбридж сделал из полученных фото элементарную анимацию, добавив их на стеклянный диск, который он вращал перед источником света. Устройство получило название зупроксископ. Диск при прокручивании показывал ту или иную часть лошадиного бега, что давало эффект непрерывного движения объекта. Так фотограф выполнил задание Стэнфорда, и установил, что копыта отрываются от земли одновременно.

В 1880-х Мейбридж рассорился со своим заказчиком, но всё же продолжил опыты уже в Пенсильванском университете, фотографируя людей и животных, двигающихся на фоне сетки, и создавая новые записи. Он снимал, как люди занимаются спортом, поднимаются по лестнице, работают, играют. Модели фотографа были голыми или полураздетыми, чтобы лучше было видно, как двигаются их тела. Результатом исследований стала опубликованная в 1887 году работа «Передвижение животных: электро-фотографическое исследование последовательных фаз движения животных».

Опыты Мейбриджа в 1930-е годы продолжил профессор электротехники Массачусетского технологического института Гарольд Эджертон. Он делал экспозицию быстрее, применяя высокоскоростную электронную вспышку. Эджертон фотографировал спортсменов, но славу ему принесли фотографии пуль во время полёта. Он сумел «остановить» их в полёте, запечатлев при помощи ксеноновых стробоскопов.

Запечатлённая Гарольдом Эджертоном пуля, пробившая яблоко Фото Harold Edgerton Archive, MIT

Фото теннисиста в движении, сделанные Гарольдом Эджертоном с помощью буллет-тайм Фото Harold Edgerton Archive, MIT

Фото пробитого пулей воздушного шарика, сделанное Гарольдом Эджертоном Фото Harold Edgerton Archive, MIT

В годы Второй мировой войны Эджертон придумал фотовспышку для ночной воздушной разведки, его изобретение успешно испытали в реальных условиях во время высадки в Нормандии. В 1952 году он запечатлел испытания атомной бомбы на атолле Эниветак с помощью своей новой репатронной камеры. Позже он создавал фотокамеры для исследователя океана Жака-Ива Кусто, чтобы тот искал затонувшие корабли.

Эджертон активно продвигал свои работы через модные журналы вроде Life. Благодаря нему эффект буллет-тайм попал в кино. Десятиминутная документальная картина 1940 года Quicker’n a Wink, посвящённая стробоскопическому фотографированию и получившая премию «Оскар» как лучший короткометражный фильм, состоит из кадров, сделанных Эджертоном.

Буллет-тайм в аниме и на самодельных фотоаппаратах

В октябре 1962 года на экраны вышла голливудская комедия «Зотц!», создатели которой впервые в истории игрового кино попытались «остановить» экранное движение. Персонаж фильма, согласно сценарию, на лету притормозил пулю и сумел увернуться от неё. Технические возможности начала 1960-х заставили создателей ленты изобразить полёт пули в анимационной форме. В 1967 году с похожими эффектами экспериментировал Артур Пенн на съёмках сцены перестрелки в фильме «Бонни и Клайд», а два года спустя — Сэм Пекинпа для фильма «Дикая банда».

Буллет-тайм в современном его виде впервые появился не в кино, а в мультипликации. В конце 1960-х этот эффект использовали создатели аниме-мультсериала «Спиди-гонщик». В одной из сцен главный персонаж застывал в движении, и затем камера снимала его вокруг.

В начале 1980-х британский фотограф и клипмейкер Тим Макмиллан применял буллет-тайм во время обучения в Школе изящных искусств Феликса Слейда, пытаясь создать фотоверсию кубизма в стиле Пабло Пикассо. Он снимал объекты с разных углов, позже объединяя кадры в фотоколлаж.

Постепенно он стал использовать всё больше и больше фотокамер, а когда уже не смог позволить себе покупать новые аппараты, сделал особое устройство из доски с прорезью. Он вставил в неё фотоплёнку, а вместо затвора использовал непрозрачную ленту с круглыми отверстиями над каждым будущим кадром. Когда этот импровизированный затвор совпадал с щелью, каждый кадр экспонировался через эти отверстия.

Макмиллан принёс своё устройство на фотостудию и сфотографировал человека в прыжке. Вставив плёнку в проектор, он обнаружил, что при быстром просмотре объект казался неподвижным, но в замедленном просмотре казалось, что кадры сняты на видеокамеру, а не на самодельный фотоаппарат. Макмиллан понял, что все кадры были экспонированы сразу, и объект выглядел неподвижным, но каждый кадр запечатлевал прыгающего человека с немного другой позиции, что и создало эффект использования виртуальной камеры.

Он занимался этим около 15 лет, совершенствуя свой навык и продавая свои работы различным рекламным агентствам. В 1990-е Макмилан популяризовал буллет-тайм. Он основал компанию Time-Slice Films Ltd. и снял ролик «Мёртвая лошадь» с отсылками к работе Мэйбриджа более чем вековой давности.

В 1990-е у него появились последователи в США, Франции и других странах. Один из них, французский клипмейкер Мишель Гондри, использовал буллет-тайм при съёмках клипа на песню Like a Rolling Stone (кавер-версия хита Боба Дилана) для британской рок-группы Rolling Stones. До этого подобный эффект использовала лишь немецкая хеви-метал группа Accept в 1985 году в клипе на песню Midnight Mover. В 1990-е этот приём в своих музыкальных клипах применяли Стинг, Van Halen, Бьорк, Korn.

В 1990-е этот эффект использовали авторы рекламы GAP Khaki Swing, чтобы «притормозить» в ролике людей, перепрыгивавших друг через друга. Эффект применял и гонконгский режиссёр экшн-фильмов Джон Ву. Его визуальные решения во многом повлияли на стиль Вачовски и других голливудских режиссёров.

В 1998 году буллет-тайм в современном представлении впервые появился в голливудском кино. Речь об эпизоде из фантастического боевика «Блейд», где антагонист ленты Дьякон Фрост уворачивается от пуль главного героя в парке. Однако все эти эффекты остались незамеченными широкой массой зрителей.

Эффект «Матрицы»

Всё изменилось весной 1999 года, когда на экраны вышел фантастический боевик Лилли и Ланы Вачовски «Матрица». Фильм удивил зрителей не только интересным сюжетом, но и качественными спецэффектами, основой которых и был буллет-тайм, соединённый с другими спецэффектами. За эту часть фильма во время съёмок отвечал специалист по визуальным эффектам Джон Гаэта, для которого «Матрица» стала самой известной работой. Гаэта взял за основу технологию, созданную ещё Мейбриджем, усложнил её и добился результата, прославившего его на весь мир.

Вачовски знакомы с японским анимационным стилем, называемым аниме, который мы воссоздали с живыми актёрами. Аниме использует преимущества «физики уничтожения» — оно разбивает действие на составляющие и позволяет тщательно контролировать эти элементы для создания наиболее драматичного эффекта от динамического движения.

Джон Гаэта

Перед началом съёмок Вачовски сделали макеты кадров с помощью цифровых моделей, чтобы визуализировать конечный результат и понять, где нужно будет расставить персонажей и камеры.

При съёмках известной сцены, где Нео уклоняется от выстрелов, задействовали 120 фотокамер, расположенных одна за другой по кругу для улучшения эффекта непрерывного движения. Каждая камера настраивалась под определённым углом и фокусным расстоянием.

Камеры стояли на разном расстоянии друг от друга, чтобы конечный эпизод на экране замедлялся или ускорялся в определённых местах. Их положение выравнивали по лазерной указке. На съёмках затворы фотокамер дистанционно запускали один за одним через равные и очень короткие (несколько долей секунды) интервалы.

Получившиеся кадры не создавали требуемую иллюзию плавного движения, и их пришлось объединять друг с другом методом интерполяции, при котором создавался новый промежуточный кадр. Так Гаэта смог добиться того, чтобы эпизод не выглядел прерывисто и был единым целым.

Чтобы актёры не падали во время съёмок, а кадр оставался плавным, их подвешивали на специальных тросах. Создатели «Матрицы» не могли снимать эпизод уже на готовом фоне, так как в кадр попадали бы остальные камеры. Поэтому на съёмках использовали хромакей, а потом уже создавали нужный фон в CGI, используя фотографии реального местоположения в качестве текстур.

На съёмках «Матрицы»

В 2000-е буллет-тайм стали использовать разработчики компьютерных игр. В июле 2001 года вышла игра Max Payne, у которой весь игровой процесс был связан с этим эффектом. Режим замедления применили и разработчики игры 2003 года Enter the Matrix. В видеоиграх эффект стал настолько популярен, что порой его использовали просто так, даже без логических объяснений.

Технология буллет-тайм развивается и поныне. Появление цифровых фотоаппаратов сделало её проще и доступнее. В июле 2015 года специалисты из компании Adobe Systems и Колумбийского университета представили приложение для IPhone CamSwarm, позволяющее снимать на смартфон видео с эффектом буллет-тайм. Отныне любой человек может самостоятельно сделать ролик, над которым во время съёмок «Матрицы» работала целая команда специалистов.

Профессиональные кинематографисты тоже не забывают о буллет-тайм, продолжая использовать этот эффект в фильмах разных жанров. В 2000 году, спустя год после выхода «Матрицы», уклонение Нео от пуль агента Смита спародировали в «Очень страшном кино» и «Симпсонах». Позже эффект повторили создатели «Ангелов Чарли», «Людей Х», «Дэдпула» и даже сериала «Шерлок». Специалисты по спецэффектам продолжают делать отсылки к «Матрице», отдавая дань уважение фильму, который сделал буллет-тайм неотъемлемым элементом поп-культуры.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#кино #лонгриды #лигаавторов #матрица