Истории
Султан Сулейманов

Ретро: b-1-4, b-4-2

Легендарной Counter-Strike исполнилось 15 лет

19 июня исполнилось 15 лет с выхода первой версии Counter-Strike, главного сетевого шутера Вселенной — по крайней мере, для своего времени. TJournal вспомнил, как появилась игра, как её приняло сообщество игроков и уже второй десяток лет не хочет отпускать.

Fire in the hole

Строго говоря, Counter-Strike — не игра, а лишь модификация к шутеру Half-Life, выпущенному компанией Valve в 1998 году. Один из её создателей, вьетнамско-канадский разработчик Мин Ли (Minh Lee), увлекался играми с 8 лет, а к середине 90-х начал заниматься созданием модов к ним.

В 1996 году Ли выпустил дополнение для игры Quake под названием Navy SEALS. В нём очень мало оставалось от оригинальной войны с монстрами: вместо этого игроку предлагалось пройти через три уникальных уровня, убивая всех встречающихся врагов-людей и выполняя поставленную задачу — например, что-нибудь взорвать. Ли подошёл к разработке обстоятельно: например, он не просто вставил несколько оригинальных видов оружия, но и прорисовал реалистичную анимацию перезарядки.

Позднее он участвовал в разработке дополнения Action Quake 2 для Quake 2, и тогда познакомился с Джессом Клиффом, своим будущим напарником по Counter-Strike. Клифф был вебмастером Action Quake 2, а также создателем сайта Silo X, на котором все желающие могли публиковать свои карты и модификации для Half-Life.

Ли хотелось создать ещё какую-нибудь модификацию на военную тематику, что-то вроде Navy SEALS 2, но оказалось, что продолжение для его первого мода уже кто-то сделал. Тогда он и приступил к работе над дополнением к Half-Life, которое бы рассказывало о войне между группами террористов и контртеррористов.

Когда Ли начинал, он учился на четвёртом курсе университета Саймона Фрейзера. Он тратил на разработку Counter-Strike по 20 (позже он озвучивал цифры в 30-40) часов в неделю, больше, чем на саму учёбу.

Наконец, 19 июня 1999 года вышла первая бета-версия модификации. Ли вспоминал, что они с Клиффом надеялись привлечь хоть немного игроков. Получилось с запасом: игроки сразу же радостно приняли дополнение, и его создатели стали выпускать обновления одно за другим.

Джесс Клифф, передав сайт про Half-Life своему преемнику, занялся развитием сообщества вокруг Counter-Strike. Он создал сайт, на котором игроки могли высказать свои замечания и загрузить свои карты. Ли впоследствии будет описывать создание игры как «открытую разработку»: сообщество он считает полноценным членом команды.

На самом деле мы не сделали ни один уровень для Counter-Strike, все уровни были созданы сообществом. Они создавали уровни и предлагали их нам, а мы их рассматривали. Мы выбирали, какие нам нравятся, и включали их в следующую версию [модификации]. Вот как создавалась игра. Был я, мой партнёр Клифф, и сообщество. Такая была команда разработчиков.Мин Ли, создатель Counter-Strike

Go, go, go

Так что такое Counter-Strike? Это сетевая игра, где две небольшие команды игроков — террористы и контртеррористы — пытаются выполнить поставленную задачу или просто поубивать друг друга. В самой первой версии модификации задача была только одна: вывести «заложников» с базы террористов или не допустить этого.

Позже добавился режим со взрывчаткой: в каждом уровне один из террористов получал бомбу, которую нужно было установить в специальной точке на карте. Их противникам нужно было или не допустить установку бомбы, или успеть её обезвредить до взрыва. Были и менее популярные режимы с VIP-персоной (её нужно было защитить на пути к спасительному вертолёту) и «побегом» террористов (нужно было дойти до определённой точки хотя бы половине команды).

В начале каждого раунда игроки появляются со стандартным оружием — пистолетом и ножом. На базах террористов и контртеррористов открывается доступ к магазину, где можно купить оружие и снаряжение: пистолеты, винтовки, автоматы, ружья, пулемёт, гранаты и защитное обмундирование. Игроки, выжившие в конце раунда, в следующем сохраняют всё, что у них было в инвентаре, а убитым приходится закупаться заново.

Умереть в каждом раунде можно только один раз: все убитые становятся «зрителями», которые могут свободно перемещаться по карте и следить за боевой обстановкой, но не могут взаимодействовать с живыми игроками.

В самой первой версии игры было всего четыре карты: cs_mansion, cs_prison, cs_siege и cs_wpndepot. Более известные cs_assault, de_nuke и cs_militia и de_dust появились уже в последующих модификациях. Последняя, созданная 16-летним Дейвом Джонстоном, станет в итоге самой популярной картой Counter-Strike и будет использоваться во многих игровых соревнованиях.

Есть в Counter-Strike и памятные знаки о создателях: на карте de_dust2 есть граффити Goose в честь псевдонима Мина Ли Gooseman. А дом на карте cs_militia, вокруг которого и ведётся бой террористов с контртеррористами, был срисован с дома Джесса Клиффа. Более того, Клифф озвучил внутриигровое «радио», озвучивающее некоторые действия (например, брошенную гранату) и позволяющее игрокам давать команды друг другу.

Counter-Terrorists win

Вслед за простыми игроками на Counter-Strike обратила внимание и студия Valve, издатель оригинального Half-Life. Сначала студия просто помогала разработчикам, а в 2000 году выкупила у них права на издание игры. В том же году она впервые начала продаваться официально.

В начале нового тысячелетия популярны были динамичные шутеры вроде Unreal Tournament и Quake. Но поделка Ли и Клиффа была из другого сорта — она предлагала менее быстрые и более командные, реалистичные бои. И их ставка сыграла: люди с радостью приняли новую игру.

Мы начали видеть больше игр, которые использовали этот стиль игрового процесса. Они включали в себя реалистичные, медленные бои. После того, как Counter-Strike стал хитом, мы увидели такие игры, как Call of Duty и Medal of Honor. Игры, которые погружались в реализм, становились популярнее.Мин Ли

Ли и Клифф, только закончив обучение, стали сотрудниками Valve. Они работали над Counter Strike: Source, новой версией шутера, которая была построена на движке Source от Half-Life 2. Разработчики постарались сохранить дух оригинальной игры, перенеся, к примеру, старые карты, но аудитория восприняла новинку крайне неоднозначно. Для хардкорных игроков, вспоминал Ли, новые карты отличались от исходников, как день от ночи.

Он после выхода Source ушёл заниматься своими игровыми проектами, а Valve в 2012 выпустила ещё одно продолжение легендарной игры, Counter Strike: Global Offensive. Её игровое сообщество приняло: она стала официальным местом битвы для киберспортсменов на некоторых соревнований с крупными призами.

Такой долгой жизни своего детища Ли удивляется, хоть и находит тому рациональное объяснение.

Ещё пять лет назад я думал, что игра вот-вот умрёт. Просто потрясающе, какое долголетие она проявила. Но я думаю, всё это благодаря участию Valve во франшизе.Мин Ли

Контер-террористы лохи,
Султан Сулейманов,
TJournal

#Статья #Рубрика_Ретро #ретро #Valve #Half_Life_2 #Counter_Strike #Half_Life #Counter_Strike_Source #история_Counter_Strike #как_создавалась_Counter_Strike #Мин_Ли #Джесс_Клифф