{"id":815,"title":"\u0418\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0448\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0443\u043b\u043e\u0432 \u0440\u0435\u0434\u0430\u043a\u0446\u0438\u0438 TJ","url":"\/redirect?component=advertising&id=815&url=https:\/\/tjournal.ru\/promo\/437914-p&placeBit=1&hash=cc25e10bbce3ba1178707620a151028c26e64dc0e3c8cc75c43d562debd0bf18","isPaidAndBannersEnabled":false}

Требуется операция на «сердце»: история о нелегкой судьбе первого атомного ледокола в мире

Предпосылки строительства, инциденты на судне и история о том, как реакторная установка атомохода «Ленин» оказалась на дне Северного Ледовитого океана.


В послевоенные годы в СССР велось активное освоение Арктики и восточных регионов страны. Опыт экспедиций показал, что для расширения арктической транспортной системы и увеличения количества перевозок грузов необходимы ледоколы, способные работать во льдах длительное время.

Первоначально для навигации по северным морям использовались паровые ледоколы, топлива в которых хватало примерно на три недели автономного плавания без дозаправок. Чуть позже морской флот перешел на ледоколы с дизельной энергетической установкой, которые могли ходить без дозаправки до 50 суток. Однако даже такого показателя автономности не хватало, и бывали случаи, когда караваны судов оставались на зимовку во льдах Арктики из-за закончившегося топлива на ледоколе.

Часть советского ледокольного флота, замерзшего во льдах осенью 1937 года

В это же время в стране активно совершенствовалась отрасль ядерной энергетики, которая дала мощный толчок развитию арктической транспортной системы. По подсчетам специалистов, встраивание в ледокол ядерной силовой установки позволило бы увеличить автономность судна до 12 месяцев. Сделав ставку на новые технологии, 20 ноября 1953 года Совет министров СССР принимает решение о строительстве первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Судно заложили в 1956 году на судостроительном заводе в Ленинграде и уже 5 декабря 1957 года торжественно спустили на воду.

Картина, изображающая процесс спуска на воду атомного ледокола «Ленин».

Как известно, со спуском на воду строительство судна не заканчивается, и буксиры отвели ледокол к достроечной стенке завода. Следующие два года на нем устанавливали атомные реакторы и проводили различные испытания. Только в декабре 1959 года ледокол успешно сдали Министерству морского флота и ввели в эксплуатацию. Уже в первые навигации по северным морям атомоход «Ленин» показал отличную автономность благодаря мощности ядерной энергетической установки. Тем самым проблема расширения транспортной системы и увеличения сроков навигации в Арктике была решена.

Инциденты на ледоколе

Первоначально на атомном ледоколе «Ленин» использовалась атомная установка ОК-150, которая, по воспоминаниям инженеров и участников проекта, имела множество недостатков и оказалась не такой надежной, как задумывалась. В связи с этим значительную, если не большую часть времени ледокол находился в ремонте.

В литературе описываются несколько инцидентов, произошедших в реакторной установке ледокола в период с 1965 по 1967 годы. Однако достоверно неизвестно, каким уровням по Международной шкале ядерных событий они соответствуют, и может ли хоть один из них квалифицироваться как полноценная авария.

В феврале 1965 года на ледоколе ремонтировали главные циркулярные насосы реактора №2. В процессе из-за ошибки операторов кратковременно остановилась циркуляция воды, что привело к перегреву активной зоны реактора. Выгрузка отработанного ядерного топлива была остановлена, а оставшиеся тепловыделяющие сборки было решено выгрузить в специальный защитный контейнер вместе с частью конструкций реактора. Через два года герметизированный контейнер погрузили на понтон и отвезли к заливу Цивольки около Новой Земли, где он и был затоплен.

Общий вид установки ОК-150 с подписями основного оборудования

По воспоминаниям А.А. Адрианова, заместителя начальника службы КИПиА на атомном ледоколе «Ленин», во время навигационного сезона осенью 1965 года была обнаружена течь первого контура реактора №3. Один из двух парогенераторов всего через три тысячи часов работы подвела вставная нержавеющая рубашка, которая должна была защищать внутреннюю поверхность корпуса от коррозии в течение нескольких десятилетий. В результате второй парогенератор до конца навигации мог выдавать лишь половину штатной мощности реактора.

Также Адрианов рассказывает о двух инцидентах, произошедших на ледоколе в 1966 году. В начале года из-за нарушения технологии сварочных работ на ледоколе произошел крупный пожар, разрушивший кабельные трассы. А летом была обнаружена новая течь вставной антикоррозийной рубашки из нержавеющей стали: теперь на реакторе №1, причём не на парогенераторе, а уже на силовом корпусе самого реактора. Устранить её без замены корпуса вместе со всем реактором оказалось невозможно.

Реакторная установка ОК-150 на атомоходе «Ленин» (разрезной макет)

По сведениям организации «Беллона», уже в 1967 году (по другим данным, подготовка к демонтажу реакторного отсека началась в конце 1966 года) на одном из реакторов была зафиксирована течь трубопроводов третьего контура. Во время вскрытия неразборной бетонной биологической защиты для выяснения места протечки якобы были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки.

Из-за многочисленных недостатков атомную установку первого поколения решили модернизировать. Поскольку к тому времени накопился значительный опыт эксплуатации атомного ледокола «Ленин», других морских ядерных энергетических установок и наземных атомных электростанций, появился вариант заменить установку ОК-150 более совершенной и современной модификацией ОК-900. По разным версиям, решение о замене вместо ремонта и модернизации имеющихся реакторов было принято после инцидента осенью 1965, летом 1966 или в начале 1967 года. Документально оформлено оно было постановлением Совета Министров СССР 18 февраля 1967 года.

Подготовка к операции

Тяжелая радиационная обстановка и сжатые сроки ремонта не позволили разобрать реакторную установку внутри ледокола. В ходе данной операции порядка 6500 человек могли бы получить предельно допустимую годовую норму облучения. Поэтому для удаления установки ОК-150 приходилось искать более радиационно-безопасные способы.

Специалисты рассматривали различные варианты удаления реактора через верхнюю палубу или через борт атомохода на плавсредство или на берег. Однако после заливки атомной установки специальным раствором для биологической защиты вес всего реактора оказался слишком велик. К тому же вместе с атомной установкой хотели сразу же выгрузить все оборудование и конструкции внутри ледокола, которые подверглись радиоактивному загрязнению и не были пригодны для использования с новым реактором ОК-900.

Иллюстрация из сборника очерков «Атомный ледокол “Ленин”. Второе рождение»

После изучения всех возможных вариантов, оставался только один: извлечь реактор через днище ледокола с помощью точечных взрывов. Всю операцию планировали выполнить в пять основных этапов.

  • I этап. Подготовительные работы по отсоединению выгружаемого отсека от корпуса ледокола в специальной береговой базе у Мурманска;
  • II этап. Буксировка ледокола к месту выгрузки и захоронения реактора в залив Цивольки;
  • III этап. Подготовительные подводные работы на ледоколе в районе проведения операции. Установка зарядов. Осуществление взрыва и выгрузка отсека на дно;
  • IV этап. Буксировка ледокола в сопровождении кораблей Северного флота обратно в Мурманск;
  • V этап. Отправка атомохода на стоянку в док для монтажа новых днищевых секций.

Основной сложностью операции на этапе планирования стали четыре переборочные перемычки, которые держали весь отсек с реактором. В случае появления трещин или неравномерного взрыва зарядов в отсеке мог образоваться перекос, и он начал бы расклиниваться прямо внутри ледокола, не имея возможности выйти из корпуса вниз.

Для подстраховки в отсек добавили дополнительные опоры, которые препятствовали перекосу, а каждый взрыватель оснастили дополнительными схемами питания, чтобы все заряды сработали одновременно. Перед проведением операции, в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова на модели в масштабе 1:50 исследовали поведение отсека после взрыва, а действие зарядов тестировали на макете в масштабе 1:5.

Вырезая «сердце»

После проведения всех испытаний и подготовительных работ ледокол на буксире в компании плавбазы «Лепсе» и спасательного судна «Алтай-1» отправился к Новой Земле в залив Цивольки, на место выгрузки реактора. Все работы третьего этапа операции по извлечению установки осуществлялись с 8 сентября по 19 сентября 1967 года.

Записи из вахтенного журнала атомного ледокола «Ленин»

19 сентября 1967 года

20:00. Стоим на якоре (левом)... Ведутся подготовительные работы по выгрузке отсека.

20:30. В заряды установлены детонаторы, проверены цепи питания запалов. Все люди из центрального отсека вышли, начато заполнение отсека забортной водой самотеком.

Ледокол встал на якорь над будущим местом захоронения отсека у Новой Земли и началась самая сложная часть подготовки перед взрывом — вырезка днища ледокола под реактором, которая производилась опытными водолазами. Всего потребовалось убрать обшивку периметром около 60 метров на что ушло двое суток.

21:20. В столовой команды собраны все аварийные партии на инструктаж.

21:30. Инструктаж окончен.

21:40. П/б «Лепсе», с/c «Алтай», л/к «Капитан Мелехов» предупреждены по УКВ о том, что с этого момента они должны держать свои машины и экипажи в постоянной готовности.

Получившийся вырез уплотнили поролоном с брезентом, откачали воду из отсека и начали резку силовых переборок реактора. После всех необходимых операций реактор держался только на четырех основных переборках, на каждую из которых впоследствии были установлены кумулятивные заряды.

21:50. Аварийная тревога, всем аварийным партиям занять свои места.

22:05. Начали выбирать якорный канат.

В ходе разработки проекта было решено, что экипаж на ледоколе должен находиться на всех стадиях работ по выгрузке реактора. Однако, непосредственно перед взрывом, весь производственный персонал и личный состав ледокола, не задействованный в аварийном расписании и на вахтах, вывели с атомохода на плавучую базу «Лепсе».

22:10. С/с «Алтай» сообщил о постоянной готовности машин и экипажа. Якорный канат выбран до 3 смычек в воде.

22:22. Капитаном объявлена 5-минутная готовность.

За час до взрыва в заряды установили детонаторы, была объявлена аварийная тревога и в 22:27 произведен взрыв, похоронивший атомную установку ОК-150 в заливе Цивольки на глубине около 50 метров.

22:27. Произведен взрыв. Отсек ушел в воду. Аварийные партии приступили к осмотру своих постов.

По словам участников операции, после взрыва и отделения реактора от корпуса ледокол всплыл на 2-2,5 метра, что совпало с рассчетами, проведенными до этого на уменьшенной модели судна.

22:50. Крена нет. Поступили доклады от всех аварийных партий об отсутствии повреждений окружающих центральный отсек переборок. Отбой аварийной тревоги.

23:05. Отдан буксир на п/б «Лепсе».

23:15. Выбран левый якорь, с/с «Алтай» дал малый ход, отводит ледокол за корму от места выгрузки центрального отсека...

Обратно в Мурманск ледокол буксировали с вырезанным и затопленным днищем, из-за чего скорость буксировки была ограничена. Спустя семь дней, 26 сентября «Ленин» добрался до Мурманска, а 5 октября его поставили в док для восстановления днища. Через месяц работы были завершены и ледокол отправился в Северодвинск на завод «Звездочка» для монтажа новой атомной установки ОК-900.

Процесс демонтажа ядерной энергетической установки ОК-150 атомного ледокола «Ленин» Источник: rg.ru

Будущее атомохода

Работы по замене реактора были полностью завершены спустя два года. Поскольку конструкция новой атомной установки отличалась от предыдущей и теперь внутри стояло два реактора вместо трех, на атомоходе пришлось модернизировать 204 из 675 помещений.

Однако все прошло успешно и после всех испытаний 21 июня 1970 года был подписан приемный акт, в результате которого атомный ледокол «Ленин» уже с новым «сердцем» вновь заступил на службу в Арктике.

Иллюстрация из сборника очерков «Атомный ледокол "Ленин". Второе рождение»

После замены атомной установки «Ленин» проработал ещё девятнадцать лет. Из-за сильного износа корпуса с 1984 года ледокол использовали только в периоды наиболее благоприятной навигации с июня по декабрь. Спустя пять лет было решено полностью вывести его из эксплуатации, да и к тому времени появились более современные суда для работы в Арктике. На атомоходе демонтировали гребные винты и сняли вертолёт ледовой разведки, а реакторы подвергли консервации. После чего его поставили на вечную стоянку в порту Мурманска.

Атомоход «Ленин» в порту Мурманска. Февраль 2019 года

За все время работы в Арктике «Ленин» провёл сквозь льды 3741 судна, а сам прошёл более 1,2 млн километров, из которых 1,037 млн во льдах, поучаствовав в 26 навигациях. В настоящее время на ледоколе организован музей и информационный центр Росатома. С 2016 года атомоход был признан объектом культурного наследия федерального значения.

Замерзший «Ленин» (слева)

Огромное спасибо Илье А. за помощь с поиском информации для статьи и детальный разбор инцидентов, произошедших на ледоколе.

Желание написать данный материал появилось после посещения музея на атомоходе «Ленин», где показывают основные помещения судна и рассказывают про его историю. Достаточно уникальное место, поэтому при поездке в Мурманск советую не забыть и про данный музей. Главное, постарайтесь записаться заранее, так как свободное посещение отсутствует, а на ледокол пускают небольшими группами только в определенные часы.

{ "author_name": "Александр Хнычков", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0430\u0440\u043a\u0442\u0438\u043a\u0430"], "comments": 22, "likes": 85, "favorites": 67, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 88002, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 22 Feb 2019 14:54:54 +0300", "is_special": false }
0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Противный каякер
8

Вот эта вот милая девушка ☝ целый вечер терроризировала нас с Александром по поводу качества наших источников) ред.

1
Склонный супер_стар
1

Вырвали из контекста)

1
Противный каякер

Просто они не источники) Я не терроризировала, а кадрилась. Вы неверно истолковали мое дружелюбие.

1
Огненный шар

На чём он сидит в итоге?

5
Обратный Илья

Когда тебе начнут платить денег? Никита заплати ему денег за статью

4

Комментарий удален по просьбе пользователя

3

Они выбросили заражённый реактор в море??!!! Это нормально? Там досихпор фонит...

1

Ты удивишься, узнав, сколько в мире мест, где фонит. И не только в морях и где-то далеко от цивилизации, даже в Москве есть такие, в Коломенском, например

2

Там меньше фонит чем от бананов

https://what-if.xkcd.com/29/

1

Ну в тексте же:
Однако после заливки атомной установки специальным раствором для биологической защиты

0

Реактор как раз почти не фонит, и совсем не опасен для окружающей среды. То ли дело отработанное ядерное топливо.

0

поставили на вечную стоянку в порту Мурманска

Как знать. На нём по-прежнему есть капитан и часть команды. А вообще, музей очень крутой, обещают в скором времени ещё павильон про сияние сделать

2

Но при этом нет целой реакторной установки) Так что вероятность, как говорится, крайне мала.

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

А у Бразилии вообще ледоколов нет. Странно то как.

3
Отличный кавалер

Очень интересно было читать про демонтаж реактора. Спасибо

1

Хочу теперь экранизацию этой истории

0

Только через Рогова на Сбер

0
Читать все 22 комментария
Обсуждаемое
Интернет
Исчезновение Габби Петито: пара блогеров отправилась в поездку по США, документируя её в соцсетях. Вернулся лишь один
Поиски продолжаются почти неделю: жених девушки считается подозреваемым, но ничего не говорит, а к резонансному расследованию подключились детективы-любители с Reddit.
Новости
Чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили подала в суд на Netflix из-за «клеветы» в сериале «Ход королевы»
В одной из серий сообщили, что она никогда не состязалась в шахматах с мужчинами, что не соответствует действительности.
Новости
В России начались трёхдневные выборы в Госдуму
Они завершатся в 20:00 по местному времени 19 сентября.
Популярное за три дня
Технологии
ИТ-специалисты сообщили о блокировке «Google Документов» на сетях «Мегафона», МТС, Tele2 и Yota
Сбои наблюдаются по всей России. 15 сентября в «Google Документах» опубликовали списки кандидатов «Умного голосования».
Новости
Журнал Time включил Алексея Навального в список самых влиятельных людей года
Вместе с ним в список вошли принц Гарри и его супруга Меган Маркл, Бритни Спирс и теннисистка Наоми Осака.
Новости
Apple и Google удалили приложение «Навальный» из российских магазинов
Это случилось после того, как на заседании Совфеда компаниям пригрозили штрафами и уголовными делами из-за «вмешательства» в выборы.
null