Истории
Роман Персианинов

«Рабы Божьи»: расследование «Ленты.ру» об издевательствах и насилии над детьми в приютах РПЦ

Это первая часть большого спецпроекта о деятельности церкви.

Въезд в село Мосейцево, событиям в котором частично посвящено расследование. Фото «Новой газеты»

«В РПЦ регулярно происходят действительно жуткие вещи: в её приютах на положении рабов живут дети без документов, их обучают по средневековым законам, пытают и морят голодом», — говорится в новом расследовании «Лента.ру» об издевательствах над детьми в церковных приютах и бизнесе, который якобы выстроили на этой практике. Заглавная страница спецпроекта открывается темно-красным изображением русских церквей на фоне черепов.

Большая часть статьи посвящена рассказу об истязаниях над шестью несовершеннолетними девочками в селе Мосейцево в Ярославской области (примерно 180 километров от Москвы) в 2010-х годах. Там располагался Любимовский приют милосердия, созданный пенсионеркой Людмилой Любимовой в 1990-х годах.

Как указывает автор расследования, формально этот приют создан для помощи людям, попавшим в «трудную жизненную ситуацию», но на деле все направленные в приют работают «на благо» церкви: занимаются сельхозкультурой, плоды которой затем отправляют в монастырь. Никакой оплаты за работу нет, вместо этого жителей приюта заставляют ежедневно молиться. За ошибки их подвергают наказаниям, говорится в материале.

Именно эта судьба постигла восемь сестёр, которых Любимова взяла из приюта вместе с двумя другими православными женщинами — Рифой Гусмановой и Гузелью Семёновой. Девочек регулярно избивали розгами, унижали и кормили горчицей. Однажды 13-летняя Таня отказалась есть горчицу, после чего Гусманова насильно залила ей в рот кипяток и заставила «бить поклоны за ослушание». В ноябре 2014 года девочка умерла при загадочных обстоятельствах — как выяснили следователи, она долгое время страдала от истощения, а причиной смерти стала черепно-мозговая травма, вызванная как минимум шестью ударами по голове.

Вскоре об этом узнало следствие, а ярославская епархия официально отвергла связь с приютом. «Данная семья именуется «православным приютом», но это абсолютно не соответствует действительности. В Ярославской епархии нет православных приютов, и семья из Мосейцева никогда не была таковым», — говорилось в официальном обращении.

Осенью 2017 года Любимову, Семёнову и Гусманову признали виновными в истязании детей и приговорили к пяти, пяти с половиной и 12 годам колонии, соответственно.

«Лента.ру» подмечает, что это далеко не единственный случай с православными приютами, однако большая часть подобных историй просто не доходит до федерального уровня. Из статьи следует, что форма жестоких наказаний несовершеннолетних за непослушание сформировалась во многих монастырских приютах. При этом некоторым сиротам специально не дают получить паспорта, страховые полисы и любые другие документы. Таким образом ребёнок «выпадает из поля зрения органов внутренних дел».

В 2008 году в России было около 900 монастырей, а в конце 2017 года — 1010. Это значит, что в масштабах страны число таких детей может достигать десятков тысяч.

из расследования «Ленты.ру»

#истории #религия