Истории
Роман Персианинов

В 19-м веке экипаж корабля бросил умирать на льду в Канаде шесть юношей. Их история стала известна лишь 150 лет спустя

Семьи безбилетников, многим из которых тогда не исполнилось 18 лет, долгие годы не знали о трагичной судьбе родственников.

Примерно так выглядел корабль «Арран», направлявшийся в Канаду

«Когда мы жаловались на зимний холод, мой отец говорил: „Подумайте о Джоне Поле (John Paul), он шёл по льду без обуви“», — вспоминает жительница шотландского города Гринок Мораг Коннелли (Morag Connelly). Она — дальняя родственница одного из шести юношей, которые были на грани смерти от холода в 1868 году.

Они тайком пробрались на корабль, идущий в Канаду, спасаясь от домашней скуки и бедности. Когда их обнаружил экипаж, то подверг мучениям и избиениям, а затем оставил умирать на льду. Обратно вернулись не все. Историю юношей и их потомков подробно рассказало издание Би-би-си.

Путешествие «зайцев»

«Арран» (Arran) — так в честь одноимённого острова назывался корабль, на котором Джон Пол и шесть его друзей отправились с шотландской пристани. Маршрут судна проходил через Атлантический океан к канадской провинции Квебек: никто из экипажа не знал, что на шхуне оказались безбилетники, хотя в те годы это не было чем-то уникальным.

Юноши тайком пробирались на корабли в гавани, спасаясь от бедности или ища приключений: если их обнаруживали перед отплытием, то прогоняли обратно на сушу. Но когда экипаж нашёл в трюме 12-летнего Джона Пола и других «зайцев», возраст которых варьировался от 11 до 22 лет, берег был уже слишком далеко.

Капитан судна Роберт Уотт (Robert Watt) отнёсся к юношам снисходительно: их покормили, а затем назначили драить палубу и помогать матросам. Но когда «Арран» вошёл в неспокойные воды Атлантического океана, все безбилетники начали страдать морской болезнью.

Один из офицеров судна Джеймс Керр (James Kerr) увидел, как рвёт «зайцев», и запретил выдавать им паек, хотя на корабле хватало продуктов.

После этого юноши получали в день лишь несколько судовых сухарей — этого, вдобавок к картофельным очисткам и остаткам репы, едва хватало для выживания. Вскоре юноши начали тайком воровать корабельные запасы, но это стоило им большой цены. Однажды матросы обнаружили открытой одну из бочек со съестным, сразу заподозрив в содеянном безбилетников: их приковали наручниками и не давали еды в течение дня.

«Мужчины едва справляются с ним, что уж говорить о них. У двоих малышей отсутствует обувь», — говорилось в письме одного из матросов, которое достигло его семьи лишь через два месяца после прибытия «Аррана» в Квебек. Речь в тексте шла о нестерпимом холоде Атлантического океана: в попытке укрыться от него юноши прятались в трюме, но их каждый раз находили, избивали и оттаскивали обратно на палубу.

Однажды одного из «зайцев» насильно обливали холодной водой, когда матросы и другие безбилетники пожаловались, что он грязный. 16-летнего юношу вынудили снять всю верхнюю одежду, кроме лёгкого жилета, избивали около трёх минут, а потом заставили снять остальную одежду и лечь голым на палубу. Затем члены экипажа вылили на подростка несколько вёдер холодной воды и с силой оттёрли шваброй под угрозой нового избиения. Процедура продолжалась около часа на открытой для ветра палубе.

Точка, где высадили безбилетников. Иллюстрация Би-би-си

Другого юношу избили верёвкой с металлическим грузом на конце за попытку украсть смородину, после чего заставили мыть палубу полностью голым. Как позже рассказывали моряки, регулярным избиениям подверглись все безбилетники, кроме 12-летнего Питера Керри (Peter Currie), отец которого дружил с корабельным офицером.

Примерно через месяц после начала путешествия «Арран» наткнулся на скопление льда недалеко от провинции Ньюфаундленд и Лабрадор, и к 9 мая корабль оказался в ловушке. Тогда же самый старший из безбилетников 22-летний Бернард Рейли (Bernard Reilly), мечтающий об успешной жизни в Новой Шотландии, убедил 16-летнего Джеймса Брайсона (James Bryson) попробовать сбежать от мучений по льду.

Юноши помладше были шокированы идеей, но тогда же капитан «Аррана» приказал выгнать за борт всех безбилетников, за исключением Питера Керри. После этого трое ребят разрыдались, а Джон Пол и его друг готовились идти по льду без обуви. Как вспоминал один из матросов, он не верил, что юноши без ботинок спасутся.

Выживание

Примерно в девять утра шестерых юношей выгнали с корабля, выдав в дорогу небольшой запас сухого печенья. Местами льдины достигали размеров футбольного поля, а порой были совсем небольшие — каждый раз безбилетникам приходилось прыгать, чтобы перебраться с одной на другую. Вскоре 11-летний Хью МакЭван (Hugh McEwan), который плевался кровью с самого начала путешествия, начал отставать: в какой-то момент он соскользнул в воду, но его вытянули. Когда он упал во второй раз, то ему хватило сил выкарабкаться самостоятельно. Третий раз стал последним.

Я видел, когда он упал последний раз. Я тоже был в воде. Он брыкался и пытался выбраться, а потом схватил меня. Я пнул его и он меня отпустил, после чего мне хватило сил зацепиться за лёд и выкарабкаться. Я видел, как его голову накрыла льдина. Криков я не слышал. Льдина накрыла его, и больше я его не видел.

Джон Пол

Затем сдался 12-летний Хью МакГиннес (Hugh McGinnes) — у него распухли и разболелись ноги, после чего юноша сел на лёд и отказался идти дальше. Несмотря на уговоры приятелей, он остался сидеть в одиночестве в своей промерзшей одежде. Как вспоминал матрос «Арраны», между кораблём и берегом было от 16 до 24 километров льда. К концу этого пути все юноши как минимум несколько раз падали в воду, захлёбываясь и дрожа от холода.

Когда зашло солнце, четверо выживших добрались до последней льдины. Они отчётливо видели дома на другой стороне, но их с берегом разделяло несколько километров воды. Уставшие и измученные, юноши начали звать на помощь.

Спасение

В мае 1868 года, когда безбилетников выгнали с корабля, лёд уже стремительно таял. Тем удивительнее, как выжившим всё-таки удалось спастись. Их крики услышала женщина, живущая неподалёку, после чего позвала на помощь. Солнце почти зашло, поэтому группа мужчин на лодке едва видела юношей, ориентируясь на их крики. Если бы подростки пришли на час позже, то, скорее всего, их бы уже никто не увидел в темноте.

Из-за солнечного света, который отражался от снега и слепил выживших на протяжение дня, всю следующую неделю они страдали проблемами со зрением. Джон Пол, которого пришлось выносить на руках, оправился после обморожения ступней только через месяц: в походе он лишился нескольких пальцев на руках и ногах. Тела Хью МакЭвана и Хью МакГиннеса так и не нашли.

Единственное фото Джона Пола между Дэвидом Брендом и Джеймсом Брайсоном через три дня после их возвращения. Снимок из семейных архивов Пола

Когда «Арран» наконец добрался до Квебека, один из матросов написал письмо в родной Гринок, описав жестокое отношение к безбилетникам. Новость быстро распространилась по Шотландии, и вскоре в Канаду по телеграфу пришёл официальный запрос с просьбой выяснить состояние юношей. На тот момент трое «зайцев» всё ещё находились в Ньюфаундленде и Лабрадоре, но четвёртый, 22-летний Бернард Рейли, исполнил свою мечту и уехал в Новую Шотландию. Остальные вернулись на родину как раз вовремя, чтобы стать свидетелями суда над экипажем «Аррана».

25 ноября 1868 года офицера судна Джеймса Керра, с подачи которого безбилетники подверглись мучениям, признали виновным в нападении и приговорили к четырём месяцам тюрьмы. Капитана корабля признали виновным в непредумышленном убийстве и отправили в тюрьму на 18 месяцев. После отбытия наказания оба мужчины вернулись к прежней работе и занимались ей ещё многие годы.

Память

Примерно в 1993 году Дон Макиннис (Don MacInnis), потомок женщины, которая увидела юношей на льду, обнаружил на пороге своего дома человека из провинции Британская Колумбия. Он был потомком одного из безбилетников «Аррана» Дэвида Бренда (David Brand), который после спасения уехал в Австралию и открыл успешный инженерный бизнес. Позже Макиннис рассказал историю встречи своему другу, с которым они решили увековечить память о погибших: Дон изготовил памятную бронзовую доску, которую поместили на могилу его прапрабабушки. На установку пришли посмотреть около 100 человек, в том числе правнук Бренда.

Память о родственнике хранит и семья Джона Пола. Магон Коннелли и её кузина Энн Маквей Халдан (Ann McVey Haldan) потратили многие годы, чтобы проследить жизнь путешественника. В 19 лет он женился и устроился клепальщиком, как его отец до него, поднявшись до звания корабельного мастера на верфях в родном Гриноке. Когда у 40-летнего Пола умерла жена, он уехал в английский городок Саутгемптон, где прожил вплоть до своей смерти в 1913 году.

Энн Халдан у входа на кладбище, где находится безымянная могила Джона Пола. Фото Би-би-си

По неизвестным причинам путешественника похоронили в безымянной могиле, которую Энн Халдан обнаружила лишь в начале 21-го века. Незадолго до 150-летней годовщины со дня спасения Пола и его друзей, в 2018 году, британка решила установить новое надгробие с именем родственника. По закону, для любых изменений могилы нужно получить разрешение владельца — им оказалась супруга Пола, после которого у неё было ещё несколько мужей. Халдан не удалось найти информацию о месте её смерти и родственниках, поэтому могила Джона Пола остаётся безымянной. Если ничего не изменится, то такой она и останется навсегда.

Но я не сдаюсь. Я должна убедиться, что исчерпала все возможности, прежде чем смирюсь.

Энн Халдан

После спасения с «Аррана» пути выживших разошлись. Многие из них больше никогда не встретились друг с другом.

16-летний Джеймс Брайсон переехал в США и устроился трамвайным проводником. Его ровесник Дэвид Бренд перебрался в Австралию и занимался своим предприятием вплоть до смерти в 1897 году. 12-летний Питер Керри, который остался на борту корабля, умер через два года от туберкулёза. 22-летний Бернард Райли остался жить в Канаде, как того и желал. Скорее всего, он больше никогда не возвращался на родину.

Корабль «Арран» был разрушен на острове Санд в Мексиканском заливе в 1886 году.

#истории #путешествия