{"id":852,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=852&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=1fe6a68ccf8af649f9cb7846c377dcd641062643abe1b4c70b33d470cd1db683","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Уйти красиво»: как фестиваль научной фантастики «Старкон» оказался на грани закрытия из-за долгов Статьи редакции

Организаторы узнали об этом незадолго до начала последнего фестиваля, но решили не сокращать программу.

Фото команды «Старкона»

Команда организаторов фестиваля научной фантастики «Старкон» сообщила TJ, что мероприятие, проходившее 28, 29 и 30 июля в Санкт-Петербурге, вероятно, стало последним. До этого фестиваль проходил в течение 18 лет в Москве и Петербурге. Из-за неожиданного отказа от участия сразу нескольких крупных партнёров, окупить затраты на его проведение не удалось и организаторы остались с многомиллионными долгами.

Несмотря на это, программа события была полностью выполнена: прошли предварительные показы фильмов «Терминатор 2 в 3D» и «Малыш на драйве», масштабный конкурс косплея, лекции на разные темы и не только.

«Старкон» — крупнейший в России и Прибалтике фестиваль научной фантастики, кино и игр. В 1999 году он начинался как мероприятие для поклонников «Звёздных войн» и вырос практически до русского Comic Con.

TJ пообщался с командой event-агентства Geekers, которое занималось организацией фестиваля, и его руководителем Игорем Пылаевым, чтобы понять, как крупнейший научно-фантастический фестиваль в России оказался на грани закрытия.

Море энтузиазма и мало денег

Пылаев рассказал, что фестиваль испытывал сложности продолжительное время, но из года в год компания покрывала все расходы и накапливала сумму на организацию следующего фестиваля. Качество организации при этом постоянно увеличивалось.

Фото команды «Старкона»

В 2013 году фестиваль перебрался из домов культуры в экспоцентр «Гарден-сити» и впервые собрал 5 тысяч посетителей. А с 2016 года «Старкон» проходит в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» — это площадка Петербургского международного экономического форума. Суммарная проходимость фестиваля в 2017 году достигла 66 тысяч человек.

Фото TJ

Организацию фестиваля в 2017 году Пылаев оценивает примерно в 30 миллионов рублей, львиная доля которых ушла на аренду «Экспофорума».

По словам организаторов, фестиваль существовал на «чистом энтузиазме» его авторов, участников и даже арендодателей. Его никогда не хотели превращать в «чисто коммерческую историю». Именно поэтому, например, в зоне фудкорта было всего несколько крупных фирм. С создателей фанатских стендов не брали денег за размещение на фестивале, им помогали с доставкой деталей и электричеством, а косплееров пускали на фестиваль почти бесплатно (с 2016 года за 500 рублей на 3 дня, чтобы окупать часть затрат на гримёрки).

Любовь к науке

Отдельное внимание организаторы уделяли научной направленности фестиваля. В качестве примера Пылаев рассказывает историю о том, как в 2016 году на фестивале появился марсоход Федерации космонавтики. По его словам, никто не был заинтересован в ремонте аппарата. Он так бы и пылился на складах организации, если бы не удалось уговорить «Рокетбанк» превратить починку марсохода в маркетинговый ход. В итоге к ремонту привлекли конструкторов, разрабатывавших устройство несколько десятков лет назад, которые сделали из него полностью рабочий экспонат на радиоуправлении.

Марсоход на стенде «Рокетбанка» в 2016 году. Фото команды «Старкона»

С каждым годом под крышей «Старкона» собирали всё больше институтов и других научных организаций. Им предлагалось бесплатное размещение и доставка экспонатов.

С особым трепетом относились к теме космоса: даже на логотипе фестиваля красовалась ракета. Благодаря партнёрству с Федерацией космонавтики России, на протяжении трёх лет на фестивале постоянно выступали сотрудники Центра управления полётами, Роскосмоса, а также бывшие и действующие космонавты, среди которых Андрей Борисенко, Марк Серов и Олег Артемьев.

В 2017 году на главной сцене «Старкона» в прямом эфире показали запуск ракеты Союз МС-05 с комментариями космонавта Александра Скворцова.

Отношения с киностудиями и прокатчиками

По словам команды организаторов, «Старкон» стал первым фестивалем, на котором «в свет» вышли российские кинопрокатные компании: до этого они не участвовали в публичных мероприятиях. Сотрудничество началось в 2014 году, когда российское подразделение Disney привезло на фестиваль 9 эксклюзивных минут ещё не вышедших на тот момент «Стражей Галактики», а режиссёр фильма Джеймс Ганн записал видеообращение для гостей. Тогда же в рамках фестиваля состоялась премьера второй части «Планеты обезьян» от студии «20-й Век Фокс».

Как рассказал Игорь Пылаев, он и его команда хотели «подружить» прокатчиков с аудиторией. Это могло бы сыграть на руку и зрителям и студии, потому что на «Старкон» приходят люди, которым заведомо интересно кино, а прямое общение с такой аудиторией может давать эффект «сарафанного радио». Также он отмечает, что отношения с кинопрокатчиками носили чисто «бартерный» характер: студии привозили фильмы, а фестиваль давал для этого огромный зал на полторы тысячи человек, журналистов, блогеров, а также возможность показывать трейлеры перед началом.

Несмотря на то, что от студий требовалось только привезти копию фильма, иногда и с этим случались казусы. В качестве примера Пылаев приводит ситуацию с прокатной компанией «Наше Кино», с которой «Старкон» пытался договориться о премьере фильма «Валериан: город тысячи планет» за неделю до начала широкого проката в России.

Кинопрокатчикам предлагалась готовая площадка и полное сопровождение в обмен на эксклюзивную копию фильма для фестиваля. По неизвестной причине «Наше Кино» отказалось от любых вариантов сотрудничества. Компания Sony, напротив, в 2017 году провела ранний показ «Малыша на драйве» на «Старконе», а «Вольга» привезла отреставрированную 3D-версию второго «Терминатора». Оба фильма выйдут в российский прокат только в конце августа.

Как «Старкон» помогал российскому кино

На «Старконе» пытались подогреть интерес и к отечественному кинематографу. На фестиваль звали несколько крупнейших студий, включая Ленфильм и Мосфильм, которые от участия отказывались. Тем не менее в 2016 году на фестивале прошла презентация фильма «Защитники» Сарика Андреасяна. Пылаев не считает, что это было ошибкой, так как «чтобы научиться снимать своего „Железного человека”, нужно сначала пройти семь кругов ада, особенно в России».

Также в этом году на базе «Старкона» впервые провели конкурс короткометражных фильмов, в котором могли поучаствовать любые желающие со всей России. Основным требованием фестиваля было вписать в картину несколько слоганов космической тематики. Приз в размере 150 тысяч рублей достался режиссёру из Челябинска, снявшему фильм «За горизонт». Победителя выбрали из 12 работ.

«Старкон» разошлёт картину российским режиссёрам и продюсерам, в том числе Илье Найшуллеру, который был участником фестиваля в 2016 году. Изначально планировалось, что фестиваль выйдет на кинорынок и станет «площадкой для реализации кинопроектов».

У нас на фестивале есть всё, что нужно. Найти людей, которые делают отличные декорации или костюмы — вообще не проблема. При этом они явно делают это намного дешевле, чем компании, которые работают со студиями. Мы могли бы поставить это на поток, и все бы только выиграли.

Игорь Пылаев

От рассвета до заката

Спустя несколько дней после окончания фестиваля команда «Старкона» сообщила TJ о том, что мероприятие провели в последний раз. Незадолго до этого от участия в фестивале отказались сразу несколько крупных партнёров, из-за чего организаторы столкнулись с долгами в 8 миллионов рублей.

Пылаев считает, что всему виной стало стремление компаний «заработать денег здесь и сейчас» вместо того, чтобы получить качественный долгосрочный эффект. Фестиваль вёл переговоры с по меньшей мере дюжиной крупных организаций, включая «Мегафон» и «Дом.ру» с конца 2016 года, но семь из них в итоге ответили, что уходят на «ВК Фест» и вложат все свои деньги туда, потому что у них бюджет «рассчитан только на одно мероприятие в год». Из оставшихся компаний многие отказались в последний момент.

TJ обратился за комментарием к представителям «Мегафона» и «Дом.ру Interzet», но не получил оперативного ответа.

Команда организаторов «Старкона» на фестивале 2017 года, Игорь Пылаев в центре.

Незадолго до старта мероприятия руководство «Старкона» уже понимало, что окажется в долгах. Но программу фестиваля решили не сокращать.

Мы хотели уйти красиво. Мы могли порезать что-то, убрать сцену, какие-то зоны. Но тогда фестиваль бы не понравился ни нам, ни гостям.

Игорь Пылаев

Пылаев говорит, что окупить фестиваль в России только на билетах попросту невозможно, а в «нормальных условиях» это вообще должна быть отдельная статья прибыли — расходы должны полностью покрываться за счёт партнёров. «Проблема в том, что российские компании скорее вложатся в то, что «сразу стреляет», чем во что-то с отложенным эффектом. У нас здесь больше медийная история — если партнёр делает хороший рекламный стенд, то, может не сразу, но через какое-то время посетители обязательно вспомнят об этом», — считает Пылаев.

Также он говорит, что столкнувшись с такими долгами, впервые в жизни может «признать своё поражение», и совесть больше не позволяет ему продолжать работу в таком формате.

На вопрос о том, может ли компания покрыть долги за счёт каких-то других заработков, Пылаев отвечает, что Geekers — всего лишь небольшая команда энтузиастов, и основным источником доходов компании были фестивали «Старкон» и «Старкон.Хэллоуин», который «тоже придётся закрывать».

Что дальше

О дальнейших действиях команда ещё не думала. Долги обязательно будут закрывать, но как именно — неясно.

Коллеги убеждают меня попробовать запустить краудфандинг, но я понимаю, что такая сумма из воздуха не возьмётся. Поэтому пока не знаю, будем ли мы этим заниматься.

Игорь Пылаев

На вопрос о том, что будет, если «Старкону» предложат инвестиции, Пылаев отвечает, что не верит в чудеса и «продавать» фестиваль не намерен. Однако команда готова к определённым границам и ограничениям в обмен на возможность продолжать дальнейшую работу.

Пылаев рассказывает, что однажды к нему пришли с предложением перекупить права на «Старкон», но он отказался ещё до того, как была названа сумма.

О том, что будет с фестивалем, пока непонятно даже самим организаторам. Продолжать работу на чистом энтузиазме они не намерены.

{ "author_name": "Дамир Камалетдинов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0444\u0435\u0441\u0442\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438","\u0441\u0442\u0430\u0440\u043a\u043e\u043d","\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b"], "comments": 42, "likes": 55, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 57598, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 04 Aug 2017 15:14:09 +0300", "is_special": false }
0
42 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Честной волк

Пылаев считает, что всему виной стало стремление компаний «заработать денег здесь и сейчас» вместо того, чтобы получить качественный долгосрочный эффект.

Ну это вся суть русского бизнеса. Вместо грамотного планирования и расчета на долгосрочную прибыль давайте сделаем за маленькую денежку, но чтоб окупилось сейчас же. Это так глупо.

4
Благополучный жар

Тебя не смущает, что статья написана только с точкой зрения этого организатора? Думаешь, он сказал бы, что просто не смог заинтересовать крупных спонсоров?

Какие долгосрочные перспективы он мог предложить, если он конечно не считает долгосрочными перспективами долгосрочное спонсирование его мероприятия?

6
Районный калькулятор

Это не отменяет того, что русский бизнес пытается выжать по максимуму. Но тут как бы не проблема менталитета, а просто правила игры в стране меняются раз в 5-15 лет в зависимости от отрасли, так что вполне понимаю бизнесменов. Сегодня ты в максимальной прибыли, завтра ты уже безработный.

0
Благополучный жар

Незадолго до старта мероприятия руководство «Старкона» уже понимало, что окажется в долгах. Но программу фестиваля решили не сокращать.

Правильно говорить: решили кинуть партнеров и понадеяться на крауд-фандинг и пост-фактум спонсоров.

3
Закрытый спрей

многие отказались в последний момент.

Может просто Навальный лайкнул какой-нибудь пост о "Сракотане".

2
Виноватый Филипп

Как-то мои глаза уже не вывозят на каждом углу тырнета читать о том, что все беды из-за того, что кому-то нравится Навальный.

2
Деловой чувак

Странные они какие-то: "долги, денег нет, где взять не знаем, в краудфандинг не верим, но если предложат продаться - откажемся"

1
Виноватый Филипп

Почему бы и нет? Человек вложил море сил и ему проще всё это закопать чем продать и смотреть как в проект насрут и обернут глянцевым фантиком.

2
Благополучный жар

Ты споришь не со мной, а с Симом. Я ничего не говорил про логику с закапыванием проекта, это-то ладно. Я говорю про ту часть, где он говорит, что примет деньги, если будут очень маленькие ограничения в свободе управления. Расчитывать, что тебе дадут денег и не попросят управленческих полномочий - это детский сад.

0
Аналитический ГОСТ

это детский сад

Принципиально - нет, далеко не всегда. В случае если проект прибыльный сам по себе, и вкладываться в него выгодно, то просить управленческие полномочия и вмешиваться в отлаженный процесс - дебилизм со стороны инвесторов. Ни один нормальный инвестор такого делать не станет, потому что это не его забота - компанией управлять. Он может давать советы, но не будет заниматься ежедневным руководством.

Другое дело что эта контора денег не приносит и приносить не будет, поэтому выгодным вложением не является. Поэтому единственным вариантом для него будет продажа наработанной аудитории и отлаженной организации, с тем чтобы остаться там наёмным менеджером. Но в таком случае покупатель очевидно потребует отработать уплаченные деньги и заставит заниматься адским продакт плейсментом, и действительно своими руками обосрать проект так чтобы на него никто больше не пришёл. Перспектива безрадостная.

Так что продаваться смысла особого наверное и нет.

3
Благополучный жар

Любая инвестиция подразумевает тот или иной уровень полномочий. В мире SME, при наличии сторонних инвестиций, обсуждать и согласовывать важные решения с инвестором - обычное дело. В любой компании со сторонними инвестициями инвесторы указывают широту полномочий директора и определяют его задачи по прибыли, ограничения по расходам и опреляют вознаграждения/бонусы топ-менеджмента.

1
Аналитический ГОСТ

Важные стратегические решения - да. Опять же - зависит от конкретных условий, инвесторы бывают разные, и условия ставят разные. Кто-то сажает своего представителя в совет директоров, кто-то требует права утверждения стратегических решений, кто-то оговаривает круг вопросов которые будут решаться только с ведома инвестора, или преверенции в плане возврата инвестиций в случае краха. Но полный переход контроля над проектом в руки инвестора - это не инвестиции, это exit event, продажа предприятия заинтересованным лицам. И они уже там дальше могут решать кого им нанимать для управления проектом и какие бонусы ему выписывать.

0
Благополучный жар

Первое, что делает любой инвестор - говорит, сколько он хочет прибыли и когда. Все остальное вытекает из этого. Если ты привлекаешь инвестиции, то будь готов к тому, что инвестор будет хотеть от тебя - это бизнес план с интересной прибылью и согласование бюджета расходов. Это самые базовые решения, которые самоуправляемая компания больше не может принимать самостоятельно после привлечения инвестора. Все остальное - лишь форма и последствия. Даже миноритарный инвестор, без выполнения этих условий, на следующий же день просто захочет вывести свои деньги.

То, о чем ты говоришь, скорее подходит случаю успешного акционерного общества, когда бизнес план выполняется хорошо, а инвестиции сводятся к довыпуску акций в малых долях. При более-менее серьезных вложениях, ситуация в управлении компанией всегда меняется, как бы это иногда и не было странно или глупо.

0
Деловой чувак

А долги с чего отдавать он собирается?

0
Благополучный жар

​Мы хотели уйти красиво. Мы могли порезать что-то, убрать сцену, какие-то зоны. Но тогда фестиваль бы не понравился ни нам, ни гостям.

После этой фразы о том, что они могли урезать расходы, но решили всех кинуть, думаю, понятно, что ничего никому отдавать он не собирается.

1
Грамотный фитиль

И кого они кинули-то, собственно? Посетителей, партнёров? Долги за аренду это частая практика, обычно можно договориться и выплатить частями, например.

1
Благополучный жар

Кидать людей - частая практика, поэтому это нормально?

Он же ясно говорит, что мог сократить расходы, но не стал. Решил шикнуть за чужой счет и теперь платить не собирается, если вдруг не придет халява. Это кидалово.

2
Благополучный жар

Он же говорит про контроль. Хочет, чтобы дали денег просто так, но чтобы он никому ничего не должен был. Детский сад.

0
Изящный алмаз

"TJ обратился за комментарием к представителям «Мегафона» и «Дом.ру Interzet», но не получил оперативного ответа."
TJ, а вы не хотите этот материал еще улучшить, достав развернутые комментарии других сторон?

0
Удивленный кубок

Первый раз вижу по поводу фразы "TJ обратился за комментарием, но не получил ответа" не ностальгию и не шутку про то, что это фишка TJ, а наезд на автора статьи, и мне это решительно не нравится.

4
Деловой чувак

Судя по нику, комментатор имеет отношение к Старкону и, вероятно, имеет некий инсайд по теме, о чем и намекает

0
Изящный алмаз

Не, не в данном случае. Просто материал действительно отличный, но добавление мнения людей, которые в этой индустрии, но имеют иную точку зрения на происходящее, вывело бы его на качественно другой уровень.

1
Грамотный фитиль

Извиняюсь, что набросился тогда. Выглядело просто, будто вы не поняли, что мы обратились за комментариями не только к компаниям, упомянутым в статье.

1
Грамотный фитиль

Что-то не вижу связи между ником, глупым комментом и какими-то инсайдами)

–1
Деловой чувак

Загуглите "browncoats firefly"

0
Грамотный фитиль

Сорян!

0
Изящный алмаз

С каких пор предложение улучшить материал является глупым? Или наездом? :-)

0
Грамотный фитиль

Так а вы думаете, мы не пытались? Ответов пока никаких не последовало. Как только будут ответы — включу в статью.

2
Металлургический кофе

Поясните, пожалуйста, может, я чё-то недогоняю. «Суммарная проходимость фестиваля в 2017 году достигла 66 тысяч человек». 66 тысяч по штуке за билет, как в этом году цена была - 66 миллионов. «Организацию фестиваля в 2017 году Пылаев оценивает примерно в 30 миллионов рублей, львиная доля которых ушла на аренду «Экспофорума». 33 миллиона в плюс. Где же долг? Или «суммарная проходимость» - это не количество купивших билеты? А что тогда? Так это только билеты. А там же ещё драли со всех, начиная от художников и заканчивая водой по 100 рублей за бутылку.

1
Грамотный фитиль

Суммарная проходимость это количество людей, которые прошли через двери фестиваля на вход. Это могли быть как люди купившие билет на три дня, так и люди купившие только на один. Соответственно это не 66 тысяч разных людей могло быть. А, к примеру, одни и те же 20 тысяч человек прошли три дня подряд. Не забывайте ещё про комиссии билетных операторов и налоги на каждый билет.

Билеты все стоили по-разному, многие брали их задолго до «Старкона» по сниженным ценам. Еда и вода там нормально стоили, не нужно) В сравнении с другим таким же фестивалем это вообще демпинг, а не цены.

–3
Металлургический кофе

Билеты с самого начала стоили по 1000 рублей за один день, вездеход стоил 4000 рублей. Скидок не было. Скидка на три билета появилась за пару недель до начала фестиваля, 2500 за три дня, вездеход подорожал до 5000. Самая дешёвая цена на вездеход была 1500 рублей, по какой-то адовой акции, как мне сказали. Даже если предположить, что все посетители купили вездеходы по этой цене, это 22 тысячи на 1500 = 33 миллиона. Не считая денег с художников - 5000 рублей за стол, магазинов - 40-50 тысяч за место, еды - там данные от разных людей разные, кто-то 100000 с точки называет, да и спонсоры ещё.

И предположение, что все купили вездеходы по 1500 рублей - это абсурд, разумеется. Но даже при этом абсурде я не вижу провала. А комиссии и налоги что, не входят в цену билета? Или господин Пылаев забыл их посчитать?

И 100 рублей за 0,5 бутылку воды - это не нормальная цена.

2
Исполнительный щит

Ожидали они спонсоров на 100кк, а тут форс-мажор: спонсоры отказались и осталось только 60кк, но те деньги уже ушли на предоплаты и зарплаты "энтузиастам", так, что "денег нет, но хорошего вам настроения".
не хочет он продать проект с правами контроля по простой причине - ведь тогда не он себе зарплату будет придумывать, а могут и вообще оптимизировать :)

0
Моральный калькулятор

Ну вот и закрылся крутейший фестиваль фантастики. Куда мы катимся?.. Россия, очнись!

1
Цветной танк88

Ты обосралась!

1
Руководящий Слава

Видимо таки правильно бигфест с ава экспо рекорду продались.

1
Грамотный фитиль

Но что от них теперь осталось? Ава Экспо вообще полная скука.

0
Руководящий Слава

Любой российский косплей фест становится скучным если ходить на них овер несколько лет подряд.

2
Крупный пёс_анон

БигФест никому не продавался. С Авой тоже все ок, за игровую часть феста отвечают спецы области, а старые орги продолжают работать по своим направлениям.

0
Руководящий Слава

У авы и бигфеста не одни орги, не?

0
Крупный пёс_анон

Нет. Главный организатор БигФеста это Михаил Богданов, ему помогает Марина Севелева, которая, в свою очередь, является главным организатором AvaExpo. У них одна группа в ВК, но разные сайты и разные команды, близкие друг другу, но разные.

0
Руководящий Слава

Которые ни разу не встречаются, ога

0
Крупный пёс_анон

И? Это по прежнему разные фестивали. AvaExpo проводится в сотрудничестве с Рекордом, БигФест — отдельный продукт.

К слову говоря, в 18 году БигФеста тоже не будет :)

0
Читать все 42 комментария
null