Истории
Роман Персианинов

Как в России работают менеджеры по киберспорту

Кто те люди, что ищут таланты, создают лучшие команды в стране и поддерживают игроков в тяжёлые моменты.

Менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин (в костюме) с киберспортсменами Владимиром Миненко (слева) и Сергеем Ревином. Фото из личного твиттера

В декабре 2017 года в Высшей школе экономики начался курс обучения менеджеров по киберспорту совместно с Федерацией компьютерного спорта России. Курс продлится до середины июня 2018 года — по задумке проекта, участники получат основные знания для управления и руководства киберспортивными клубами.

Проект стал следствием роста популярности индустрии, которая ещё 10 лет назад создавалась в стране редкими энтузиастами. Они искали средства на существование своих небольших организаций, решали психологические проблемы игроков и пробивались на международные турниры. Времена изменились, но система устоялась — как и классические спортивные команды, киберспортивные организации не могут существовать без менеджеров.

TJ поговорил с представителями киберспортивных организаций СНГ и узнал, насколько сложна работа менеджеров, приносит ли она стабильный доход и как научиться этому делу.

Хобби, переросшее в работу

У спортивного директора российской организации Team Empire Александра Соломонова два высших образования — экономическое и техническое, и уже больше 15 лет он занимается киберспортом (у него есть и другой бизнес, но раскрывать его детали он отказался). В 2003 году, когда такое понятие как киберспорт было малоизвестно в России, он увлёкся стратегией в реальном времени Warcraft III: The Frozen Throne. Соломонову нравилось, что он может играть в стратегию не с компьютером, а соревноваться с другими людьми.

Параллельно с учёбой на первом курсе университета он начал следить за первыми киберспортивными турнирами и понял, что организовывать соревнования ему интересно даже больше, чем играть. Всё началось с менеджмента любительских команд, а несколько лет спустя Соломонову предложили должность командного менеджера сборной России по Warcraft.

Александр Соломонов. Фото со страницы во «ВКонтакте»

«В России всегда были сильные игроки в Warcraft (речь про третью часть — прим. TJ), но они никогда не доезжали до финалов в Европе, потому что не могли оформить визу», — вспоминает Соломонов. Примерно в 2006 или 2007 году (точный год он не помнит) менеджер пообещал себе отправиться на турнир за границу. Несмотря на не лучший состав, команда вышла из группы в СНГ и отправилась в Германию. Соломонов лично стоял с игроками в посольстве в Москве и оформлял визы.

После того, как команда получила шенген, немецкое представительство закрылось на несколько дней — спортсмены едва не упустили шанс столкнуться с зарубежными соперниками на их земле. Тот турнир сборная России проиграла, уступив в финальном матче украинской команде со счётом 2:3. Однако менеджер русской команды воспринял это спокойно — в обеих сборных было много игроков, которыми он некогда руководил.

Командная крепость

«Ребята, вы можете немного потише?», — на английском спрашивает главный менеджер российского клуба ROX Адалят Мамедов (никнейм «Krookie») , когда во время разговора с корреспондентом TJ его голос перекрывают возгласы играющих спортсменов. Мамедову 22 года, он учится на шестом курсе в МГУ, преподаёт олимпиадную математику и биологию в физико-математической школе, а также читает лекции по биоинженерии. Когда-то он хорошо играл в League of Legends, популярнейшую на сегодняшний день киберспортивную дисциплину жанра MOBA (мультиплеерная стратегия в реальном времени с элементами ролевой игры), и до 18 лет планировал стать профессиональным игроком.

Карьеру киберспортсмена родители в итоге начать не позволили, но своей нынешней работой Мамедов доволен. Вместе с командой он готовится к континентальной лиге по League of Legends, где соревнуются 8 лучших команд СНГ. Среди игроков двое русских, белорус, немец и датчанин — недавно они с остальным штатом (тренер и аналитик) перебрались в тренировочный дом, который в профессиональной среде называют буткемп.

Бывший менеджер российской организации M19 Андрей Полещук считает, что при удалённых тренировках игроки отвлекаются на бытовые дела, родителей, друзей, сбивают режим сна и плохо питаются. Тренировочные дома призваны исправить эту проблему — перед важными турнирами игроки приезжают туда и живут под присмотром менеджера и тренера. У спортсменов выстроен график: подъём в 12-13 утра, зарядка, завтрак (за поставки еды отвечает менеджер), утренний брифинг и тренировки. Порой они продолжаются до 10-16 часов, во время которых игроки находятся в одной комнате.

Игроки команды ROX во время игры. На заднем плане — менеджер клуба Адалят Мамедов. Фото из личного архива организации

Буткемп организации ROX находится в Красногорском районе в Московской области. Это большой пятиэтажный дом, где на время двух игровых сплитов ( сезон состоит из двух частей) League of Legends (каждый длится примерно три месяца) живут две домработницы, спортсмены, игрок замены, тренер, аналитик, сам «Krookie» и, в редких случаях, психолог и массажист. Порой коттеджи не арендуют, а покупают — так поступил российский клуб Vega Squadron.

Дом — лучший вариант для подготовки, так как в квартирах мало места и можно разбудить соседей во время ночных игр. Однако не так легко найти арендодателя, сдающего коттедж на три месяца. Не все владельцы сходу понимают, что такое киберспорт, и чем группа людей собирается заниматься в их доме. Мамедов считает процесс поиска коттеджа очень сложным занятием, после которого здание ещё надо отремонтировать, чтобы исключить проблемы с электричеством и сантехникой, а затем перевезти оборудование.

Блок number недоступен

Самый важный момент подготовки тренировочного дома — проведение оптоволоконного соединения. Если интернет плохо работает и обрывается, команда не сможет соревноваться. В феврале 2017 года российская команда Virtus.pro получила техническое поражение во время матча против клуба Effect, пока играли в буткемпе в Краснодаре. Это значит, что во время сражения у Virtus.pro обрывалось соединение. После этого менеджера уволили.

Для перестраховки тренировочный дом подключают к двум провайдерам на случай, если у одного возникнут проблемы. Как утверждает Мамедов, в августе 2017 года во время матча неизвестные запустили DDoS-атаку против команды, выведя из строя два соединения с разными IP-адресами. «Появляется подозрение, что [это] кому-то выгодно. Особенно когда на кону 10-20 миллионов рублей», — предполагает менеджер ROX.

Туда и обратно

Основная причина, почему ROX арендует коттедж в Москве — регламент Riot Games (создателей League of Legends). Если команда заключает с компанией контракт и хочет участвовать в профессиональных турнирах, ей нужно участвовать в матчах на сцене со зрителями. В 2017 году Riot Games стала использовать для записи поединков студию «Главкино» (одна из крупнейших кинотелевизионных компаний России). Происходящее там транслировалось на Twitch и YouTube. Организация ROX намеренно поселилась на Новорижском шоссе, так как студия «Главкино» расположена именно там.

Проведение турниров ложится на Riot Games: московский филиал арендует студию, запускает рекламную кампанию, снабжает менеджеров информацией, судит матчи и частично финансирует топовые команды. Киберспортивные организации получают средства на частичное покрытие расходов за тренировочный дом, перелёты и зарплату. Но если не уходить в «личный минус», на дотации можно жить только при очень жёсткой экономии, поясняет менеджер ROX.

Внутри «Главкино». Фото с официального сайта студии

Полещук из M19 считает, что начинающие и средние киберспортсмены получают от 28 тысяч до 85 тысяч рублей в месяц. Источник TJ в индустрии утверждает, что суммарно с дотациями от Riot Games и премиями за победы на турнирах топовые игроки могут за трёхмесячный сезон получить от 400 до 700 тысяч рублей (зарплату обычно переводят на банковскую карту). В целом, считает источник, эти цифры приближены ко всем топовым клубам.

Чтобы стать профессионалом в хорошей организации, игроки должны пройти «проверку поведения» (behavior check). Как это работает: менеджер команды отправляет ссылки на аккаунты спортсмена в социальных сетях, а Riot Games (или любая другая видеоигровая компания) проверяют его страницы на оскорбительное поведение.

Если игрок часто матерится или отпускает расистские комментарии, администрация это заметит. Дополнительно сотрудники просматривают игровые чат-логи на предмет грубых высказываний — за это, скорее всего, спортсмену откажут в заключении контракта.

Кирилл «Likkrit» Малофеев

Если игрок нарушит этические правила после заключения контракта с компанией-создателем игры, ему могут запретить участвовать в её турнирах. Так произошло в ноябре 2017 года с бывшим капитаном российской организации M19 по League of Legends Кириллом Малофеевым. Во время стрима спортсмен раскритиковал профессиональное положение игры в СНГ, в том числе падение уровня зарплат и уход киберспортивных организаций из дисциплины.

За это Riot Games запретили Малофееву на полгода участвовать во всех турнирах по League of Legends, после чего игрок объявил о завершении карьеры. Как говорит «Krookie» из ROX, спортсмены не столько боятся разрыва контракта с организацией, сколько бана от игровых компаний — это может стоить им репутации.

В поиске спонсоров

На заре киберспорта исключительными спонсорами организаций были производители компьютеров или оборудования. В основном это были гиганты вроде Razer, Acer, Asus, Intel и HP, но теперь к ним добавились крупные спонсоры из других сфер. В этом числе Mercedes-Benz (заключила контракт с европейской лигой ESL), крупная сеть по продаже электроники Media Markt (партнёр Virtus.pro), Lenovo (партнёр ROX), Omen by HP (партнёр Team Empire), Visa, Qiwi, PepsiCo, Twitch и сеть фастфуда KFC.

Одним из самых ценных партнёров в киберспорте считаются букмекерские конторы. Ставки на киберспорт очень популярны, поэтому для организаций это очень выгодное предложение. Лучше всего на этой территории себя чувствуют клубы с дисциплинами по Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive, хуже всего — по League of Legends, так как политика Riot Games запрещает рекламировать алкогольную, табачную или азартную сферу.

По прогнозам международной компании в области консалтинга и аудита PwC, объём киберспортивного рынка увеличится с 327 миллионов долларов в 2017 году до 874 миллионов долларов в 2022 году.

Когда организации требуется оборудование, но на него нет денег, она обращается к компьютерным гигантам — рекламодатель поставляет технику, а клуб рекламирует её на состязаниях. Кто-то идёт в большие холдинги со статистикой и предлагает добавить их логотип на футболки игроков, чтобы добавить охвата. В США, например, киберспортивные организации сотрудничают со страховыми компаниями, в том числе GEICO.

В январе 2018 года оператор МТС купил европейский киберспортивный клуб Gambit Esports: сумма контракта не раскрывается, но, судя по всему, компания подошла к развитию основательно. В компании есть киберспортивное подразделение, которым руководит Ирина Семёнова — она одна из основателей Virtus.pro и больше 17 лет работает в игровой индустрии.

Кроме МТС в России известны лишь два случая крупных инвестиций в индустрию. В январе 2017 года в Континентальной лиге по League of Legends появилась команда M19 — её инвестором оказался владелец инвестиционного холдинга Strongbow Investments Евгений Туголуков. По его словам, на содержание состава по League of Legends уходит около 500 тысяч долларов в год.

Киберспортсмены по дисциплине Dota 2 в тренировочном доме M19. Фото из официальной группы организации во «ВКонтакте»

У M19 также был состав по Hearthstone и Dota 2, но последний расформировали в феврале 2018 года, а по Hearthstone оставили только одного игрока. В разговоре с TJ менеджер состава Андрей Полещук заявил, что в планах организации этого не было. «Судя по всему, оптимизация расходов», — ответил менеджер на вопрос о причинах расформирования. Он планирует начать работу в новом киберспортивном проекте, но не раскрывает деталей.

Самый громкий вклад в киберспорт сделал бизнесмен Алишер Усманов. В 2015 году он вложил в команду Virtus.pro около 100 миллионов долларов, на основе которой появился холдинг ESforce. В январе 2018 года стало известно, что Mail.Ru Group купила компанию за 100 миллионов долларов. Как пишут «Ведомости», холдингу принадлежат 14 сайтов, 209 групп в социальных сетях и студия аналитики RuHub.

Судя по данным «Ведомостей», вложения Усманова оправдаются: в 2018 году убытки ESforce сократятся, выручка вырастет на 80-100% и и команда выйдет на прибыль. Генеральный менеджер Virtus.pro нескромно говорит, что у них в команде играют лучшие игроки в СНГ. В дисциплинах по Dota 2 и CS:GO получают около 570 тысяч рублей в месяц, а в League of Legends (сейчас этот состав закрыт) и Hearthstone спортсменам выплачивают около 400 тысяч рублей в месяц.

Как собрать команду

Польский спортсмен Virtus.pro Филип Кубски хорошо помнит, как в 2017 году он вместе с командой отправился в США на матч против датского клуба Astralis. Матч Virtus.pro проиграли, но времени на передышку не было — на следующий день они уставшие и с нагруженными сумками прилетели в Москву и торопились на очередное соревнование.

Там команда заняла первое место, но матч закончился лишь ночью. Сразу после окончания спортсмены, как того требует контракт, отправились записывать спонсорскую рекламу, в итоге всё закончилось лишь к пяти утра. «Не уверен, кто организовывал те выходные, но для меня это был кошмар», — признается Кубски.

Киберспортивные турниры стартуют в начале весны и, с небольшими перерывами, продолжаются до конца осени. Время между громкими турнирами называется межсезоньем, и в это время начинаются трансферы игроков. Обычно организации заключают с игроками контракты на сезон, а после его окончания спортсмен может перейти в другую команду.

Если организация хочет «забрать» члена клуба до окончания его контракта, она платит отступные — иногда сумма достигает нескольких десятков тысяч долларов. Спортсмена также можно попробовать «переманить» в обход договора. Как это происходит: игрок под предлогом разрывает контракт с компанией, а через какое-то время его берет на работу другая организация. Так можно сэкономить, но если обман вскроется, клуб может не только потерять репутацию, но и получить бан от игровой компании.

Игрок Virtus.pro Ярослав «pashaBiceps» Яжомбковски. Фото ESforce

В 2018 году Мамедов впервые получил возможность сформировать свою команду в ROX и поступил кардинально — распустил всех игроков, оставив только одного как тренера, и начал с нуля. Он считает, что командный менеджер всегда видит талантливых игроков. Для этого можно следить за любительскими турнирами, изучать индивидуальные и командные счета спортсменов, смотреть их стримы или интересоваться мнениями других членов организации о потенциальном игроке.

Если менеджер ищет в команду пять человек, ему стоит составить предварительный список кандидатов хотя бы из 10 человек. Потому что когда речь заходит о переезде в другой город, жизни вдали от семьи или визовых формальностях, начинаются трудности. Один игрок не хочет надолго расставаться с девушкой, а другой живёт на Западе и не успеет сделать загранпаспорт вовремя.

Этого (киберспортсмена из Европы — прим. TJ) родители не отпускают, потому что боятся, что Навальный захватит страну. Я реально как-то убеждал родителей, что Навальный не террорист, и то, что у нас митинги, никак не отразится на их 18-летнем сыне, так как он будет жить в строго охраняемом (тренировочном — прим. TJ) доме.

Адалят «Krookie» Мамедов

Мамедов набирает спортсменов и людей в штаб исключительно со знанием английского языка, потому что на русском не получится общаться с иностранными игроками. Когда список утверждён, менеджеру нужно купить билеты и оформить визы. Билет для игрока из Дании в Москву обошёлся Мамедову в 9 тысяч рублей, ещё около 25 тысяч рублей на визу. Для немца чуть дороже — 14 тысяч рублей за билет, плюс виза. Суммарно примерно 35 тысяч рублей, чтобы перевезти европейского игрока.

Как говорит Полещук из M19, часть трат на перелёты на матч компенсируют организаторы турниров, но если нет, то организация. Визы, бронирование отеля и билеты в Европу даже для трёх человек могут обойтись в 114 тысяч рублей. Поездка шести человек в Америку или Азию — в 450 тысяч рублей.

Дружба, психология и авторитет

Все собеседники TJ из киберспортивной индустрии признают — у спортсменов очень загруженный график. По словам Соломонова из Team Empire, менеджер команды — это опора для игроков. Он должен решать не только логистические и организационные вопросы, но и внутренние. Если игроки стали плохо играть, спорят, опаздывают на тренировки или потеряли мотивацию — менеджер должен им помочь.

Генеральный менеджер команды Virtus.pro Роман Дворянкин считает иначе: по его мнению, внутренними проблемами в коллективе должны заниматься психологи и тренеры, а менеджер — решать организационные вопросы.

Менеджер живёт с игроками 150-200 дней в году (в тренировочном доме — прим. TJ), но у него есть чёткие указания, что это не его работа — пытаться что-то разрешить. Он им не старший брат и не мама.

Роман Дворянкин

Для крайних случаев, когда игрок «выгорает» или впадает в депрессию, есть спортивный психолог. Представители Virtus.pro, Team Empire и M19 признали, что их игроки хоть раз обращались за помощью к специалисту. Иногда это помогало с «выгоранием» или стрессом, а порой нет. Собеседники TJ отказались вдаваться в детали недомоганий игроков.

Так как Мамедов учится на военной кафедре и разбирается в биоинженерии, он получил звание лейтенанта радиационной, химической и биологической защиты России. По его словам, эти знания помогли ему выстроить строгий график и дисциплину в команде. Для каждого спортсмена менеджер ищет свой подход: с кем-то мирно общается и объясняет его ответственность перед всей организацией. На другого может накричать или «встряхнуть», а кому-то просто нужно дать несколько выходных. В выходной день члены организации могут заниматься своими делами: сходить в сауну, посидеть у камина, поиграть одному или заняться спортом.

Тренировочный дом Team Empire, ноябрь 2017 года. Фото из группы организации во «ВКонтакте»

По словам Мамедова, у него всегда одна глобальная цель — хорошее выступление команды. Весной организации нужно победить в турнире по League of Legends, чтобы пройти на летние поединки, а оттуда попытаться пробиться на Чемпионат мира. Из мини-задач на ближайшую неделю: организовать график игроков, подготовить им транспорт для поездки, закупить еду в коттедж.

Последнее порой оборачивается дополнительными нюансами: однажды у игрока в команде была аллергия на всё мясо, кроме курицы. Из-за этого спортсмену готовили отдельно от остальных: «Не могут же остальные игроки три месяца не есть говядину», — объясняет «Krookie».

Менеджер не боится, что игроки уйдут в другую команду, и утверждает, что в контрактах его спортсменов не прописаны штрафы за уход до истечения договора. «Для удержания мне не нужны какие-то бумажки, я достаточно хорошо выполняю свою работу, чтобы игроки оставались у меня», — поясняет организатор.

Как учиться на киберспортивного менеджера

По данным The World University Rankings, в 28 университетах США сформированы различные киберспортивные программы, отдельные курсы есть в Великобритании, Китае и Южной Корее. В основном они предназначены для начинающих игроков, а тема менеджмента куда менее популярна.

В Великобритании первый масштабный курс, посвящённый организационной сфере киберспорта, начнётся в Стаффордширском университете в сентябре 2018 года. В зависимости от решения каждого студента, они могут учиться 3 или 4 года. Как указано в описании курса, студенты научатся управлять маленькими и крупными организациями со всеми популярными дисциплинами, в том числе League of Legends, Dota 2, Counter Strike и Overwatch. Цена за обучение для иностранцев составит 11100 фунтов (870 тысяч рублей по нынешнему курсу). Для граждан страны — 9250 фунтов (740 тысяч рублей по нынешнему курсу).

Курсы ВШЭ

В российской киберспортивной индустрии есть большая проблема с профессиональными кадрами, признают собеседники TJ. Не хватает тренеров, аналитиков, комментаторов матчей, продажников, организаторов турниров, менеджеров команд и управленцев. По словам председателя правления Федерации компьютерного спорта России Эмина Антоняна, который по совместительству руководит программой, это одна из причин создания первого в России курса «управление киберспортом» в Высшей школе экономики. Он запустился в декабре 2017 года и продлится до июня 2018 года.

В июне 2016 года киберспорт признали официальным спортом в России. Представители Федерации компьютерного спорта утверждают, что это отчасти их заслуга. Эта организация появилась в 2000 году и с тех пор продвигает интересы индустрии в правительстве. Параллельно она организовывает региональные турниры, формирует российские сборные и разрабатывает правила и требования к судьям по киберспорту.

Как утверждает Антонян, выпускники курса ВШЭ смогут занимать любые менеджерские и управленческие позиции в киберспортивных проектах. Обучение строится на лекциях спикеров: в том числе менеджера Virtus.pro Роман Дворянкин, регионального директора Riot Games Алексея Крайнова и стримера и сотрудника холдинга ESforce Александра Хитрова. Всего в курсе примут участие 23 спикера, на него записались 16 слушателей в возрасте от 20 до 50 лет.

Курс рассчитан на людей с высшим образованием и студентов-выпускников: им рассказывают об организации турниров, формировании команд, поясняют детали сотрудничества с игровыми компаниями и объясняют юридические нюансы. Вот несколько тем программы:

  • Спортсмены в компьютерном спорте, их разряды и звания. Методология подбора игроков;
  • Управление человеческими ресурсами и талантами в киберспорте;
  • Противодействие использованию допинга в мировом спорте и киберспорт;
  • Дисциплины компьютерного спорта: «Боевая арена»; «Соревновательные головоломки»; «Стратегия в реальном времени»; «Технический симулятор». Новые спортивные дисциплины: «Спортивные симуляторы», «Шутеры» и «Файтинги»;
  • Управление конфликтами и стрессами в спортивной индустрии.

Полугодовая программа стоит 200 тысяч рублей — Антонян считает, что это вполне справедливая сумма для людей, желающих построить карьеру в киберспорте. Набор на курс завершился, но, как заявил руководитель программы, новый начнётся весной 2018 года.

Мнения киберспортивных менеджеров

Хотя Полещук из M19 в киберспорте только четыре года, а Соломонов из Team Empire — 15 лет, они оба начали киберспортивную карьеру с нуля, порой работая бесплатно. Полещук долгое время не мог найти работу после университета и предложил другу помочь с киберспортивной организацией — так и началось.

У Романа Дворянкина всё иначе: он занял нынешнее место в августе 2016 года, придя с 10-летним опытом менеджмента классического спорта. Эти навыки могут пригодиться холдингу ESforce, если в будущем киберспорт включат в основную программы Олимпиады. Эмин Антонян уверен, что это произойдёт, так как аудитория киберспорта уверенно растёт.

Из отчета Statista следует, что в 2018 году аудитория киберспорта составит 196 миллионов человек. Если верить прогнозам, к 2020 году эта цифра увеличится до 286 миллионов.

Дворянкин считает, что курс пригодится людям, которые уже в теме киберспорта, но не знают, как он работает изнутри. Сам представитель Virtus.pro при поиске менеджера интересуется его предыдущим опытом в маркетинге, управлении или продажах, а не образованием.

Соломонов из Team Empire, напротив, настроен скептически по отношению к курсу. Ему проще дать объявление о поиске менеджера в социальных сетях и затем разбирать резюме — при этом диплом об окончании программы ВШЭ не сыграет никакой роли, куда важнее, чтобы человек увлекался видеоиграми и индустрией.

«Для создания образования нужно привлечь и разработать методическую базу, а материалы должны пройти несколько редакций, и только потом можно общаться на тему преподавания», — считает менеджер по Dota 2 в M19 Сергей Быковский. Он также относится к программе с сомнением.

Многие приходят в киберспорт из других профессий: маркетинга, юриспруденции, финансов, продаж или классического спорта — их опыта не хватает в этих сферах, и если он разберутся в устройстве индустрии, могут стать хорошими специалистами. Работа менеджера не всегда отнимает много времени, особенно если человек работает в небольшой или средней организации, поэтому он может уделять время другим делам.

Это логичный выход, признают собеседники TJ, потому что зарплата менеджеров не слишком большая. В топовых компаниях она достигает 85-120 тысяч рублей в месяц, а минимальная начинается с 28 тысяч рублей. В последнем случае в крупных городах на такие деньги вряд ли получится жить комфортно, но деятельность можно совмещать с другой профессией. Плюс — часто члены команды делятся частью призовых денег с турниров, чтобы отблагодарить менеджера.

Мамедов из ROX относится к курсам со скепсисом, так как считает, что для должного образования в области киберспорта сначала нужно подготовить научную базу. В будущем, когда для должности менеджера будут требовать больше навыков, такая программа станет очень ценной. Однако пока её польза сомнительна.

Что должен уметь командный менеджер

«У нас в тренировочном доме в туалете гаража недавно прорвало канализацию. Казалось бы, вот менеджер, закончил курсы ВШЭ, а идёт чистить туалет. Так что я считаю, что менеджер в СНГ — это разнорабочий, а порой даже чернорабочий», — говорит Мамедов. По его мнению, для работы в индустрии менеджер должен хорошо знать английский язык, потому что на нём придётся общаться с иностранными противниками, организациями и партнёрами.

Полезным будет дополнительное знание языков — менеджер общается на турецком с коллегами из Турции, учит немецкий и советует знать корейский (это связано с тем, что в Южной Корее очень развитый киберспортивный рынок и много спонсоров). Вдобавок к знанию языков менеджер должен уметь общаться с людьми: домработницами, полицией, транспортными компаниями, визовыми центрами, арендаторами и особенно, с командой.

В какой-то момент менеджеру ROX сообщают, что у игроков неполадки с соединением. Он советует перенести матч с турецкой командой на два часа и предлагает помочь, но затем возвращается к беседе. Где-то на фоне киберспортсмены продолжают перебрасываться короткими фразами и изредка посмеиваются, их ближайший бой против российской команды Team Just намечен на 10 февраля.

Я считаю, что у менеджера должна быть одна задача — он то смежное звено, которое связывает организацию и команды. У меня есть обязанности перед игроками, потому что я их привёл и привёз сюда, и есть обязанности перед владельцем команды, который оплачивает финансовую часть программы, тратит время и силы. Это довольно тонкая грань.

Адалят «Krookie» Мамедов

#месяцспорта #киберспорт #истории #бизнес