Истории
Роман Персианинов

Американская мечта новой эпохи: кто и зачем покупает города-призраки

Когда-то это были места, где формировались культы, коммуны и рабочие сообщества. Теперь же бизнесмены приобретают их за миллионы долларов.

Рекламный щит, изображающий владельца города Буфорд на фоне своей собственности. Фото Фама Динь Нгуена

«Это не обычный город-призрак», — заявил американец Джон Войт (John Voight), который в 2011 году приобрёл городок Санрайз в штате Вайоминг за 12 миллионов долларов. В своём городе почти на 90 гектаров (примерно 11 больших футбольных полей) он живёт вместе с собакой и двумя кошками. В июне 2018 года мужчина как раз организовывал тур по местным шахтам для интересующихся. «Сейчас тут немного людно, человек 25 или 30. Я к такому не привык. Люблю быть один», — говорит предприниматель.

Он — один из сотни энтузиастов, которые в последние годы приобрели заброшенные города. Кто-то намерен сделать из них туристические точки, кто-то — дать новое пристанище верующим, а для других это просто способ сбежать от современной реальности. В деталях этого бизнеса недвижимости разобралось издание The Outline.

Города одиночек

Юридически в Санрайзе живёт лишь один человек, его владелец, но летом 2017 года городок посетили больше 1000 человек, чтобы посмотреть на солнечное затмение. По совпадению, в Санрайзе открывался особенно зрелищный вид на это явление. Вдобавок к этому, недавно археологи обнаружили в городке остатки древних поселений индейцев, возраст которых оценивается примерно в 13 тысяч лет. После этого покой Войта вновь нарушили — десятки исследователей приехали в Санрайз, чтобы изучить находки.

Для Войта покупка города стала одним из десятка приключений: примерно в 20 лет он уехал из родного Вайоминга сначала в Саудовскую Аравию, а потом в Ливию, чтобы заниматься фермерством. Спустя пять лет он вернулся в США и занялся продажей недвижимости, потом увлёкся музыкой, затем ресторанным бизнесом, а позже отправился в долгие путешествия. Так однажды он и повстречал бывшего владельца Санрайза. В начале 1990-х этот городок основала сталелитейная компания Colorado Fuel and Iron миллиардера Джона Рокфеллера, но позже организация разорилась. Почти два десятка лет спустя владелец Санрайза решил продать город, и Войт с радостью выкупил его.

«Я жаждал ещё одного приключения. У меня всё ещё достаточно сил и выносливости, так что я решил: „Ну, давайте займёмся горным делом. Этим я ещё не занимался“», — говорит 62-летний владелец города. Его не смущает, что Санрайз состоит из всего нескольких заброшенных кирпичных домов, старой химической лаборатории и здания волонтёрской организации «Юношеская христианская ассоциация».

Вид на Санрайз из единственного места в городе, где можно поймать сигнал вышки сотовой связи. Фото Джона Войта

Термин «города-призраки» — это неофициальное обозначение для городов, население которых по какой-то причине (зачастую, экономической) достигло нуля. В США многие такие города расположены в промышленных районах или недалеко от шахт. Когда население выезжает из города, он перестаёт считаться городом и становится «невключённой территорией», которая не имеет собственных муниципальных властей.

При этом не всегда «невключенной территорией» считаются города-призраки — ими могут быть и города с населением больше 30 тысяч человек, как в городе Спрингфилд в штате Виргиния. Когда человек переезжает в город-призрак, почтовая служба просит его завести свой абонентский ящик в ближайшем населённом пункте или установить почтовый ящик у ближайшей автострады, входящей в состав штата. Дело в том, что почтовые службы не работают в заброшенных городах.

Место для религии и пиара

Помимо Войта, в США существует несколько сотен людей, компаний и церквей, которые покупают города-призраки для бизнеса, сохранения культурно-исторической территории или создания культа. Этим в 1933 году занялась американка Мари Огден (Marie Ogden) — после смерти мужа она увлеклась оккультизмом и, по её словам, однажды бог приказал ей найти землю под названием «Высохшая долина» в штате Юта. Вместе с единомышленниками Огден отправилась из Нью-Джерси на юг и основала там христианскую коммуну. Её приверженцы верили, что скоро грядёт судный день, и лишь они, жители сакральной земли, спасутся.

Сообщество развивалось около шести лет, пока однажды местные жители не узнали, что Огден на протяжении двух месяцев запрещала членам коммуны хоронить умершую женщину. Вместо этого глава сообщества приказала кормить усопшую молоком и яйцами, уверяя, что она возродится. Последующий за раскрытием истории скандал привёл к упадку коммуны: её приверженцы разуверились в грядущем конце света и разошлись.

В августе 2017 года калифорнийская компания-производитель марихуаны American Green приобрела за пять миллионов долларов город Ниптон. Руководство утверждало, что превратит город в «Мекку для любителей марихуаны», однако позже оказалось, что это был лишь пиар-ход для поднятия акций компании в цене. В марте 2018 года проект тихо свернули.

Торговая точка в Ниптоне. Помимо этого в городе работает отель и солнечная электростанция. Фото hawk59, Flickr

Это не единственный подобный случай: в 2012 году вьетнамский бизнесмен Фам Динь Нгуен (Pham Dinh Nguyen), занимающийся производством и продажей кофе, приобрёл город Буфорд в Вайоминге за 900 тысяч долларов. Сразу после этого на въезде и по городу он установил рекламные щиты со своим изображением на фоне Буфорда. Предприниматель уверяет, что однажды город станет главным транзитным местом для распространения кофе его марки по США.

В 2016 году инвесторы Кремниевой долины Роберт и Триш Дагганы заплатили шесть миллионов долларов за калифорнийский заброшенный городок Холи Сити (Holy City). В начале 20-го века он был местом обитания последователей культа во главе с Уильямом Райкером (William Riker) — сторонником концепции «превосходства белых», требовавший запретить темнокожим американцам владеть землёй в Калифорнии.

Дагганы состоят в Церкви саентологии и активно спонсируют церковь. Жители близлежащих городов опасаются, что после покупки инвесторов Холи Сити может стать новым пристанищем для членов организации.

Не все города-призраки покупают ради религиозных или бизнес-целей. В 2006 году небольшая семья приобрела примерно два с половиной гектара в городке Монс (штат Вашингтон). Там работает школа, почтовый офис, супермаркет и находится ещё семь частных домов. Как объяснили покупатели, они просто хотели найти «мир и покой, а заодно перестать участвовать в крысиных бегах».

Оживить заброшенное

В июле 2018 года стало известно о покупке заброшенного города Серро Гордо недалеко от национального парка «Долина смерти» в Лас-Вегасе. Новые владельцы городка с 22 зданиями, включая салун времён Дикого Запада с характерным кровавым пятном на стене, приобрели место за 1,4 миллиона долларов. По словам риелтора Джейка Расмусона (Jake Rasmuson), занимающегося продажей городов-призраков, Серро Гордо сохранился гораздо лучше большинства себе подобных.

Расмусон уверяет, что если бы у него была возможность заниматься исключительно продажей заброшенных городов, то он бы ей с радостью воспользовался. Секрет успешной продажи заключается в том, чтобы найти клиента, хорошо знающего местность и любящего историю, а также умеющего привлекать внимание СМИ. Чем чаще пресса напоминает о городах-призраках, тем больше людей интересуется их покупкой, полагает риелтор.

Серро Гордо приобрели предприниматель Бренд Андервуд (Brent Underwood) и его деловой партнёр Джон Бир (Jon Bier). Бизнесмены планируют установить в городе новую водоочистительную систему и провести масштабную уборку, после чего заняться декором. Андервуд рассчитывает сделать из Серро Гордо своеобразный уголок для любителей истории, писателей и тех, кто хочет на время сбежать из больших городов.

Салун в Серро Гордо. Фото Джейка Расмусона

Несколько представителей музыкальных фестивалей и театральных исполнителей уже обратились к партнёрам с предложением провести мероприятия в городе. Интерес к городку также поступает от различных организаций из Японии, Индии и Европы. Однако Андервуд признаёт, что приобретение города лишь на 20% связано с финансовыми перспективами, а остальные 80% — это желание исполнить мечту.

Скорее всего, есть гораздо больше мест, куда можно вложить свои деньги прямо сейчас, нежели покупать город-призрак. Но под конец дня стоит задать самому себе вопрос, зачем вы зарабатываете деньги. Лично для меня, если бы я имел бесконечное количество денег, лучшим вложением было бы приобретение города-призрака.

Бренд Андервуд

Хотя затея компаньонов кажется малоперспективной, случаи превращения заброшенных городов в доходные места существуют. В 2009 году Брэндон Исли (Brandon Easley) искал, куда вложить деньги, оставшиеся после кризиса, и вдруг подумал — почему бы не купить на них город. На фоне падения цен на недвижимость он приобрёл фермерский городок Альберт (штат Техас). «Твою мать, ну и что мне теперь делать?», — спросил себя американец, первый раз вступив в город как полноправный владелец.

Сначала Исли хотел привлекать людей с помощью фестивалей и концертов, но однажды к нему пришёл друг и спросил, могут ли они провести в городе свадьбу. Это и был ответ — американец решил построить бизнес на аренде Альберта для свадеб. Как утверждает предприниматель, в 2017 году в городе провели 44 свадьбы, и он рассчитывает, что цифры продолжат расти.

Туристы у здания «Юношеской христианской ассоциации» в Санрайз. Фото Джона Войта

«Я часто вижу здесь людей, которые приезжают сюда в поисках призраков. Это странно», — говорит Джон Войт. В отличие от владельцев других городов, он не слишком задумывается о деньгах. Санрайз не приносит ему дохода, но предприниматель вполне благополучно живёт на деньги, вложенные в другую недвижимость. Плюс к этому он немного зарабатывает на поставках камней и железа из городских шахт.

Как и в случае с Альбертом и Серро Гордо, Войт хочет сделать из своего города привлекательное место для туристов. Однако ему интересны не громкие мероприятия вроде свадеб — он хочет видеть в своём городке людей, заинтересованных в истории и культуре. А пока его город регулярно посещают исследователи и археологи, надеясь найти новые артефакты.

Моя философия заключается в следующем: чем больше людей говорят мне, что я занимаюсь чем-то сумасшедшим, тем вероятнее это что-то сработает, потому что у меня будет меньше конкурентов. Если никто никогда не пробовал это, значит, в этой области не будет конкурентов.

Джон Войт

#истории #бизнес #сша