Истории
kate

Лиминальные пространства — как обычные пустующие помещения стали массовой фобией и целой культурой в интернете

Пустые коридоры — не повод для страха, так? Тысячи пользователей, придумывающие жуткие сюжеты и крипипасты о безлюдных пространствах, с вами поспорят.

Изображение Dalton Bantz

Этот материал — часть <a href="https://tjournal.ru/tag/%D1%85%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%B8%D0%BDjournal" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">серии текстов</a> TJ к Хэллоуину. Цифровые легенды, крипипасты, мрачные истории — как пугали и продолжают пугать людей в интернете и поп-культуре.

Представьте: вы внезапно оказываетесь в большой пустой комнате без окон со старым ковролином с затхлым запахом, выцветшими грязно-жёлтыми стенами и ярким холодным светом от рядов флуоресцентных ламп. Кажется, раньше тут был офис, но теперь никого нет, а из звуков лишь назойливый гул ламп.

Но это не проблема, ведь из помещения можно выбраться, так? Вы выходите и попадаете в такую же комнату, а из неё в другую. Вы ещё не нервничаете, а спокойно ищете выход — в следующей комнате, и ещё одной. Появляется лёгкое волнение — ведь не может же быть так, чтобы выхода из здания не было совсем?

Продолжаете ходить по комнатам, напряжение нарастает, одинаковые помещения дезориентируют, стены давят, тишина тоже — и вот уже кажется, что вы слышите что-то кроме тишины. Оборачиваетесь — нет ли кого сзади? Сколько прошло времени? Здесь есть выход? Теперь вы, вероятно, паникуете, не понимая, куда попали и как выбраться.

Кажется, это слабый сюжет для хоррора: пустые помещения, ковролин и жёлтые стены — что здесь страшного? Но интернет сделал это объектом массовой фобии. Вокруг идеи лиминальных пространств или бэкрумс (от английского backroom — подсобное помещение) построена субкультура со своими сообществами, крипипастами и играми.

Что такое бэкрумс или лиминальные пространства

Бэкрумс — это не только жёлтые комнаты, но и вообще любые пустынные и запутанные мрачные пространства. Кого-то могут напугать длинные тёмные коридоры отелей с множеством поворотов, других — огромная пустая подземная парковка, склад или закрытый торговый центр.

Главное условие: человеку, оказавшемуся там, становится не по себе, и ему поскорее хочется найти выход и сбежать — из-за страха перед неизвестным. «Лиминальные пространства — это места, в которых должны быть люди, а их там нет. Были ли вы когда-нибудь после уроков в школе? Или задержались в институте? Когда вы выходили из кабинета, а везде тишина, приглушённый свет и такое непонятное чувство страха, мол, а где же все?», — объяснил TJ администратор ролевого сообщества «Осматривайся почаще» о бэкрумс Иоанн Кащенко.

Фото пользователя reddit Papa_Evan37

Фото пользователя reddit 

Фото пользователя reddit 

Никем не замеченное фото и мистическая крипипаста — с чего начался страх лиминальных пространств

История массовой фобии пустых пространств началась в 2018 году. В подсайте «проклятые фотографии» на 4chan анонимный пользователь опубликовал снимок помещения, предположительно отеля 1980 года, с жёлтыми стенами, бежевым ковролином и офисными лампами.

Тогда фотография не привлекла особого внимания, но спустя год на форуме создали ветку о паранормальных явлениях, предложив пользователям делиться тревожными изображениями. Там вновь появилось фото с жёлтым помещением вместе с мистической короткой крипипастой.

Фото анонимного пользователя на 4chan

Если вы будете неосторожны и выпадете из реальности, то окажетесь запертым в ловушке подсобных помещений, где нет ничего, кроме запаха старого сырого ковра, безумия жёлтых обоев, бесконечного фонового шума флуоресцентных ламп и 600 миллионов квадратных миль случайным образом совмещённых пустых комнат. Упаси вас господь услышать, как что-то бродит рядом, ведь это «что-то» уже наверняка о вас знает.

крипипаста пользователя 4chan

Позже крипипаста с фотографией вновь появилась на 4chan, а затем на реддите и в твиттере. После публикаций на 4chan в мае 2019 года запрос «бэкрумс» в гугле резко стал популярен. Вокруг крипипасты появилось много домыслов. Может, миллионы людей, пропадающих без вести каждый год, оказываются в бэкрумсе и не могут выбраться из огромного замкнутого пространства? Возможно, спастись они не могут из-за страшной таинственной сущности, которую упоминает автор?

Интерес людей ко всему мистическому и необъяснимому привёл к появлению целого сообщества с тематическими сайтами, пабликами и подсайтами на форумах со своей мифологией.

Бэкрумс вырос в целую вселенную со своими правилами, логикой и мифологией — и с жуткими сущностями

В реальных лиминальных пространствах опасности нет, но тревожное чувство, возникающее в них, выливается в яркие мрачные фантазии. Пустующие комнаты и коридоры заполняются продуктом самых страшных снов — призрачными чёрными существами, злыми детьми без лиц или бегающими «многоруками» и зомби.

У «вселенной бэкрумс» есть своя логика и правила, на которых строятся игры и крипипасты российских и зарубежных пользователей. Есть несколько теорий того, как зародился мифический мир. В теории столкновений говорится, что «закулисье» появилось на стыке реальной вселенной с параллельной, а бэкрумс — это что-то вроде нейтрального пространства между ними. Другие предполагают, что помещения создали правительства для тестирования квантового туннелирования или телепортации.

По теории Кауэра, иллюзорный бэкрумс случайно создали верящие в потусторонний мир, грубо говоря, силой мысли. «Закулисье» может быть сном, чистилищем для мёртвых или виртуальной симуляцией, говорится на бэкрумс-форуме. В основах «закулисья» пишут, что попадание в мир случайно, но внутри него можно передвигаться по уровням, зная, где располагаются входы и выходы.

Фото сообщества The Backrooms во «ВКонтакте» 

Фото сообщества The Backrooms во «ВКонтакте» 

«Закулисье» состоит из множества уровней сложности: первые девять — канонические и не меняются. Ещё 200 уровней уже полностью сформулировали, а ещё 700 пока не описаны. Все они основаны на разных человеческих фобиях, так что, читая крипипасты и представляя происходящее, может стать не по себе. Почти для каждого уровня участники придумали «сущности», населяющие помещения — от безобидных и полезных до пугающих и смертельно опасных.

На тематических сайтах тем, кто хочет попасть в игру в «закулисье», советуют свыкнуться, что придётся остаться в «параллельном мире» навсегда. Предлагают взять с собой аптечку, часы (хотя время там течёт по своим правилам), закуски, тёплую одежду и спальник, фонарь, налокотники и наколенники, и очки ночного видения. Хотя это не гарантирует, что участник выживет.

С нулевого «учебного» уровня участники начинают свой путь в бэкрумсе — это те самые лабиринты из жёлтых комнат с давящим гулом мигающих ламп. Он стабилен и безопасен, а «сущностей» в нём нет, говорится на фан-сайте. Ориентироваться на уровне невозможно — идя прямо, можно оказаться в исходной точке, а возвращаясь обратно, попасть в совсем другие комнаты. Попавшие на нулевой уровень зачастую видят галлюцинации, сходят с ума и умирают от обезвоживания и голода, пишут авторы.

Следующий уровень выглядит как пустой склад или парковка с коридорами, лифтами и лестницами. Помещения окутаны густым туманом неизвестного происхождения, образующим лужи из конденсата на бетонном полу.

Первый уровень «закулисья» Фото backrooms-wiki

Первый уровень «закулисья» Фото backrooms-wiki

Иногда на этом уровне появляются ящики с едой, медикаментами и одеждой, а на стенах — исчезающие рисунки. В описании говорится, что на первом уровне путники могут столкнуться с тремя «сущностями»: «безликими», «гончими» и «кожекрадами». Первые — безобидные взрослые и опасные дети «без лиц», которые хотят либо просто напугать, либо замучать или убить участников острыми предметами. «Гончие» — враждебные агрессивные существа, похожие на людей, но передвигающиеся на четырёх конечностях. Они могут напасть, но боятся прямого зрительного контакта. В мире «закулисья» «кожекрады» едят людей, а затем снимают с них кожу и носят для маскировки — но только если голодны.

«Гончая»

«Безликая»

«Кожекрад»

На первом и некоторых других уровнях располагаются «аванпосты» с исследовательскими группами (Б.И.Г.), и даже небольшие поселения выживших с инфраструктурой и хранилищами провианта. Члены группы во вселенной помогают новичкам, попавшим в «закулисье».

На втором уровне во многокилометровых служебных коридорах условия сложнее: часто невыносимо жаркие помещения, сильный шум и множество опасных сущностей. «Крадущиеся» — агрессивные организмы, поражённые белым грибком, и стремящиеся передать его дальше. Очень опасным называют «улыбающихся» — сущностей без тела, но со светящимся лицом. Они реагируют на громкие звуки и резкие движения, так что отступать от них надо медленно и тихо. «Многоруки» подстерегают странников в узких туннелях — они быстро двигаются, ловят жертв самыми длинными конечностями и съедают их. А «убогие», как зомби, ищут пропитание и кусают странников, превращая их в подобных себе.

Крадущийся 

Улыбающийся

На третьем уровне «закулисья» находится много разных припасов, например, «миндальная вода», способная заживлять раны, или кристаллы взрывающейся «огнесоли», которой дают отпор сущностям. Но путников также подстерегает много опасностей, в том числе взрывы работающих производственных машин.

Четвёртый — один из относительно безопасных уровней. Следующий уровень, в который погружаются странники — «ужасающий отель». На первый взгляд он не опасен: чистые красивые помещения, заставленные мебелью начала 20 века, а из винилового проигрывателя в комнатах тихо играет джаз. Но путники часто слышат странные шумы, иногда встречают сущностей и чувствуют прикосновения, находясь в комнатах в одиночестве.

Один из самых редких уровней опасности в «закулисье» — пятый. Всё, что представляло угрозу на всех прошлых этапах, объединено в этом уровне— численность, кровожадность и опасность сущностей. Люди редко заходят на подобные уровни, поскольку по имеющимся статьям, поход на них сопоставим с подписанием смертного приговора.

Александр Веткин

Одним из самых опасных уровней путники называют шестой — в его коридорах полная темнота, и ни один фонарь не может его осветить. Сущностей в нём нет, но из-за мрака и бесконечности коридоров у людей развивается паранойя, деперсонализация и галлюцинации.

Седьмой уровень делится на два зала: одно помещение, заставленное мебелью и ледяной водой на полу, другое — открытое пространство с океаном. В водах обитает крупная сущность, поедающая странников. Можно встретить «аванпост», построенный на воде, с 4-9 жителями — они молятся на монстра. Говорят, все они опасны и имеют психические отклонения.

Много опасностей и сущностей подстерегает путников на восьмом уровне — в тёмных пещерах. Попавших в бассейн с чёрной субстанцией на дно затягивает множество рук. Помимо тех сущностей, что обитают на предыдущих уровнях, есть и много других. Парящие над землёй чёрные силуэты «транспортёров» быстро подлетают к людям и хватают за плечи — после этого странники либо умирают, либо их бросают в пустоту, где они исчезают. Большие сущности «спорщики» гипнотизируют жертв и заманивают к себе.

«Всевидящий» на девятом уровне

«Искорёженный»

Все эти сценарии придумали пользователи, так что ничто не мешает нафантазировать свой вариант развития событий — это и делают создатели крипипаст. Некоторые создают целые «отчёты» о пребывании в «закулисье», состоящие из серии крипипаст.

Было примерно 12:15, когда я вошёл в поликлинику округа Джонсон. [...] Когда я вошёл, меня охватило непреодолимое чувство дежавю. Гул мерцающих флуоресцентных ламп, белый кафельный пол, блёклая бежевая краска на стенах. Я сел заполнять бланки перед приёмом. Откинувшись назад, я заметил кое-что странное — моя голова не ударялась о стену, казалось, что она погружается в неё. Я посмотрел на стену — моя голова не сделала ни одной дыры или вмятины.

Я дотронулся до стены и мои пальцы прошли сквозь неё. Я в шоке отшатнулся: «Что это было?». Внезапно я потерял равновесие, споткнулся и упал прямо через стену лицом вниз на грязное ковровое покрытие. Поднявшись, я понял, что нахожусь в совершенно другой комнате, точнее, в помещении из нескольких комнат, связанных проходами. Стены оклеены обоями с грубым коричневым рисунком. Невыносимо пахло сырым ковром.

Я повернулся и попытался снова просунуть руку сквозь стену, но ничего не вышло. «Ладно, что за хрень?», — пробормотал я. Не было ни окон, ни дверей, ничего на стенах — кроме отвратительных обоев, конечно — всё было совершенно пусто. В этот момент единственное, что приходило мне в голову — это страх и повторяющаяся мысль «Мне нужно уйти». Я бегал по комнатам, отчаянно пытаясь найти выход, но безуспешно. Выхода не было.

Вдали я услышал шаги, но не человека — по крайней мере, нормального человека. Послышалось рычание, как у разъярённого животного. Я побежал так быстро, как мог, от того, что, чёрт возьми, ко мне приближалось. Я не хотел иметь с этим ничего общего.

Я бежал, казалось, вечно, но всё время возвращался в ту же комнату, в которой начинал. По крайней мере, она выглядела как та же самая комната — не то чтобы я мог их различить.

Я сел, побеждённый. Чувство страха наполнило моё тело, я начал плакать. Я собирался умереть здесь. Я все ещё здесь. Я не ушёл. Я принял свою судьбу.


Я провожу последние полтора часа, убегая от какого-то богом забытого монстра. Он был ярко-жёлтым и держал воздушный шар. У него была эта чёртова навязчивая улыбка, как будто она была вырезана на его плоти. Я видела, как эта проклятая штука схватила моего напарника и растворилась в стене с ним. Моим напарником был кто-то из Б.И.Г. У них была работа по обновлению своей базы данных и спасению новичков в «закулисье». Я пыталась следить за этим и оказалась в комнате для развлечений. У меня не хватило смелости смотреть, как они его изменили — он медленно становился выше и желтел на глазах. Трансформируясь, он начал смеяться, как грёбаный маньяк. Он что-то печатал на каком-то планшете, пока его пальцы не отвалились и не превратились в комочки.

Одна крипипаста стала основой для роликов с миллионными просмотрами и игровых сюжетов

Публикуют крипипасты в основном на сайтах, реддите и во «ВКонтакте». В подсайте о бэкрумс на реддите состоит 118 тысяч человек, о лиминальных пространствах — 318 тысяч, а во «ВКонтакте» — больше двух тысяч. Пользователи присылают фотографии пугающих мест, в которых оказались — и просят помочь выбраться. Часто такие посты сопровождаются вопросом «Какой это уровень?».

Скриншот из сообщества The Backrooms во «ВКонтакте» 

Скриншот из сообщества The Backrooms во «ВКонтакте» 

Скриншот из сообщества The Backrooms во «ВКонтакте» 

О лиминальных пространствах рассказывали многие авторы мистических ютуб-каналов. Некоторые представляют бэкрумсы как возможно существующие параллельные вселенные, другие объясняют, почему такие хоррор-сценарии в играх настолько пугающие, или показывают российские бэкрумсы.

В тиктоке тоже обратили внимание на популярный хоррор-сценарий — ролики о бэкрумс набрали около 200 миллионов просмотров. Пользователи публикуют анимированных жутких сущностей, бегающих по лиминальным пространствам, и найденные помещения, похожие на бэкрумс. Часто ролики сопровождаются замедленной жутковатой музыкой, вызывающей чувство тревоги.

Видео @lights.are.off

Видео @all.hail.lord.inosuke

Видео @desireegollihugh

Видео @feverdream09

Видео @xplorewithsonny

Изучив уровни, группы и сущности, можно и самому создать своё «закулисье». Этим занялись администраторы «Осматривайся почаще» — они организовали ролевую игру наподобие настольной Dungeons & Dragons. Для участия пользователям нужно создать свои анкеты, прописав характеристики персонажей, их инвентарь, предысторию и то, как они попали в «закулисье». Игра пройдёт в чате во «ВКонтакте», когда все игроки создадут свои «миры».

Провал из реальности в памяти остался размытым и даже не казался реальным. Очнувшись на нулевом уровне, девушка впала в ступор. Голова не соображала, из-за чего было тяжело воспринимать происходящее. Боль в висках спровоцировало продолжительное гудение ламп. Спустя пару часов всё понемногу стало приходить в норму, первые адекватные мысли начали мелькать в голове. Тихим шёпотом посыпался шквал вопросов: «Где я? Кто я? Меня похитили?». Окончательно собравшись с мыслями, девушка двинулась вперёд по коридорам в поисках выхода из этого места.

анкета в ролевой игре «Осматривайся почаще» пользовательницы Полины

Прежде один из администраторов «Осматривайся почаще» был «строителем» на сервере о бэкрумс в Minecraft. Сейчас сервер закрыт из-за занятости админа.

Первый уровень «закулисья» в «Майнкрафте» Скриншот администратора «Осматривайся чаще»

Девятый уровень «закулисья» в «Майнкрафте» Скриншот администратора «Осматривайся чаще»

Перенести сюжет «закулисья» в виртуальную вселенную позволяют моды в играх с открытым миром — те, в которых можно выходить за пределы карт и строить свои, игнорировать игровые задачи и иметь полную свободу действий. Помимо Minecraft, строить свой мир «закулисья» можно в Garry’s Mod, также существуют моды для Counter Strike.

Погрузиться в бэкрумс позволяют несколько инди-хорроров о вселенной — «Enter The Backrooms», «The Backrooms Game Free Edition», «The Backrooms Simulator», «Lost in the Backrooms». В основном это симуляторы первых уровней «закулисья», в которых можно побродить по бесконечным жёлтым комнатам и тёмным коридорам.

Бэкрумс в игре Counter Strike  Скриншот мода StanleyLikesCyan 

«Enter The Backrooms» Скриншот cо Steam

* * *

Феномен популярности бэкрумс, как и в случае остальных хоррор-сюжетов — в эксплуатации страхов людей. Боязнь тесных замкнутых пространств без окон или же наоборот — огромных открытых площадей и пустых заводских помещений с гигантскими опорами, знакома многим людям. Пугают и безлюдные здания, которые мы привыкли видеть наполненными суетящимся народом. Тишина и неизвестность добавляют страха — и вот нам уже будто слышатся странные звуки и кажется, будто из-за угла что-то выбежит.

Изображение VanBot87

Изображение penpiper44 

Придумывание же сюжетов для «закулисья» для многих — обычное развлечение, а для других — способ практиковаться в писательстве, рассказали администраторы «Осматривайся почаще»: «Для нас важна возможность потренироваться в написании, например, книг. Администратор Александр — начинающий писатель и видит этот мир как пространство для развития своих навыков».

#интернет #соцсети #игры #хэллоуинjournal