Истории
Сергей Звезда

«Нашу команду Pokémon Go будут судить из-за игры в день акции Мальцева»

Монолог жительницы Москвы, которую вместе с 17 друзьями задержали по подозрению в участии в несогласованном митинге.

Задержанные игроки Pokémon Go в автозаке

5 ноября во время акции сторонников политика Вячеслава Мальцева полиция задерживала в том числе журналистов и случайных прохожих. Например, в автозаки отправились участники либертарианских чтений Адама Смита.

Как узнал TJ, в Москве задержали команду по игре в Pokémon Go, которая насчитывает 18 человек. Вместе с ними в ОВД по Тверскому району отвезли трёх человек, которые снимали происходящее на видео. В участке их продержали более 10 часов.

По словам задержанных, никакой акции рядом с местом их рейда в Пушкинском сквере у станции «Тверская» не проводилось. Тем не менее полиция вменила каждому из игроков статью 20.2 КОАП РФ — нарушение порядка организации или проведения митинга (копии протоколов имеются в распоряжении TJ). Членам команды Pokémon Go предстоят суды c 15 по 17 ноября. Им грозит штраф от 10 до 20 тысяч рублей.

Одна из задержанных — 24-летняя Полина, окончившая РАНХиГС по специальности историка. TJ публикует её рассказ.

О причинах играть в Pokémon Go

У меня был перерыв — я около полугода не играла. В феврале 2017 года изменилась сама техника игры в плане сражений между участниками. Есть гимы (gym) или спортзалы — точки, где игроки раньше соревновались между собой и тренировали покемонов. А теперь мы стали все вместе водить рейды (игровой термин, обозначающий кооперативные битвы — прим. TJ) на легендарных покемонов, ведь в одиночку убить этих боссов сложнее.

Сама социальная составляющая игры стала шире, мы стали больше общаться друг с другом, больше сблизились. Очень классно, что тебе нужно не сидеть дома, а ходить по городу. Свежий воздух, дикая природа.

[Объединение в команды] сейчас популярно в Москве, в других больших городах и не только в России. В русском коммьюнити, мне кажется, состоят больше 1000 активных пользователей.

Мы в основном общаемся в мессенджерах. У нас есть специальные чаты для каждой фракции, района, административного округа, города. Играют люди всех возрастов, в Европе то же самое — от 10 до 60-70 лет. Дети играют с родителями, мужья — с жёнами.

Рассказывали, что как только поменяли систему рейдов, около МИДа в Москве собрались более 100 человек, чтобы выиграть какой-то рейд. Я недавно жила в Бельгии — в местных деревнях там практически пусто, а вся активность сосредоточена в крупных городах. Поэтому в рейдах за легендарными покемонами наша команда приезжала в близлежащие города специально.

О моменте задержания

Мы планировали «рейдить» часов с 10 утра, но мне очень хотелось спать, поэтому я приехала только на третий по счёту рейд. Ребята поиграли на Цветном бульваре и на Кузнецком мосту, а уже третьей локацией была Пушкинская площадь. Мы запланировали ещё три рейда, но успели сделать только один. У всех есть скрины, всё записывается — когда мы поймали или упустили покемона.

Когда мы били того покемона, к нам подошли сотрудники полиции. Спросили: «Что вы тут делаете, что стоите». Мы говорим: «Играем в покемонов». Они такие: «В смысле? Что, все что ли?».

Мы показываем, что все реально пытаемся поймать покемонов. Полицейские спросили, а почему мы собрались все вместе. И один из нас ответил: «А вы попробуйте его в одиночку поймать».

Мы-то инсайдерские шутки понимаем, но и они отошли.

В районе 12:00 мы отправились к месту второго рейда на Настасьинском переулке. На светофоре, пока мы ждали зелёного света, нас окружили сотрудники полиции. Ни во время, ни после нашего задержания никаких митингов там не было. Там были сплошные сотрудники ОМОНа и полиции.

Нас попросили предъявить паспорта, практически все мы носим их с собой. Это нормальная процедура, поэтому никто не отказался. Мы ещё дали на проверки наши сумки.

Потом нас попросили пройти в автозак. Как мы поняли, это нужно было для какой-то воспитательной беседы. Как мне казалось, это была бы логичная процедура — типа не собирайтесь, большие скопления народа вызывают подозрения. Но никакой воспитательной беседы, естественно, не последовало.

Почему нас забирали — я не понимала. Полицейские ничего не сказали, не было никаких объяснений.

Мы все согласились, никто не убежал, потому что оказать сопротивление сотрудникам полиции — мало ли что ещё может случиться. С нами загребли трёх прохожих, которые снимали задержание на камеру — абсолютно левые люди, мы их не знали и не приглашали. Среди них был один несовершеннолетний.

Никто не терял самообладание, присутствие духа мы не теряли. В автозаке мы шутили о чём-то вроде «Отвезите нас к следующему рейду, нам далеко идти и холодно», «Давайте помедленнее, у нас яйцо вылупляется» или «Мы покемонов поймать не успеваем». Кто-то продолжил ловить покемонов и после задержания, пока ехали в автозаке.

О 10 часах в ОВД

Мы доехали до Тверского ОВД. Минут 20 ещё мы сидели в автозаке, нас выпускали по два-три человека. Ещё раз проверили сумки, никто ничего не изъял. У нас взяли паспорта, чтобы переписать наши данные. Около 13:30 нас проводили в актовый зал. Мы выполняли все указания полиции, никто не сопротивлялся.

В актовом зале были не только мы. Например, ещё какие-то 13-летние подростки, которых задержали с перекисью водорода, какой-то мутный журналист, который стримил всё в YouTube. Задержанных игроков было всего 18 человек, но нас держали вместе с теми, кого привезли отдельно — и раньше, и позже нас. Наверное, поэтому кое-где можно встретить упоминание про 30 человек. Было ощущение, что нас вообще подставили.

Когда мы сидели в актовом зале, мы постоянно спрашивали у полицейских: «Почему мы здесь сидим?», «Мы задержаны?», «Почему вы не можете нас выпустить, почему вы не отдаёте нам паспорта?». Были ответы: «Я не уполномочен», «Я не знаю», «Ответственный на выезде, скоро вернётся». На протяжении 4-5 часов мы получали только такие ответы.

Наши паспортные данные переписали на отдельные листочки. Потом мы уже поняли, что это были объяснительные. Каждого вызывали к столу как на экзамене в институте, у каждого был свой «преподаватель» — полицейский консультировал, как заполнять объяснительную. Объяснительные писали кто как хотел, заранее мы это не обговаривали: кто-то подробно писал, а кто-то говорил, что просто гулял.

Одна девочка волновалась больше всех, у неё чуть ли не нервный срыв был. Но к 18-19 мы более-менее успокоились и просто ждали своей участи. Нас держали там без еды и воды. Воды дали одному человеку, чтобы он успокоился. По закону тем, кто задержан более трёх часов, должны предоставить хоть какую-то еду, но официально задержанными мы не были. Тогда ещё не было протокола.

Благодаря нашим друзьям из Pokémon Go и игры Ingress мы не остались голодными. Нам разрешили передачки через охранников, так что друзья привозили бургеры из KFC, печеньки, соки. Там было не особо холодно, но горло у меня немного болит: жарко и душно сидеть в одной аудитории, а сквозняк не очень хорошо сказывается.

Мы звонили правозащитникам. Я нажимала «Красную кнопку», меня там консультировали, но приехавших юристов не пускали в здание. Мы звонили на горячую линию УВД, но там 50 минут провисели без ответа. Потом мы позвонили на «ОВД-инфо»: там посоветовали написать заявления о том, что нас держат без основания, и наши права были нарушены. Мы друг с другом согласовали текст заявления, которые мы потом отнесли в дежурную часть.

Начали отпускать нас около 21 часов на подписание протокола. Их было три — о доставлении в ОВД, о задержании и административном правонарушении. Также обязательство о явке в суд. Единственное, что я подписала – это что я согласна с тем, что меня доставили в отделение. Что в этом такого, не пешком же я дошла.

После того, как мы подписывали и брали копии, нас чуть ли не выгоняли. «Выходите, выходите», чуть ли не силу начали применять. Не буду утрировать, но в какой-то момент одну девушку взяли за пальто и попытались отвести в сторону, чтобы она пошла сама. Был физический контакт.

Все вышли около 22:30-23:00. Из наших, насколько я знаю, никто не остался. В суд нужно идти не с обязательством, а с повесткой, но её пока ни у кого нет. Заседания у всех будут 15-17 ноября в Тверском районном суде Москвы.

О полиции и политике

Это первый мой контакт с полицией, я в шоке. Впечатление отрицательное, потому что никто ничего не объясняет, всем пофигу. Все говорят, что ничего не знают.

Они [полицейские] же прекрасно всё понимали, что это какая-то подстава. Им план что ли надо было по задержанию выполнить. Это же уже не в первый раз такое — я слышу, что людям подкидывают наркотики или ещё что-то.

Вчера какая-то революция обещалась от Мальцева, который, конечно, не в стране находится. Мы об этом вчера услышали впервые. Мы вообще аполитичны.

Я не собираюсь платить за то, чего я реально не совершала. И вот это бесправие в стране меня, конечно, ввергает в шок.

О команде и следующем рейде

Сегодня точно рейда не было. Думаю, что скоро будет. Мы, наверное, выработаем какую-то стратегию, чтобы не скапливаться всем вместе, как-то расходиться или заранее прописывать отдельные группы.

Когда мы в нашем покемонском комьюнити говорили о денежном штрафе, который нас может ждать, ребята обещали скинуться на его оплату. Это реально как семья.

#истории #акции #pokemongo