После смерти любимой сестры британец ударился в рискованный сёрфинг и приключения. Это стоило ему жизни
Джейкоб Кокл всегда любил море, но потеря близкого человека вынудила его пуститься во все тяжкие, бросив вызов стихии.
Джейкоб и Грейс Кокл. Фото из личного архива сёрфера
Британец Джейкоб Кокл (Jacob Cockle) научился плавать чуть ли не раньше, чем ходить. Он рано увлёкся сёрфингом и фотографией, порой рискуя жизнью ради хороших кадров. Его канал на YouTube стал популярным — во многом благодаря своему бесстрашию. Причиной такого образа жизни стало то, что Кокл воспринял смерть любимой сестры как призыв жить и за себя, и за неё. Риск стал неотъемлемой частью его жизни, но он же привёл 28-летнего сёрфингиста к трагедии. Историю Кокла рассказало издание Би-би-си.
Джейкоб и Грейс
Примерно в 12 километрах от портового города Пензанс находится пляж Гвинвер (Gwynver), давно снискавший популярность у серфингистов. На фасаде церкви неподалёку можно увидеть не крест, а две перекрещенные доски для сёрфинга. Именно это место Джейкоб Кокл считал своим духовным домом: здесь он часами катался на волнах с друзьями и устраивал ночные посиделки с барбекю. Сюда же пришли его приятели в день, когда сёрфера не стало, чтобы развеять его прах вместе с останками сестры.
«У него всегда были такие безумные глаза, когда он смотрел на море, волосы всегда были так неряшливо уложены, а он сам выглядел таким счастливым», — вспоминает друг Кокла Барнаби Кортни (Barnaby Courtney). Хотя Джейкоб неоднократно путешествовал, покой он находил только на пляже в родном Пензансе.
Как вспоминает мать сёрфера, он с детства любил плавать, и порой его просто невозможно было вытащить из воды. В раннем возрасте у Кокла диагностировали дислексию (заболевание, которое проявляется в трудностях с чтением, нарушении координации и синдроме дефицита внимания и гиперактивности), поэтому он часто пропускал школу, предпочитая автостопом ездить с друзьями на пляж. Там они часами катались на досках, не задумываясь о завтрашнем дне.
Джейкоб и Грейс в детстве
В семье Коклов было три ребёнка помимо Джейкоба: Джо, Лора и Грейс. Старше на три года, последняя девочка была полной противоположностью младшего брата — всегда получала высокие оценки, занималась нетболом, хоккеем и бегала кроссы. Грейс и Джейкоб с детства умели находить общий язык: когда всем вокруг казалось, что из-за дислексии Джейкоб вовсе не умеет разговаривать, Грейс доказывала обратное. Близость между ними не ослабла даже в подростковые годы.
«Она была очень умной, но также очень активной и решительной: если она хотела чего-то добиться, то всегда добивалась», — вспоминает лучшая подруга девушки Дабриэлла Квейль (Dabriella Quayle). «Она была такой девушкой, о которой говорят твои родители: „Почему ты не можешь быть такой же, как Грейс?“».
Когда Грейс заболела, её друзья были уверены, что она поправится, несмотря на тяжесть ситуации. Летом 2001 года у неё впервые заболела голова, пока она работала в детском лагере во Франции. В августе она вернулась в Великобританию, где через месяц ей диагностировали опухоль мозга. Чтобы не расстраивать юного Джейкоба, от него скрыли недуг сестры: пока родители ходили с ней в больницу на радиотерапию, её брат спокойно занимался своими делами.
В какой-то момент Джейкобу всё-таки рассказали о состоянии сестры. После этого он регулярно ходил с ней в больницу
«Мы думали, что она выживет», — вспоминает мать Грейс. На какое-то время рак действительно отступил, но лишь для того, чтобы вернуться с новой силой. Не помогла даже операция в Бельгии, которая прошла успешно лишь наполовину. 18 декабря 2002 года Грейс умерла. Ей было 19 лет.
Перед смертью девушка попросила родителей кремировать её тело, но не рассеивать прах до тех пор, пока не умрёт другой член семьи. Как вспоминает мать, Грейс боялась, что её останки развеются в одиночестве. 11 лет спустя, когда скончалась бабушка девушки, родственники начали готовиться к символическим «двойным похоронам». Тогда же они узнали, что Джейкоб погиб.
Жизнь на гребне
Смерть сестры полностью изменила видение мира Джейкоба. Он верил, что её энергия передалась ему, и это вдохновило его полностью поменять свою жизнь. «Ему казалось, что он должен проживать свою жизнь за неё и за себя», — говорит девушка сёрфера Рэйчел. После трагедии он увлёкся фотографией и решил стать знаменитым фотографом.
Каждый раз, когда Джейкоб путешествовал или катался на доске, он брал с собой камеру и старался подобрать наилучшие кадры, даже если это предполагало смертельный риск. Он натренировался подолгу задерживать дыхание, чтобы глубже погружаться в море, и порой «седлал» волны рядом с камнями и скалами.
«Он и его друзья осмеливались серфить там, где не могли другие. Они хотели поймать самые большие волны и сделать лучшие трюки», — говорит приятель Джейкоба Гэри Ричардс (Gary Richards), который нянчился с ним ещё в детстве. Когда в 2008 году на городок Ньюлин обрушился шторм, Джейкоб был среди немногих, кто рискнул покорить опасные волны. В итоге сёрфер слетел с доски и едва не утонул, когда его ударила мощная волна.
Джейкоб (обведён красным кружком) перед ударом волны. Фото Daily Mail
Когда Джейкоб не катался на доске, он прыгал с крыш зданий или мостов в воду. Однажды полиция попросила его не рисковать жизнью напрасно, а в другой раз его чудом спасли друзья от столкновения с кораблём. Однако все подобные игры со смертью Кокл воспринимал легко, радуясь и смеясь, пока люди вокруг смотрели на него с удивлением.
Когда Джейкобу было чуть больше 20 лет, он выиграл несколько наград National Geographic и The Sunday Times, а также регулярно присылал новые фотографии в журналы по сёрфингу. Часто эти кадры оказывались на обложках изданий. За несколько недель до трагедии Кокл выиграл грант на 37 тысяч долларов для путешествия в Антарктику, куда он мечтал отправиться всю жизнь.
Друг Джейкоба катается на доске для сёрфинга неподалёку от супертанкера. Эта фотография Кокла заняла первое место на конкурсе издания The Guardian
Водоворот
Большую часть заработанных денег Джейкоб тратил на новые гаджеты для фотографирования. Порой в качестве приза он получал новый телевизор, но такие подарки он обычно отдавал друзьям. Деньги его не интересовали — вместо этого сёрфер хотел запечатлеть все самые необычные явления мира, и одно из них находилось совсем близко к его дому. Водоворот.
Он появлялся в той части страны лишь несколько раз в год из-за инженерного дефекта: чтобы оградить гавань от затопления, прибывающая вода направлялась в водоём, а затем сливалась обратно после сезона приливов. Но иногда прилив возвращался куда быстрее, чем волна проходила через туннель, и это образовывало водоворот.
Когда этот момент настал, Джейкоб проигнорировал предупреждающий знак, погрузился в воду и начал снимать водоворот. Тогда всё закончилось благополучно. Позже он выложил запись на YouTube, где она набрала миллионы просмотров.
28 мая 2013 года водоворот вернулся. Когда Джейкоб узнал об этом, он тут же надел гидрокостюм и взял камеру, после чего отправился к дому своего приятеля артиста Дэвида Рейна (David Raine). Тот согласился заснять сёрфера, когда он приблизится к водовороту, и Кокл тут же побежал обратно. Когда Рейн пришёл к месту встречи, Джейкоб, с резиновой маской лошади на голове, уже приближался к водовороту. Вероятно, эпатажным обликом он хотел привлечь дополнительное внимание зрителей на YouTube.
«В начале он выглядел очень страшным», — крикнул Джейкоб своему другу, перед тем как приблизиться к водовороту вплотную. Поток тут же подхватил сёрфера и начал затягивать вниз, но тот удержался. Он попросил подать ему камеру GoPro, чтобы запечатлеть всё подробнее, и нырнул.
Рейн терпеливо ждал, когда друг вновь появится на поверхности, но этого не произошло. Тогда он начал звать его, а после побежал на другой конец водного потока, в надежде, что Джейкоба вынесло туда. Пробежав мимо большого тоннеля, художник увидел приятеля — тот лежал на берегу лицом вниз и не шевелился. Рейн бегом направился в его сторону, но уже тогда понял, что опоздал.
«Вместе в раю»
Кэролин Кокл спала дома, когда полиция постучалась к ней в дверь. Её отвезли в местную больницу для опознания сына: она была так шокирована, что даже не плакала. Когда женщина вернулась к себе, то в квартире уже толпились десятки людей, и так продолжалось следующие многие дни — все они хотели попрощаться с Джейкобом. На его похороны пришло столько людей, что им не хватило места в местной церкви.
После церемонии около 40 друзей усопшего отправились серфить на ближайший пляж. Они решили, что именно этого хотел бы Джейкоб. Его мать вскоре уехала из города на небольшую ферму, устав видеть сочувствующие лица незнакомых людей каждый раз, когда выходит на улицу.
Друзья и знакомые Джейкоба в очереди перед церковью. Фото Кэролин Кокл
Прах Джейкоба и Грейс развеяли на пляже Гвинвер, а часть своего сада Кэролин превратила в мемориал в память о своих детях. На металлической табличке, прибитой к большому камню, выгравированы их имена, даты рождения и смерти, а внизу надпись: «Вместе в раю». Рядом с камнем стоит статуя Будды. Чуть поодаль к стене прислонена старая доска погибшего, на которой большими буквами написано: «Джейкоб». Её отлично видно с придорожной тропы, поэтому даже спустя пять лет после трагедии местные сёрферы на машинах сигналят при виде доски. А внутри рядом стоящей хижины можно найти десятки фотографий и портретов погибшего, оставленных его друзьями.
Через год после смерти Джейкоба инженеры исправили дефект в системе, из-за которого образовывался водоворот. Однако большая часть приятелей серфера уверена, что если бы в тот день ему удалось выбраться, это бы не изменило его представления о жизни. Он бы просто продолжил рисковать и испытывать самого себя.
Когда я узнала детали его смерти, то почувствовала горе, но в это же время казалось, что ему пора уходить, и это был лишь способ. В смысле, какой забавный, почти смешной способ уйти. Он бы подумал именно так. Уйти вниз по водовороту? Это словно фрагмент из сказки.
#истории #путешествия