Истории Roman Persianinov
14 703

Последнее плавание «Принцессы Алисы» — как однодневное путешествие на корабле обернулось катастрофой

Рассказ о забытой трагедии 1878 года, когда отдых 700 путешествующих жителей Лондона нарушил гигантский углевоз.

В закладки
Момент столкновения «Принцессы Алисы» с углевозом. Фото библиотеки Мэрри Эванс

3 сентября 1878 года судно «Принцесса Алиса» в очередной раз доставляло домой сотни жителей Лондона после небольшого морского путешествия. Среди пассажиров находились дети с матерями и отцами — суммарно больше 700 пассажиров. Из них не вернулись домой больше 650 человек: корабль разрезало пополам.

Масштаб этой трагедии, произошедшей посреди Темзы, освещался во всех газетах мира, однако теперь эту историю не вспоминают даже в годовщину. Чтобы это исправить, издание Би-би-си восстановило хронологию катастрофы и выяснило, как она повлияла на английское морское дело.

Последние летние лучи

Утром 3 сентября пассажиры «Принцессы Алисы» вышли на палубу встречать солнечную и тихую погоду. Пароход медленно ускорялся, планируя прибыть в Лондон до заката. Это была недорогая поездка, поэтому среди путешественников в основном оказались рабочие семьи среднего достатка. День прошёл благополучно, а вечером многие решили спуститься на нижние палубы.

Кока Альфреда Мерримана (Alfred Thomas Merryman) попросили поработать на корабле незадолго до отплытия. Для 30-летнего лондонца это было далеко не первое путешествие, и он быстро согласился. Примерно в 19:40 мужчина вышел на палубу, невольно став свидетелем катастрофы. Гигантский углевоз врезался в «Алису», которая весила в несколько раз меньше, и разорвал её пополам. «Стояла жуткая паника, женщины и дети кричали и бежали на мостик в поисках спасения», — говорится в показаниях Мерримана.

В суматохе он сумел добраться до капитана и спросил, что делать. «Мы стремительно тонем. Делайте всё возможное», — ответил офицер. Как и в случае с «Титаником», разорвавшимся пополам, задняя часть «Алисы» поднялась высоко вверх, а затем ударилась об воду, образовав мощную воронку. Мерриман и немногие другие люди на палубе оказались в воде, а люди на нижних секциях попали в ловушку. Недалеко от места катастрофы находилась зона, куда сливались сточные воды из города. Пытавшиеся удержаться в холодной воде люди дышали нечистотами и задыхались.

Крушение «Принцессы Алисы». Иллюстрация Getty

Несмотря на попытки команды помочь людям, бросая им доски и ящики, многих под воду утягивала тяжёлая одежда викторианских времён. В страхе Мерриман ухватился за деревянную доску, но когда вслед за ним так же поступили ещё 20 человек, она утонула. Собрав последние силы, мужчина ухватился за верёвку, спущенную с углевоза. Его вытянули вместе с четырьмя другими бедствующими.

Собеседники таблоида рассказали, что отталкивали от себя людей: после одного из таких толчков женщина ушла под воду. Мерриман вспоминает, что изначально спасённых было больше, но некоторые скончались после от обморожения или простуды: «Один мальчик умер у меня на руках».

Расследование трагедии и память

Мерриман оказался среди примерно 130 людей, которых благополучно вытащили из воды. Выбраться также удалось музыканту затонувшего корабля Роберту Хейнсу (Robert Haines). За несколько минут до столкновения он увидел надвигающийся углевоз, но не придал этому значения. Мужчина уже собирался спуститься на нижнюю палубу с остальными артистами, когда «Алису» рассекло надвое. В панике, музыкант не знал, как поступить со своим контрабасом, но затем бросил его и побежал на верхнюю палубу. Остальные члены его труппы погибли.

Хейнс не умел плавать, но удержался на воде благодаря спасательному кругу. Его вытащили спасатели на лодке, которых отправили с углевоза. Вскоре к месту катастрофы прибыли шлюпки: изначально они рассчитывали вытаскивать утопающих, но вскоре стало понятно, что людям уже не помочь. Спасательная операция резко переквалифицировалась в сбор мертвецов.

Погибших вытаскивали из воды багром. Иллюстрация London News

Следующие несколько дней тела выносило на ближайшие берега Лондона. Их складировали во временных моргах по всему городу. В это же время родственники погибших и политики задавали десятки вопросов. Как корабли столкнулись? Кто виноват? Была ли «Принцесса Алиса» переполнена? Почему шлюпки спасли так мало людей? Могли ли сточные воды стать причиной смерти бедствующих? Был ли капитан углевоза пьян? На многие эти вопросы никто так и не дал ответа.

Первые две недели расследования специалисты лишь наблюдали, как на берег прибывает всё больше неопознанных тел. В какой-то момент коронёр заключил, что из-за отсутствия списка пассажиров установить точное число погибших невозможно. Следующие два месяца 19 присяжных выслушивали показания свидетелей — суммарно их текстовая версия заняла пять тысяч страниц.

По итогам следствия специалисты пришли к четырем ключевым выводам.

  • Углевоз должен был остановиться и дать задний ход раньше;
  • Команда «Алисы» должна была немедленно остановить судно и не давать задний ход;
  • Этого и других столкновений в Темзе удалось бы избежать, если бы существовали более строгие навигационные правила;
  • Перед моментом крушения «Алиса» была достаточно работоспособной для выхода в море, но плохо укомплектована персоналом, имела на борту больше пассажиров, чем «было разумно», и страдала от недостатка спасательного оборудования.

Несмотря на выводы специалистов и свидетельские показания, торговая палата, находившаяся в составе британского правительства, пришла к другому решению. Там постановили, что вина за произошедшее полностью лежит на команде «Принцессы Алисы», так как она не следовала правилам движения по морским путям.

Похороны неопознанных жертв крушения. Иллюстрация London News

Вопреки неоднозначному вердикту, крушение принесло мореплавателям пользу. Именно после него власти вложили деньги в улучшение системы канализации, приняли правило об аварийных сигнальных огнях на кораблях и в 1880 году открыли крупный Королевский Альберт Док, ставший важной частью восточного Лондона.

Однако спустя полтора века о причинах этих изменений мало кто вспоминает. О трагичном крушении «Алисы» напоминает лишь небольшой памятный знак недалеко от места столкновения, а также памятник на Кладбище Вулуич. Он посвящён 120 погибшим, которых так никто и не опознал — деньги на строительство мемориала пожертвовали больше 23 тысяч человек.

Памятник неопознанным погибшим. Фото Би-би-си

В память о трагедии команда хореографа Дэйзи Фаррис (Daisy Farris) провела в Лондоне выступление, чтобы напомнить зрителям о произошедшем. Девушка полагает, что причина, по которой о трагедии почти не вспоминают, кроется в статусе погибших. Это были простые люди среднего класса, среди которых не оказалось по-настоящему «важных» персон.

На корабле не было множества зажиточных или военных людей, не было героев или историй выживших, которые бы передавали из поколения в поколение. Никаких рассказов об известных персонах, погибших в крушении. Это были обычные люди среднего достатка, которые просто хорошо проводили время.

Дэйзи Фаррис
хореограф

Причина столкновения углевоза и «Принцессы Алисы» в тот вечер до сих пор не раскрыта.

#истории #происшествия #ретро

{ "author_name": "Roman Persianinov", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0435\u0442\u0440\u043e","\u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 16, "likes": 76, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 76191, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sat, 08 Sep 2018 13:01:23 +0300" }
Комментарии

Мировой щит

5

одежда венецианских времён

викторианских наверное...

Истории
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Действительно важные push-уведомления
Подписаться на push-уведомления