Экзорцизм, переросший в убийство
В попытке «изгнать демонов» священники в Никарагуа сожгли молодую девушку, запустив по стране обсуждение о чрезмерном влиянии церкви на население.
Церковь, где держали Вильму Трухильо. Фото Би-би-си
В начале 2017 года молодая жительница деревни в Никарагуа (Центральная Америка) Вильма Трухильо (Vilma Trujillo) начала видеть галлюцинации и разговаривать сама с собой. Её семья обратилась за помощью к местным священникам, которые решили, что девушку захватили демоны, и для освобождения над ней нужно провести обряд экзорцизма.
Дальнейшее развитие событий привело к большой трагедии в малообразованной и тихой деревне, а вскоре запустило новое обсуждение об участившихся случаях насилия против женщин и о влиянии религии на население. Спустя год после происшествия журналистка Би-би-си отправилась в Никарагуа, чтобы узнать, что изменилось в стране.
Последние часы
В конце февраля 2017 года на рассвете Вильму Трухильо вывели из Церкви Небесного видения — деревянной хижины, где её держали почти неделю, и привязали к дереву. 25-летнюю жительницу маленькой деревни Эль Кортесаль отправили на попечение к священникам после того, как у неё начались галлюцинации и она стала разговаривать сама с собой.
Родственники понимали, что Трухильо нужна помощь, но не захотели везти её в ближайшую больницу на севере, потому что это заняло бы слишком много времени. Вместо этого семья обратилась к пастору местной христианской церкви, к которой недавно присоединилась Трухильо.
Девушку убеждали, что так будет лучше для неё самой: якобы молитвы станут лекарством против демонов. «Она говорила странные вещи», — вспоминает тётя погибшей Анджела Гарсия. «Утверждала, что родит не ребёнка, а змею. Плакала, падала на колени и говорила о дьяволе. Я никогда не видела её в таком состоянии».
Хуан Роча у своей церкви. Фото Getty
23-летний руководитель общины Хуан Роча (Juan Rocha) пообещал решить проблему. Вместе с последователями он отвел девушку в небольшую церковь на дальнем холме. Первые три дня её держали взаперти, не давали воды и еды. Служители провели это время в молитвах, а когда родственники пришли навестить заболевшую, им пояснили, что она «ещё не выздоровела».
Хотя изначально девушка пошла добровольно, в какой-то момент она попыталась вырваться из заточения, угрожала мачете и требовала отпустить её. Это ни к чему не привело. На шестой день один из верующих рассказал другим, что услышал знак свыше: бог якобы подсказал ему, что демона можно изгнать с помощью огня. Вскоре Хуан Роча вместе с десятком последователей начал готовиться к обряду — кто-то пошёл за дровами, другие выкапывали яму для костра у дерева, к которому привязали Трухильо.
Неизвестно, толкнули ли девушку в огонь, или он медленно охватил её тело, но вскоре после начала «обряда» она стала кричать. За этим процессом наблюдала 15-летняя сестра Трухильо — она молилась в церкви, когда вдруг услышала вопли. Девочка-подросток была шокирована, но следящие за процессом родственники заверили, что с «заболевшей» всё будет хорошо. Лишь несколько часов спустя кто-то из служителей церкви, стоявших в кругу перед умирающей девушкой, попросил бежать за помощью.
Не отмеченные на карте
Деревня Эль Кортесаль расположена в плотных лесах, куда едва ли сможет добраться неподготовленный человек. Там нет дорог, электричества, телефонных линий, полиции, врачей или продуктового магазина. Чтобы добраться туда, журналистке Би-би-си пришлось проехать на машине из ближайшего города Росита четыре часа, затем ещё четыре часа пешком и ещё четыре верхом на муле. Чем ближе к деревне, тем слабее мобильная связь, а на подступах она вовсе пропадает.
При таких условиях сестра Трухильо едва ли могла быстро прийти с помощью. Через несколько часов она всё-таки добралась до родственников и оповестила отца, но когда поисковая группа обнаружила девушку, около 80% её тела было обожжено. Она попросила воды и потеряла сознание.
Вильму Трухильо укладывают в машину скорой помощи. Фото Hoy.com
На рассвете группа добровольцев понесла умирающую на носилках в ближайший медцентр. Через 12 часов они добрались, но местные врачи ничего не могли для неё сделать и лишь помогли отправить на самолёт до столичной больницы в Манагуа. Там девушку не сумели спасти — 28 февраля, спустя семь дней после получения ожогов, она скончалась от отёка лёгких и отказа внутренних органов.
Жизнь после
Год спустя на месте, где произошла трагедия, почти ничего не напоминает о произошедшем. Вместо выжженной травы выросла новая, и лишь у дерева лежит кусок старой верёвки.
«Нет, нет, дух поднял её вверх и она упала в огонь», — пытался оправдаться Хуан Роча перед журналистами, когда его уводили полицейские. Никарагуа известна жестокими преступлениями, но так называемый «обряд» поразил всех. Вместе с пастором в похищении и убийстве Трухильо обвинили его сестру, её мужа и ещё двух человек. В мае все подсудимые получили от 30 до 36 лет тюрьмы — на воле у них осталось в общей сложности 10 детей, которые теперь живут с бабушками и дедушками.
Трагедию освещали все телеканалы и газеты Никарагуа, а полиция вела пресс-конференцию на Facebook Live. Местное сообщество феминисток восприняло убийство Трухильо как ещё одно доказательство отдельной жестокости к женщинам в стране. Известны случаи, когда изнасилованных девушек осуждали за то, что с ними случилось.
Помещение церкви в деревне Эль Кортесаль. Фото Би-би-си
По словам активистки Магали Кинтаны (Magaly Quintana), в Никарагуа женские права в критическом состоянии: недавно местный житель напал на жену с мачете за отказ заняться с ним сексом. Впрочем, Кинтана считает эту историю более или менее положительным примером, потому что соседи не побоялись дать показания против нападавшего в суде.
«За последние 100 лет ничего такого не происходило. Почему вы не расскажете о хороших вещах? Например, мы строим дома и школы для глухих», — возмущается надзиратель христианской Ассамблеи Бога в Никарагуа Рафаэль Ариста (Rafael Arista). Он чётко даёт понять, что ему не нравится говорить о трагедии с Трухильо и он не хочет связывать её с религией.
Похожую мысль высказывает пастор Ариста из небольшой церкви. На каждый вопрос о смерти девушки он выражает поддержку осуждённым, которых регулярно навещает в тюрьме. Сначала он считал, что их срок слишком большой, а теперь порой задаётся вопросом, были ли они виновны. «Я не верю, что пять молящихся людей могли одновременно согласиться бросить кого-либо в огонь», — объясняет пастор.
Хуан Роча и другие обвиняемые в зале суда. Фото Confidential
После трагедии в уголовном кодексе Никарагуа появилась статья за убийство на почве «религиозного фундаментализма» — оно карается тюремным сроком от 25 до 30 лет. Женское сообщество активистов восприняло реформу как положительное стремление властей разделить церковь и закон, чтобы в будущем никто не мог поставить религиозные традиции и обряды выше человеческой жизни, как случилось с Трухильо. Для страны, где больше 90% населения определяют себя как верующих, а умение читать остаётся редким талантом, это серьёзный шаг.
Хуан Роча закончил лишь четыре класса школы, но даже это позволило ему заслужить хорошую репутацию в деревне. Вильма Трухильо тоже умела читать и писать — она доучилась до третьего класса, но забеременела и ушла из школы. После трагедии её муж забрал их 2-летнюю дочь и уехал в неизвестном направлении. Первенец погибшей от предыдущего брака живёт с её братом — ребёнок почти не говорит о матери.
Мнения правозащитников о положительных сторонах истории расходятся. Активистка Магала Кинтана утверждает, что широкая огласка дела и правительственные реформы не отменяют того факта, что случаи насилия против женщин только растут. Однако, возможно, трагедия Трухильо всё-таки принесла положительный эффект.
Недавно в Никарагуа у юноши случился припадок, группа мужчин потащила его в ближайшую церковь, а женщины на улицах кричали, что он одержим. Тогда несколько человек проследили за неизвестными, записали их действия на телефон и рассказали обо всем журналистам. Вскоре после огласки ребёнка благополучно отпустили домой.
#истории #происшествия