{"id":1064,"title":"\u041f\u0440\u043e\u0439\u0434\u0438\u0442\u0435 \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0442\u0435\u0441\u0442, \u043f\u043e\u043a\u0430 \u043a\u0440\u0438\u043f\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u044e \u0438\u0437 \u0435\u0434\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0442\u0438\u043b\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=1064&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/kaleidofood&placeBit=1&hash=f30606208ead4bb67ee3624f20be3cd7a9b9c0ae8b2bd8a40218541848752d25","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Глеб Клинов

Деревня удивляет

В семь лет я впервые приехал из города в деревню, и она меня поразила. Как вы думаете, что может поразить в меру интеллигентного петербургского мальчика в глухой псковской деревне? Оооо, его многое может поразить!

Про что бы я ни рассказывал дальше, это было самое лучшее время. Я проводил в деревне месяца по четыре в году, все школьные каникулы. Поначалу местные называли меня «городской» — знаете, так, снисходительно. И у них были все основания! Потому что только нежный городской мальчик может удивляться обычным, в общем-то, вещам. Например, вот чему.

Земля

В самый первый приезд нас ждал свежекупленный домик. Хоть я и называю его «свежекупленным», свежим он не был вообще — покосившаяся изба и заброшенный огород, который предстояло вскопать.

Мне дали лопату и я с энтузиазмом взялся, а земля оказалась страшно глинистой. Вонзил лопату в землю и на неё налипла сразу половина грядки. Я потянул лопату на себя изо всех сил. Лопата не поддалась, только я ушёл в глину на полсапога.

Стоило мне обиженно хныкнуть как на звук обернулись все окрестные комары и сказали «О!». За десять минут огородничества комары дважды пытались отобрать у меня лопату и выпили минимум треть семилетнего мальчика. Я взвыл и сбежал сразу же, как смог с чвяком вырвать резиновые сапоги из грядки. Сытые комары смеялись и улюлюкали вслед.

Дети

Их тоже в деревне было много, хоть и не так, как комаров. На окраине жила семья, в которой было, скажем так, больше пяти детей. Точнее сказать нельзя — самой старшей было лет 25, а за младшими вообще не уследить, они постоянно появлялись новые. И это была совершенно необъяснимая для меня, неоправданная многодетность. Я не понимал, зачем это, как всех этих детей кормить и на что.

Как-то раз я зашёл к ним и не смог пройти дальше порога, пораженный зрелищем. Дом выглядел так, будто в нем разорвалась бомба, начиненная обрывками тряпок и картофельными очистками. Среди лохмотьев копошились дети. Кто-то ел, кто-то какал, всё это происходило одновременно.

На плите что-то варилось, а на тумбочке стоял, хрипел и блёкло показывал телевизор. Ещё одно удивление — как бы ни было бедно, а телевизор в каждом доме обязательно был. Конкретно тут — пузатый кинескопный ламповый телевизор без корпуса.

В первую зиму в деревне я удивился, почему Ванька ходит в резиновых сапогах, холодно же. Потом выяснилось, что он мало того, что в сапогах, так ещё и на босу ногу. А потому что нечего больше надевать — ну, то есть, имеются ещё ботинки, но школьные, не для прогулок.

Как мне стало понятно чуть позже, смысл детей был в значительной мере в детских пособиях. На ребенка платят «детские». Хотя у меня упорно не укладывалось в голове, ведь пособия явно меньше, чем требует содержание ребенка.

Ягоды

Кроме «детских» были ещё «ягодные» деньги — с продажи ягод и грибов летом. Для меня, избалованного, поход за грибами был скорее развлечением: ходишь по лесу с корзинкой, ищешь грибы, радуешься урожаю, походя подъедаешь чернику с кустов.

А для деревенских это работа. Рано утром они строем, вместе с детьми, уходили в лес. Через несколько часов возвращались, у каждого по два ведра ягод. Высыпали ягоды на расстеленные газеты — и снова в лес. И так по два-три раза в день, поэтому летом у всех моих деревенских приятелей руки всегда были фиолетового цвета. Потом приезжали сборщики и они сдавали им ягоды. То же самое с грибами, но ягоды были дороже.

Скотный двор

В первые годы моей деревенской жизни был, правда, ещё один источник дохода. За окраиной стоял скотный двор — «деревнеобразующее предприятие», на котором работали все, кто мог. А мы с пацанами не работали — мы сидели на шиферной крыше скотного двора и смотрели на окружающую красоту. Красоту составлял гигантский навозный оазис. Навоз из скотного двора подавался на конвейерную ленту, а в дальней части здания конвейер выводился наружу — лента торчала под углом в небо, навоз поднимался по ней к небу, а потом падал вниз. И делал оазис ещё немножечко больше. Озеро там тоже было, как и полагается оазису. Ну только не из воды.

Силос

В детских книжках коровки и лошадки летом кушают травку в поле, а зимой сено. В жизни зимой кроме сена коровки кушают силос. Это размельченная трава, которую летом закладывают в специальные хранилища на открытом воздухе — силосные ямы. А сверху спрессовывают гусеничным трактором и так трава лежит до зимы. А зимой ее достают, грузят на телеги и развозят по скотным дворам

Силос пахнет оглушительно. Запах будто не попадает в нос, а сразу бьёт раскалённой иглой в мозг. Особенно зимой, когда не так много посторонних запахов. Трактор с силосной телегой буквально разрывают реальность — за ним от запаха плавится снег. Описать сам аромат я не возьмусь — пахнет чем-то медицинским, химическим, нельзя даже предположить, что когда-то это была трава.

Матюги

В городе вокруг меня матом не ругались. Максимум один из дедушек позволял себе в сердцах воскликнуть: «Мать честная!». Но в мой первый приезд в деревню соседская четырехлетняя девочка обложила меня такими словами, которых я никогда не знал. Но быстро узнал. Через три месяца я матерился как сапожник и вернулся в город полностью лингвистически экипированным.

Мат даже не воспринимался как ругань — это просто был, ну, образ жизни. Но кроме мата были и другие слова.

Говор

Вместо «что» в деревне говорили «кого». Не «что ты делаешь?», а «кого ты делаешь?». Не «что сказал», а «кого сказал». Ещё распространено было окончание «-вши» и какой-то мутированный вариант пассивного залога. Вместо «я сходил» говорили «я была сходивши». «Что ты сделала» → «Кого ты сделавши».

У меня взрывался мозг, я просто отказывался воспринимать эти конструкции.

Игры

Если вы думаете, что кидаться яблоками — это неинтересно, то вы странный. Кидаться интересно. Мы кидались вообще всем — яблоками, камнями, железками от аккумуляторов. Знаете такие Ш-образные тонкие железки? Вот ими.

Иногда использовались вспомогательные приспособления для метания. Из орешника получались прутья для метания яблок. Яблоко насаживалась на метровый прут, потом ты делал прутом движение, будто закидываешь удочку. Яблоко срывалось и летело метров на сто. И хорошо бы тебе не оказаться в конце его траектории.

А ещё из орешника получались отличные луки. Он хорошо гнулся и был упругий. Стрелы делались из сухого борщевика, а на концы для утяжеления мы наматывали проволоку.

Кстати орешник меня тоже поразил. Орехи приходили в мою детскую жизнь в виде пакетиков с рынка, а тут вдруг настоящее дерево, на котором растут настоящие орехи! И их можно срывать, разбивать камнем скорлупу, и есть. Офигеть же!

Ещё я познал кайф от битья бутылок. Мы расставляли бутылки на доске, стреляли по ним из рогаток или просто швырялись камнями. Вроде небольшая деревня где-то на отшибе, а бутылки были всегда и в любых количествах. Сейчас кажется, что мы били их сотнями, но их всегда было вдоволь. Видимо, деревенские опустошали бутылки быстрее, чем мы успевали их разбить.

Были и ещё кое-какие игры. Однажды я вышел на улицу, а меня ждали Мишка с Ванькой и Валька — ванькина сестрица. «Пошли!» — заговорщицки сказали они и мы помчались к скотному двору. На чердак. «А чего? Чего?» — интересовался я, но они только ржали и переглядывались между собой. Было немного обидно — опять считают за городского.

Когда я вскарабкался на чердак, Вальки было не видно. В середине длинного чердака стоял большой вентиляционный короб — и Мишка с Ванькой подталкивали меня в сторону него: «Иди, иди давай!». Я чувствовал, что пришло время стесняться, правда, не понимал, почему. И пошёл.

Из-за короба я вышел совсем другой, впечатленный на всю оставшуюся жизнь. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Пьянство

Если бы была возможность измерить общее деревенское опьянение, то показатель, я думаю, никогда не опускался бы ниже 70%. Всегда кто-то был пьян, шатался, орал, валялся ничком в траве или прямо сейчас пил, чтобы потом шататься и орать.

Водка была не всегда. Соседи как-то затащили к себе на застолье, и все пили какой-то страшный самогон, рюмки у всех после него были белого цвета. Ну и дети, кто постарше, пили тоже вместе со всеми.

Местный тракторист ездил пьяным почти всегда. Допотопный червячный механизм руля плюс хорошая доза алкоголя выглядели так: трактор ехал широким зигзагом от обочины до обочины, как будто парусная лодка. Чтобы его обогнать, нужно было поймать момент, когда он уходил в правый зигзаг и быстро прошмыгнуть слева.

В таком же виде работали. Пьяная уборка сена — страшная вещь, кажется, что обязательно в конце концов кого-нибудь насадят на вилы. Кстати, сено.

Сено

Сено — это самая тяжёлая, пыльная и чесучая штука, которую я знаю. В книжках-то оно — ну вы поняли — легкое, пушистое. А в жизни нет. Я участвовал в набивании сеном сараев и в какой-то момент, уже под самым коньком крыши ты вдруг испытываешь панику оттого, что вокруг тебя сено, и жара, и пыль, и невозможно дышать, и ты сейчас задохнешься в попытке выбраться из этой ловушки. А сарай длинный и тебе нужно ползти ужом. Сено колется и потом ты ходишь и чешешься весь еще несколько дней.

А круглые скирды, которые валяет специальная сельхозмашина? Каждая, кажется, весит килограммов триста и если хорошо напрячься, то можно скатить вместе несколько скирд и сделать в них убежище. Правда, стоять оно будет посередине поля, что не очень похоже на убежище.

Автолавка

И если самогон делали сами, то водку нужно было откуда-то брать. Посреди деревни, на обочине дороги, стояло странное сооружение эшафотного вида — дощатый помост с двумя ступенями и перилами с одной стороны. Дважды в неделю, начиная с позднего утра, к нему постепенно собиралась если не вся деревня, то большинство её жителей.

К полудню из-за горы показывалась машина. Точнее, сначала появлялся шорох, потом становился различим подвывающий звук мотора, потом над дорогой появлялась синяя полоска кузова. И через минуту грузовик был виден уже целиком. Собравшийся народ уже выстраивался в очередь — первые пришедшие забирались на помост, безжалостно опираясь на хлипкие перила.

Странный этот ритуал был впрочем ничем иным как очередью в магазин, а чуть кренящийся на правый бок грузовик — автолавкой. От деревни до ближайшего магазина было километров двенадцать по шоссе, а до райцентра все двадцать пять, а деревень в районе было видимо-невидимо, поэтому продукты привозила именно автолавка.

Набор не отличался особенным разнообразием, но купить можно было всё необходимое. Хотя деревенским жителям и этого набора было даже много. Хлеб, крупа, макароны, консервы, какое-нибудь печенье да конфет, если позволяют деньги. Водка, конечно, или пиво, а лучше и то и другое.

Грузовик медленно подваливал к помосту, вставал к нему бортом, в котором открывалось окно, превращая всю конструкцию в прилавок. Задняя дверь машины тоже открывалась — просто потому, что в железный кузов страшно нагревался на солнце и дородная продавщица обливалась потом в своем синем переднике.

Гудели разговоры, скрипел помост, слышалось оханье забирающихся на него старух. Больше всего брали хлеб — перекладывали по несколько буханок в котомки. Свежие, только с хлебозавода буханки, неупакованные, рядами лежали в лотках и отчаянно пахли. Закупка продолжалась примерно с час, а потом грузовик закрывался и отчаливал в следующую деревню.

***

Можно, конечно, рассказывать ещё и ещё, но пост и так получился необъятный.

Но вы можете узнать, чем это всё закончилось. Об этом я уже писал... не столько писал, сколько фотографировал: В заброшенных деревнях

Прогулочный деревенский стиль. Автопортрет
0
156 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Scranton Strangler

Очень лампово написано. Помню тоже ездила в деревню, к своим татарским родственникам, боже, сколько там земляники! Тазиками ее собирали, варили варенье. А дядя вообще пасеку свою держит. И вот идешь такой по улице, а рядом смешные козочки бегают. Красота

Ответить
30
Развернуть ветку
Всякий татарин

пьяницы
селюки
безысходность

лампово

Ответить
48
Развернуть ветку
Михаил Павлович
Ответить
1
2 комментария
Развернуть ветку
Задумчивой Кот

Русскую классическую летературу в школе не проходил?)

Ответить
1
Развернуть ветку
hikari

если там в деревне в основном татары живут, то они ж, я думаю, не бухают как скотина, следовательно - и безысходности там поменьше))

Ответить
0
Развернуть ветку
Посторонний

Я вот в татарской деревне не помню, чтобы массово пили, кстати.

Ответить
2
Развернуть ветку
Marat Khamadeev

Пьют и правда меньше, ислам таки сказывается, но проблема есть

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

мммм...😏

Ответить
0
Развернуть ветку
AleXXX

Ш-железки от трансформаторов, а аккумуляторные пластины надо плавить и лить куда ни попадя, даже на ноги.

Ответить
33
Развернуть ветку
Глеб Клинов

От трансформатора, конечно, заперепутал.

Ответить
2
Развернуть ветку
Ипполит Воробьянинов

Эстетика Ебеней

Ответить
47
2 комментария
Развернуть ветку
Slow Dimon

Это Е, а не Ш

Ответить
13
Развернуть ветку
Vitaliy Vitalic

Т, вообще-то.

Ответить
2
Развернуть ветку
Al

Эх. жалко трансформаторы((.

Ответить
1
Развернуть ветку
Zhanna Sinelnik

Я из тех детей, кого на все лето к бабушке в деревню отправляли. У деда был трактор. Он его и сгубил. Хотя как сгубил: бухая дешевенький портвейн "Агдам", дед прожил почти до 90 с лишним лет. И погубили его сигареты "Полет", а сосуды при этом у него были чистейшие))
Свой трактор в деревне - это почти машинка по печатанью денег, особенно в сенокос. Захотелось тоже об этом написать))

Ответить
22
Развернуть ветку
Kakomicli

У нас был сосед-тракторист, все его звали Федя, но когда приходил май и пора было пахать огороды, он на месяц превращался в Федора Тимофеевича.

Ответить
35
Развернуть ветку
Zhanna Sinelnik

Жиза

Ответить
0
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Ещё умение класть печки — вот тоже золотая жила!)

Ответить
8
Развернуть ветку
Zhanna Sinelnik

да кстати.
А мне прям захотелось рассказать, как правильно мыть сепаратор))) Разрожусь скоро, вдохновили прям)

Ответить
5
1 комментарий
Развернуть ветку
Михаил Павлович

херня по сравнению с самогонным аппаратом

Ответить
1
Развернуть ветку
Zhanna Sinelnik

такой не мыла, увы.

Ответить
0
Развернуть ветку
I Never Asked For This

Я так и не понял, что произошло за ветиляционным коробом

Ответить
24
Развернуть ветку
Александр Добриневский

Ему показали сиськи

Ответить
11
Развернуть ветку
k-trif

Или то что пониже.
В том возрасте обычно нет смысла сиськи показывать.
Некоторые дети очень рано начинают свою сексуальную жизнь в деревнях.

Ответить
13
7 комментариев
Развернуть ветку
Oz Print

Ну народ! На камон!!! Мы обо всем об этом читаем как о детском веселье. У многих всякого рода детство похожим было, и в деревне и в городе. Но честно, из всего прочитанного я осознал что бо́льшая часть населения сами виноваты в том образе жизни, который налаживать никак не собираются. Пьянки, многодетные семьи ради субсидий, битые стекла и пр. - это же все атрибуты дауншифтеров. - ну это же прям антигордость за дно, в которое мы дружно катимся. Честно, не то чтобы о таком можно было писать как о счастливом детстве, упомянуть в слух нельзя.

Ответить
20
Развернуть ветку
Владимир Старик

Население не особо виновато. Родиться, взрослеть и жить в перманентном сельском пиздеце — ещё то испытание и токсичная среда.

Ответить
4
Развернуть ветку
Oz Print

Ну голова-то есть на плечах! Если не знаешь как наладить жизнь вокруг себя - возьми топографическую карту, найди там слово "выход" и дуй без оглядки в том направлении.

Ответить
0
11 комментариев
Развернуть ветку
Померанский Шпицрутен

слышал что-то подобное от людей, которым 3 часа езды до Москвы от своей алко-деревушки. выехали все, поработали, нуегонафиг, вернулись, бухают. работать остались единицы и вышли в нормисы.

Ответить
1
1 комментарий
Развернуть ветку
Всякий татарин

бОльшая часть населения
Можно, я немного спасу вас от мук рефлексии?
Городское население — 74,74 %, сельское — 25,44 % (2021).

Ответить
0
Развернуть ветку
Oz Print

В городе те же проблемы.

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Напомнил мне историю из детства, когда мы так же катались на велосипедах у скотного двора и наткнулись на полноценное озеро говна. И это было по истине страшно, когда с этой "водяной глади" поднялась черная как ночь стая мух/шершней/уж не знаю кого и погналась за нами, улепётывали мы как могли.

А еще заброшенные скотные дворы были хорошим источником шампиньонов, однажды в процессе сбора грибов даже умудрился наступить на гадюку и чуть не отправился в мир иной, но постсоветская медицина спасла.

Ответить
15
Развернуть ветку
Владимир Старик

Из этого можно запилить неплохой сюжет для Кинга

Ответить
3
Развернуть ветку
Померанский Шпицрутен

самый большой прикол про силос, что иногда в стрительстве силосохранилищ использовали кирпич. если такой кирпич потом воровали и использовали для строительства осенью, то летом мог быть мега-кек, потому что дом начинал жутко вонять в жару.

в деревне удивляло и не нравилось:

- возраст вступления в интимные связи, он был гораздо ниже, чем в городе
- лютый алкоголизм. в городе быть настолько маргинальным считалось зашкваром даже среди бухарей. запомнил, что бутылка "монастырки" - самогона на черном чае стоила около 40 рублей

Ответить
14
Развернуть ветку
Гюндуз Гусейнли

Тема вальки не раскрыта. А Ванька тоже пользовался ее специфической услугой?

Ответить
12
Развернуть ветку
Всякий татарин

Если бы была возможность измерить общее деревенское опьянение, то показатель, я думаю, никогда не опускался бы ниже 70%. Всегда кто-то был пьян, шатался, орал, валялся ничком в траве или прямо сейчас пил, чтобы потом шататься и орать.
зачем ты рассказываешь нам про нашу жизнь

Ответить
9
Развернуть ветку
Tauraloke Esteru

чтобы потом шататься и орать.

Ответить
9
Развернуть ветку
Михаил Павлович

мне влом рассказывать истории из деревне. помню в 12 лет пиздили мотоцикл у соседа, который потом спиздили у нас, затем спездили у тех кто спиздил и потом он вернулся к соседу, после чего я его выкупил и у меня отняли его менты, которые хотели сделать это на иже, но удалось это только на яве.

Ответить
9
Развернуть ветку
Посторонний

у меня отняли его менты, которые хотели сделать это на иже, но удалось это только на яве.
Сделать что "это"? И тупо отняли у подростка, по факту, грабанули, и всем норм, включая твоих родителей?

Ответить
1
Развернуть ветку
Alex V

Так явно без документов был. В 90е штрафстоянки были завалены мотоциклами.

Ответить
6
1 комментарий
Развернуть ветку
Михаил Павлович

забрали на штрафстоянку. т.к. у меня не было документов и естественно ни о каких правах в 12 лет речь не шла. правда через неделю я гонял уже пс и тут они даже не пробовали, потому как кому интересно гонять за малолетним дибилом без бошки по полям и долам

Ответить
3
Развернуть ветку
A patient patient

Вместо «я сходил» говорили «я была сходивши». «Что ты сделала» → «Кого ты сделавши»
Это просто южное наречие русского языка (не говор). Как и некоторые другие упомянутые особенности. В городах, особенно на юге, бывает тоже встречается, но практически вытеснен.

Ответить
7
Развернуть ветку
Тимофей Барменков

Конструкция типа "я сходивши" (на самом деле это префект, типа как в английском) не является чертой южного наречия, она не встречается на большей его территории (скажем, к востоку от Калуги, Орла и Курска) и при этом распространена сильно-сильно севернее (вплоть до Поонежья). Это черта западной диалектной зоны, которая "перекрывает" границы наречий в их западных частях:

http://www.gramota.ru/book/village/map24.html

На этой карте жёлтым цветом выделены территории, на которых распространён перфект типа "Девушка приехавши". К западу он встречается повсеместно и в севернорусских, и в среднерусских, и в южнорусских говорах, а к востоку не характерен вообще ни для каких. А вот карта западной диалектной зоны:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0

Наглядно показано, как западная диалектная зона накладывается на границы севернорусских, среднерусских и южнорусских говоров (серые линии).

Если совсем уж лингвистически занудствовать, то строго говоря большую часть Псковской области занимают среднерусские говоры (Гдовская группа на северо-западе, новгородские говоры на северо-востоке и собственно Псковская группа говоров на всей центральной части), южнорусское наречие там представлено лишь небольшой полоской на самом юге (это говоры Смоленской группы). Судя по тому, что автор пишет ниже (говорят "схадиуши"), говор данной конкретной деревни может быть либо псковским (и тогда он среднерусский), либо смоленским (и тогда он собственно южнорусский) — первое (чисто статистически) вероятнее. Но на самом деле это, конечно, не суть важно (вообще говоря всё это слишком условно), просто я уже в диалектологический азарт вошёл

Ответить
4
Развернуть ветку
A patient patient

Классный ответ, спасибо!

Ответить
1
Развернуть ветку
Шпек

Господи, каждый раз оказываясь в деревне, думал где бы взять словарик, ибо я ничего не понимаю из сказанного. А вот он. Спасибо.

Ответить
3
Развернуть ветку
Всякий татарин

обе́д — завтрак
Вот это вышка, конечно

Ответить
3
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Про что ещё не рассказал. Про рыбу, пятки, эхо войны, про яблоки, про смерть, про печку, про одежду и про бензовозов. Ну и про Вальку, понятное дело, а то прям половина комментаторов спросили, как будто не знают, ей-богу

Ответить
5
Развернуть ветку
Arseniy Bespalov

Определенно нужна вторая часть и половина из нее про Вальку!

Ответить
5
Развернуть ветку
Всякий татарин

Ещё в деревнях любят травить безумные истории про нечисть покруче любого scp. Кто бабку увидел в белом, кто в ручье на тракторе утонул.

Ответить
1
Развернуть ветку
Внимательный Денис

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–10
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Вообще не понял, что это сейчас такое было, но чувствую, что следующий коммент должен быть уже про Гитлера.

Ответить
16
Развернуть ветку
Рома Ромов
Ответить
2
Развернуть ветку
Внимательный Денис

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
1 комментарий
Развернуть ветку
kerokero

С каких это пор мужчина стал мальчиком?
Мужчиной он стал, когда залез в вентиляционный короб к Вальке, а до того был мальчиком.
Все логично ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
9
Развернуть ветку
MightyStan

Очень красиво написал. Мне понравилось, спасибо!

Ответить
5
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Бллагодарю!

Ответить
1
Развернуть ветку
Владимир Горячев

Каждое лето проводил в деревне лет до 15. А теперь уже и приехать не к кому. И улица опустела совсем. Старики умерли, молодёжь поразъехалась.

Каждое лето считал дни, предвкушал, как привезу туда какие-нибудь новые "дары цивилизации", опробую новые снасти на речке, местным что-нибудь подарю или угощу чем-нибудь. Местные ребята заслушивались моими пересказами сюжетов компьютерных игр, а потом у меня отвисала челюсть от их деревенских крипи-историй и ритуалов, в которых узнавались последние отголоски дохристианской Руси.

Прилипчивый местный говор проникал в повседневную речь. К концу третьего месяца уже и самому хочется использовать казавшиеся непонятными и нелогичными конструкции "Иди повз берега". "Зачини хвортку." "Кого ты кажешь?"

Алкаши и всякие маргиналы конечно разбавляли картину. Экстремальным видом спорта было подшучивать над ополоумевшей от алкоголя тёткой, которая 24/7 разговаривала "с телевышкой" на повышенных тонах. Дойдя до определённой точки она бросалась за нами в погоню то с палкой, то с камнем.

Местное шибко многодетное семейство, похожее по описанию на такое же у ТС, наводило ужас на всю округу. Пока половина семьи сидела в тюрьме, оставшиеся занимались грабежом одиноких пенсионеров. Иногда доходило до убийств. Потом составы менялись как в хоккее - новых сажают, а у старых как раз заканчиваются сроки.

Некоторые культурные противоречия были неустранимы. Привозишь им послушать кассеты со всякими Продиджи, Нирваной и Линкин Парками, а тебе говорят - музыка ваша американская - говно. То ли дело шансон. Говоришь - так шансон это для уголовников, что в нём такого и ловишь неодобрительные взгляды парней, которые уже определились со своей ролевой моделью.

Помню как лазил с пацанами по развалинам местной усадьбы. Там местами проваливался грунт и открывались какие-то подземные каменные залы и галереи прямиком из приключенческих фильмов. Правда вместо сундуков с сокровищами там в основном обнаруживались разбитые бутылки. Всё же местные успевали там всё "обжить" гораздо раньше.

Местная природа тоже заслуживает отдельного упоминания. Моё детство пришлось на период, когда все колхозы уже развалились, а землю ещё никто не успел выкупить. Природа активно наступала и забирала своё. Бескрайние поля, нетронутые леса, некошеные луга, холмы, с вершины которых видно только единственный признак цивилизации - золоченый купол далёкой церкви. Захватывает дух, когда едешь на лошади час и не встречаешь вообще никаких следов человека кроме узкой колеи от телеги. Понимаешь, что и тысячу и две тысячи лет назад всё здесь выглядело примерно так же. Теперь, правда, всю землю в округе выкупил крупный сельскохозяйственный холдинг, все поля снова распаханы, кругом стоят заборы из колючей проволоки а внутри пасутся стейки блек ангус.

Ответить
5
Развернуть ветку
Михаил Павлович

ты должен был быть в трениках и шлепках. какой-то ты неправильный сельчанин

Ответить
4
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Так да, «городской» же.

Ответить
1
Развернуть ветку
Ganna Olenyeva

Ну, вот это позитивно: "И это была совершенно необъяснимая для меня, неоправданная многодетность. Я не понимал, зачем это, как всех этих детей кормить и на что."

А то все орут - что вы не плодитесь, запихнем вам за это центральных азиатов, негров, кавказцев, метисов и так далее. Обычно нормальная рождаемость только при плохих условиях, так что это как раз шикарно, что "детские" работают.

Самое плохое - алкоголизм и связанный с этим криминал. Например, могут сжечь чей-то дом по пьяни. Или могут ограбить дом и везде наблевать. Или могут друг друга убить. Ну и детский алкоголизм рано разъедает мозг.

Ответить
4
Развернуть ветку
Семён Камалов

Обычно нормальная рождаемость только при плохих условиях
Было бы так, в моногородах все сплошь многодетными были.
Высокая рождаемость обычно как раз в сельской местности. Чем больше людей проживает в городах, тем меньше рождаемость.
Ну и плюс автор переехал в деревню в 1993 году, так что все эти дети были рождены в более благополучные 80-е.

Ответить
1
Развернуть ветку
Oleg Ponomarev

В деревне в которой я был два раза вместо «говорю» произносилось странное для меня «гомоню» … Типа «давай погомоним» (поговорим).

Ответить
4
Развернуть ветку
Всякий татарин

В деревне меня поразило, что в начале 21 века, всего в 60 км от Москвы жили нестарые ещё (лет 65) бабки, совершенно неграмотные, не умеющие даже подписаться.

Ответить
4
Развернуть ветку
Орзэмэс Мирзов

А я сам родился в этих ваших деревнях (аул). Все примерно то же самое, только пьянство тут, по причине того что аул, не 70%, а 20%. Но свои приколы тоже были.

Наличие школы между двух сельских поселений аулом и хутором придавало некий оттенок конкурентности и шуток друг в друга. И с детства было твёрдое ощущение, что кавказские семьи любят как можно лучше облагородить внешний вид дома, нежели чем русские соседи, которым было особо наплевать на покосившийся затор и старые затворы окон.

Из отличий также разумеется мечеть, который несколько раз в сутки на весь аул включал громкоговоритель ради Азана (а по моим ощущениям намазы делали от силы 30%, и то это в большинстве старые женщины), и также уведомляли либо о свадьбах, либо о похоронах, свой местечковой чатик получается.

Ответить
4
Развернуть ветку
hikari

кавказские семьи любят как можно лучше облагородить внешний вид дома, нежели чем русские соседи, которым было особо наплевать на покосившийся затор и старые затворы окон
русским некогда, они бухают(

Ответить
–1
Развернуть ветку
Тарас Макух

Про чердак и Вальку - самое интересное. Жаль, не рассказали

Ответить
3
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Может, потом.

Ответить
1
Развернуть ветку
Всякий татарин

Пусть будет наброс

Не понимаю как можно расти в городе вообще, че там дети делают

Ответить
3
Развернуть ветку
hikari

примерно то же бесоёбство, что и в деревне, только декорации другие

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Тоже детство проводил в деревне. Все летние каникулы до 19 лет. Что отличалось: пьянства визуально было меньше, только по вечерам. Если кто-то пьяный, то или пропускал работу (на сенокосе напр.), так как тупо сам не пришёл и спал, или его самого не пускали работать, обругав последними словами. Чаще пьяными на сенокос приходили родственники бабушки, которые приезжали из города, чтобы помочь и это всё для них скорее как отпуск был, в котором надо немного с утречка поработать)) Для них делали поблажку.

Водку почти не пили. Кто-то ставил самогон, но кто бухал, тот бухал спирт в основном. Было несколько точек, где местные из 50-литровых фляг торговали чистым спиртом, а покупатели сами на колонке потом водой разводили.

С сеном всё так. Мой деревенский друг из другого города, приезжавший к своей бабушке, от аллергии с ума сходил. Всё лето с заложенным носом. А вот силоса у нас не было. Не застал я и деревенскую ферму, вроде свиней держали, незадолго до этого всё развалилось после развала СССР, но моя мама хорошо помнит это всё.

Многодетных и ужасно бедных семей не было. Была одна, которая целенаправленно не рожала, а из дет. домов областных забирала детей, у них около 10-13 вроде их было, с учётом родных, но они прилично жили. У них даже лошади были, дети все опрятные, а родители не бухали вообще вроде как. Наверное религиозные, как мне сейчас кажется. О них даже много писали в местной прессе, какие-то подарки от областных властей дарили: лейки, тазы... — всякий хлам, но который бывает в хозяйстве полезным, особенно в деревне.

Ягодами и грибами никто не торговал. Для себя собирали. Редко только когда одинокая бабушка какая-нибудь попросит сходить и набрать ей на варенье и немножко заплатит.

Ты ничего не написал про сельские дискотеки. У вас не было их?) Сколько население было в твоей деревне тогда? Когда я ездил, было около 1000, сейчас меньше 600 уже.

Ответить
2
Развернуть ветку
Глеб Клинов

В нашей деревне было 17 домов, человек 50-60. Дискотеки были в селе за 12 километров и я туда не ходил, по-моему, ни разу. Только истории слышал. Они почему-то всегда были про драку досками от забора.

Ответить
1
Развернуть ветку
Всякий татарин

Да. Лично видел, как из клуба вышел парень с разбитым лицом, взял доску и вернулся мстить обидчикам))

Ответить
1
Развернуть ветку
Путин спас Россию

Вместо «я сходил» говорили «я была сходивши»

Отголоски древнерусского?

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Диалекты - интересная вещь! В деревнях еще сохраняются отголоски старых времен в языке и это здорово. Где-то О-кают (гОвОрят через О), у нас в Новосибирской области заметно сильно влияние переселенцев с Украины в 19 веке, ШОкают, как на Кубани, а восточнее еще и с языками коренных народов переплетается. Думаю, что наши внуки это уже практически не застанут

Ответить
6
7 комментариев
Развернуть ветку
Путин спас Россию

Вот это "я была сходивши" напоминает конструкции в английском языке, как и более древнее "аз есмь" (I am)

Ответить
2
6 комментариев
Развернуть ветку
Глеб Клинов

А возможно, вполне. Тут ещё надо уточнить, как именно произносилось это «сходивши» — «схадиуши!»

Ответить
4
1 комментарий
Развернуть ветку
Всякий татарин

Это говоры северорусского наречия. Моя бабуля цокала. "Вздымаца" говорила, например.

Ответить
1
Развернуть ветку
Всякий татарин

очень классный текст, спасибо!

Ответить
2
Развернуть ветку
Глеб Клинов

взаимное спасибо!

Ответить
0
1 комментарий
Развернуть ветку
Гюндуз Гусейнли

Гепард, признавайся, валька это ты?

Ответить
–1
Развернуть ветку
k-trif

Запах силоса действительно непередаваем.
А про сенную ловушку - это прям жиза. Дышать действительно невозможно. Я в какой-то момент психанул и купил строительную маску для пыльных работ.

Ответить
2
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Мы ещё прыгали на сеновал с чердака со всякими кульбитами. У соседа был высоченный сарай и внутри половина была без чердака, а половина с чердаком. И вот разбегаешься по чердаку — и в сено!

Ответить
0
1 комментарий
Развернуть ветку
Друз Фаруэл

Да, мои детские воспоминания от российской деревни в глубинке, очень схожие. Бабушка как то возила к своей сестре куда то в район Старой Руссы . Больше всего меня помню поразило обилие и нестандартные формы мата и беспробудное пьянство.

Ответить
2
Развернуть ветку
Курочка

На Западе совершенно другие деревни...

Ответить
2
Развернуть ветку
робот-бёрдвотчер

Хорошо написано. Этакий Тургенев, ужатый в твиттер-формат (нот ирони).

Ответить
2
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Я старался не включать Пришвина, хотя иногда хотелось. «Вперемешку с птичьим клёкотом», вот это всё)

Ответить
0
1 комментарий
Развернуть ветку
Nikita Dolotov

Yaplakal какой то

Ответить
1
Развернуть ветку
Alex Fielding

Сто процентов. И большинство действующих лиц либо умерли от цирроза, либо готовы к этому в любой момент.

Ответить
1
Развернуть ветку
Vladimir Raevsky

Русского Сэлинджера прочитал только что

Ответить
0
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Фига себе тяжёлые комплименты пошли)

Ответить
1
Развернуть ветку
Ivan Rimskiy

Фотка классная. Прям без иронии. Очень атмосферная. Цвета, текстуры всё очень хорошо.

Ответить
1
Развернуть ветку
Всякий татарин

Очень круто написано. Будто паста из среднячковой книги

Ответить
1
Развернуть ветку
Alex Fielding

Есть такое

Ответить
1
Развернуть ветку
евгений данилов

Мне кажется, автор солому с сеном перепутал.

Ответить
1
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Ну неее.

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

прекрасный стиль изложения в лучших традициях русского очерка 🤌🏻

Ответить
1
Развернуть ветку
Глеб Клинов

Пасибы, пасибы!

Ответить
0
Развернуть ветку
Rustam Gilmutdinov

Запах силоса не такой уж зловонный. Квашеная капустка смердит пожестче)

Ответить
1
Развернуть ветку
Universe

Та в Москве почти тем же самым занимались лол
Разве что без полевых работ и скота.

Ответить
1
Развернуть ветку
Petr

Так а что там было? Выебал Вальку?

Ответить
0
1 комментарий
Развернуть ветку
Leha Shum

Хороший слог. Что было в трубе?

Ответить
0
5 комментариев
Развернуть ветку
Ещё 7 комментариев
Читать все 156 комментариев
null