Истории
Artem Ivanov
10 218

Секс, матерщина, антирелигиозность: о чем были заветные сказки русских крестьян в XIX веке

Запретные сказки Российской империи из сборника Александра Афанасьева, которые никогда не должны были публиковаться.

В закладки
Аудио

Мир волшебства, мифических существ, говорящих животных, подвигов и предательства врывается в детское сознание через чтение сказок. Чаще всего это классические произведения Шарля Перро, Гофмана, Андерсена. Лично мне всегда нравились сказки братьев Гримм, кропотливо собранные на немецкой земле.

Кадр из фильма «Братья Гримм» Терри Гилиама

У сказочного наследия славян тоже есть свой собиратель и публикатор. Его звали Александр Афанасьев. Помимо всем известных сказок, вроде «Колобок», «Гуси-Лебеди», «Репка», «Василиса Прекрасная», еще одного варианта «Курочки Рябы» (кстати, смысл этой короткой истории, сюжет которой знает практически каждый, на деле уходит корнями к мифу о мироздании, но об этом как-нибудь в другой раз), Александр Николаевич собрал материал, переполненный пошлостью, ненормативной лексикой, антиклерикальным характером (высмеивание попов), известный под названием «Русские заветные сказки», где фигурируют названия «Мой жопу»; «По-собачьи»; «Жена слепого»; «Дурень».

Геополитический ребенок, наблюдающий рождение Нового Человека Сальвадор Дали

Но прежде чем я раскрою содержание этого табуированного сборника, расскажу немного о самом собирателе.

Он родился в 1826 году в семье мелкого судебного чиновника в Воронежской губернии. Его первыми учителями были два попа с одинаковыми именами – Иван. По воспоминаниям самого Афанасьева, педагоги они были никудышные, часто обращались к наказаниям даже за мелкие провинности. К примеру, учителя заставляли одних учеников раздавать пощечины тем, кто не выучил уроки. Девочки тоже принимали в этом участие.

Вскоре отец нанимает для сына домашнего учителя. Новый педагог не был обделён знаниями предметов, но пьянствовал страшно. Любимым занятием Афанасьева-младшего, которому он посвящал всё своё свободное время, было чтение книг из отцовской библиотеки.

Афанасьев Александр Николаевич

В 11 лет Александр поступает в Воронежскую гимназию. На этот раз хуже всего дело обстояло с иностранными языками. За французский отвечал Карл Иванович Журдан, за немецкий – Карл Иванович Флямм. Людьми они были жалкими, без всякого образования и желания просвещать, но как отмечает сам Афанасьев, стремление «всякого иностранца превращать на Руси в педагога» сыграло с ними злую шутку. Ученики их не уважали, дразнили и даже дрались. Словесность преподавал человек набожный, заставлял переписывать отрывки из Евангелия, Пушкина считал безбожником, а романы ересью.

Земская школа начала XX века Источник: Государственный исторический музей Южного Урала

В 18 лет Александр отправился в Москву, чтобы продолжить обучение. Не без труда он поступил в университет на юридический факультет.

После получения высшего образования Афанасьев сначала занимается преподаванием истории и словесности, а затем оказывается на службе в Главном архиве Министерства иностранных дел. На этой должности он пробудет 13 лет. За это время он опубликовал большинство своих исследовательских работ, сотрудничал с такими журналами, как «Современник» и «Отечественные записки».

Обложка альманаха «Полярная звезда»

В 1862 году в доме Афанасьева прошли обыски, службу пришлось оставить. Дело в том, что Александр Николаевич был связан с опальным Александром Герценым, находящимся в Лондоне. Афанасьев пересылал некоторые материалы и произведения, которые из-за цензуры не могли быть опубликованы в России. Все отпечатывалось в Лондоне и появлялось на страницах герценовского альманаха «Полярная звезда». Подобная дружба, даже при отсутствии доказательств, автоматически делала человека неблагонадёжным в глазах государства. Следственное дело имело название «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами», оно также известно как «процесс 32-х».

Афанасьеву было запрещено занимать государственные должности, что, по сути, обрекло его на нищенское существование.

Что касается цензуры, то труды Александра Николаевича почти всегда подвергались исправлениям и запретам. Так цензор в одной из детских сказок слова: «жеребец», «кобыла», «кобель» заменил на «лошадь» и «собаку». Афанасьев иронично отмечал, что жаль, цензору не попалась история про петуха и курицу, которые тотчас превратились бы в птиц.

Слева: Статья до просмотра цензурой. Справа: Статья процензурированная. Карикатура из журнала «Искра», 1863

Александр Николаевич был влюблён в историю, фольклор и культуру славянских народов, что и отражалось в его статьях и сборниках. Помимо сказок, он изучал мифологию древних славян, предания о ведьмах и домовых.

В последние годы своей жизни Афанасьев плотно занимался темой сказок, подготовив два сборника: один для детей, другой – «Народные русские сказки не для печати», который он тайно переправил в Европу.

Сборник для взрослых был опубликован в Женеве в 1872, где и получил название «Русские заветные сказки». К тому моменту Афанасьева уже не будет в живых, он умер от чахотки в возрасте 46 лет. В России они в полном объёме будут изданы только в 1991 году.

Ниже я приведу пару сказок из этого сборника.

«По-собачьи»

В некотором царстве жил-был дворянин, у него была дочь-красавица. Пошла она как-то погулять, а лакей идёт за ней позади да думает:

— Эка ловкая штука! Ничего б, кажись, не желал на свете, только б отработать её хоть один разок, тогда б и помирать не страшно было!

Думал, думал, не вытерпел и сказал потихоньку:

— Ах, прекрасная барышня, шаркнул бы тебя хоть по-собачьи!

Барышня услыхала эти слова, и как воротилась домой, дождалась ночи и позвала к себе лакея.

— Признавайся, мерзавец, — говорит ему, — что ты говорил, как я гулять ходила?

— Виноват, сударыня! Так-то и так-то говорил.

— Ну, коли хотел, так и делай сейчас по-собачьи, не то всё папеньке расскажу…

Вот барышня заворотила подол, стала посреди горницы раком и говорит лакею:

— Нагибайся да нюхай, как собаки делают!

Холуй нагнулся и понюхал.

— Ну, теперича языком лизни, как собаки лижут!

Лакей лизнул раз, и два, и три раза.

— Ну, теперь бегай вокруг меня!

Начал он кругом барышни бегать: обежал разов десяток, да опять пришлось нюхать и лизать её языком. Что делать? Морщится, да нюхает, плюет, да лижет!

— Ну, теперича на первый раз будет, — сказала барышня, — ступай ложись себе спать, а завтра вечером опять приходи.

На другой день вечером опять барышня позвала к себе лакея:

— Что ж ты, мерзавец, сам не идёшь? Не всякий же день за тобой посылать; сам знай свое дело!

Сейчас заворотила свой подол и стала раком, а лакей стал ей под жопой нюхать и языком в п**** лизать: обежит кругом её разов десять да опять понюхает да полижет. Эдак долгое время угощала его барышня, да потом сжалилась, легла на постель, заворотила подол спереди, дала ему разок поеть и простила всю вину. Лакей отработал да и думает:

— Ну, ничего! Хоть и полизал, да свое взял.

И еще одна, совсем короткая:

«Духовный отец»

Пришёл великий пост: надо мужику итить на исповедь к попу. Завернул он в кулёк берёзовое полено, обвязал его веревкой и пошёл к попу.

— Ну, говори, свет, в чём согрешил? А это у тебя что такое?

— Это, батюшка, белая рыбица, тебе на поклон принёс!

— Ну, это дело хорошее! Чай замёрзла?

— Замёрзла, всё на погребе лежала.

— Ну, когда-нибудь растает!

— Я пришёл, батюшка, покаяться: раз стоял за обеднею да бзднул.

— Что это за грех? Я и сам один раз в алтаре перднул. Это ничего, свет! Ступай с Богом.

Тут начал поп развязывать кулёк, смотрит, а там берёзовое полено.

— Ах, ты, бздун проклятый! Где-же белорыбица-то?

— Х** не хочешь ли, пердун эдакой?

По мнению доктора филологических наук Бориса Успенского, подобные сказки принадлежат к сфере «анти-поведения». По своему происхождению оно носит ритуальный и магический характер и связано с языческими представлениями о потустороннем мире. Проявление подобного зеркального поведения было характерно в определенное время: святки, масленица. Языческие обряды переплелись с христианскими догмами, что и нашло отражение у народа.

Крестьяне часто на святках (время от Рождества до Крещения) наряжались в леших, чертей, но при этом оставались православными. В этой жгучей смеси совершенно естественно уживалось сквернословие, антирелигиозные и эротические народные представления. А непристойное пародирование служителей церкви и вовсе своими корнями глубоко уходит в нашу историю.

«Заветные сказки» несут в себе элементы архаичности, обладающие универсальным характером, ведь подобный фольклор зафиксирован в Германии, Италии, Франции, Польше, что не делает Россию в этом плане исключением.

«Святки в деревне» Далькевич Мечислав Михайлович

Весь смысл этих сказок не сводится к банальному высмеиванию. Многие из них связаны с ритуалами похорон, свадеб, языческими обрядами плодородия, загадками, игрой слов. Стоит также отметить, что в народной среде подобные истории находились за границей нормы и за редким исключением прибывали в поле повседневности.

С остальными сказками вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке. И помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Artem Ivanov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 52, "likes": 116, "favorites": 128, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 87973, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 Feb 2019 12:36:16 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 87973, "author_id": 215319, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/87973\/get","add":"\/comments\/87973\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/87973"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214351, "last_count_and_date": null }
52 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
36

Было сложно, но я порукоблудил

Ответить
2

Руку поеть

Ответить
0

да он же не порукоблюдил а порукоблудил

Ответить
16

Писание комментариев на тж как паттерн «анти-поведения». По своему происхождению оно носит ритуальный и магический характер и связано с языческими представлениями о потустороннем мире.

Ответить
10

Больше похоже на сборник похабных крестьянских анекдотов, не понятно, почему это заслуживает внимания?

Ответить
6

а мифы Древней Греции взяты с порнохаба

Ответить
0

При чем тут древняя Греция и откуда что взято?

Ответить
3

в мифах куча сцен прелюбодеяния, насилия, инцеста. Фокусироваться только на содержании или отдельном эпизоде в этом случае ошибочно, как и сравнивать заветные сказки с похабными анекдотами. Но вы поймите правильно, я тут не выгораживаю крестьян. Пьянство, маты и похабщина - все это, безусловно, было, есть и будет.

Ответить
0

Их хотя бы читать интересно. А это просто высер школьника.

Ответить
4

Высер школьника это твой батя.

Ответить
4

Потому что это часть культуры?

Ответить
1

Да, бля.

Ответить
0

Твоё мнение тоже внимание не заслуживает, но ты почему то его высказываешь.

Ответить
0

Человек рисковал своей свободой, когда писал это и переправлял в Европу. Значит, это было важно.

Ответить
0

Ты пост вообще читал? Потому что то, что публиковалось, это рафинированный вариант для детей. Настоящий сказки это похабные крестьянские анекдоты, в которых нарратив не похож на то, к чему мы привыкли в литературе.
Посмотри классификатор фольклорных сюжетов Аарне-Томпсона (http://www.mftd.org/index.php?action=atu) - там много дичи

Ответить
0

Ещё один. К сожалению читал, не уверен что эти потуги можно назвать статьей. Гонор свой поубавь немного.

Ответить
0

А комментарий мой читал дальше фразы "Ты пост вообще читал?"?
Если считаешь, что пост не заслуживает внимания и хочешь, чтобы таких постов было меньше, поставь минус и промолчи, не?

Ответить
5

Хоть и полизал, да свое взял.

Ничего с тех времён не изменилось)
Все стране так и работает

Ответить
1

Ролевая модель современного чиновника)

Ответить
5

По своему происхождению оно носит ритуальный и магический характер и связано с языческими представлениями о потустороннем мире.

«Дилемма о двух стульях символизирует дуализм жизненного выбора, носит ритуальный и магический характер, связано с АУЕшными представлениями о потустороннем мире»

Ответить
0

Инициация в традиционном социуме.

Ответить
0

Передача новым поколениям сакрального знания об устройстве мироздания.

Ответить
5

Дело в том, что Александр Николаевич был связан с опальным Александром Герценым, находящимся в Лондоне. Афанасьев пересылал некоторые материалы и произведения, которые из-за цензуры не могли быть опубликованы в России.

Дело в том, что Афанасьев, помимо его фанфиков по творчеству Чулкова, Кантемира, Попова, Эмина и пр. шалунов, печатавшихся в журналах екатерининской эпохи, пересылал приятелям документацию из архива Комиссии печатания государственных грамот и договоров, которую возглавлял. Вот за это его со службы и выкинули. На его дружбу с Касаткиным из «Земли и Воли» также некоторое время закрывали глаза.

Статья очень поверхностная.

Ответить
1

С точки зрения народного фольклора, возможно это и ценные произведения. Но по смыслу ни чем не отличаются от глупых рассказов с сайтов: Анекдотов.нет, Яплакал или Пикабу.

Ответить
4

Через 500 лет антропологи и лингвисты точно так же будут изучать «древние свитки» с Пикабу.

Ответить
0

Думаешь, Дед Пихто станет в глазах потомков великим комментописцем?

Ответить
0

Деда сочтут великим пророком своего времени.

Ответить
0

дело в том, что вы вносите смысл с позиции сегодняшнего дня и собственного жизненного опыта

Ответить
1

Думаю дело в том, что крестьянине в 19 веке были малограмотными, простыми людьми. Которые в речи использовали мат, половина их мыслей было о еде, другая о том кого бы епсти. Отношения с внешним миром заканчивались на попе, барине и старосте. Поэтому авторы сборников сказок и редактировали народное творчество.

Ответить
1

это "малограмотное" население, как вы говорите, во второй половине 19 века дало нереальный толчок развития национальной культуры. Детям сегодня до сих пор читают сказки тех, кто передавал их из поколения в поколение. В то же время находят людей, которые помнили былины. Это народные эпические песни о героических и знаковых событиях истории. Римский-Корсаков напишет "Садко" на основе этих былин, писатели и поэты откроют для себя сокровищницу из крестьянской лексической крови

Ответить
5

Вы очень много пишите общих слов ни о чём. Что значит "нереальный толчок развития русской культуры"? Вам пишут про то, что крестьянское население было безграмотным, так уж получилось, что русскую культуру двигали в 19 веке дворяне, толстые и достоевские, а не крестьяне в лаптях.

Ответить
0

переубеждать вас не вижу смысла

Ответить
1

А я не прошу меня переубеждать, я прошу только пояснить ваше же утверждение - "малограмотное население в 19 веке дало толчок нереальному развитию национальной культуры". Вы не удосужились пояснить, что имеете ввиду, просто приплели сюда Римского-Корсакова зачем-то.

Ответить
1

я имею в виду, что до этого периода крестьянство особо никого не интересовало. что с мужиков да с баб взять, особенно малограмотных? Но все эти сказки, былины, диалекты, быт, их культура и мировоззрение становились источником вдохновения для творцов. Поэтому я и привел в пример оперу "Садко"

Ответить
0

То, что вы описали (былины и прочее) не имеет отношения к тому, что кто-то решил собрать сборник крестьянских анекдотов. Нужно же всё-таки отличать мух от котлет. Согласен с другими комментаторами, что подобного творчества можно насобирать в любую эпоху, однако ни культурной, ни исторической ценности такое творчество не несёт, это слово о полку Игореве и тд.

Ответить
0

как же не имеет отношение? источник-то один. из подобного потом рождается "Сказка о попе и о работнике его Балде". Эти заветные сказки - отголосок представлений об устройстве мира. Их анализ приоткрывает завесу архаичных воззрений. Инфернальная лексика имеет чуть ли не материальное воздействие, сакральное проклятие. В 19 веке они, возможно, и рассказывались на потеху дня, но суть их глубже и значительнее

Ответить
1

Лично мне всегда нравились сказки братьев Гримм

Как тут не вспомнить оригинальные, нецензурированные версии сказок...

Ответить
1

С тематики сразу "Небесные жёны луговых мари" вспомнились

Ответить
0

Я орал с "Цветочного креста". Ибо это был не просто роман, а фантазии филологини прожившей всю жизнь без соития.

Ответить
1

трудно быть филологом. работы нет, перспективы нет, приходится искать смыслы в синих занавесках

Ответить
0

Видел сборник эротический рассказов «Веселая эрата» про древнюю русь

Ответить
2

Лицо Вудмана, когда ему подсунули очередную восточнославянскую блудницу.

Ответить
0

Вот оно, точно!

Ответить
0

А вы что думаете, старуха Колобка своему старику ради еды пекла? Да и мотив всех остальных животных явно прослеживается.

Ответить
0

С тех пор ничего не изменилось

Ответить
0

Пожалуйста, больше подобных материалов!!!)

Ответить
0

Блееее.
Я в детстве на даче нашёл эту книгу.
Первое текстовое порно, которое я видел.

Ответить
0

Была сказка «Солдат сам спит, а хуй работает».
Не помню о чем, но название запомнил навсегда.

Ответить
0

Вот вам и традиционные скрепы.
У меня где-то дома лежит сборник похабных стишков Пушкина. Там на каждой странице, помимо стихотворения, ещё очень наглядно всё нарисовано.

Ответить
0

многое попросту приписывают Пушкину. тот же Лука Мудищев Баркова в 70-80-х годах прошлого века в самиздате маркировался как Пушкин, да и откуда обывателю знать Баркова, а вот Пушкин это да, это будет продаваться

Ответить
0

Следственное дело имело название «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами», оно также известно как «процесс 32-х».

Ответить
0

Древнерусский двач.

Ответить
Обсуждаемое
Гость TJ
Гость TJ: группа Anacondaz
Трансляция начнётся 22 ноября в 15:00 по Москве.
Технологии
Павел Дуров призвал пользователей удалить WhatsApp
Создатель мессенджера Telegram Павел Дуров посоветовал удалить приложение WhatsApp со своих устройств из-за обнаруженных в нём многочисленных уязвимостей в сфере безопасности.
Интернет и мемы
Петербургскую учительницу уволили за твиттер по жалобам родителей. Блог сочли непристойным, но школьники её поддержали
В соцсетях cчитают, что содержимое личного профиля — это не повод для увольнения.
Популярное за три дня
Интернет и мемы
Пользователь, который заходит на TJ только после рабочего дня
Интернет и мемы
Обычный вторник за пределами МКАДа
Интернет и мемы
Сбербанк отправил клиенту сообщение с паролем «Плачь, убивай евреев». Компания обвинила в ошибке генератор кодов
Банк сначала заявил о том, что SMS «отфотошопили», а потом признал ошибку и извинился.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]