«Назад в 90-е»: в центре Петербурга появились назойливые промоутеры. Чтобы продать чай, они останавливают прохожих силой
Людей отводят в тёмный переулок, где навязывают за 1800 рублей напиток, якобы привезённый из-за рубежа.
На Невском проспекте около канала Грибоедова начали работать назойливые промоутеры компании Hangetsu Tea. Они зовут людей якобы на бесплатную дегустацию «чая из Японии», а тех, кто отказывается, могут схватить и повести силой. Об этом анонимно рассказала TJ одна из читательниц, которой пришлось отбиваться от назойливых промоутеров кулаками.
По словам девушки, вечером 6 сентября она шла по Невскому проспекту одна, когда наткнулась на молодых людей 18-20 лет, предлагавших продегустировать чай из Китая и Японии.
Ко мне подошли два человека, я сказала нет, иду себе дальше. Один *** [парень] подбегает, хватает меня и насильно начинает тащить, типа: «Девушка, пошли со мной». Я так разозлилась, сказала «да пусти меня» и зарядила ему. Кажется, это был первый раз, когда я ударила человека, а они мне вслед ещё крикнули: «Сучка». Ну что за люди.
С таким же агрессивным поведением промоутеров спустя 10 минут столкнулась её подруга, которая тоже прошла одна по Невскому проспекту. Читательница также пожаловалась на прохожих, которые не обращают внимания на происходящее.
Почему никто этого не видит? Их тут человек 10 ходит, если бы не Невский, я бы испугалась, это жесть.
TJ обратился за комментарием в пресс-службу петербургской полиции, но там сказали составить запрос в бумажном виде за подписью главного редактора, отсканировать и ждать ответа после выходных. Чтобы убедиться в назойливости промоутеров, корреспонденты издания поехали по адресу Невский проспект, 34 и сняли на видео, как те приставали к прохожим. Около 10 подростков действительно по очереди подбегали и останавливали людей на улице, приглашая на «бесплатную дегустацию». Им никто не мешал: сотрудников правопорядка в это время на Невском не было.
На глазах у корреспондентов TJ один из промоутеров пристал к иностранке и не давал ей пройти. Женщине пришлось пятиться назад несколько метров, пока подросток не отстал. Заснять, как промоутеры хватали людей — не удалось, однако по роликам можно судить, что подростки ведут себя агрессивно.
Корреспонденты TJ решили поучаствовать в дегустации, на которую приглашали промоутеры. Для этого пришлось пройти в тёмный переулок рядом с Невским проспектом и зайти в цокольное помещение с вывеской «Hangetsu Tea».
Магазин находится в сквере перед базиликой Святой Екатерины. Ночью улица не освещается. Фото TJ
По пути на дегустацию девушка-промоутер рассказала, что ей платят за количество привлечённых на дегустацию людей. Офис Hangetsu Tea напоминал подпольную компанию, работающую по принципам сетевого маркетинга: там находилось множество людей, а повсюду были развешены сертификаты об участии в каких-то мероприятиях. При этом зрительно не удалось обнаружить какие-либо документы или жалобную книгу.
В помещении корреспондентов встретила другая девушка, которая, по-видимому, отвечает за продажи. Она провела «бесплатную дегустацию», во время которой очень быстро задавала наводящие вопросы, и периодически сама на них отвечала. Девушка рассказала, что у компании есть собственный сайт, и попросила оставить там отзыв.
В конце дегустации участникам дали в руки два пакета, в каждом из которых лежали рекламные материалы и по две банки чая. После этого девушка задала утвердительный вопрос в духе: «Вы же понимаете, что это для нас стоит денег?»
Она попросила по 1800 рублей за каждый пакет, а после отказа поинтересовалась, понравилась ли нам её «дегустация». Мне чай не показался вкусным, но мы всё равно сказали «да», тогда девушка попросила отблагодарить её за работу хотя бы ста рублями. Я сказал, что у меня нет наличных, но оказалось, что в офисе на этот случай есть терминал безналичной оплаты. Платить мы в итоге, конечно, не стали.
Судя по всему, «дегустации» проводят по определённому шаблону: сотрудник компании рассказывает о продукции быстро и скомканно, так, чтобы не возникало вопросов, затем пытается втереться в доверие, задавая вопросы личного характера (из какого вы города, кто и когда последний раз дарил вам подарки) и в конце без лишних предупреждений отдаёт пакет с продукцией.
Видимо, расчёт на то, что человек не успел «переварить» всё услышанное, поэтому согласится заплатить 1800 рублей за две банки чая неизвестного качества.
Многие сотрудники магазина выглядели несовершеннолетними. В одной из групп по поиску работы во «ВКонтакте» Hangetsu Tea размещал объявление о поиске молодых людей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет. Сотрудница магазина рассказала, что за привлечение одного прохожего платили 20 рублей, начиная с 30-го приглашённого — 25 рублей, с 50-го — 30 рублей, а за 80 человек можно было получить 3 тысячи рублей в конце дня. По её словам, зарплата зависела только от количества привлечённых людей.
TJ не удалось обнаружить на сайте компании номеров ИНН или ОГРН юридического лица поставщика чая, однако там был указан другой адрес офиса. Судя по всему, у компании есть несколько филиалов по городу.
Сайт Hangetsu Tea выглядит как посадочная страница, созданная на одном из бесплатных конструкторов
Кто стоит за промоутерами чая
То, что «дегустационная» на Невском проспекте — не единственная точка компании, подтверждается и жалобами петербуржцев, которые рассказали «Бумаге» что сталкивались с агрессивным маркетингом дегустаций на Лиговском проспекте — довольно далеко от другого места скопления промоутеров. В некоторых отзывах утверждалось, что магазин находился в пространстве лофт-проекта «Этажи», об этом писали и сами сотрудники. Одна из читательница «Бумаги» рассказала, что сталкивалась с неадекватными промоутерами всё лето: ей не давали пройти, а один из подростков схватил её за руку и попытался вытащить наушники из ушей.
В разговоре с изданием менеджер по обучению персонала компании, представившийся Даниилом, рассказал, что за конфликты сотрудников с клиентами предусмотрено наказание, однако на его памяти никого не наказывали. Посетитель магазина Юрий рассказал, что ему пришлось заплатить за чай 900 рублей, потому что его не выпускали из магазина.
Другая читательница «Бумаги» пожаловалась на магазин в налоговую из-за отсутствия кассового аппарата. После этого на компанию завели административное дело (у издания есть копия документа) по статье 14.5 КоАП «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники». Сотрудник магазина Даниил пояснил, что дело возбудили из-за неправильно заполненного чека, но магазин отделался предупреждением.
По данным издания, предполагаемым управляющим магазина может быть предприниматель Денис Вишневский, по-крайней мере, через его ИП бренд осуществляет продажи. Эту информацию также подтвердил сотрудник магазина.
По данным «СПАРК», предприниматель — президент петербургского благотворительного фонда «Делай добро». На его предполагаемой странице «ВКонтакте» присутствует фотография благодарности фонду, где Вишневский указан как президент. Согласно информации из группы фонда, он занимается «клоунотерапией» — устраивает увеселительные мероприятия для детей за пожертвования.
Также Вишневский был совладельцем компании ООО «Глобал-Д», которая сейчас ликвидирована. Её прежний адрес регистрации совпадал с адресом одного из магазинов Hangetsu Tea на Лиговском проспекте, 43-45.
Автор благодарит Валерия Майданова за помощь в подготовке материала.
#истории #происшествия #разборы #бизнес #чайныепромоутеры