Истории
Роман Персианинов

Рассвет и закат тайной сети британских бункеров времён Холодной войны

После развала СССР о проекте забыли, и теперь лишь редкие энтузиасты пытаются сделать из некогда секретных убежищ исторические музеи.

Заброшенный бункер Королевского корпуса наблюдателей. Фото Тома Блэкуэлла, Flickr

С 1950-х годов и до развала СССР больше десяти тысяч жителей Великобритании добровольно работали в секретных сооружениях, ожидая начала ядерной войны. Это был один из главных проектов на случай полномасштабного конфликта, но только цель его заключалась не в защите населения, а в сохранении ресурсов для нанесения ответного удара.

Когда стало понятно, что дальнейшее использование подземной сети бомбоубежищ бессмысленно, власти забросили их. С тех пор укрытия рушатся, затапливаются и увядают, и лишь небольшие группы активистов занимаются их восстановлением, чтобы превратить в музеи памяти о так и не начавшейся ядерной войне. Историю прошлого и настоящего британских бункеров рассказал журнал Atlas Obscura.

Сеть военных бункеров вместо защиты населения

В 1955 году Министерство обороны Великобритании составило секретный отчёт о возможных рисках в случае ядерной войны с СССР. Военные заключили, что сброс 10 термоядерных бомб приведёт к гибели 12 миллионов жителей страны (на тот момент в Великобритании проживало больше 50 миллионов человек) и к ранению ещё четырёх миллионов.

Вдобавок, еда и вода подвергнутся радиационному облучению, фабрики и заводы перестанут работать, а Национальная служба здравоохранения Великобритании не справится с напором заболевших. Власти решили, что наилучший способ сократить возможные потери среди населения — это строительство защитных бункеров.

Однако когда правительство занялось разработкой проекта, встала серьёзная проблема финансирования. Затраты на создание полноценной сети убежищ для спасения максимального числа людей оценили в 1,25 миллиарда фунтов (около 30 миллиардов фунтов по нынешнему курсу), и от идеи пришлось отказаться. Вместо этого власти занялись созданием сети подземных сооружений, которые должны были не только выдержать ядерный удар, но и иметь возможность передавать сообщения после этого.

Солдаты Королевского корпуса наблюдателей изучают небо на предмет вражеских самолётов во время Второй мировой войны. Именно на этот корпус ляжет ответственность за сеть тайных бункеров. Фото Getty

За следующие полтора года инженеры Министерства обороны вырыли больше полутора тысяч ям, внутри которых построили бетонные бункеры. Эти сооружения подразумевались как «глаза и уши» страны — люди внутри должны были отправлять данные о месторасположении взрывов, мощности ядерных зарядов и видимых последствиях в один из 29 региональных штабов Министерства обороны, где бы их фильтровали и передавали военным и гражданским властям.

Ведомство не могло позволить себе приставить к каждому бункеру солдат, поэтому рекрутировало больше 10 тысяч волонтёров гражданской обороны в Королевский корпус наблюдателей. До этого задача отделения, созданного в 1925 году, заключалась в отслеживании и сообщении о вражеских самолётах над Великобританией.

В самые напряжённые моменты Холодной войны, к примеру, во время Карибского кризиса в 1962 году, добровольцы Королевского корпуса бросали все дела и немедленно занимали позицию в бункерах, дежуря посменно. На случай ядерного удара активистам гражданской обороны предписывалось закрыть все люки и выждать три недели, прежде чем выходить наружу.

Мы знали, что психологически эта работа будет неизбежно выматывающей, особенно зная о том, с чем столкнутся наши семьи всего в нескольких километрах от нас.

Тим Китчинг

Сеть бункеров функционировала с 1950 до 1991 года, когда распад СССР ознаменовал окончание Холодной войны. Убежища, которые строили на муниципальной и частной собственности, потеряли секретный статус, а Королевский корпус наблюдателей расформировали. После этого сооружениями никто не занимался — многие из них оказались затоплены, частично сгнили или развалились.

Поклонник истории решается на восстановление бункера

Деревня Каслтон расположена в дальней и неприметной части графства Норт-Йоркшир. Примерно в 48 километрах от поселения расположена военная база Файлингдейлс — это радиолокационная станция, входящая в американскую систему раннего обнаружения межконтинентальных баллистических ракет. Её построили в 1962 году в рамках соглашения между властями США и Великобритании на случай войны с СССР: там проходили обучение сотрудники гражданской обороны, и туда же они должны были отправиться в случае ядерного конфликта.

23-летний англичанин Джек Хэнлон впервые наткнулся на бомбоубежище в окрестностях Каслтона в 14 лет: кто-то вырвал люк, поэтому убежище оказалось наполовину затопленным. Подросток не был готов восстанавливать бункер, но несколько лет спустя встретил его бывшего хранителя из Королевского корпуса наблюдателей. Получив одобрение офицера, юноша отправился к владельцу земли и убедил его позволить ему восстановить бункер.

Работы начались в апреле 2017 года — в первую очередь Хэнлону требовалось вернуть свет, но для этого нужно было выкачать всю воду из убежища. Не имея под рукой специальной техники, англичанин позвал друзей и с помощью подручных средств они вычерпали около 300 литров воды. Затем активисты воспользовались вентиляторами, чтобы просушить бункер.

Примерно так выглядит типичный заброшенный бункер Королевского корпуса наблюдателей. Фото EPA

А так выглядит бункер, восстановлением которого занимается Джек Хэнлон. Фото Atlas Obscura

Большая часть инструментов, карт и предметов быта, которыми снабжали каждый бункер, пропала после расформирования Королевского корпуса наблюдателей. Чтобы восстановить прежний облик сооружения, Хэнлон обратился с призывом к бывшим участникам гражданской обороны в Фейсбуке.

На призыв откликнулось больше 600 человек — многие просто хотели взглянуть на проект юноши, но нашлись и военные специалисты. Они поделились с активистами советами и воспоминаниями о том, как выглядело убежище в лучшие годы, а также подарили тематическое оборудование.

Многие бункеры построили в больших и малых городах, но Хэнлон предпочитает загородные сооружения. Там волонтёров гражданской обороны должны были бы оповестить об опасности по телефону или навигационным сообщением, после чего сотрудник включил бы оповещательную сирену для предупреждения местного населения. В это время два других добровольца в бункере готовили «Индикатор эпицентра ядерного взрыва».

Фото Тома Блэкуэлла, Flickr

Этот инструмент располагался над землёй и имел четыре отверстия, которые соответствовали направлениям компаса. В каждом из них находился стеноп (фотографический аппарат без объектива) со светочувствительной бумагой, которую должен был исказить ядерный взрыв и оставить на ней метки. Их размер и расположение давало возможность определить примерную высоту и направление взрыва бомбы.

Проблема заключалась в том, что для получения этой информации одному из добровольцев нужно было выйти на поверхность, подвергая себя облучению. Затем активисты передали бы данные в региональные штабы Министерства обороны, которые бы определили эпицентр и примерную точку детонации. Особенную роль играло то, где именно произошёл взрыв — в воздухе или на земле (последний вариант создаёт более серьёзное радиационное излучение и радиоактивные осадки).

Другим важным инструментом добровольцев был «Индикатор мощности бомбы». Название говорит само за себя — этот прибор измерял уровень давления вокруг себя и на основе этого давал возможность определить мощность ядерного взрыва в мегатоннах. Последним ключевым инструментом был измеритель, фиксирующий уровень радиационного излучения снаружи. С помощью прибора можно было получить основные данные, не выходя наружу, однако для дополнительной информации, вроде скорости и направления ветра, требовалось покинуть укрытие.

Джек Хэнлон в бункере в окрестностях Каслтона. Фото Atlas Obscura

Хэнлон потратил много времени на поиск инструментов. Однажды он услышал о старом измерительном приборе в заброшенном бункере на одном из шотландских островов и отправился туда. Зачастую же он заказывает нужные инструменты на eBay, после чего чинит их и приносит в свой «музейный» бункер. «Я всегда интересовался историей, я довольно решительный человек, поэтому когда я увидел фотографии этих бункеров в интернете, то сразу захотел их найти и узнать больше», — говорит юноша.

Последний в своём роде

Один из 29 региональных штабов для связи с бункерами расположен в Йорке. Во время Холодной войны его местонахождение тщательно скрывалось, хоть он и был расположен среди жилых домов. Этот двухэтажное полуподземное убежище построили в 1961 году и превратили в исторический музей в 2006 году. Все остальные убежища этого типа пришли в упадок, снесены или проданы.

В Йоркском бункере могли работать до 60 членов Королевского корпуса наблюдателей: последние два уровня располагались глубоко под землёй, так что рабочие внутри могли не беспокоиться о ядерном взрыве или радиации. Внутри бункера, общая площадь которого составляет примерно 370 квадратных метров (примерно как большой коттедж), расположились кухня, столовая, общежитие, комната жизнеобеспечения и функционирования, а также телефонная станция и офицерская комната.

В различные годы в убежище служили четыре военных офицера и 120 добровольцев гражданской обороны, как минимум 60 из которых должны были регулярно находиться на постах. В случае ядерной угрозы внешние двери блокировались, а команда готовилась к 30-дневному наблюдению за погодными и радиационными изменениями на поверхности.

Вход в Йоркский полуподземный бункер. Здесь и далее фото Atlas Obscura

Операционная комната в бункере в Йорке

Операционная комната на нижнем уровне, предназначенная для старшего руководства

Как и в стандартных убежищах, кому-то из команды приходилось бы выходить наружу, чтобы собрать данные, но в случае с региональным штабом у него была возможность принять душ и смыть с себя часть радиоактивных осадков. Всю полученную информацию планировалось размещать на четырёх настенных картах: они демонстрировали текущее и совокупное положение в мире, а также ситуацию в Великобритании и Европе.

В другой же части убежища специалисты собирали информацию из обычных бункеров вроде того, что расположен в Каслтоне. Конечная задумка заключалась в том, чтобы после анализа вся информация попадала на стол к ведущим членам правительства. Тем не менее сотрудник исторического музея Джейк Татман полагает, что бункер мог не пережить и первую ядерную атаку, так как Йорк стал бы одной из основных целей противника.

Несмотря на меры предосторожности, большинство служащих Королевского корпуса наблюдателей знали, что их шансы на спасение в бункере мизерны. Во-первых, они так или иначе связаны с поверхностью техническими трубами, через которые мог пройти осадок, а во-вторых, добровольцам всё равно предписывалось выйти наружу для снятия данных. По словам бывшего офицера гражданской обороны Тим Китчинга, логика была проста — риск гибели наблюдателей перевешивала нужда в получении информации о ядерном ударе.

Эта система предупреждений и наблюдений разрабатывалась для сохранения жизни наших военных в достаточном количестве, чтобы нанести ответный удар. Это сдерживало любого агрессора, так как он знал, что в случае нападения ему могут дать сдачи.

Тим Китчинг

#истории #великобритания #оружие