Как я пытался защитить авторские права на свою песню, которую использовал американский рэпер.
19 июня в Майами убили Джасея Онфроя, более известного как XXXTentacion. Он был одним из самых известных SoundCloud-рэперов, его имя постоянно фигурировало в топе билбордовских чартов. О деталях его неоднозначной биографии постоянно писали СМИ, в то время как число его поклонников превышало миллионы. О нём было непросто писать при жизни, а теперь и это и вовсе похоже на хождение по минному полю.
Я совсем не был его поклонником, так как готовил иск против него за то, что он взял мою музыку. Сразу отмечу, что я искренне хотел бы разрешить этот конфликт с живым Джасеем, но у жизни свои планы, поэтому мне остаётся только простить его и поделиться своей историей.
Суть конфликта
Меня зовут Ник. Я занимаюсь написанием преимущественно инструментальной музыки уже больше десятка лет. В 16 лет я записал 14 композиций, которые были изданы как демо в декабре 2008-го под именем Aesthesys, что позже переросло в полноценную группу. Одной из таких композиций была «Dreams Are Only Real As Long As The Last».
Демо-версия была с кучей артефактов записи, так как я не умел нормально записывать звук и сводить его. Поэтому через три года я перезаписал этот трек для релиза «Camera Obscura», ибо опыта немного прибавилось.
Теперь вернёмся к Джасею. В начале 2015 года он опубликовал в своём SoundCloud трек «Never».
Любопытное сходство, не так ли?
Что же это означает с правовой точки зрения? Я издавал свои старые работы под лицензией Creative Commons BY-NC-ND 3.0. Вкратце это означает, что я разрешал людям качать и делиться моей музыкой бесплатно при соблюдении трёх условий.
- Указывается авторство;
- Не создаются производные произведения без моего разрешения;
- Нет коммерческого использования.
В 2016 году я наткнулся на «Never» в SoundCloud. На тот момент это уже было нарушением лицензии, так как Aesthesys никак нигде не указывался, а весь трек является производным от моей фонограммы (то есть из трёх условий были нарушены уже два). Но так как это был SoundCloud-рэпер с небольшим количеством слушателей и без монетизации, я решил не жестить и просто подтрунил в комментах.
Но потом на XXXTentacion стали обращать внимание. Много внимания. И в начале 2017-го он подписал контракт с дистро Empire — компанией, которая известна своими крупными сборами через стриминговые сервисы и YouTube.
Причём тут я, спросите вы? Как оказалось, XXXTentacion решил монетизировать и свои старые треки, включая «Never», и получилось у него это только потому, что я не начал монетизировать свою музыку первым.
Довольно долгое время я стыдился раннего творчества из-за его низкого качества записи. Старые треки не выкладывались на SoundCloud, стриминговые площадки или другие сервисы, но слушатели продолжали относиться к ним с теплотой. Некоторые из них были залиты на YouTube разными людьми и собирали по несколько сотен тысяч просмотров. В июле 2017 года я решил, что пора принять раннее творчество и быть более открытым в этой связи, посему я решил залить эти треки на все платформы, на которые я только мог.
Но что-то пошло не так. Сервис, которым я пользовался для загрузки треков с демо (под названием «I», так как некоторые платформы не разрешают грузить релизы под названием «Demo»), не мог прогрузить цифровые слепки в библиотеку YouTube-алгоритма для монетизации. Потому что кто-то уже это сделал. Я немного опешил, но потом решил сам залить этот трек на свой канал. И увидел вот что.
«Что за чухня?», — была моя первая мысль. Товарищ обнаглел настолько, что не только взял мою музыку без разрешения и указания автора, так ещё и решил монетизировать это дело?
Как оказалось, монетизировал он не только «свою» версию, но и мой оригинал, ибо даже YouTube-алгоритм видел, что это один и тот же трек за вычетом голоса. К концу марта 2018-го сумма просмотров видео, содержащих «Never» превысила отметку в 20 миллионов.
То, что я испытал, можно назвать коктейлем из печали, шока и ярости. Так и начался мой маленький крестовый поход за справедливостью.
Первым шагом стала попытка успокоиться. Чувство несправедливости, которое в тот момент одолевало, было настолько сильным, что любые попытки убедить себя охладить рассудок, взвесить все опции и только потом уже действовать — давались с превеликим трудом.
Но я всё равно начал с того, что написал напрямую на его аккаунты, надеясь, что он получит моё сообщение и осознаёт, насколько некрасивую ситуацию он создал. Конечно же, никакого ответа не последовало.
Следующий план был весьма прост — я должен был найти адвоката в США, подготовить дело и урегулировать конфликт в досудебном порядке с представителями XXXTentacion и Empire, дабы они прекратили нарушать мою лицензию, вернули деньги, полученные с монетизации трека, а также возместили моральный ущерб.
Один мой знакомый свёл меня с адвокатом из Флориды, я предоставил ему детали дела и мы какое-то время обсуждали всю эту петрушку. Вначале я даже был готов на компромисс в виде лицензии на дальнейшее использование, но потом я узнал про конфликт артиста с канадским рэпером Дрейком, из-за чего на компромисс не хотелось идти уже из принципа. У Онфроя не было проблем с тем, чтобы просто взять три с половиной минуты целиком из моей композиции, но при этом он обвинил Дрейка в том, что последний украл у него «флоу» (ритмика подачи текста).
Эта же история подвигла на создание альтернативного безумного плана, по которому я бы попробовал связаться с Дрейком, чтобы предложить ему использовать ту же самую композицию (но в более приличном и подходящем виде). Чтобы потроллить XXXTentacion и вынудить его начать публично обвинять Дрейка в плагиате, а может и вовсе начать суд, где я бы появился на одном из заседаний с внезапным «Surprise!», раскрыл бы всю подноготную и добился бы справедливости. Безумный план, как я и сказал, поэтому прибегать я к нему не стал.
Юридическая подготовка
Мой первый адвокат тянул месяцами, поэтому я попросил другого знакомого подсказать, знает ли он толковых юристов, которые способны вести подобные дела. Так я познакомился с новым адвокатом, который уже понимал, что и как нужно делать.
Он в целом согласился с моим первым планом связаться с представителями XXXTentacion и Empire напрямую, составил Cease & Desist письма (кто смотрел «Better Call Saul», может вспомнить забавный момент с написанием такого письма главным героем на туалетной бумаге), и в январе этого года мы их направили. Представители XXXTentacion промолчали, а товарищи из Empire решили «прикинуться шлангом» и сказать, что они вообще не при делах. Единственным вариантом развития событий поэтому стал суд в США.
Но был нюанс. Для начала процесса нужно было собрать как минимум 15 тысяч долларов, что в столь краткие сроки малость непросто. Так как мы с Aesthesys готовили к выходу альбом в апреле после сложного и продолжительного производства, я сфокусировался в первую очередь на новой музыке, а не на тяжбе.
Как только альбом вышел, я приступил к реализации нового безумного плана. Он заключался в создании краудфандинговой кампании на Indiegogo с видеороликом, который бы описывал мою ситуацию, в надежде, что это привлечёт немного внимания и, возможно, даже покроет часть судебных издержек.
Так как мало кто любит видео с говорящими на камеру парнями, я решил, что нужно лепить видео в действительно интересной манере — с коротким и понятным посланием, необычным графическим стилем и по сбалансированному в плане ритма сценарию. Сценарий я слепил быстро, а для графической части я нанял талантливого мексиканского художника Бруно Кортеса, чтобы он мог сваять дизайн персонажей и базовую анимацию, на основе чего я бы уже слепил само видео. Он прислал мне завершённые анимации 15 июня.
Нынешние итоги
А потом кто-то застрелил XXXTentacion, лишив его жизни, а меня — возможности довести эту историю до конца. Врать не буду, XXXTentacion был для меня далеко не самой любимой личностью, но я никогда не желал ему такой судьбы, поэтому произошедшее меня весьма опечалило. Да, персонаж это был неоднозначный, у меня были к нему личные счёты, но это трагедии не умаляет — чуваку не дали прожить жизнь. Не представляю, каково сейчас его матери.
Последние несколько дней я переосмыслял своё отношение к Джасею и к тому, какую боль он мне причинил. Конечно, есть много людей, которых он задел гораздо больнее, но при этом есть и миллионы слушателей, которым он принёс что-то позитивное. Я может и не оценил его творчество, но ему явно нравилось то, что делаю я (иначе бы вряд ли он использовал бы мою музыку для своего трека).
Изначальная злость поутихла по мере того, как я пытался применить эмпатию, насколько это было возможно. Мне интересно, что было бы, напиши он годы назад с просьбой использовать музыку для своего трека. Скорее всего, я бы предложил написать что-то с нуля, чтобы музыка и посыл его текста больше подходили бы друг к другу. Может, мы могли бы подружиться. Может, всё ограничилось бы такой коллаборацией. Можно вообразить много различных сценариев, каждый из которых лучше того, что произошло в итоге.
В плане моего квеста это патовая ситуация. Сначала я думал погонять по судам дистрибьютора, но конечного смысла в этом я вижу не очень много. Там тоже не идиоты сидят, а положения о гарантии отсутствия претензий третьих лиц и об ответственности в случае их появления на стороне артиста присутствуют даже в самом посредственном лицензионном договоре — за предыдущее использование с них я вряд ли что-либо стрясу. Из надлежащих ответчиков остаётся только его семья, а кошмарить их в какой-либо форме мне не позволяет обычная порядочность. Они уже испытали огромную потерю, поэтому я могу только выразить свои соболезнования и рассказать свою историю.
Трек же продолжает монетизироваться, поэтому мне будет ещё чем заняться.
Кто-то скажет, что мне следовало бы рассказать эту историю раньше, а теперь я использую смерть XXXTentacion. Да, это так — я использую этот повод, чтобы простить артиста, которого явно терзали свои внутренние демоны. Чтобы закончить далеко не самую весёлую главу в своей жизни, хотя гештальт от этого вряд ли закроется. Но это мой способ попрощаться с человеком, которого в определённый момент его жизни зацепило моё творчество, а также оставить этот негатив позади.
Комментарий недоступен
Да, текст уже есть, осталось выбрать сабреддит в тему. Если есть какие мысли — буду рад совету.
Офигенная история, Ник. С возвращением.
Спасибо!
Комментарий удален модератором
Переведи и опубликуй этот текст на реддите.
Выложу на выхах, как только решу, куда уместнее будет на реддите будет это запостить.
Done: https://www.reddit.com/r/Music/comments/8t8dfz/a_story_of_how_xxxtentacion_took_my_music_and_i/
Т.е. он не только пиздил беременных, но и пиздил музыку для треков, за которые его так любят фанаты? Моё увожение! (нет).
Не сдавайся чувак, лейбл то жив, так что отсудить можно по идее
Лейбла в этой истории нет, есть дистро — разница есть. Лейблы лицензируют треки артистов, как правило, дистро выступают просто как посредники для доступа к площадкам сбыта/монетизации. Был бы лейбл, все было бы гораздо проще.
Запилил (с третьего раза) историю на Reddit: https://www.reddit.com/r/WeAreTheMusicMakers/comments/8t8khu/a_story_of_how_xxxtentacion_took_my_music_and_i/
лайкнул
Зашерили на r/hiphopheads
https://www.reddit.com/r/hiphopheads/comments/8t9b2o/xxtentacion_stole_someones_instrumental_and_never/?st=JIRBQE7T&sh=65133a7b
На этот раз вроде зашло, комьюнити поменьше, ботов тоже — соответсвенно совсем другое отношение к новым постам)
Ник, спасибо вам за историю. Слегка поправил оформление и добавил более короткую подводку к статье (в начале). Норм?
Да, благодарю! С подводкой лучше стало.
Дайте Нику все призы за лучшую статью года плиз!
С ума сойти!
1. Ты белый, а он чёрный.
2. Он хайпанул, а ты нет.
3. Ты слишком сильно опередил своё время, а он попал в нужное время в нужное место.
4. Успехов, бро.
Ну он вообще то абузер, гомофоб и пиздил баб, так что сжв к нему мягко говоря не очень хорошо относятся.
Фигасе читатели ТЖ опасные.
Кто-то обновил iOS]]
Комментарий недоступен
Я изначально этот текст на инглише вообще составил. Вопрос в какой сабреддит такое зайдёт.
Комментарий недоступен
Найдёшь если чего — поделись, любопытно даже.
Крутая история. Музыка у тебя крутая. Если продолжишь бороться за свои права, с хорошими юристами и расходами помогу.
Лев, спасибо за доброе предложение! Касательно дальнейшей активности, то сейчас я думаю мучать YouTube с тем, чтобы они сняли монетизацию — мой оригинал с начала апреля не монетизируется (у Content ID был какой-то глобальный апдейт, после чего послетали цифровые отпечатки с монетизацией у доброй половины треков на YouTube), однако версия Джасея всё ещё идёт с рекламой, но в пользу какого-то левого васи. С этим я безусловно продолжу бодаться, но пока не думаю, что это потребует вложений \ юристов.
Касательно же попыток получить часть сборов с рекламы, которая шла за последний год — здесь всё несколько сложнее. На реддите, где история уже два раза на главную страницу попала, самый популярный совет — подавать на "estate", но это с точки зрения рисков та ещё банка с червями — требуются очень серьёзные вложения в процесс, при том, что гарантий с этого estate что-то стрясти — нет. С инвестиционной точки зрения это не самое привлекательное вложение, в общем. Тему я буду исследовать, на реддите пообещали свести с людьми из индустрии, которые с подобного рода делами сталкивались, посмотрим, что они по этому поводу скажут, но сейчас больше выхлопа видится именно в распространении этой истории.
Действительно надо на реддит, ждём линк
Запилил: https://www.reddit.com/r/Music/comments/8t8dfz/a_story_of_how_xxxtentacion_took_my_music_and_i/
Комментарий недоступен
Допиливать эту историю я буду уже в контексте тех, кто всё ещё монетизирует трек. А судиться с семьёй Джасея я не вижу осмысленным. Он может и не смутился бы так поступить, но мы с ним разные люди с разными принципами.
Комментарий недоступен
Спасибо за интересную статью.
Трек же продолжает монетизироваться, поэтому мне будет ещё чем заняться.А какие твои следующие шаги, просто интересно? Куда будешь писать, чтобы доказать что изначально минус твой?
Много источников, датируемых гораздо ранее, чем 2015. То есть доказать, что было раньше — само по себе нетрудно. Здесь у меня начинается долгая бодайка с ютубом, чтобы монетизацию сняли, сейчас она вообще какими-то левыми васями делается, Empire перестал в конце марте вроде как высвечиваться.
Комментарий недоступен
Ответ был только от Empire, они просто сказали, что не при делах и корова не их. Представители именно XXXTentacion’а не стали вообще выходить на связь, поэтому я и стал к иску готовиться.
! Внезапное обновление истории: нашёлся человек, в пользу которого в настоящий момент монетизируется трек "Never" на YouTube. Это рэпер 21 Savage. Также трек обнаружился среди его композиций в Spotify: https://open.spotify.com/track/2TXMW4GsQGiFPEiam7yjor?si=UMhk_EJQQluom5FJ-slj6A
Похоже, у жизни планы на продолжение всего этого макабра.
Ндаа, ну и история...
К сожалению, тема в музыкальном бизнесе довольно распространенная, а здесь имеет возможность стать широкоизвестной за счет популярности вора и чёткого объяснения очередности воровства. Многие менее известные музыканты также попадают в похожие ситуации, но, ввиду небольшого коммерческого успеха украденного трека, отстаивать свои права стоит дороже возможной компенсации. Я сам занимаюсь изданием музыки, и у меня за 7 лет было 3 похожих ситуации, которые получилось разрешить только удалением треков из магазинов, денег за незаконное использование я так и не увидел.
А кто тебя обвиняет лол? И вообще это тут причём? И слова написанные дальше. Ну убили и хуй с ним, а так то желаю удачи против блядоплагиаторов надеюсь ты победишь о/
Почему-то все знакомые и не только считают, что я его смерть отмечал с фурором. Поэтому решил лишний раз отметить, что мне здесь нечему уже радоваться.
Разве претензии не к правообладателю должны быть?
Этот трек не выходил на лейбле, права оставались у Джасея, сейчас же перешли по наследству.
Не читал, но осуждаю. Время скорби прошло, хватит о нем.
Чувак рассказывает, как известный рэпер у него трек украл, и как он с ним судиться собирался, при чем здесь время скорби вообще?
Комментарий недоступен
Ты клевый музыкант, респект, твои старые записи приятно слушать btw
Спасибо! Но свежак порепрезентативнее будет: https://aesthesys.bandcamp.com/album/achromata
Хотя бы не на коленке сделано, как старьё.
Наверное больше зашло бы на дтф, не? Вообще нашим соседям на дтф рекомендую сделать новость, кекс
Там же про музыку вообще тишина, нет?
Old habits die hard.
Комментарий недоступен
Пограничники?
Ник, спасибо большое за текст. Надеюсь, ты всё же добьёшься справедливости.
Чуточку поправил/выделил некоторые моменты, но после Ромы редактировать ничего не пришлось.
Комментарий недоступен
Если не секрет, много денег уже потратили на отстаивание своих прав?
На текущий момент вся эта движуха съела ~$1250. Большая часть ушла на оплату услуг адвоката по составлению и отправке писем.
Комментарий недоступен
I wish!
Есть линк на реддит? Или ещё не опубликовал?
https://www.reddit.com/r/Music/comments/8t8dfz/a_story_of_how_xxxtentacion_took_my_music_and_i/
Как тебе такое, Илюхер XXIII?
Охренеть!!
Неплохо. Пеши есчо.
Пока ты всем этим занимался, мог бы написать ещё парочку классных композиций, не хуже той, что описана в сабже.
Ну так я же и пишу, что больше фокусировался на написании музыки в последние месяцы, приоритет всегда на созидании.
Не, ну каково жлобство! Для того что отстоять свои финансовые интересы платить чужими деньгами )))
Сама история интересная. Отличный пример как не надо проебываться.
Это задумывалось как инвестиционная схема — при завершении процесса победой я планировал вернуть денежку поддержавшим с небольшим процентом.
да эти реперы, только что и делают, что пиздят минуса и семплы.
Где ссылка на канал в телеграмме?
Текст интересный
тебе бы связаться с какой-нибудь газетенкой, Daily Mail или подобной, пока хайп не угас.
Так ну то человек он был гавно мы уже разобрались, а теперь оказывается что и песни он воровал?
Пост на реддите чем-то помог?
История разлетелась в два захода (ещё мегатред сделали на r/Music по мотивам), несколько интересных советов было, некоторые обещали выйти на связь со своими знакомыми адвокатами\журналистами. Посмотрим, что из этого выйдет. Многие уговаривают идти за его "estate", но это та ещё яма со змеями с точки зрения права.
Почитал коменты на редите, реакция действительно у большинства адекватная и объективная.
Тут не обойтись без второй части :)
Спасибо за материал.
Ну как?