Истории
Роман Персианинов

В Индии приостановили поиски американца, предположительно убитого аборигенами. Это объяснили риском навредить племени

Учёные и антропологи призывали прекратить экспедиции к сентинельцам, так как это может уничтожить изолированный народ.

Антропологи преподносят подарки сентинельцам, январь 1991 года. Фото из личного архива специалиста Трилокната Пандита

27 ноября власти Индии объявили о приостановке операции по поиску и возвращению тела американского миссионера Джона Чау с Северного Сентинельского острова. Он отправился в изолированную местность в середине ноября с целью рассказать об учении Иисуса Христа местному племени сентинельцев, известному агрессивным поведением. Как утверждают очевидцы, вскоре после прибытия племя убило чужеземца и похоронило его на пляже.

В течение семи дней после начала расследования индийская полиция пыталась понять, возможно ли вернуть тело убитого, не навредив аборигенам. Однако против экспедиций на остров высказалось множество антропологов и учёных. Они указывают на то, что попытка забрать труп одного человека рискует привести к частичному или полному вымиранию уникального народа.

Как действовала полиция

С начала поисков Чау, 21 ноября, вплоть до 27 ноября индийская полиция предприняла несколько попыток найти тело американца. Благодаря показаниям семи человек, которые помогли миссионеру добраться до запрещённого к посещению острова, полиция узнала примерное расположение «могилы» погибшего. К этой зоне несколько раз отправляли лодки и вертолёт, однако поисковая команда не обнаружила никаких следов Чау или места, где его могли похоронить.

Во время одной из таких экспедиций полиция остановила лодку примерно в 400 метрах от берега и воспользовалась биноклем, чтобы оценить обстановку на острове. Как оказалось, на берегу выстроилась небольшая группа сентинельцев, вооружённая луками и стрелами. Они не выражали агрессию, лишь ходили вдоль берега и смотрели в сторону чужеземцев. Зная об инциденте 2006 года, когда аборигены застрелили из луков двоих человек, рыбачащих недалеко от берега, полицейские не стали провоцировать племя и вернулись на базу.

Сентинельцы следили. Они вооружились и патрулировали берег в том месте, где убили Джона. Если бы мы приблизились, они бы атаковали.

Депендра Патхак

27 ноября власти Индии объявили о приостановке попыток вернуть тело Чау. Источник Би-би-си в правительстве, присутствовавший на заседании по поводу инцидента, объяснил решение риском навредить сентинельцам.

Как уточнил Патхак, есть вероятность, что вскоре аборигены самостоятельно подтвердят подозрения полиции о том, что Чау убили. В 2006 году сентинельцы выкопали тела двоих убитых рыбаков из могил примерно через неделю после инцидента и привязали их к бамбуку на берегу. Неизвестно, что означал этот ритуал, но он позволил полиции убедиться в гибели мужчин. «Если они будут действовать по аналогичному шаблону, тогда, возможно, с расстояния мы увидим тело Джона, и хотя бы точно подтвердим его гибель», — говорит Патхак.

Чем заканчивались контакты с сентинельнцами в прошлом:

  • В 1880 году морской офицер Великобритании Морис Портман, известный умиротворением нескольких племён на Андаманских островах, похитил с Сентинельского острова пожилую пару и четырёх детей. Пожилые аборигены вскоре заболели и умерли, после чего Портман отправил детей домой с «подарками»;
  • В 1967 году антрополог Трилокнат Пандит (Triloknath Pandit) снарядил первую дружественную экспедицию на остров, в ходе которой специалисты подарили сентинельцам подарки. Несмотря на это, аборигены реагировали на них агрессивно, жестами и криками давая понять, что не ждут гостей. Наладить более-менее нейтральный контакт удалось только в 1991 году;
  • В 1975 году изгнанный король Бельгии Леопольд III отправился с сопровождением на экскурсию по Андаманских островам, маршрут судна проходил недалеко от острова сентинельцев. Заметив чужеземцев, аборигены начали стрелять из луков в сторону лодки. По словам присутствовавших, король восхитился происходящим и сказал, что это «лучший день в его жизни»;
  • В 1981 году торговый корабль налетел на рифы у Северного Сентинельского острова. 28 членов команды были вынуждены ждать помощи в течение двух недель: вокруг них регулярно собирались агрессивные аборигены, но не нападали. Позже моряков эвакуировали на вертолёте, а детали корабля растащили сентинельцы. Его остов виден на Google Maps;
  • В 2006 году течение отнесло двоих рыбаков к берегу острова сентинельцев, после чего аборигены застрелили их из луков и похоронили. Полиция отправила к месту происшествия вертолёт, но племя отогнало его стрелами, после чего поиски тел приостановили.

Как научное сообщество отреагировало на ситуацию

«Урок, который даёт гибель миссионера? Оставьте сентинельцев в покое», — озаглавлена колонка антрополога и специалиста по Андаманских островам Аджая Саини (Ajay Saini). Он осудил заявление Джона Чау, который в своём дневнике сравнил родной остров аборигенов с «Последней твердыней Сатаны», и назвал агрессию сентинельцев к чужакам естественной для человеческого рода.

Представители международной организации по защите племенных народов Survival International призвали отказаться от попыток вернуть тело Чау, так как это может спровоцировать эпидемию болезни, к которой не приспособлен организм аборигенов. «Тело Чау следует оставить в покое, как и сентинельцев», — говорится в призыве организации.

Сентинельцы на берегу родного острова. Фото из архивов индийских антропологов

Американский журналист Джош Шахряр (Josh Shahryar) назвал действия миссионера «преступлением», которое едва не запустило процесс вымирания целого народа. Он также допустил, что риск заражения сентинельцев до сих пор остаётся, так как судьба тела Чау неизвестна. «Теперь появились десятки таких же невежественных американцев, у которых руки чешутся повторить его опыт ради приключений, религии или возможности столкнуться с опасностью», — цитирует Шахряр мнение своего друга.

Погибший Джон Чау. Как следует из его дневника, он знал о риске заразить сентинельцев распространёнными болезнями, от которых у них не было иммунитета, и просил не забирать его тело в случае смерти, чтобы не рисковать жизнями аборигенов. Фото из инстаграма американца

Индийское научное сообщество также напомнило, что попытки вернуть тело погибшего могут привести к эскалации конфликта с сентинельцами. Появление на острове полицейских, выкапывающих тело Чау, вероятно вызовет агрессию у аборигенов. В этом случае полицейским наверняка придётся открыть огонь, рискуя полностью или частично уничтожить народ сентинельцев.

Учёные не уверены, представляет ли разлагающееся тело погибшего американца опасность для племени. Микробиолог Джейараман Горайшанкар (Jayaraman Gowrishankar) скептически относится к риску заражения — по его словам, если аборигены прожили на Земле так долго, то наверняка их организм умеет справляться если не со всеми, то с большинством заболеваний.

Если посмотреть на историю, часто цитируемый пример — это Испанское завоевание Америки, где коренные народы (например, ацтеки или инки) стали жертвами европейских болезней, потому что вообще не обладали иммунитетом от них. Но не думаю, что это относится к сентинельцам.

Джейараман Горайшанкар

Как попытки наладить контакт с изолированными племенами привели к катастрофе — опыт Бразилии

В августе 2014 года бразильские власти рассказали о контакте с членами изолированного индейского племени на Амазонке. Жители местных деревень сталкивались с аборигенами и в прошлом, в основном заставая их за воровством в огороде, но этот случай был иным. Представителями народа двигали не материальные цели, а страх.

С помощью переводчиков они рассказали о жестоких атаках, которые вынуждают их покинуть родные края. Дальнейшее расследование показало, что леса, где проживало племя, заняли наркоторговцы. Они убили одних аборигенов, а других прогнали, чтобы устроить на опустевшей территории свой перевалочный пункт из Перу.

Подобные истории — далеко не редкость, хотя порой врагами племён становятся не люди в наркобизнесе, а браконьеры или охотники за ценностями изолированных народов. Эта тенденция лишь делает ещё более очевидной причину, по которой многие племена держатся в стороне от цивилизаций — они боятся.

«Сердце» лесов Амазонки. В прошлом на этой территории жили различные племена. Фото Reuters

Со времён колонизации сотни народов погибли или были порабощены более сильными цивилизациями в Европе или Америке. Как говорит антрополог Университета штата Аризона Ким Хилл, любой народ стремится к контакту с миром, но племена опасаются. «Не существует групп, которые предпочли мировую изоляцию только потому, что им это нравится», — поясняет специалист.

В 1960-1970-х годах бразильские власти воспринимали Амазонку, известную богатством различных племён, исключительно как территорию для заселения. В ходе этих расширений погибли сотни представителей уникальных народов, а уцелевшие уходили вглубь лесов и нападали на всех, кто приближался к их дому.

На этой стадии аборигенов почти невозможно интегрировать в общество — они слишком напуганы превосходящей силой чужеземцев и совершенно другой средой обитания.

В 1980-х годах власти Бразилии попытались исправить положение, стремясь выстроить дружелюбный контакт с племенами. Порой это приводило к тому, что индейцы нападали на незнакомцев, но куда чаще изолированные аборигены заражались болезнями и умирали. В редких случаях эпидемии убивали до 60% племени.

В 1987 году, после вымирания представителей многочисленных племён, глава Национального индийского фонда Бразилии по защите коренных народов Сидней Поссуэло (Sydney Possuelo) решил, что подобная стратегия взаимодействия с аборигенами неприемлема. Вместо этого исследователь и правозащитник предложил как можно больше снизить число контактов с племенами и выделить им территорию и ресурсы для независимого проживания. С тех пор лучшей альтернативы так и не придумали.

Неконтактные народы не обитают среди нас, ничего не просят от нас, живут и умирают в основном без нашего ведома. Когда мы связываемся с ними, зачастую они разделяют общую судьбу: «осквернение, болезнь и смерть».

Сидней Поссуэло

#истории #происшествия #культура