Истории
Виктор Медведев

Откуда берутся мемы про то, что Великобритания украла все музейные шедевры из колонизированных стран

История о реальной цене сокровищ, за которыми стоят эксплуатация рабского труда, а также военные набеги на Грецию и Египет.

Мумия в Британском музее

В соцсетях периодически расходятся мемы, в которых условный «Британский музей» ворует различные предметы: от Пизанской башни до Луны. Шутки основаны на реальных фактах: в 18-19 веках Британская империя действительно вывезла множество предметов исторического наследия из подчинённых стран-колоний, а потом сделала из них экспонаты.

Никто // Британский музей

Никто // Британский музей

Британский королевский музей после того, как его вынудили вернуть всё украденное

Мнения в сети обычно делятся: одни считают Великобританию грабителями, а другие — спасителями. По мнению последних, страны, откуда вывезли те или иные артефакты, не были способны позаботиться о них, поэтому без вмешательства колонизаторов артефакты могли испортиться и не дойти до нашего времени.

Музей за счёт рабского труда

В основе Британского музея лежит личная коллекция медика Ганса Слоана, который завещал сокровища нации. Он был состоятельным врачом, поскольку лечил людей из «высших слоёв общества», включая трёх монархов: королеву Анну, короля Георга I и Георга II. А коллекцию из 71 тысячи предметов он собрал благодаря капиталу жены-вдовы богатого ямайского плантатора. На сайте музея указано, что Слоан покупал артефакты «за счёт доходов от рабского труда на сахарных плантациях».

Предметы из коллекции Ганса Слоана Фото British Museum

После смерти врача в 1753 году появился Британский музей в Блумсбери — престижном районе Лондона. Коллекция музея пополнялась за счёт раскопок, благотворительности и покупки артефактов у частных коллекционеров. Однако не все предметы приобретались мирным путём: британские военные крали или отбирали культурные ценности завоёванных стран с их территории.

В 1799 году французские солдаты нашли Розеттский камень — стелу из гранодиорита, датируемую 196 годом до нашей эры. Это одна из самых важных египетских находок. Текст на ней — послание жрецов царю Египта Птолемею V Эпифану, написанное тремя шрифтами, сопоставление которых привело к расшифровке египетских иероглифов. Однако камень не задержался у французов и после военного поражения в Александрии в 1801 году попал к англичанам.

Розеттский камень Фото Shutterstock

Иногда сокровища забирали не военные, а состоятельные люди, получившие одобрение, но позже вынужденные продать захваченное Британскому музею. Так случилось с Томасом Брюсом, графом Элгина, который украсил стены дома мраморами Парфенона из Греции. Когда его финансовое состояние значительно сократилось, он продал эти мраморные фризы Британскому музею за меньшую сумму, чем потратил на транспортировку в Шотландию.

Мраморы Парфенона Фото Shutterstock

Репатриация сокровищ

После того, как колонизированные страны приобрели независимость, они начали требовать от бывших метрополий возврата культурных ценностей. И пока правительства ведут безуспешные переговоры, общество приходит к различным социальным акциям и отсылкам в кино.

В блокбастере Marvel «Чёрная пантера», вышедшем в 2018 году, критикуется колониальное прошлое Великобритании. В начале фильма антагонист Эрик Киллмонгер посещает лондонский музей и спрашивает представительницу о происхождении экспонатов. Она называет один из артефактов седьмого века боевым молотом народа Фульбе из Бенина. Киллмонгер возражает, говоря: «Британцы вывезли его из Бенина, но на самом деле он из Ваканды и сделан из вибраниума». После этого он спрашивает: «Как ваши предки их заполучили? Купили за полную стоимость или отняли, как и всё остальное?».

Британский музей в «Чёрной пантере» — это незаконный механизм колониализма, а также пространство, которое не приветствует тех, чью культуру оно отображает.

из эссе интернет-журнала музея Джона Хопкинса

Ваканда — вымышленная страна, однако упомянутое в диалоге королевство Бенин существовало в реальности, и в 1897 году оно неоднократно подвергалось ограблениям британскими войсками. Сразу после военной операции в коллекции Британского музея появилось 900 предметов из Бенина, которые именуют бенинской бронзой.

Бенинская бронза Фото Getty Images

Британский музей — это не единственный держатель иностранных сокровищ. В том же Лондоне есть музей Виктории и Альберта, который содержит в себе украденные предметы Эфиопской империи. Также культурные ценности некогда колонизированных стран, в частности, африканских, содержатся в музеях Германии, Австралии, США и Франции.

Блок number недоступен

Одного из самых заметных активистов, который старается вернуть африканское искусство из музеев Европы, зовут Мвазулу Диябанза. Издание Vice сравнивает его как раз с Киллмонгером из «Чёрной пантеры», правда, Диябанза не причиняет вреда другим людям. Активист с коллегами приходит в музеи и крадёт артефакты, транслируя акции в прямом эфире через фейсбук. Когда охрана задерживает активистов и вменяет им кражу экспоната, они предъявляют им встречные обвинения в краже культурных ценностей африканского народа.

Я имею право забрать это искусство без разрешения, потому что вы не спрашиваете воров, можно ли забрать свою украденную собственность.

Мвазулу Диябанза

Мвазулу Диябанза Фото AP

В 2017 году президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что «африканское культурное наследие больше не может оставаться заложником европейских музеев». Он пообещал вернуть бенинскую бронзу, купленную у британцев, а также подготовить закон, который упрощает процесс репатриации артефактов других стран по их требованию.

Постепенно правительства стран возвращают предметы на историческую родину. Например, так сделала Ангела Меркель в 2019 году, вернув украденную из индийского храма статую. Министерство иностранных дел Великобритании, напротив, отказывается возвращать какие-либо предметы, ссылаясь на закон от 1963 года, который запрещает вывозить экспонаты. Согласно документу, национальные музеи не могут таким образом распоряжаться предметами из коллекций.

При этом британский музей признаёт «сложную историю некоторых коллекций, включая оспариваемые способы, с помощью которых их приобрели, например, при военных действиях».

Несмотря на законодательство, некоторые учреждения Великобритании уже вернули исторические объекты бывшим колониям: Эдинбургский университет — 9 черепов коренных жителей Шри-Ланки, а Манчестерский музей — 43 предмета коренным народам Австралии.

«Ложь и полуправда»

Если в случае с бенинской бронзой понятно, что её вывезли после военизированного ограбления королевства, то другие артефакты вроде мрамора Парфенона вызывают больше споров. Это связано с неоднозначностью исторических событий. К примеру, адвокат и автор книги «Кому принадлежит история?» Джеффри Робертсон обвиняет музеи бывших метрополий «в тщательно продуманной лжи и полуправде». Он обвинил Британский музей в том, что там придумали историю, как граф Элгин спас греческий артефакт и приобрёл его на законных основаниях. По мнению писателя, граф дал взятку местным властям, чтобы заполучить трофей.

Политики могут приносить более или менее искренние извинения за преступления бывших империй, но единственный доступный способ их исправить — вернуть трофеи, добытые при разрушении африканского, китайского и южноамериканского общества.

Джеффри Робертсон

Не все страны готовы к репатриации артефактов. Например, Deutsche Welle пишет об отсутствии установленной процедуры возврата ценностей в Индии: выходит, что местные власти не заботятся об артефактах должным образом. ЮНЕСКО отмечает, что бедность в стране способствует кражам древностей, а некачественная охрана усугубляет проблему.

В документальном фильме об украденных исторических ценностях «Кровавые Будды» режиссёр затрагивает вопрос обращения с предметами, возвращённых в Нью-Дели из США, Австралии, Канады и Германии. Большинство из них хранится на складе археологической службы Индии (ASI) без надлежащей защиты от краж или природного, климатического воздействия.

Помимо плохого содержания артефактов, индийские власти не особо стремительны в их возвращении на родину. Одно из важнейших сокровищ, взятых британцами у колонизированной Индии — 105-каратный алмаз Кохинур, украшавший корону королевы Виктории, а вслед за ней и королевы-матери.

Индия всегда заявляла, что бриллиант принадлежит ей, однако в 2016 году главный юрист страны объявил: «Кохинур не украли. Король Пенджаба Ранджит Сингх добровольно передал его британцам за помощь в сикхских войнах в 19 веке». Это заявление вызвало общественный резонанс, и четыре года спустя правительство снова обратилось к Великобритании с просьбой вернуть драгоценность.

Елизавета II в короне с Кохинуром (большой белый алмаз в основании) Фото AFP

В Индии существует волонтёрская организация India Pride Project — она отслеживает культурные ценности по всему миру и проводит различные акции.

На самом деле вы не деколонизировали нацию, если не вернули то, что принадлежит им.

Анурааг Саксена

Одна из самых резонансных акций прошла в Британском музее в 2018 году: активисты сфотографировали и опубликовали в соцсетях индийские статуи с речевыми выносками вроде «Как я сюда попал?» или «Я божество, а не экспонат».

Вопрос репатриации культурных ценностей остаётся открытым. Автор книги «Кому принадлежит история?» Джеффри Робертсон говорит, что мраморы Парфенона должны вернуться в Грецию, тогда как Розеттский камень, проливший свет на египетскую письменность, должен оставаться в Британском музее, где его расшифровали. Специалист также указывает на декларацию ООН о правах коренных народов, которая даёт право на возврат собственности, «взятой без их свободного, предварительного и осознанного согласия». Директор музея Альберта и Виктории Хант Тристрам выступает за создание «универсальных музеев» не только в Европе, но и в странах Африки и Азии, где «искусство будет представлено вне его колониального контекста».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#великобритания #культура #лонгриды #истории #лигаавторов