Истории
Роман Персианинов

Профиль: Хеди Ламарр

В конце 2017 года на экраны выйдет фильм о выдающейся актрисе и изобретательнице, которая помогла создать GPS, Wi-Fi и Bluetooth.

Хеди Ламарр в молодости. Фото Getty

24 ноября в американский кинопрокат выйдет документальный фильм Bombshell: The Hedy Lamarr Story, рассказывающий историю австрийской актрисы и изобретательницы Хеди Ламарр. Фильм уже получил высокие оценки на предпоказах, в том числе за правильно переданный образ.

Актриса вдохновляла авторов комиксов и мультфильмов на создание известных героинь, успешно играла в кино и прекрасно знала химию и физику. Последние навыки позволили ей во время Второй мировой войны создать разработку, благодаря которой позже появились GPS, Wi-Fi и Bluetooth. За это её день рождения стал национальным праздником немецкоговорящих стран.

TJ рассказывает историю Ламарр, заслужившей уважение в сферах искусства, кинопроизводства и технологий.

Из Вены в Нью-Йорк

Ламарр родилась в Вене в ноябре 1914 года, когда Европу только захлестнула Первая мировая война. Несмотря на богатство родителей, которые могли долгое время обеспечивать дочь, в 16 лет девушка ушла из дома, чтобы стать актрисой. Два года спустя она оказалась фигурантом одного из первых громких скандалов в истории кино.

Привлекательную актрису пригласили на главную роль в фильм «Экстаз». Он повествует о молодой девушке, которая изменяет мужу — пожилому богачу. У зрителей вызвала шок 10-минутная сцена, где обнажённая Ламарр купалась в лесном озере. Кроме этого, в картине показали лицо актрисы, изображающей оргазм героини — ранее в кино такое не демонстрировали.

Власти западных стран быстро запретили картину, чтобы успокоить возмущённую общественность. В 1935 году, через два года после выхода фильма, первый шаг к его легализации сделал фюрер Германии Адольф Гитлер. Он разрешил выпустить ленту в сокращённой цензурой версии с названием «Симфония любви». Позже её начали показывать в остальной части Европы и в США.

Почти сразу после выхода фильма Ламарр вышла замуж за 33-летнего австрийского миллионера Фрица Мандля. Он поддерживал нацизм и фашизм, а также производил оружие для Третьего рейха. Женившись, он попытался изъять из австрийского проката ленты с «Экстазом», а затем начал убеждать жену оставить карьеру в кино.

Четыре года спустя, в 1937 году Ламарр надоела супружеская жизнь. Её раздражала не только властная натура мужа, но и его связь с нацистами. Чтобы сбежать из поместья Мандля, она подсыпала горничной снотворное, украла её одежду, забрала свои драгоценности и уехала. Сначала в Париж, оттуда в Лондон, а затем на судно «Нормандия» прямо до Нью-Йорка. Австрийка сбежала как раз вовремя — через год её страну присоединил к себе Третий Рейх.

Темноволосая, с красивыми чертами лица и европейским акцентом, Ламарр быстро набрала популярность в Голливуде. Она знала четыре языка — польский, французский, немецкий и английский, что помогло ей познакомиться в США со многими людьми, бежавшими из разрушенной войной Европы.

Ламарр в фильме «Райское тело»

Голливудское общество не стеснялось подшучивать над Ламарр за «Экстаз», но она старалась не обращать внимание на скепсис. Однако ей чрезвычайно недоставало актёрского опыта. Режиссёры любили брать её крупным планом, но куда реже давали длинные реплики. Она не поспевала за диалоговым мастерством других актёров, зато отлично примеряла различные образы.

В «Товарищ X» она сыграла коммунистку Федору, которая влюбилась в американского репортёра. Затем было амплуа китаянки, польской еврейки и мексиканки. Ламарр сыграла больше чем в 25 фильмах, в том числе в мелодраме «Странная женщина» 1946 года.

Ламарр в фильме «Странная женщина»

В этой картине австрийка заняла не только главную роль, но и место сопродюсера. Фильм повествовал о простолюдинке, которая с помощью красоты и обольщения манипулировала мужчинами и пробивалась в высшее общество.

Чтобы создать образ девушки из низов, Ламарр искала вдохновения в бедных районах и портах Лос-Анджелеса. Австрийка переодевалась в дешёвую одежду, надевала светлый парик и в течение трёх дней общалась с девушками в гавани, пытаясь скопировать их манеру общаться.

Фильм не имел грандиозного успеха, но после этой картины Ламарр избавилась от образа второсортной актрисы, известной только по привлекательной внешности. Для неё, австрийки, которая с детства питала любовь к кино, работа над «Странной женщиной» значила многое.

Движущей силой «Странной женщины» выступила Ламарр, которая стремилась выйти из-под контроля крупных голливудских студий и продемонстрировать творческую и финансовую независимость. Она искала более серьёзную роль, нечто тёмное и загадочное.

Брет Вуд

Изобретательница

Ламарр прекрасно разбиралась в точных науках, в том числе химии и физике, поэтому в свободное от кино время экспериментировала. Однажды (точная дата неизвестна) к ней за помощью обратился американский пионер авиации Говард Хьюз, на тот момент состоявший с актрисой в романтических отношениях. Он пытался понять, как заставить самолёты летать быстрее, чтобы продать их американской армии.

Актриса почти ничего не знала о принципах работы самолётов, но принялась изучать аэродинамику птиц и рыб. Хьюз так доверял девушке, что выделил ей команду инженеров. Вскоре изобретательница показала наброски самолётов. Она пояснила инженеру, что для большой скорости крылья самолёта нужно делать не квадратными, а плоскими. «Ты гений», — восхитился Хьюз.

Говард Хьюз жмет руку президенту США Франклину Рузвельту

17 сентября 1940 года Ламарр, как и многие её друзья, со скорбью слушала радио. В тот день немецкая подлодка уничтожила британский эвакуационный корабль, на борту которого находилось 248 человек. Из них 77 — дети. Трагедия так сильно возмутила австрийку, что вместе с композитором и изобретателем Джорджем Антейлом она приступила к разработке новой технологии.

Два года спустя напарники запатентовали технологию защищённого радиоуправления торпедами при помощи псевдослучайных кодов для шифровки информации. Во время Второй мировой войны немцы тоже готовили подобную разработку, но так и не успели закончить.

Мы говорили о войне, которая летом 1940 года была более чем мрачной. Хеди сказала, что ей некомфортно сидеть в Голливуде и зарабатывать кучу денег, пока ситуация развивается в таком направлении.

Джордж Антейл

Наработки Третьего Рейха конфисковали войска союзных стран в 1945 году, а проект Ламарр хоть и выглядел перспективным для американской армии, оказался слишком затратным. Военные корабли США снабдили разработкой актрисы только в 1962 году, в разгар Холодной войны.

В 1997 году Ламарр официально наградили за её открытие, которое легло в основу методов расширения спектра. Методы повышают эффективность передачи информации через высокочастотные сигналы, на чём базируется работа GPS, Bluetooth и Wi-Fi. В 2014 году австрийку и Джорджа Антейла внесли в Национальный зал славы изобретателей США. В Австрии, Германии и Швейцарии день рождения актрисы, 9 ноября, назван Днём изобретателя.

После кино и войны

Ламарр играла в кино до 1958 года, после чего решила взять долгий перерыв. За это время она написала автобиографию «Экстаз и я» в соавторстве со сценаристом Лео Гилдом и журналистом Саем Райсом. Эта книга, вышедшая в 1966 году, стала ударом для карьеры актрисы.

В произведении говорилось, что девушка страдает нимфоманией, а также занимается сексом с мужчинами и женщинами. Эти подробности вызвали яростное осуждение у голливудской общественности. Изобретательница отрицала все скандальные фрагменты книги, утверждая, что их тайно дописали соавторы, но после скандала ей уже никогда не предлагали звёздных ролей.

Считается, что Ламарр стала прототипом Белоснежки от студии Disney и Женщины-Кошки из комиксов компании DC. А в числе её любовников якобы был американский президент Джон Кеннеди.

Актриса состояла в браке шесть раз, у неё было двое родных детей и один приёмный сын. В поздние годы жизни она уделяла детям мало внимания, всё чаще общаясь с родственниками и друзьями по телефону. На личные встречи артистка почти не выбиралась. Её сын Энтони утверждал, что мать сделала множество пластических операций и употребляла наркотики, не в силах смириться со старением.

Последний раз Ламарр громко заявила о себе незадолго до смерти. В 1997 году символом программы Corel Draw стал портрет актрисы, который нарисовал победитель конкурса на лучшую графическую работу. Австрийка подала на компанию в суд за использование её образа без разрешения.

Несмотря на аргументы адвокатов, утверждающих, что австрийка не владеет правами на портрет, в 1998 году разбирательство закончилось перемирием. Corel разрешили использовать внешность актрисы как изображение на своих продуктах, а Ламарр, по данным Wired, получила 15 миллионов долларов.

Два года спустя, в январе 2000 года, 85-летняя актриса умерла от сердечной недостаточности во Флориде. Её смерть пришлась на день рождения дочери изобретательницы. Тело Ламарр кремировали, а прах развеяли в Венском лесу недалеко от столицы Австрии.

9 ноября 2015 года Google посвятил Ламарр дудл, в котором отразил обе стороны её биографии.

Я никогда не была мудрой. Никогда по-настоящему не ценила здоровье. Возможно, я требовала любви к себе слишком много и часто. Что касается денег, я осознавала их истинную ценность только тогда, когда у меня их не было.

Хеди Ламарр

#профиль #истории #технологии