Истории
Ануар tape

Кем я работаю: преподаватель робототехники в детской онкологии

«Там скучно, а тут прям повеселее. В той больнице все на химии, всем плохо, никто особо не бегает по коридору, как в этой. Поэтому мне тут нравится больше», — сказал как-то ученица из лучевого отделения.

Уже около четырёх лет я работаю учителем робототехники во всех детских отделениях онкологии своего города в Казахстане. Суть проекта заключается в том, что в рамках отделений, открываются классы дополнительного образования. Таким образом, каждый день у детей есть два часа занятий, которые уникальны для каждого дня.

Давно хотел написать этот текст, но который раз его переписывал или не понимал, о чём он должен быть. Однажды мы в очередной раз спорили с друзьями на тему того, что в отделениях онкологии может работать каждый, и в этом нет ничего сложного. В этот момент я понял — надо поделиться личным опытом. Как менялось моё отношение к работе, детям и специфике того, что иногда твои ученики не выписываются из больницы. Давайте с самого начала.

Как я начал работать в детской онкологии

Когда в городе запустился образовательный проект в детской онкологии, у меня был скромный опыт. Всего чуть больше года преподавателем робототехники в образовательном центре. На этой работе, я наконец стал чувствовать себя счастливым и получать искренне удовольствие от своей жизни. Поэтому, когда мне предложили работу в детской онкологии, я не видел повода отказаться.

Переход на новую работу объяснял себе тем, что хороший учитель может нести знания где угодно. А поскольку я, конечно же, самый лучший учитель, отказаться было невозможно. Сейчас мне такие мысли кажутся крайне наивными и глупыми, но работу я свою люблю и не вижу разницу между уроками в образовательном центре и в детской онкологии.

Хорошо запомнилась история, когда на урок зашла мама одного из учеников. Я не обратил внимание, что на ней нет лица, был занят с детьми и даже не отвлекаясь на неё, задал глупейший вопрос:

— «А чего вашего сына нет на уроке?»

— «А он в реанимации, — спокойным голосом ответила мама, — вот не знаю, а придет ли он снова к вам».

Я моментально ответил, что-то очень банальное: он сильный и обязательно придёт. Хотя вам не нужно даже объяснять, что ни у меня, ни у мамы, в этом не было никакой уверенности. К счастью, именно тогда с учеником всё закончилось хорошо.

Как я полюбил работу и подружился с учениками

Мои уроки — это помесь образовательной деятельности и работы детского аниматора. Поскольку есть привязка к лечению, показателям анализов и прочих факторов, у тебя нет детей, которые ходят стабильно. К примеру, несколько недель у ребёнка могли быть процедуры, и на занятиях он отсутствовал. При этом все ученики лечатся длительно.

В итоге моя основная задача — развлекать ребёнка, а если получится, то и давать знания, новые для него навыки и прочее. Порой я стараюсь завлекать родителей на урок, если в классе мало учеников. Я прекрасно понимаю, что когда ты месяцами в палате и постоянном стрессе, часик отвлечься от всего этого крайне ценно и важно. У меня было пару уроков, на которых родители соревновались между собой в команде со своими детьми. Всем весело и интересно. Идеальное сочетание в реалиях больницы.

Теперь про самих детей. Моим ученикам от девяти лет и больше. Конечно, бывают исключения. Конечно, есть дети, которые ждут твоего появления в больнице, а есть те, кому твои уроки не интересны.

Отдельным столпом стоят дети, которые сами решили, что ты будешь их другом. А друзья лишними не бывают, поэтому я никогда им в этом не отказываю. Такие ученики не просто ждут твоего урока, а делятся с тобой своими мыслями. Жалуются, что после химии болит спина, или могут показывать тебе, что сегодня у них нет настроения. Но не прийти на встречу с другом нельзя.

Благодаря таким друзьям я стал на базовом уровне разбираться в лечении онкологии, устройстве рака крови и опухолей. К примеру, какие бывают варианты курса химии, и что после них идёт «промывка». Это когда с помощью физраствора прочищают сосуды пациента.

А еще я узнал, какие гормональные лекарства весьма сильно бьют по эмоциональному состоянию ребёнка. От некоторых бывает такая побочка, что ребёнок сильно набирает в весе и так далее.

Мои юные друзья в подробностях объясняли мне побочки от лекарств, но с детской легкостью и улыбкой. Потихоньку моё отношение к их лечению стало таким же. С этого момента работа уже не вызывала эмоциональных сложностей.

Я начал понимать, что рефлексией никак не помогу процессу, а сделаю только хуже. Упадет качество урока, дети почувствуют мою апатию и так далее. Чем действительно ты помогаешь, так это интересным уроком. На котором дети видят, насколько тебе самому хорошо с ними, что ты вовлечён в общение с ними.

Чем действительно я помогал, так это интересным уроком. Таким, на котором дети видят, насколько тебе самому хорошо с ними, что ты вовлечён в общение с ними.

Приблизительно к концу первого года я уже не представлял свою жизнь без уроков в детской онкологии. На этом этапе твоё отношение к работе уже не понимает никто из окружающих. Ведь ты выходишь с работы в позитивном настроении, с улыбкой, Однако и люди, не стремятся тебя расспрашивать про уроки.

Сложно объяснить обывателю, почему ты можешь, с улыбкой на лице рассказывать, что сегодня к тебе пришёл маленький боец и учил тебя, что после химии лучше всего поспать. Ведь у тебя профдеформация: рассказы детей о лечении для тебя схожи с обсуждением погоды. А когда мелкий ребёнок учит тебя, как правильно получать химию, ты умиляешься.

Но вернёмся к юным друзьям. Как бы этого не хотелось, но наступил момент, когда вместе с мамой ученика вспоминали его любовь к урокам робототехники, сидя в аэропорту после оформления груза 200. Это была моя личная инициатива — ведь не бросишь ты друга в последнем путешествии.

Сложнее всего, что ты проходишь процесс вместе с семьёй. Особенно когда всё происходит на фоне рецидива. Год назад ты радовался, что ребёнка выписывают, и вот ты видишь его снова.

Дальше, конечно, всё очень индивидуально. Кто-то снова вылечивается — помогает пересадка костного мозга. А бывает, к сожалению, что всё заканчивается в реанимационном отделении.

Как я продолжаю работу

На сегодняшний день у двоих моих друзей был последний сценарий. Конечно, тут уже не повернётся язык сказать, что за годы работы, прощаться с учениками стало нормой. Это специфическая часть работы, но всё ещё её часть. Поэтому на следующее утро я уже с улыбкой увлечённо вёл урок и обсуждал с детьми, какое место для катетера самое удобное. А после писал маме ученика узнать, благополучно ли они добрались до своего города.

Как бы то ни было, я не понимаю, как можно не любить эту работу. Она изменила меня, показала силу человеческого духа, дала понять, насколько жизнь интересна и ужасна. Этим текстом, я хотел хоть немного передать опыт работы в детской онкологии. Показать людям, что всё не так уж и плохо, как они могут представлять.

p.s.

Мне было важно выпустить этот текст именно тут, у меня годами не получалось дописать его. Однако закрытие любимого ресурса стало поводом за один вечер завершить начатое. Я бы хотел посветить этот текст своим юным друзьям, которые уже не прочтут его.

#tjплачет #здоровье #дети #личныйопыт #лигаавторов