Неулыбчивая эпоха, или почему на фотографиях XIX—XX веков люди такие серьёзные

В наше время улыбаться на фото — это стандартное поведение любого человека, но в XIX веке за улыбку вас бы посчитали невоспитанной личностью из низшей классовой прослойки. Давайте с вами разберемся, когда же улыбаться на фотографии стало нормально.

В закладки
Слушать
Классическое изображение людей в середине XIX века

Если бы Instagram существовал в середине XIX века, то вы бы не нашли там ни весёлых селфи подружек, ни смешного улыбающегося мужчину, ни радостных свадебных фотографий. Абсолютное большинство снимков выглядели бы плюс-минус одинаково. Кто-то с очень серьёзным лицом сидит на стуле, а кто-то с не менее серьёзным лицом стоит сзади сидящего человека и какой-нибудь фон, при этом не важно, какой повод у фотокарточки, всегда максимально серьёзное лицо.

Вы удивитесь, но существует большое количество работ различных деятелей искусства (Энгус Трамбл, Николас Дживс, Кристина Котчемидова), которые всерьёз занимаются вопросом отсутствия улыбок на фотографиях XIX—XX веков, их споры породили множество гипотез, которые мы с вами рассмотрим.

Влияние правил написания портретов в живописи

Безусловно, когда фотография только зарождалась, никаких своих правил там и быть не могло. Культурное влияние живописи оставило свой след в умах людей. На портретах известных и статных людей всегда были изображены каменные лица, демонстрирующие исключительную серьёзность человека.

По мнению ряда профессоров, именно этот аспект стал главным на ранней стадии портретной фотографии. Общество просто считало нормальным не улыбаться на портретах, ведь тогда старались запечатлеть не определенное мгновение в жизни, а именно сам силуэт человека. Для многих фотография могла стать первой и единственной в жизни человека. Согласитесь, не очень-то хочется, чтобы в память о тебе осталась фотокарточка, где ты стоишь с глупой улыбкой. Как отмечает Энугс Трамбл, широкая улыбка в те времена была признаком невоспитанности, и её демонстрировали только куртизанки, любители выпить и малые дети.

Широкая улыбка ассоциировалась с легкомыслием, развратностью, невоспитанностью, пьянством и с иными возможными качествами человека, которые в высшем обществе считались крайне неприличными.

Если коротко, то люди просто ориентировались на стандартные правила написания портретов, где образы людей всегда старались запечатлеть в отсутствии каких-либо эмоций.

Проблемы с состоянием зубов

Одна из очевидных и самых популярных гипотез почему же люди раньше не улыбались, это проблемы со здоровьем и состоянием зубов. Ухаживать за полостью рта в те далекие времена мог позволить себе не каждый, люди редко задумывались о походе к стоматологу, да и услуга была не из дешёвых.

На приеме у зубного врача. Петербург, 1910-е.

Именно эта гипотеза стала полем для споров. Одна половина считает, что данный недуг не мог быть главной причиной отсутствия улыбок на фотографии, так как в те времена такая проблема была практически у каждого. Наличие проблем с зубами не могло стать причиной считать человека непривлекательным, об этом говорит Николас Дживс в своей заметке «The Serious and the Smirk: The Smile in Portraiture».

По-прежнему широко распространено мнение, что сотни лет люди не улыбались на фотографиях, потому что их зубы были в ужасном состоянии. Это не совсем верно — плохие зубы были настолько распространены, что это не считалось поводом считать кого-либо непривлекательным.

Другая же половина уверена, что именно факт отсутствия здоровых зубов стал причиной для того, чтобы люди на долгие года забыли о широкой улыбке. Такой гипотезы придерживается Энгус Трамбл, автор книги «A Brief History of the Smile», где он размышляет на указанную тему.

У людей были отвратительные зубы, если они вообще были, что препятствовало открытию рта в социальной среде.

Технические ограничения при создании фотографии

Первая фотоаппаратура была очень громоздкой и с длинной выдержкой. Людям приходилось ждать относительно длительное время для того, чтобы сделать одно хорошее и чёткое изображение. Поэтому, чтобы не размыться на фотографиях, люди выбирали наиболее удобные позы, а улыбаться больше минуты довольно сложно и человек старался замереть с каменным лицом.

Фотоателье (~1850 года).

Уже в 1850-ых и 1860-ых годах были созданы аппараты, способные сделать снимок буквально за несколько секунд. Это стало первой волной увеличения спроса на фотоаппаратуру. Критики тех времен даже рассмотрели в этом угрозу для художественной живописи и это стало излюбленной темой для «домашних» споров. Однако, известный журналист тех времен, Павленков Флорентий Фёдорович, наоборот был защитником новых технологий.

Фотографы не заглушают искусство, но освежают его, изгоняют из его области тех паразитов художества, которые часто компрометировали и компрометируют изящное в глазах публики. Теперь посредственный живописец не может держаться; он должен сложить свою палитру, опустить кисть и искать себе других занятий. Тогда как мастера живут и всегда будут живы...

Павленков Флорентий Фёдорович
журналист, переводчик и издатель русского толкового словаря

Так что в техническом плане людей старались ограничивать минимально. Технологии создания снимков развивались с каждым годом, новые модели поступали на прилавки быстро, а компании старались удивлять своих потенциальных покупателей «небольшими размерами» и короткой выдержкой.

И вот наступил переломный момент для фотографии. 1900 год, Kodak демонстрирует самую доступную камеру на рынке «BROWNIE» всего за доллар. Надо отметить, что до этого дня фотоаппаратура была крайне дорогой и позволить её себе мог только человек с немалым достатком.

Профессор Кристина Котчемидова рассказывает в своей работе «Why We Say «Cheese» об огромном вкладе компании Kodak. Они старались сделать фотосъёмку настолько простой, чтобы дети могли относиться к этому процессу как к игре. За счёт своей простоты в использовании, аппарат «BROWNIE» заслужил популярность даже среди взрослой аудитории.

Kodak продавал фотографию как игру. Тяжелый труд производства и фотопечать была заботой лаборатории Kodak, что подчёркивается в слогане компании — «Вы нажимаете кнопку — мы делаем всё остальное».

Кристина Котчемидова
Профессор Нью-Йорского Университета

Именно этот аппарат сильно популяризировал любительскую фотографию, да настолько, что по сей день существует клуб любителей «BROWNIE» . Люди стали экспериментировать, пробовать что-то новое в фотосъёмке, создавать свои правила фотографирования, что постепенно и привело к нашим, современным стандартам. Доступность смогла разрушить строгие правила портретной съёмки, а фотография стала доступна для любого желающего.

Kodak Brownie I (цена 1$).

Компания Kodak взяла необычное направление в своей рекламе и демонстрировала свою продукцию вместе с улыбающимися и смеющимися людьми. Продукция рекламировалась как отличный подарок на Рождество и акцентировала внимание на радостных эмоциях, которые вы сможете запечатлеть.

Обилие строгих фотографий не должно создавать впечатление, будто в XIX веке царили мрак и депрессия, это вовсе не так. Люди разных классов относились к портретной съемке так же серьёзно, как и к портретной живописи. Поход в фотоателье являлся настоящим событием и для многих это был уникальный опыт.

В качестве примера, что люди всегда любили посмеяться и улыбаться, вот фотография королевы Великобритании Виктории. Улыбайтесь на фотографиях и пусть каждая из них дарит самые яркие воспоминания, которыми вы сможете поделиться с окружающими вас людьми.

Her Majesty's gracious smile. Королева Виктория (1898 год).
Длинные тексты на любые темы: реальные события из прошлого, собственные репортажи, детективные истории и расследования
{ "author_name": "Авдеев", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u043e\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f"], "comments": 61, "likes": 183, "favorites": 114, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 85518, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 27 Jan 2019 15:34:49 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
61 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
37

Когда купил себе Кodak и фоткаешься как хочешь

Ответить
36

В наше время улыбаться на фото — это стандартное поведение любого человека

Нет

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
30

Ещё редкие снимки примерно 1890-х

Ответить
23

Улыбайтесь на фотографиях и пусть каждая из них дарит самые яркие воспоминания, которыми вы сможете поделиться с окружающими вас людьми.

Какое мерзкое социоблядство!

Ответить
2

Ага, если не будешь улыбаться, то это уже типо не социоблядство?

Ответить
4

Очень интересно. Всегда задавался этим вопросом, когда смотрел фото архив с пра- и прапра- родственниками

Ответить
20

Боярин в треде?

Ответить

Тогдашний Женя

N/a
11

А почему боярин? Фотографии к концу 19 века были доступны практически всем категориям населения.
Да, сие удовольствие было не дешевым, но по такой цене оформить портрет себе могли позволить, например, рабочие. (Средняя зарплата текстильщика 13-14 рублей на рубеже 19-20 веков)

Ответить
3

А аренда комнатушки в городе - от 11 рублей. Учитывая, что надо что жрать, одевать, а может и семью кормить или врачу платить - очень сомневаюсь, что это было доступно всем.

Ответить
3

Кстати говоря, есть миф, что коммуналка в её худших традициях - изобретение коммунистов. На самом деле полный бред.

Худшие коммуналки были как раз до Революции, когда нищие рабочие снимали одну комнатку на 16 человек, где спали в три смены. Такие условия, что нашим гастарбайтерам в страшном сне не приснятся. Когда рабочему на семью давали целую отдельную(!) комнату, да ещё и бесплатно, это было просто космическое улучшение жилищных условий. Как если сейчас всем одиночкам на халяву по студии подарить, А семейным по двушке.

Ответить

Тогдашний Женя

Констан…
5

Справедливое замечание, однако замечу, что крупные производства (а к началу XX века в России складывается монополистических капитализм) обычно стремились аккумулировать рабочих недалеко от завода - так работодателю удобнее контролировать своих рабочих. Поэтому вокруг завода появлялись ясли, школы, храмы, лабазы и собственно жилье - бараки.
Другое дело, что уровень удобства в них был крайне низкий, но это было вызвано общим дефицитом на рынке жилья (крупным минусом было то, что жилплощадь рассчитывалась не квадратурой, а кубатурой; кто бывал в рабочих бараках наверняка замечал очень высокие потолки). Если жилья в бараке не хватало, то крупные предприятия выплачивали "квартирное пособие" в размере 5-7 рублей (на семью). Этих денег было недостаточно, что бы снять квартиру в одиночку поэтому многие семьи "съежались", что бы минимизировать траты на жилье: "вольная квартира" обычно была гораздо лучше чем бесплатное жилье от завода и стоила соответственно. Однако большинство рабочих живущих в вольных квартирах, часто подавало запросы на перевод в барак, поближе к фабрике. Поэтому предприятие часто использовало это как рычаг давления на рабочего - вместе с выговором за прогул/опоздание его могли выселить из барака на "вольную квартиру"

Ответить
0

стремились аккумулировать рабочих недалеко от завода - так работодателю удобнее контролировать своих рабочих. Поэтому вокруг завода появлялись ясли, школы, храмы, лабазы и собственно жилье - бараки

увы, это штучные ситуации(
большинство рабочих селилось, где придётся
подобной заботой о рабочих известны лишь несколько промышленников, их по пальцам можно пересчитать
или же это относилось к очень узкой прослойке квалифицированных рабочих, их было 1,5-5% от общей массы
но такие рабочие и получали больше и ценились на рынке, т.к. их было мало
ради таких был смысл стараться

Ответить
0

Не знаю, в нашем фотоархиве кажется лишь одна фотография примерно в 1920-1930 годы.
Насколько распространены подобные услуги были за пределами Москвы/Петербурга? Ну и Новгорода.
Да и практически все категории граждан, если "практически все" не включает в себя крестьян, то большая часть населения все же пролетает

Ответить

Ночной Мурод

N/a
6

У меня прабабушка с семьёй жили где-то под Смоленском и у них немало фоток из 20-30х.

Ответить
0

Я подумал, возможно фотография всего одна т.к. бабушка переезжала и большую часть не брала с собой

Ответить

Тогдашний Женя

N/a
6

На самом деле очень многие приходят в архив и просят найти их родственников, ведь те наверняка были дворяне. Мол, вон и фото есть, смотрите какие презентабельные. Потом таким гражданам дают справку, что в метриках прописанно - "крестьянин". И они начинают качать права: "Поглядите, у него есть фотография! Откуда в деревне взяться фотографии? Проверьте ещё раз!"

Ответить
0

Ну по фото выше я бы тоже пошел искать дворян

Ответить

Тогдашний Женя

N/a
6

Портрет дело ответстное. Нужно одеться поприличней (многие брали костюмы на прокат прямо в ателье). Но тут в дело вмешиваться статистика - если ~85% населения страны были крестьянами, то с такой же вероятностью ваши предки тоже не представители элиты. (+ многие дворяне покидали Родину после событий 1917 года, а кто не покинул потомства не оставил по более грустной причине)

Ответить

Тогдашний Женя

N/a
6

Тут ещё наверняка есть психологический момент. Если я решу отложить денег с зарплаты и сделать себе портрет (вместо покупки пары килограмм мяса), то оденусь максимально роскошно - это все таки событие. Люди более обеспеченные такой ерундой не страдают - они могут себе и портрет у живописца заказать. Что видно по многочисленным фотографиям императорской семьи, которые носят вполне бытовой характер.

Ответить

Ночной Мурод

N/a
1

Не, прапрадед работал на железной дороге. Что-то типа проводника на поезде Санкт-Петербург - Пекин. Весьма почетное занятие в те времена было, но явно не дворянин, если дожил до войны.

Ответить

Религиозный кофе

N/a
0

Фотки теряли, они сгорали при пожарах, портились итд.

Ответить

Религиозный кофе

Ночной
0

Колоритно.

Ответить

Тогдашний Женя

N/a
5

Россия была в авангарде фотомастерства. Было очень много любителей, в 1880 году начали печататься специализированные журналы для начинающих фотографов. Это все влияло и на открытие частных фотоателье. Разумеется таких масштабов, как в Москве и в Петербурге, в губернском (и тем более в уездном) городе было не достигнуть, но многочисленные "непрофессионалы" могли сделать портрет (и за свои услуги брали значительно меньше).

Ответить

Религиозный кофе

Тогдашн…
2

Вспомнить хотя бы Прокудина-Горского.

Ответить

Религиозный кофе

Тогдашний
0

Да фоткались даже деревенские жители уже с начала 20 века, просто фотографии многие не сохранились.

Ответить

Ночной Мурод

N/a
1

Я тут.

Ответить
2

Спрашивали про бояр, а не подпёздышей.

Ответить

Ночной Мурод

Dmitry
7

Зачем тогда ты пришёл подпёздывать?

Ответить
–4

Ебать, какое же ты днище

Ответить

Ночной Мурод

Dmitry
0

Ну это бан.

Ответить
3

Перенес его в Истории, так как это интересный пост, лучше чем просто фотка с описанием :)

Ответить
2

Только сейчас заметил что, автор не Персианинов. Крутая статья.

Ответить
2

До сих пор считаю что улыбаться на фото - днище. Смех без причины признак дурачины

Ответить
0

Ну да, лучше ходить угрюмым хуесосом как и 99% всех вокруг. Сразу создает правильную атмосферу тлена и ты в чужих глазах становишься серьезным и деловым, лол.

Ответить
2

Всяк лучше чем лыбящийся долбоеб ходить. Который ещё и выебывается, что другие ему не лыбятся как ебанашки

Ответить
–1

Конечно же унылое говно думает, что ходить унылым говном с кислым ебалом лучше. Ничего нового.

Ответить
1

если о настоящем: приятно смотреть на запечатлённые естественные улыбки на фотографиях, точно так же, как на другие выраженные эмоции у людей (жанровая фотография) – как минимум, интересно наблюдать за деталями портрета. а тенденция улыбаться только потому, что снимают, не очень. непонятно, почему человека просят имитировать радость, если улыбаться в настоящий момент не хочется )

Ответить

Религиозный кофе

12

Спасибо, отличный материал. Я давно задавался этим вопросом и сам пытался узнать. Помню как ещё в середине нулевых спросил тогда ещё живого старшего родственника, почему у всех такие одинаковые лица на их фото за 1929—1935 гг., ответ последовал без раздумий быстро: «А фотомастеру тяжело было расставить всех так, чтоб никто не шатался и не выходило мазни, долго ждали, пока снимет, дети, я особенно, постоянно же дурачатся, а взрослым тяжело стоять». Вроде как этот ответ меня успокоил, но потом увидел более поздние фото, уже сделанные на негромоздкие аппараты, и там тоже все серьёзные, но ситуация резко меняется к 1960—70-м.

А вот, кстати, селфи за 1900 год (так пишут, точно не знаю) на прекрасный Кодак Брауни. Мне сдаётся, что масштаб его популярности как аппарата для фотосъёмки, возможно, превосходил даже Айфон и Кэнон 550Д:

Ответить

Убежденный шмель

Религиозный
3

Масштаб это вряд ли. Тогда на всей сраной планете жило не больше полутора миллиарда людей. Большая часть не могли себе позволить даже этот Брауни. Сейчас же даже дети в Африке могут позволить себе селфач с китайского андроида за 2 кэса, при желании, конечно же.

Ответить

Религиозный кофе

Убежденный
0

Ну, я о проценте, а не абсолютном числе. Хотя так-то да, доступность техники сейчас выше чем когда-либо.

Ответить
3

Подзаголовок тоже чуть-чуть подправил:

Это так и задумано? Показать внутреннюю кухню читательской редакции?

Ответить

Практический алмаз

Анастасия
8

Убрал, прошу прощения. Материал несколько раз добавлялся и исправлялся читательской редакцией, случайно пропустил строку. Спасибо.

Ответить
3

Крутой пост, спасибо!

Ответить
2

Да не.
Они просто хотели выглядеть круто.

Канье Уэст их раскусил.

Ответить

Всемирный коктейль

1

Ещё можно было бы упомянуть про фетиш того времени фотографировать умерших людей сразу после смерти.

Ответить
0

Именно родственниками? А то криминалисты этим и сейчас занимаются

Ответить

Всемирный коктейль

Марк
2

Да, родственники фоткались с мёртвыми как с живыми. В фильме "другие" это обыгрывается, Кидман понимает, что они все умерли, увидев фотографии себя и детей, уже умерших, но накрашенных, в платьях.

Ответить

Тогдашний Женя

Всемирный
0

Своеобразное переосмысление посмертных масок доступное народным массам

Ответить

Солидный нос

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Спасибо, очень интересно!

Ответить
0

tldr?

Ответить

Религиозный кофе

dmzkrsk
0

nou

Ответить
0

Ещё мёртвых много фотали, чаще всего первый и последний

Ответить
0

это компьтерный голос или настоящий читает?

Ответить
0

Компьютерный

Ответить

Рыночный Макс

0
Ответить
0

Улыбайтесь, это всех раздражает

Ответить
0

Могли бы хоть фото портретов покачественнее вставить. Один Александр I и Грибоедов сносно выглядят.

Ответить
Обсуждаемое
Интернет
Spotify объявил об официальном запуске в России с 15 июля. Стоимость подписки — 169 рублей в месяц
Приложения и сайт открыты для российских пользователей уже сейчас — в компании объяснили это тестированием.
Новости
«Это мода, которую взяли в США»: главред «МК» заступился за обвинённых в домогательствах журналистов
Павел Гусев подчеркнул, что обвинения должны быть подкреплены доказательствами.
Интернет
Тред: эпизоды из Твиттера, по которым не возбудят дела об изнасиловании, и которые могут быть поводом для дела о клевете
Отвечает бывший следователь и действующий адвокат. По его словам, заявлять об изнасиловании нужно в течение пары дней, потом — нельзя будет даже доказать наличие полового акта.
Популярное за три дня
Новости
В Минске задержали около 200 человек на акции в поддержку незарегистрированных кандидатов в президенты
Во время акции произошла массовая стычка протестующих с ОМОНом.
Интернет
Spotify в России: какие преимущества, в чём подводные камни, стоит ли переходить. Ответы на основные вопросы
Годы ожидания и мемов закончились — теперь разбираемся, стоило ли это того, как перенести коллекцию музыки из других сервисов и чего Spotify лишился по дороге в Россию.
Интернет
Spotify объявил об официальном запуске в России с 15 июля. Стоимость подписки — 169 рублей в месяц
Приложения и сайт открыты для российских пользователей уже сейчас — в компании объяснили это тестированием.