Истории
Николай Чумаков

«Пусть будущее будет другим»: как прошёл концерт Оксимирона, Noize MC и Басты в поддержку Хаски

Репортаж TJ с акции «Я буду петь свою музыку».

Март 2018 года. Рэпер Хаски — один из хедлайнеров фестиваля современной музыки «Маятник Фуко» в Петербурге. Он выходит на сцену под минус «Панельки» — одного из главных своих хитов — но не начинает читать, а просит сделать паузу. На тот момент Хаски два года как один из самых обсуждаемых и востребованных музыкантов в стране. Он хочет поделиться тем, что узнал о русском шоу-бизнесе и что его расстраивает.

Мне кажется, та музыка, которая называлась раньше хип-хопом, умерла. И то, что происходит сейчас, — это не то, что на самом деле должно происходить. Немножко странно ощущать постоянно вот эту руку рынка, которая диктует условия. Может быть, тот обмен, который был вокруг хип-хопа, потерян навсегда. Нет никакого братства, доброты, любви и единения. Существует нечто обратное.

Вы помните такую ****** [ерунду], когда Влади из «Касты» читал фристайл с МС Молодым. Это было прикольно. Сейчас мы такого не увидим. Каждый артист просто не готов взаимодействовать, он, наверное, слишком зациклен на себе.

Хаски

Через восемь месяцев правоохранительные органы сорвут Дмитрию Кузнецову (настоящее имя Хаски) несколько концертов, в его текстах найдут «признаки экстремизма», а ему самому дадут 12 суток ареста за танцы на чьей-то припаркованной возле клуба машине. Это событие станет катализатором для первого за десятилетие рэп-концерта в поддержку политзаключённого. Его организуют главные звёзды российской хип-хоп сцены — Оксимирон, Баста и Noize MC.

«Я буду петь свою музыку»

26 ноября очередь растянулась на всю улицу Орджоникидзе — подростки и люди постарше пришли в «Главклуб» поддержать Хаски. По понедельникам такой ажиотаж из-за концерта — большая редкость: традиционно их ставят ближе к выходным, но этот организовывали второпях. В субботу, 24 ноября, Оксимирон в качестве главы агентства Booking Machine объявил о благотворительной акции. Билеты разлетелись за четыре часа, а за воскресенье площадку подготовили к прибытию 3,5 тысяч гостей.

Здесь и далее фото TJ

Оказалось, что для журналистов на празднике места немного. За полчаса до начала концерта группа репортёров всё ещё ждала возле касс, когда их пустят. Для них были чёткие правила: первые три песни каждого артиста разрешено стоять у сцены, потом надо выйти на танцпол самому или при помощи охраны. О допуске к гостям в VIP-зону никто даже не заикался — места заняли друзья артистов, неравнодушные музыканты и обеспеченные фанаты. Такой подход к работе с журналистами — фирменный знак Оксимирона, который не часто даёт интервью и прессу откровенно не любит.

«Очень хочется всё это скорее закончить», — говорит один из репортёров у кассы. На микрофонах и нашивках логотипы «России 24», AFP, «Ура.ру» и других СМИ разного масштаба. Они ждут, пока за стеной закончится настройка аппаратуры Оксимирона. Когда он репетирует «Город под подошвой», журналисты и независимых изданий, и федеральных каналов кивают и повторяют строчки.

Концерт задержали больше чем на час, но фанаты не грустили. Многие вылавливали в толпе знаменитостей: поддержать Хаски пришли, к примеру, Юрий Дудь, Михаил Козырев и Алексей Навальный.

Пресса в это время настраивала технику и спрашивала у тех, кто собрался, с какой целью они здесь. Часть говорила о свободе творчества, а кто-то — об уникальной возможности послушать Оксимирона, Noize MC и Басту на одной сцене.

Вова, фанат Хаски: Мы пришли просто на концерт. Музыку послушать. Мне кажется, сюда только человек десять пришли поддержать культуру, остальные — ради песен.

Костя, не фанат Хаски: Но я в поддержку тоже пришёл! Это какой-то более-менее легальный протест, такой адекватный митинг. В пределах допустимого. Произошла общественная реакция, хотя никто, наверное, её не боится.

«Это концерт с радостной ноткой»

Внезапно на сцену выскочил Оксимирон: первым делом он объяснил, почему важно было провести этот концерт даже несмотря на то, что Хаски отпустили из спецприёмника. «То, что он на свободе, это не случайно. Существует некая обратная связь», — пояснил рэпер.

Мы изначально говорили, что это концерт не столько и не только для Хаски. Этот концерт о ситуации с музыкой, которая развивается мягко говоря не в лучшем направлении. Это концерт с радостной ноткой, что Диму выпустили, но он не про это. Он про тех артистов, которые прошли через подобное в прошлом, и, я боюсь, тех, кого ждёт это в будущем.

Мирон Фёдоров

В перерывах между высказываниями Оксимирон зачитал несколько ключевых хитов. Уместнее всего смотрелись «Полигон» и «Переплетено» — обе песни посвящены жестокой власти и тому, как она манипулирует гражданами. Строчку «Нелепые лохи недовольны всегда и всем» в толпе встретили с особым одобрением.

Часто говорят, что рэп сеет мрак, негатив и разврат. Но наркотики, насилие, оружие — это части мира, и не мы рэперы или артисты это распространяем. Этим занимаются совсем другие люди. Те, кто это делают, рэп обычно не читают. А те, кто читают, чаще понтуются.

Мирон Фёдоров

Всё выступление Оксимирона — это скорее стендап на тему ситуации с музыкой и свободой в России — разговоров набралось на 17 минут. Иногда казалось, что рэпер общается не со своей аудиторией или людьми в зале, а обращается к тем, кто принимает спорные решения вроде ареста Хаски. Иногда — будто зачитывает свои сообщения из соцсетей. «Я сначала хотел написать твит, а потом подумал, что этого недостаточно», — так рэпер объяснил решение организовать концерт.

«Пусть будущее будет другим»

Вторым на сцену вышел Иван Алексеев, известный как Noize MC. За пару дней до благотворительного концерта он отметил 15-летие своей группы масштабным выступлением в московском «Мегаспорте». Вместо долгого вступления музыкант исполнил кавер на песню «Панелька» и признался, что уже два года считает себя фанатом Хаски.

Для Noize MC ситуация с арестом — особенная. В августе 2010 года Алексеева отправили на десять суток в волгоградский спецприёмник за то, что он исполнил несколько провокационных песен про полицию на фестивале «Урбания». Тогда за рэпера никто не заступился и концерт в его поддержку не организовывал, хотя отчасти ему пришлось похуже — накануне ареста у Noize MC родился сын.

На «Я буду петь свою музыку» Алексеев между песнями вспомнил и об этом, и о срывах своих концертов в 2012-2015 годах, и о причинах ареста Хаски: «Я исполнял свою музыку много раз в неположенных местах с плохо скрываемой радостью. Вообще-то, эту радость я никогда не скрывал».

В этой ситуации я вижу очень чёткие параллели с тем, что происходило с нашей группой в 2014-2015 году. Мне нередко приходится слышать, что люди с автоматами — это очень хорошо и необходимо. Безусловно, люди с автоматами, в определённых ситуациях, это хорошо и необходимо.

Я считаю, что люди с автоматами, вылезающие на сцену после пятой песни на нашем концерте в Самаре в 2014 году, — это было абсолютно неуместно. Есть ещё очень много ситуаций, где они не должны были появляться, но появились.

Иван Алексеев

Эта цитата стала подводкой Noize MC к одноимённой песне — «Люди с автоматами». В отличие от Оксимирона он доносил свои мысли не перебивками, а самими треками. «Наше движение» или «Yes Future» — песни, напрямую связанные с российской властью. «Пусть будущее будет другим», — добавил музыкант. Толпе фанатов это нравилось: на песнях Noize MC в центре зала образовался огромный круг для мошпита и слэма.

Алексеев снабдил выступление прямой претензией к федеральным телеканалам, а в частности, к НТВ и передаче «Центральное телевидение». Он попросил поклонников не выдирать слова из контекста и уметь слушать других.

Вспоминаются слова, ставшие крылатой фразой: «Не читал, но осуждаю». Если вдруг видели передачу про Диму Хаски, то появилась ещё фраза «Не читал, но одобряю». Очень хотелось бы, чтобы люди вслушивались в слова, потому что это в нашей культурной традиции. И, честно, это не то, что бы хотелось утратить.

Хотелось бы, чтобы люди умели работать с контекстом. Понимали, что некоторые фразы, выдранные из окружения, теряют свой изначальный смысл. И их можно трактовать иначе, чем и занимается огромное количество людей.

Иван Алексеев

«Моя игра»

Закрывал «Я буду петь свою музыку» Баста — из тройки хедлайнеров самый далёкий от протестных настроений. Рэпер судил в шоу «Голос» на Первом канале и обсуждал в Госдуме законопроект о концертной деятельности.

Может поэтому, а может по другой причине единственное высказывание Василия Вакуленко (настоящее имя Басты) по теме концерта — это короткое вступление. Но и в нём музыкант не сказал ничего конкретного.

Я очень рад выступать сегодня после таких великих, замечательных музыкантов. Мы сегодня здесь собрались для того, чтобы поддержать возможность человека петь и говорить то, что он считает нужным. Я не очень близкий друг Хаски. То, что произошло, конечно, не очень приятно.

Мы сегодня здесь собрались на безумно крутейший концерт. Спасибо всем, кто сегодня здесь.

Василий Вакуленко

Помимо исполнения своих песен, остальные действия Басты на сцене сводились к классическому набору шуток с его стадионных концертов. Вакуленко несколько раз подколол своего барабанщика за медлительность, напомнил о том, что он среди участников «самый пожилой» и предложил толпе спеть песню «Без тебя» Стаса Михайлова.

Выступление Басты, наверное, заругали бы в интернете, если бы не последняя песня. Вакуленко честно признался, что сделал, как потребовал Оксимирон — и позвал на сцену его вместе с Noize MC, чтобы вместе спеть песню «Моя игра». Она вышла в 2007 году: тогда Мирон Фёдоров жил в Лондоне и его никто не знал, Иван Алексеев сидел в общаге и участвовал в малоизвестных баттлах, а Василий Вакуленко выпустил только один альбом.

Спустя 11 лет три абсолютно разных и во многом несогласных друг с другом артиста спели на одной сцене. Оксимирон зачитал куплет из трека «Не от мира сего», а Noize MC — из трека «10 суток в раю» — того самого, написанного в волгоградском спецприёмнике. Легендарная концовка.

Закончился «Я буду петь свою музыку» так, чтобы концерт точно запомнился даже тем, кому в целом плевать на Хаски и аресты музыкантов. Оксимирон позвал на сцену гостей из-за кулис, большинство из которых — известные рэперы или музыканты. Face, 25/17, PLC, Loqiemean, Вера Полозкова, Рома Жиган и многие другие встали рядом друг с другом и подпели «Моей игре».

Не самое уместное сравнение, но концовка концерта напомнила финальные выступления на реалити-шоу «Фабрика звёзд». Главные артисты эстрады вместе с молодыми звёздами поют дуэтом, обнимаются и делают общее фото. Величайший кроссовер в истории? Может быть. «Историческая, ну, вы сами знаете», — сказал Оксимирон.

Блок instagram недоступен

Не плакал, но был очень счастлив,
Николай Чумаков,
TJournal

#репортажи #музыка #политика #москва #отменаконцертов