Истории
Дамир Камалетдинов

«Уйти красиво»: как фестиваль научной фантастики «Старкон» оказался на грани закрытия из-за долгов

Организаторы узнали об этом незадолго до начала последнего фестиваля, но решили не сокращать программу.

Фото команды «Старкона»

Команда организаторов фестиваля научной фантастики «Старкон» сообщила TJ, что мероприятие, проходившее 28, 29 и 30 июля в Санкт-Петербурге, вероятно, стало последним. До этого фестиваль проходил в течение 18 лет в Москве и Петербурге. Из-за неожиданного отказа от участия сразу нескольких крупных партнёров, окупить затраты на его проведение не удалось и организаторы остались с многомиллионными долгами.

Несмотря на это, программа события была полностью выполнена: прошли предварительные показы фильмов «Терминатор 2 в 3D» и «Малыш на драйве», масштабный конкурс косплея, лекции на разные темы и не только.

«Старкон» — крупнейший в России и Прибалтике фестиваль научной фантастики, кино и игр. В 1999 году он начинался как мероприятие для поклонников «Звёздных войн» и вырос практически до русского Comic Con.

TJ пообщался с командой event-агентства Geekers, которое занималось организацией фестиваля, и его руководителем Игорем Пылаевым, чтобы понять, как крупнейший научно-фантастический фестиваль в России оказался на грани закрытия.

Море энтузиазма и мало денег

Пылаев рассказал, что фестиваль испытывал сложности продолжительное время, но из года в год компания покрывала все расходы и накапливала сумму на организацию следующего фестиваля. Качество организации при этом постоянно увеличивалось.

Фото команды «Старкона»

В 2013 году фестиваль перебрался из домов культуры в экспоцентр «Гарден-сити» и впервые собрал 5 тысяч посетителей. А с 2016 года «Старкон» проходит в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» — это площадка Петербургского международного экономического форума. Суммарная проходимость фестиваля в 2017 году достигла 66 тысяч человек.

Фото TJ

Организацию фестиваля в 2017 году Пылаев оценивает примерно в 30 миллионов рублей, львиная доля которых ушла на аренду «Экспофорума».

По словам организаторов, фестиваль существовал на «чистом энтузиазме» его авторов, участников и даже арендодателей. Его никогда не хотели превращать в «чисто коммерческую историю». Именно поэтому, например, в зоне фудкорта было всего несколько крупных фирм. С создателей фанатских стендов не брали денег за размещение на фестивале, им помогали с доставкой деталей и электричеством, а косплееров пускали на фестиваль почти бесплатно (с 2016 года за 500 рублей на 3 дня, чтобы окупать часть затрат на гримёрки).

Любовь к науке

Отдельное внимание организаторы уделяли научной направленности фестиваля. В качестве примера Пылаев рассказывает историю о том, как в 2016 году на фестивале появился марсоход Федерации космонавтики. По его словам, никто не был заинтересован в ремонте аппарата. Он так бы и пылился на складах организации, если бы не удалось уговорить «Рокетбанк» превратить починку марсохода в маркетинговый ход. В итоге к ремонту привлекли конструкторов, разрабатывавших устройство несколько десятков лет назад, которые сделали из него полностью рабочий экспонат на радиоуправлении.

Марсоход на стенде «Рокетбанка» в 2016 году. Фото команды «Старкона»

С каждым годом под крышей «Старкона» собирали всё больше институтов и других научных организаций. Им предлагалось бесплатное размещение и доставка экспонатов.

С особым трепетом относились к теме космоса: даже на логотипе фестиваля красовалась ракета. Благодаря партнёрству с Федерацией космонавтики России, на протяжении трёх лет на фестивале постоянно выступали сотрудники Центра управления полётами, Роскосмоса, а также бывшие и действующие космонавты, среди которых Андрей Борисенко, Марк Серов и Олег Артемьев.

В 2017 году на главной сцене «Старкона» в прямом эфире показали запуск ракеты Союз МС-05 с комментариями космонавта Александра Скворцова.

Отношения с киностудиями и прокатчиками

По словам команды организаторов, «Старкон» стал первым фестивалем, на котором «в свет» вышли российские кинопрокатные компании: до этого они не участвовали в публичных мероприятиях. Сотрудничество началось в 2014 году, когда российское подразделение Disney привезло на фестиваль 9 эксклюзивных минут ещё не вышедших на тот момент «Стражей Галактики», а режиссёр фильма Джеймс Ганн записал видеообращение для гостей. Тогда же в рамках фестиваля состоялась премьера второй части «Планеты обезьян» от студии «20-й Век Фокс».

Как рассказал Игорь Пылаев, он и его команда хотели «подружить» прокатчиков с аудиторией. Это могло бы сыграть на руку и зрителям и студии, потому что на «Старкон» приходят люди, которым заведомо интересно кино, а прямое общение с такой аудиторией может давать эффект «сарафанного радио». Также он отмечает, что отношения с кинопрокатчиками носили чисто «бартерный» характер: студии привозили фильмы, а фестиваль давал для этого огромный зал на полторы тысячи человек, журналистов, блогеров, а также возможность показывать трейлеры перед началом.

Несмотря на то, что от студий требовалось только привезти копию фильма, иногда и с этим случались казусы. В качестве примера Пылаев приводит ситуацию с прокатной компанией «Наше Кино», с которой «Старкон» пытался договориться о премьере фильма «Валериан: город тысячи планет» за неделю до начала широкого проката в России.

Сергей Дружко на «Старконе»

Руководитель фестиваля Игорь Пылаев и спортивный комментатор Виктор Гусев

Блогеры Денис Оптимисстер и Александр Sokoloff

Кинопрокатчикам предлагалась готовая площадка и полное сопровождение в обмен на эксклюзивную копию фильма для фестиваля. По неизвестной причине «Наше Кино» отказалось от любых вариантов сотрудничества. Компания Sony, напротив, в 2017 году провела ранний показ «Малыша на драйве» на «Старконе», а «Вольга» привезла отреставрированную 3D-версию второго «Терминатора». Оба фильма выйдут в российский прокат только в конце августа.

Как «Старкон» помогал российскому кино

На «Старконе» пытались подогреть интерес и к отечественному кинематографу. На фестиваль звали несколько крупнейших студий, включая Ленфильм и Мосфильм, которые от участия отказывались. Тем не менее в 2016 году на фестивале прошла презентация фильма «Защитники» Сарика Андреасяна. Пылаев не считает, что это было ошибкой, так как «чтобы научиться снимать своего „Железного человека”, нужно сначала пройти семь кругов ада, особенно в России».

Также в этом году на базе «Старкона» впервые провели конкурс короткометражных фильмов, в котором могли поучаствовать любые желающие со всей России. Основным требованием фестиваля было вписать в картину несколько слоганов космической тематики. Приз в размере 150 тысяч рублей достался режиссёру из Челябинска, снявшему фильм «За горизонт». Победителя выбрали из 12 работ.

«Старкон» разошлёт картину российским режиссёрам и продюсерам, в том числе Илье Найшуллеру, который был участником фестиваля в 2016 году. Изначально планировалось, что фестиваль выйдет на кинорынок и станет «площадкой для реализации кинопроектов».

У нас на фестивале есть всё, что нужно. Найти людей, которые делают отличные декорации или костюмы — вообще не проблема. При этом они явно делают это намного дешевле, чем компании, которые работают со студиями. Мы могли бы поставить это на поток, и все бы только выиграли.

Игорь Пылаев

От рассвета до заката

Спустя несколько дней после окончания фестиваля команда «Старкона» сообщила TJ о том, что мероприятие провели в последний раз. Незадолго до этого от участия в фестивале отказались сразу несколько крупных партнёров, из-за чего организаторы столкнулись с долгами в 8 миллионов рублей.

Пылаев считает, что всему виной стало стремление компаний «заработать денег здесь и сейчас» вместо того, чтобы получить качественный долгосрочный эффект. Фестиваль вёл переговоры с по меньшей мере дюжиной крупных организаций, включая «Мегафон» и «Дом.ру» с конца 2016 года, но семь из них в итоге ответили, что уходят на «ВК Фест» и вложат все свои деньги туда, потому что у них бюджет «рассчитан только на одно мероприятие в год». Из оставшихся компаний многие отказались в последний момент.

TJ обратился за комментарием к представителям «Мегафона» и «Дом.ру Interzet», но не получил оперативного ответа.

Команда организаторов «Старкона» на фестивале 2017 года, Игорь Пылаев в центре.

Незадолго до старта мероприятия руководство «Старкона» уже понимало, что окажется в долгах. Но программу фестиваля решили не сокращать.

Мы хотели уйти красиво. Мы могли порезать что-то, убрать сцену, какие-то зоны. Но тогда фестиваль бы не понравился ни нам, ни гостям.

Игорь Пылаев

Пылаев говорит, что окупить фестиваль в России только на билетах попросту невозможно, а в «нормальных условиях» это вообще должна быть отдельная статья прибыли — расходы должны полностью покрываться за счёт партнёров. «Проблема в том, что российские компании скорее вложатся в то, что «сразу стреляет», чем во что-то с отложенным эффектом. У нас здесь больше медийная история — если партнёр делает хороший рекламный стенд, то, может не сразу, но через какое-то время посетители обязательно вспомнят об этом», — считает Пылаев.

Также он говорит, что столкнувшись с такими долгами, впервые в жизни может «признать своё поражение», и совесть больше не позволяет ему продолжать работу в таком формате.

На вопрос о том, может ли компания покрыть долги за счёт каких-то других заработков, Пылаев отвечает, что Geekers — всего лишь небольшая команда энтузиастов, и основным источником доходов компании были фестивали «Старкон» и «Старкон.Хэллоуин», который «тоже придётся закрывать».

Что дальше

О дальнейших действиях команда ещё не думала. Долги обязательно будут закрывать, но как именно — неясно.

Коллеги убеждают меня попробовать запустить краудфандинг, но я понимаю, что такая сумма из воздуха не возьмётся. Поэтому пока не знаю, будем ли мы этим заниматься.

Игорь Пылаев

На вопрос о том, что будет, если «Старкону» предложат инвестиции, Пылаев отвечает, что не верит в чудеса и «продавать» фестиваль не намерен. Однако команда готова к определённым границам и ограничениям в обмен на возможность продолжать дальнейшую работу.

Пылаев рассказывает, что однажды к нему пришли с предложением перекупить права на «Старкон», но он отказался ещё до того, как была названа сумма.

О том, что будет с фестивалем, пока непонятно даже самим организаторам. Продолжать работу на чистом энтузиазме они не намерены.

#разборы #фестивали #старкон