Истории
Роман Персианинов

В 1990-х годах власти КНДР производили метамфетамин из-за финансового кризиса. Теперь его дарят на китайский Новый год

По словам исследователей, наркотик вошёл в культуру местных жителей и воспринимается как аналог энергетиков.

Северокорейский солдат на границе с Китаем Фото Getty

В начале февраля СМИ со ссылками на источники рассказали о метамфетамине как об одном из видов подарка на китайский Новый год в КНДР. Несмотря на неоднозначность информации, среди правозащитников давно ведётся обсуждение о популярности наркотика в стране.

На фоне нехватки лекарств и обезболивающих люди обращались за помощью к наркотику, не подозревая о его вредных свойствах. Этот тренд привёл к культурному принятию метамфетамина, ставшего для северокорейцев аналогом энергетического напитка. А начало этой тенденции лежит в 1990-х годах, когда распад СССР вынудил правительство КНДР начать производство наркотика для стабилизации экономики.

Признак гостеприимства

В середине 2000-х годов в северокорейском городе Хверён на границе с Китаем, экономика которого в основном основывалась на добыче угля, перестали платить зарплаты работникам угольной шахты. Среди множества тех, кто остался без средств к существованию, оказалась 44-летняя Пак Кён Ок (Park Kyung Ok). Не найдя другого выхода, она открыла небольшую точку по продаже различных товаров — от пуговиц и сладостей до мужских костюмов и сигарет.

«Я продавала всё подряд», — рассказывала Пак в 2014 году газете Los Angeles Times. Она сбежала из страны в Китай и согласилась общаться с журналистами только под вымышленным именем. В 2007 году женщина развелась с мужем, который оставил с ней детей и сестру-инвалида. Тогда она решила начать торговать метамфетамином.

Пак ездила в портовый Чхонджин, где покупала наркотик и прятала в коробке из-под конфет. Обычно она платила эквивалент 15 долларов за грамм высококачественного продукта, который затем смешивала с более дешёвым аналогом и разбивала на 12 порций. Женщина продавала вещество в магазине велосипедов на рынке, за одну единицу товара она получала прибыль в несколько долларов.

Город Хверён Фото Рэймонда Каннингема, Flickr

«Денег хватало только на рис и уголь для отопления», — рассказывала Пак. Её клиентами были обычные граждане, которые покупали наркотик, чтобы взбодриться перед работой или учёбой. Порой препарат также употребляют для подавления аппетита, когда нет возможности поесть. «Если вы идёте в гости, то предложение „понюхать“ считается вежливым способом поприветствовать кого-то. Это как выпить кофе, если клонит в сон, только лучше», — утверждала 43-летняя Ли Саэра из Хверёна, которая также сбежала в Китай.

Как пишет The New York Times, в КНДР употребление метамфетамина не считается чем-то необычным, а сродни курению. «До недавнего времени метамфетамин был широко распространён в Северной Корее как энергетический препарат — что-то вроде усиленной версии Red Bull», — говорит специалист по КНДР из университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков. По его мнению, это представление о метамфетамине указывает на недооценку общих рисков злоупотребления наркотиками внутри страны.

Производство в государственных масштабах

Впервые метамфетамин появился в Корее во время колониального периода под управлением Японии в начале 20-го века. Во время Корейской войны власти КНДР поставляли наркотики в армейские части для поддержания боевого духа солдат. Примерно с 1970-х годов в различных странах задерживали множество северокорейских дипломатов, перевозивших наркотики, пишет NYT.

Переломным моментом для проникновения метамфетамина в Северную Корею стал 1990 год. СССР, находившийся в критическом экономическом и социальном положении, потребовал от КНДР платить за импортируемые продукты по рыночным ценам. Одновременно с этим страна лишилась большого объёма китайской гуманитарной помощи. Власти не успели переориентировать экономику под новые условия, что привело к тяжёлому кризису и массовому голоду. По разным оценкам, его жертвами стали несколько миллионов человек.

В поисках финансовой подпорки власти КНДР обратились к производству и экспорту метамфетамина. О деталях этой схемы подробно рассказано в докладе Комитета США по правам человека в Северной Корее, опубликованном в 2014 году. Из документа следует, что наркотик транспортировали через северную границу с Китаем, откуда его забирали местные триады или японские якудза.

Северокорейские фермеры работают в поле Фото Reuters

После относительной стабилизации экономики в середине 2000-х годов уровень производства метамфетамина при поддержке государства снизился. В отчёте Управления реконструкции и стабилизации США (выполняет функцию министерства иностранных дел) от 2013 года сказано, что с 2004 года не зафиксировано ни одного подтверждённого случая поставок большого количества наркотиков при поддержке КНДР. Авторы документа предположили, что либо власти страны отказались от этой практики, либо снизили её до менее заметных пределов.

Что же касается внутренней продажи, то её развитию способствовало решение власти прекратить полномасштабное производство. Уволенные работники создали собственные лаборатории для продажи наркотика на местном рынке, говорится в отчёте Комитета США по правам человека в Северной Корее. Однако непонятно, откуда продавцы-любители доставали ингредиенты для метамфетамина.

Производство и торговля наркотиками в КНДР наказывается смертной казнью, однако порой этого недостаточно, чтобы отпугнуть наркоторговцев. Из-за активного спроса на метамфетамин даже мелкие производители зарабатывают большие деньги в краткие сроки.

Как пишет The Washington Post, начало 2010-х годов позволило наркотику приобрести дополнительную популярность.Те годы ознаменовались кризисом медицинской системы КНДР, который продолжается до сих пор.

Врачи пытались заменить недостающие медицинские препараты на опиаты, стимуляторы или конкретно метамфетамин. Он вызывает сильное привыкание, которое быстро превращается в серьёзную зависимость, но подавляющая часть населения страны не знает о пагубных свойствах наркотика.

Перспективы спада популярности

Первым о популярности метамфетамина как подарка на китайский новый год в КНДР сообщило издание Radio Free Asia 2 февраля 2019 года. Его спонсирует правительство США. В статье приводился комментарий источника издания в северокорейской провинции Хамгён-Пукто, утверждающего, что спрос на наркотик в праздники превысил предложение у местных производителей.

Наибольшей популярностью запрещённое вещество пользуется у молодого населения страны, в том числе несовершеннолетних, утверждал источник. Другой собеседник RFA из провинции Хамгён-Намдо также подтвердил популярность наркотиков, причём не только в крупных городах, но и в регионах.

В конце 2018 года издание также рассказывало о северокорейских военных, которые из-за низких зарплат на фоне экономического кризиса обращаются к наркобизнесу. Обычно солдаты или офицеры играют роль курьеров, перевозя товар на поездах. Это выгодная схема, так как зачастую военных не обыскивают, и они не опасаются хранить наркотики в сумке или карманах.

По словам двух источников RFA, эта практика не поддерживается высшим армейским руководством и строго наказывается. Несмотря на это порой наркоторговцам удаётся убедить военных сотрудничать ради крупного заработка. «Жизнь этих людей зависит от их небольшого рациона питания и низкой зарплаты. Неудивительно, что многие перевозят наркотики или занимаются другой нелегальной деятельностью для наркоторговцев. Они пытаются обеспечить свою семью», — говорил анонимный источник.

Северокорейские солдаты патрулируют территорию около реки Ялуцзян Фото Reuters

Репортёры The New York Times, которые изучали статью RFA, не смогли независимо подтвердить достоверность источников издания. Это не означает, что RFA или его собеседники соврали, так как жители КНДР часто не общаются с иностранной прессой публично, опасаясь за свою безопасность.

Тем не менее правозащитники и специалисты по Северной Корее не сомневаются в существовании в стране культуры использования метамфетамина.

Исследовательница Теодора Гюпчанова из центра изучения человеческих прав в Северной Корее уверена, что наркотик давно стал распространённым подарком на дни рождения и праздники.

В феврале 2019 года специалист по КНДР Андрей Ланьков отметил, что за последние годы перебежчики реже рассказывают о популярности метамфетамина в стране. Возможно, это указывает на снижение частоты его потребления, допускает Ланков.

Никакой официальной статистики о количестве наркозависимых в КНДР нет. Северокорейское правительство не комментировало информацию СМИ и давно отрицает версию о производстве и потреблении наркотиков в стране.

В КНДР не существует незаконного использования, оборота и производства наркотиков, которые превращают людей в психически неполноценных.

из заявления новостного издания, подконтрольного правительству КНДР

#кндр #наркотики #законы