Истории
TJ

Великая паника 1980 годов: «Подземелья и драконы» Статьи редакции

Колумнист BBC вспоминает, как 30 лет назад главной угрозой психике подростков считали фэнтезийные настольные игры

Автор: Настя Праздничная

В эпоху глубокой озабоченности проблемами порнографии в интернете, доступных наркотиков и кибер-буллинга, сложно представить, чтобы настольная игра стала темой дискуссий. Но 30 лет назад «Подземелья и драконы» (Dungeons & Dragons) были предметом неистовой морализаторской паники, пишет колумнист BBC Питер Рэй Эллисон. TJournal представляет перевод этого материала.

В начале 1982 года группа подростков «ET» увлеклась ролевой игрой с костями и заклинаниями, которая была очень схожа с «Подземельями и драконами». Они развлекались в ожидании доставки пиццы.

Это безобидное описание радикально отличается от куда менее нейтральной подачи в тогдашних СМИ.

В далёком 1974 году «Подземелья и драконы» были, пожалуй, первой истинной ролевой игрой. Игроки перевоплощались в искателей приключений, среди которых были представители различных рас и профессий. В каждой игре был мастер игры — ведущий, который был одновременно и рассказчиком, и судьёй. К 2004 году насчитывалось порядка 20 миллионов игроков.

Сегодня любой, кто знал игру в самом начале, мог бы рассказать о её положительных качествах. Она практически полностью была основана на одном только воображении. Она была социальной. И никаких мониторов.

Но в 1980-ые игра подверглась жесточайшим нападкам со стороны религиозных фундаменталистов, которые опасались её влияния на молодые умы.

В 1979 году 16-летний вундеркинд Джеймс Даллас Эгберт III исчез из своей комнаты в Мичиганском университете. Ради поиска сына родители Джеймса наняли частного сыщика, Уильяма Дира. Несмотря на то, что Диру мало что было известно о ролевых играх, он был уверен, что причиной исчезновения Эгберта были «Подземелья и драконы».

На самом же деле, помимо прочего, Эгберт страдал от депрессии и наркотической зависимости, и спрятался в канализацию под зданием университета в приступе самобичевания. Этот случай был описан под названием «инцидент в тоннеле», и породил целый ряд художественных произведений, включая роман «Лабиринты и монстры» и одноимённый фильм 1982 года с Томом Хэнксом.

История «Подземелий и драконов»

Созданы Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном под впечатлением от настольного варгейма «Кольчуга» (Chainmail). Выпущена «TSR Inc.» в 1974, в 1997 приобретена «Wizards of the Coast». Игру ведёт мастер игры (Dungeon Master, DM), который одновременно является и рассказчиком, и судьёй. Игроки создают персонажей из списка рас и профессий.

Позднее Эгберт скончался, застрелившись в 1980 году. Несмотря на доказательства его психического расстройства, некоторые активисты полагали, что причиной суицида Эгберта были «Подземелья и драконы».

В 1982 году ученик средней школы Ирвин Ли Пуллинг совершил самоубийство, выстрелив себе в шею. Несмотря на тогдашнюю статью в Washington Post, сообщавшую, что «у Пуллинга были проблемы с адаптацией», его мать Патриция Пуллинг была уверена, что суицид её сына связан с игрой в «Подземелья и драконы».

Опять же, было очевидно, что имели место куда более сложные психологические факторы. Виктория Рокечарли, одноклассница Ирвина Пуллинга, уверяла, что «у него было множество проблем, никак не связанных с игрой».

Сначала Патриция Пуллинг попыталась подать в суд на директора школы, будучи убеждённой, что проклятие, наложенное директором на персонажа её сына во время игры, оказалось реальным. Она также подала иск против TSR Inc., выпустивших «Подземелья и драконы». Несмотря на то, что суд отклонил оба иска, Пуллинг продолжила свою кампанию, создав в 1983 году организацию «Обеспокоенные “Подземельями и драконами”» (Bothered About Dungeons and Dragons, BADD).

Пуллинг описывала «Подземелья и драконы» как «фэнтезийную ролевую игру, проповедующую демонологию, колдовство, вуду, убийства, насилие, богохульство, самоубийства, нападения, безумие, сексуальные извращения, гомосексуализм, проституцию, ритуалы наподобие сатанинских, азартные игры, варварство, каннибализм, садизм, осквернение веры, вызывание злых духов, некромантию, гадания и иные аморальные учения».

Пуллинг и BADD начали активную кампанию как с помощью консвервативно-христианских СМИ, так и через основные медийные каналы, включая выступление против создателя игры, Гэри Гайгэкса, в новостном шоу «60 минут».

Джереми Айронс в киноверсии «Подземелий и драконов», 2000

В 1985 году Джон Куигли из Евангелистской общины Лэйквью обращался к оппонентам, утверждая: «Эта игра — оккультное средство, позволяющее демонам влиять на молодых людей и делать их одержимыми».

Эта обеспокоенность распространилась и на Великобританию. Писатель в жанре фэнтези К.Т. Дэйвис вспоминает, как «показал викарию фигурку из игры — и тот назвал “Подземелья и драконы” поклонением демонам, так как в игре были “боги”».

Опытный ролевик Энди Смит оказался в непростой ситуации, будучи одновременно игроком и христианином. «Когда я работал в христианской организации, меня попросили убрать мои книги по ролевым играм из мест общего пользования, так как они были оскорбительны для некоторых сотрудников и содержали упоминания о поклонении демонам».

Теперь, оглядываясь назад, можно заметить признаки классической моралистской паники, когда воображение зрителей со стороны было распалено несколько эзотерическим миром ролевых игр.

Как играть

Каждый игрок выбирает роль для персонажа, а один игрок становится мастером игры (DM). Персонажи распределяются в отряды и отправляются в «приключение» на основе сюжета, рассказываемого мастером игры. Она не ограничена по времени, и в неё можно играть в несколько заходов. Игроки используют набор многогранных костей (на рисунке).

«Так как фэнтези, как правило, включает в себя магию и колдовство, существовало убеждение, что “Подземелья и драконы” противоречат библейским заповедям», — рассказывает Доктор Дэвид Уолдрон, преподаватель истории и антропологии в Австралийском университете и автор «Ролевые игры и христианское право: формирование сообщества в ответ на моральную панику». Также существовало мнение, что молодёжь неспособна различать фантазию и реальность.

И хотя наиболее дикие претензии к сущности игры, как правило, выдвигались евангелистскими группами, им всё же удалось пробудить волнение и в более широких кругах.

«Мемы из этой кампании распространялись, а учитывая, что поначалу их публиковали безо всякой критики, это привело к расширению списка нелепых претензий», — уверяет Уолдрон. «Например, о том, что если твой персонаж погибает, то и ты, скорее всего, совершишь самоубийство».

Нападки на ролевые игры не остались без ответа.

Писатель Майкл Стэкпоул стал голосом несогласных, критикуя Патрицию Пуллинг и BADD. В 1990 году Стэкпоул опубликовал «Доклад о Пуллинг», в котором были описаны бесчисленные ошибки, допущенные BADD, а сама Пуллинг обвинена в том, что неправомерно выдавала себя за знатока игр.

Исследования Американской ассоциации изучения проблемы суицида, американских центров по контролю и профилактике заболеваний, и Канадского центра здравоохранения и социального обеспечения не выявили никакой взаимосвязи между игрой «Подземелья и драконы» и суицидом.

Однако дискуссии вокруг «Подземелий и драконов» продолжаются и по сей день, по крайней мере, в США. В 2010 году Апелляционный суд США по седьмому округу оставил в силе запрет на «Подземелья и драконы» в исправительном учреждении Уопана. Капитан Мураски, сотрудник тюрьмы, уверял, что игра может «привести к одержимости заключённых, их выпадению из реальной жизни и коррекционного окружения, стимулировать враждебность, агрессивность и стремление к побегу».

Но общественное мнение изменилось. Если что-то в ролевых играх и вызывает некоторый негатив, то это скорее гиковый подтекст, нежели опасения за рассудок игроков. Студенты, в 1980-ые годы игравшие в «Подземелья и драконы», теперь уже добились успехов в карьере.

«Взгляд на ролевые игры изменился со временем», — говорит Смит, «по большей части потому, что так и не сбылись предсказания об «опустошённой стране и улицах, залитых кровью невинных жертв, подвергшихся нападению ролевых игроков, одержимых демонами». 

Этот материал является переводом оригинальной статьи Питера Рэя Эллисона «The great 1980s Dungeons & Dragons panic» на сайте BBC.

0
21 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Террористический месяц

Знаем мы эту молодёж! Им лишь бы наглотаться своих фэнтези, да на дискотеку!

››На самом же деле, помимо прочего, Эгберт страдал от депрессии и наркотической зависимости, и спрятался в канализацию под зданием университета в приступе самобичевания.

О-о-о... Пойду искать себе канализацию.

4
Террористический месяц

Вот это — тоже TJournal. Журнал, который рассказывает людям о том, о чём они раньше не знали. О культуре, которую они не застали и могут попробовать перенять.

Надеюсь несколько человек после этой статьи хотя бы в Neverwinter Nights сыграют)

2
Террористический месяц

А смысл? Культура ролевух это в первую очередь культура социализации, система (днд, ваха, мтг и т.д.) уже последующее деление.

Олсо NWN ужасна.

1
Террористический месяц

Плейнскейп и Балдрус Гейт, вот наш выбор)

0
Террористический месяц

Круто, а мы с друзьями играли в детстве. Правда, тогда мы еще не знали, что D&D, мы думали, мы сами такую игру придумали)

1
Террористический месяц

счастливое детство.

0
Террористический месяц

Жаль вообще, что мимо меня проплыл пласт D&D, я хочу как-нибудь восстановить пробел.

1
Террористический месяц

MTG сейчас кажется куда живее, чем D&D.

1
Террористический месяц

Ну это иллюзия, потому что игрокам в мтг приходится собираться в клубах, а игроки в днд сидят небольшими компаниями по домам.

0
Террористический месяц

Для соло или маленькой компашки можно попробовать Гнев Ашардалона или Замок Равенлофт. Если хотите серьезное погружение - ищите тусовку в городе :)

0
Террористический месяц

Спасибо за наводки, надо будет попробовать :)

0
Террористический месяц

Скучный материал только по той причине что игра не была у нас сколько-нибудь значимо распространена.

0
Террористический месяц

Да ладно?

0
Террористический месяц

Ну сам посмотри на статистику просмотров
Почти 12 часов прошло и даже 800 просмотров нет.

0
Террористический месяц

С переводными статьями тут часто так (http://tjournal.ru/paper/staff/nastya-prazdnichnaya), даже если статьи очень интересные, а перевод качественный.

0
Террористический месяц

Гугли "Заколдованная страна".

0
Террористический месяц

А почему к заголовку новости прикреплена картинка с игрой Catan?

0
Террористический месяц

Самая большая проблема в ДнД сейчас - это отыгрыш роли. Все хотят только убивать и лутать экспу.

0
Террористический месяц

DnD фигня, играйте по GURPS, ее любит Джордж Мартин

0
Террористический месяц

Этот маньячелло нам не авторитет)

0
Террористический месяц

гурпс - это совсем другая игра.

0
Читать все 21 комментарий
null